ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды экспортной деятельности предприятия 9
1.2 Сущность, задачи и механизмы реализации экспортной политики
предприятия 16
1.3 Методика анализа экспортной политики предприятия 30
2 АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «РЕСУРС»
2.1 Анализ структуры и динамики экспортных операций ООО «Ресурс»
2.2 Анализ эффективности экспортной деятельности ООО «Ресурс» ... 62
2.3 Оценка эффективности экспортной политики ООО «Ресурс» 77
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «РЕСУРС»
3.1 Основные направления совершенствования экспортной политики
ООО «Ресурс» 86
3.2 Разработка и оценка эффективности мер по совершенствованию
экспортной политики ООО «Ресурс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
Одной из наиболее традиционных и развитых форм международных экономических отношений является международная торговля. Внешнеторговые связи как существенный фактор повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий получают все большее развитие.
Внешняя торговля представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Планирование выхода на зарубежный рынок требует учета большого числа внешних и внутренних факторов. При их четком анализе и прогнозировании возможно обеспечить успешную внешнеэкономическую деятельность предприятия.
Важной составляющей внешнеэкономической деятельности в том числе и конкурентоспособности предприятия являются экспортные операции. В настоящее время при осуществлении экспортной деятельности у предприятий отсутствуют эффективные стратегии и принципы деятельности на внешнем рынке, другими словами, эффективная экспортная политика. Трудности изучения данной проблемой вызваны в основном отсутствием комплексных научно-обоснованных подходов и методов к анализу экспортного потенциала и взаимосвязи между производственными процессами и экспортной деятельностью предприятия.
Большая часть экономической литературы посвящена изучению отдельных элементов экспортной политики предприятий: развитие экспортного
производства и воздействие на него внешних и внутренних факторов; изучение международных рынков сбыта; формирование экспортно-сбытовой политики фирмы; разработка международной стратегии предприятия и т.д. Недостаточное изучение данных вопросов и их высокая практическая значимость для экономики России обусловили выбор темы исследования.
Объектом исследования является предприятие ООО «Ресурс».
Предметом исследования является эффективность экспортной деятельности, осуществляемой ООО «Ресурс».
Цель исследования - анализ экспортной политики предприятия с точки зрения ее эффективности.
Цель выпускной квалификационной работы определила решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические аспекты экспортной деятельности предприятия;
• охарактеризовать методику расчета эффективности экспортной деятельности;
• рассмотреть структуру и динамику экспортных операций выбранного предприятия;
• проанализировать ведение экспортной деятельности на предприятии;
• оценить эффективность действующей системы ведения экспортной деятельности;
• определить пути повышения эффективности экспортной деятельности;
• предоставить рекомендации по разработке стратегии повышения эффективности экспортной деятельности и управлению экспортным потенциалом предприятия.
Теоретическую основу работы составили исследования ученых и специалистов в области внешнеэкономической деятельности, учебные и методические пособия; законодательные акты и нормативные документы РФ, действующие в течение исследуемого периода; материалы периодической печати.
Информационно - статистической базой исследования явились материалы учебников по повышению внешнеэкономической деятельности РФ, данные бухгалтерского баланса, отчеты о финансовых результатах исследуемого предприятия.
Экспорт является наиболее распространенной формой выхода предприятия на внешний рынок. Предприятие, осуществляющее экспортную деятельность, имеет ряд преимуществ, в числе которых: увеличение объема продаж за счет новых рынков; расширение конкурентных преимуществ предприятия; уменьшение себестоимости единицы продукции (экономия на масштабах производства); увеличение прибыли и валютных ресурсов предприятия и др.)
Экспортная политика предприятия - определенный курс действий фирмы и наличие у нее таких продуманных принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается стабильная, эффективная деятельность на внешнем рынке, позволяющая достигать намеченных текущих и долгосрочных целей.
В данной дипломной работе проведен анализ экспортной деятельности предприятия ООО «Ресурс».
В первой части были рассмотрены теоретические аспекты экспортной деятельности предприятия, а именно: экспорт и его виды, понятие, виды и механизмы реализации экспортной политики предприятия. На основании теоретических аспектов был разработан алгоритм анализа эффективности экспортных операций и экспортной политики ООО «Ресурс», имеющий для него практическое значение.
Во второй части была проанализирована структура и динамика экспортных операций ООО «Ресурс», оценена эффективность действующей системы ведения экспортной деятельности путем расчета показателей эффективности, проведения факторного анализа экспортной выручки и экономической эффективности экспорта. На следующем этапе был проведен анализ экспортной политики предприятия, который включал в себя: анализ экспорта по выполнению сроков, анализ качества экспортной продукции, анализ цен.
В третьей части были выявлены и раскрыты основные меры по повышению эффективности экспортной политики предприятия. А затем была выбрана и проанализирована конкретная мера, определена ее эффективность. Данное предложение при прочих равных условиях привело к увеличению прибыли, усилению конкурентных позиций по внешнеэкономическим сделкам, повысилась рентабельность производимой продукции.
Оценка эффективности экспортной деятельности российских предприятий, изучение её динамики и целесообразности осуществления является актуальной и неотъемлемой составляющей экспортной деятельности. Её значимость заключается в том, что она позволяет найти пути и разработать систему мер по повышению эффективности экспортоориентированного производства, маркетинговой политики, по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия, определить оптимальную структуру внешнеторговых операций, а также сравнительные конкурентные позиции продукции на том или ином рынке, сформировать стратегию повышения эффективности экспортной деятельности и принять обоснованное решение в корректировке внешнеторговой политики предприятия.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(с
поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 декабря2017 г) [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //kodeks .systecs.ru.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulaws.ru.
5. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulaws.ru.
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru.
7. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебное пособие / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова; под ред. проф. Е.П. Пузаковой.-М.:Экономистъ,2007.-495 с.
8. Дроздова, Г.М. Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятия: учебник / Г.М. Дроздова.- М.: Инфра-М, 2008. - 292 с.
9. Калашникова, И.В. Внешнеторговая деятельность организации: учебное пособие / И.В. Калашникова, Е.В. Корешева, В.Г. Мысник. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. - 179 с.
10. Колосов, Ю.М. Международное право: Учебник. / Ю.М. Колосов,
В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 2007. - 342 с.
11. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник /
О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
12. Лупикова, Е.В. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для вузов по направлению 080100 «Экономика» и экон. специальностям / Е.В. Лупикова, Н.К. Пашук. - М.: КНОРУС, 2009. - 255 с.
13. Матвеева, О.П. Организация внешнеторговой деятельности: учеб. пособие для вузов по направлению «Торг. дело» и др. / О.П. Матвеева. - СПб.: Троицкий мост, 2016. - 240 с.
14. Магометов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. / Ш.Ш. Магометов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 294 с.
15. Мельничук, А.П. Внешнеэкономическая деятельность: Международный обмен технологиями / А.П. Мельничук. - М.: ЭКМОС, 2006. - 144 с.
16. Морозова, Е.В. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Е.В. Морозова, И.В. Лотоцкая. - Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 136 с.
17. Покровская, В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник/ В.В. Покровская.- М.: Юристъ, 2011. - 456с.
18. Сидоров, В.П. Организация и техника внешнеторговых операций: учебное пособие / В.П. Сидоров. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 152 с.
19. Смитиенко, Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие (7-е изд., перераб.) / Б.М. Смитиенко. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
20. Стровский, Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов по экон. специальностям / Л.Е. Стровский и др.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 503 с.
21. Ткаченко, М.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: учеб.
пособие для вузов по специальности «Таможен. дело» / М.Ф. Ткаченко, И.И. Шатская.- СПб.: Троицкий мост, 2016. - 232 с.
22. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях
кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие /
Р.А. Фатхутдинов. - М.: Мастерство, 2012. -356 с.
23. Ценина, Т.Т. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб. пособие / Т.Т. Ценина. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 200 с.
24. Цыпин, И.С. Мировая экономика. учеб. / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: Изд-во Проспект, 2009. - 248 с.
25. Сайт Российского Экспортного Центра (РЭЦ) - Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/.
26. Матвейчук, Л.И. Международный маркетинг / Редактор: Ильин А.А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/Meshd_ma/ page0002.asp.