Гендерные аспекты представления об успешности как условие субъективного благополучия личности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления... .7
1.2. Система гендерных характеристик личности, варианты внутренне
конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности 12
1.3. Проявления субъективного благополучия (удовлетворенность жизнью,
ощущение счастья) как признак наличия внутриличностных конфликтов 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ В СООТНОШЕНИИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И ОЩУЩЕНИЕМ СЧАСТЬЯ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Описание результатов исследования гендерных характеристик личности на
мужской и женской выборках 32
2.3. Содержание образа успешной личности в представлениях юношей и
девушек 40
2.4. Взаимосвязи гендерных характеристик личности и идентификации с образом успешной личности с показателями психологического благополучия у юношей и девушек 44
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления... .7
1.2. Система гендерных характеристик личности, варианты внутренне
конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности 12
1.3. Проявления субъективного благополучия (удовлетворенность жизнью,
ощущение счастья) как признак наличия внутриличностных конфликтов 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В Я-КОНЦЕПЦИИ В СООТНОШЕНИИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И ОЩУЩЕНИЕМ СЧАСТЬЯ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Описание результатов исследования гендерных характеристик личности на
мужской и женской выборках 32
2.3. Содержание образа успешной личности в представлениях юношей и
девушек 40
2.4. Взаимосвязи гендерных характеристик личности и идентификации с образом успешной личности с показателями психологического благополучия у юношей и девушек 44
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном мире успех - это разносторонний, интересный объект для научного исследования, что находит свое отражение в различных подходах к его изучению (философских, социологических, культурологических, экономических, педагогических). В психологии проведено внушительное количество исследований, посвященных определению понятия, составных элементов и критериев, позволяющих характеризовать человека как «успешного». Однако область представлений об успехе как о субъективном благополучии личности является не до конца изученной.
С точки зрения К.А. Абульхановой, социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие, в значительной степени детерминируя выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе [1]. X. Хекхаузен показал, что индивидуально-психологические особенности личности, значимые в предрасположенности личности к успешному поведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного "Я" [48].
В то же время, в психологических исследованиях, показано, что страсть к совершенству, как образу успешности, недостижимому в реальности, несет разочарования, что приводит к невротическим состояниям (А. Адлер, Г.Ю. Айзенк, Н.Г. Гаранян, Ф. Гринейкр, Н.М. Залуцкая, Е.П. Ильин, Е.Т. Соколова, Ю.Е. Сосновникова, Р. Столороу, Э. Фромм, А.Б. Холмогорова, Е.П. Чечельницкая, К.Г. Юнг).
В нашем обществе отношение к ценности достижения успеха, и к «успешной личности» имеет также серьезные внутренние противоречия. Так, по Г. Хофстеде, в «маскулинных» культурах с успехом связаны достижение и демонстрация материального достатка, власти и представительности, а в «фемининных» культурах главным его содержанием является качество жизни, постижение ее смысла и гармония отношений. Однако, современное общественное сознание характеризуется нарастающим взаимопроникновением ценностей культур разного типа, в том числе «маскулинных» и «фемининных», что создает внутренне конфликтные ценностные основания.
Кроме того, показано, что отношение к успешности несет гендерно дифференцированную семантическую нагрузку. Представление об успешности в общественном сознании либо ассоциировано с мужской позицией в обществе, либо имеет гендерные различия: профессиональная самореализация
ассоциируется с мужским характером успешности, а семейная самореализация ассоциируется с женским характером успешности. Но в то же время, в исследованиях последних лет показано, что трансформация гендерных представлений в обществе идет ускоренными темпами, и их отражение в индивидуальном самосознании дает неоднозначные, и порой, внутренне конфликтные проявления (Р. Р. Верма, О.Г. Лопухова, Л.Н. Ожигова и др.).
Объект исследования: образ успешности в Я-концепции личности.
Предмет исследования: содержание разноуровневых гендерных
характеристик образа успешной личности в Я-концепции мужчин и женщин в соотношении с удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья как проявлениями субъективного благополучия.
Цель: определить на мужской и женской выборках содержание и соотношение гендерных характеристик образа успешной личности в Я- концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций и сопоставить их с показателями удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
Гипотеза исследования. Представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности, (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
4. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам;
5. Отсутствием в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня;
6. Соответствием представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры.
Задачи исследования:
4. Теоретические
4.1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления;
4.2. Описать взгляды на систему гендерных характеристик личности, варианты внутренне конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности;
4.3. Проявления субъективного благополучия как признак наличия внутриличностных конфликтов.
5. Эмпирические
5.1. Организационно-методические: подобрать методики диагностики
гендерных характеристик личности и образа успешной личности в Я- концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций, а также методик удовлетворенности жизнью и ощущения счастья и провести сбор данных на мужской и женской выборках.
6. Аналитические
6.1. Описать полученные эмпирические данные на мужской и женской выборках и проанализировать в сравнительном аспекте полученные распределения;
6.2. Определить, насколько представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья;
6.3. Определить, соотносится ли соответствие представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
Методы и методики исследования. Были использованы методики:
6. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «Bem Sex Role Inventory») О.Г. Лопуховой;
7. Опросник «Шкала полоролевой идеологии» в модификации Калина;
8. «Шкала счастья» Фордиса;
9. Опросник «Удовлетворенность своей жизнью» Коулмана;
10. Модифицированная методика «Жизненные цели и ценности» О.Г. Лопуховой;
Методы обработки данных:
1. Теоретические - теоретико-методологический анализ, обобщение, интерпретация научной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические - анкетирование; тестирование;
3. Математические - определение достоверности различий с помощью критерия t-Стьюдента, измерение образа успешной личности, определение идентификации с образом успешной личности методом корреляционного анализа, дисперсионный анализ.
Выборка: в исследовании участвовало 113 человек: 72 женщин и 41 мужчин от 18 до 30 лет, разных национальностей (преимущественно русской и татарской национальностей), разных профессий и сфер деятельности, стоящие на разных ступенях лестницы начальник-подчиненный, а также различающиеся по семейному положению (состоящие и не состоящие в браке).
С точки зрения К.А. Абульхановой, социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие, в значительной степени детерминируя выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе [1]. X. Хекхаузен показал, что индивидуально-психологические особенности личности, значимые в предрасположенности личности к успешному поведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного "Я" [48].
В то же время, в психологических исследованиях, показано, что страсть к совершенству, как образу успешности, недостижимому в реальности, несет разочарования, что приводит к невротическим состояниям (А. Адлер, Г.Ю. Айзенк, Н.Г. Гаранян, Ф. Гринейкр, Н.М. Залуцкая, Е.П. Ильин, Е.Т. Соколова, Ю.Е. Сосновникова, Р. Столороу, Э. Фромм, А.Б. Холмогорова, Е.П. Чечельницкая, К.Г. Юнг).
В нашем обществе отношение к ценности достижения успеха, и к «успешной личности» имеет также серьезные внутренние противоречия. Так, по Г. Хофстеде, в «маскулинных» культурах с успехом связаны достижение и демонстрация материального достатка, власти и представительности, а в «фемининных» культурах главным его содержанием является качество жизни, постижение ее смысла и гармония отношений. Однако, современное общественное сознание характеризуется нарастающим взаимопроникновением ценностей культур разного типа, в том числе «маскулинных» и «фемининных», что создает внутренне конфликтные ценностные основания.
Кроме того, показано, что отношение к успешности несет гендерно дифференцированную семантическую нагрузку. Представление об успешности в общественном сознании либо ассоциировано с мужской позицией в обществе, либо имеет гендерные различия: профессиональная самореализация
ассоциируется с мужским характером успешности, а семейная самореализация ассоциируется с женским характером успешности. Но в то же время, в исследованиях последних лет показано, что трансформация гендерных представлений в обществе идет ускоренными темпами, и их отражение в индивидуальном самосознании дает неоднозначные, и порой, внутренне конфликтные проявления (Р. Р. Верма, О.Г. Лопухова, Л.Н. Ожигова и др.).
Объект исследования: образ успешности в Я-концепции личности.
Предмет исследования: содержание разноуровневых гендерных
характеристик образа успешной личности в Я-концепции мужчин и женщин в соотношении с удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья как проявлениями субъективного благополучия.
Цель: определить на мужской и женской выборках содержание и соотношение гендерных характеристик образа успешной личности в Я- концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций и сопоставить их с показателями удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
Гипотеза исследования. Представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности, (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
4. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам;
5. Отсутствием в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня;
6. Соответствием представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры.
Задачи исследования:
4. Теоретические
4.1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления;
4.2. Описать взгляды на систему гендерных характеристик личности, варианты внутренне конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности;
4.3. Проявления субъективного благополучия как признак наличия внутриличностных конфликтов.
5. Эмпирические
5.1. Организационно-методические: подобрать методики диагностики
гендерных характеристик личности и образа успешной личности в Я- концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций, а также методик удовлетворенности жизнью и ощущения счастья и провести сбор данных на мужской и женской выборках.
6. Аналитические
6.1. Описать полученные эмпирические данные на мужской и женской выборках и проанализировать в сравнительном аспекте полученные распределения;
6.2. Определить, насколько представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья;
6.3. Определить, соотносится ли соответствие представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
Методы и методики исследования. Были использованы методики:
6. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «Bem Sex Role Inventory») О.Г. Лопуховой;
7. Опросник «Шкала полоролевой идеологии» в модификации Калина;
8. «Шкала счастья» Фордиса;
9. Опросник «Удовлетворенность своей жизнью» Коулмана;
10. Модифицированная методика «Жизненные цели и ценности» О.Г. Лопуховой;
Методы обработки данных:
1. Теоретические - теоретико-методологический анализ, обобщение, интерпретация научной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические - анкетирование; тестирование;
3. Математические - определение достоверности различий с помощью критерия t-Стьюдента, измерение образа успешной личности, определение идентификации с образом успешной личности методом корреляционного анализа, дисперсионный анализ.
Выборка: в исследовании участвовало 113 человек: 72 женщин и 41 мужчин от 18 до 30 лет, разных национальностей (преимущественно русской и татарской национальностей), разных профессий и сфер деятельности, стоящие на разных ступенях лестницы начальник-подчиненный, а также различающиеся по семейному положению (состоящие и не состоящие в браке).
В условиях нашего быстро развивающего общества остро встает вопрос о соотношении в сознании человека образа успешной личности и субъективного благополучия. Ведь на сознание человека влияет множественность гендерных стереотипов, очень разных, порой взаимно противоречивых. На основании имеющихся стереотипов формируется гендерная идентичность личности. Невозможность реализовать себя в той или иной мере из-за определённых стереотипов и границ, может служить причиной возникновения внутриличностных конфликтов.
Происходящий трансформационный процесс - переход от патриархального (традиционного) социального устройства к эгалитарному (современному) - приводит к ломке гендерных стереотипов и гендерных ролей мужчин и женщин. В общих чертах этот процесс исследователи характеризуют маскулинизацией женщин и размаскулинизацией мужчин.
Нами было проведено исследование на определение в мужских и женских выборках содержание и соотношение гендерных характеристик образа успешной личности в Я-концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций и сопоставить их с показателями удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
Предметом исследования выступало содержание разноуровневых гендерных характеристик образа успешной личности в Я-концепции мужчин и женщин в соотношении с удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья как проявлениями субъективного благополучия. А объект исследования - это образ успешности в Я-концепции личности.
В нашем исследовании приняло участие 113 испытуемых от 18 до 30 лет, разных профессий и сфер деятельности.
В проведенном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления.
2. Описать взгляды на систему гендерных характеристик личности, варианты внутренне конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности.
3. Проявления субъективного благополучия как признак наличия внутриличностных конфликтов.
4. Описать полученные эмпирические данные на мужской и женской выборках и проанализировать в сравнительном аспекте полученные распределения.
5. Определить, насколько представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
6. Определить, насколько отсутствие в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
7. Определить, соотносится ли соответствие представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
По результатам теоретического анализа соответствующей литературы по проблеме нашего исследования были выявлены следующие выводы: во-первых, несмотря на достаточное количество исследований на эту тему, всё-таки определённого подхода, которого придерживались бы большинство исследователей на сегодняшний день не разработано. Во-вторых, причинами внутриличностных конфликтов, как юношей, так и девушек могут быть трансформация гендерных норм в современном обществе. В-третьих, у исследователей нет основания систематизировать внутриличностные конфликты, поскольку, несмотря на то, что их гендерные роли становятся всё ближе друг другу, но содержание внутриличностных конфликтов всё ещё остается разнообразным. В-четвертых, субъективное благополучие во многих случаях и у юношей и у девушек может сопровождаться страхом успеха, который приводит к внутриличностным конфликтам. Страх будет мешать им достичь определённых целей. В случаи если цель уже достигнута, но у человека присутствует страх успеха, из-за каких-либо внутренних противоречий, он попытается всеми возможными способами добиться своего публичного краха.
После проведения теоретического анализа была сформулирована гипотеза исследования о том, что представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности, (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
1. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам;
2. Отсутствием в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня;
3. Соответствием представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
7. В преставлении образа успешной личности преобладает образ мужского пола, что говорит о доминировании в сознании испытуемых андроцентризма. Иными словами, в данном случае мужчины и мужской опыт рассматриваются как некий нейтральный стандарт или норма для культуры или человечества в целом, а женщины и женский опыт
считаются специфическим отклонением от якобы универсального стандарта; отклонением, обусловленным половыми отличиями женщины.
8. По степени идентификации себя с образом успешной личности было выявлено, что юноши больше идентифицируют себя с личностными качествами успешной личности, так как личностные качества представленной успешной личности больше присущи мужскому полу (при р=0,01). А в представлении многих девушек личностные качества и сам образ успешной личности отличается, т.е. образ успешности и сами девушки существует отдельно, и не соприкасаются друг с другом.
9. Мужественный и традиционалистский образ успешной личности связан с проявлениями психологического благополучия у юношей, так как в большинстве случаев в качестве образа успешной личности они представляют самого себя. Юноши с традиционными взглядами в своем представлении образа успешной личности основываются на традиционные представления и отождествляют их с «идеальным мужчиной», и для них женский образ успешной личности является абсурдным, ведь в их понимании женщина, в первую очередь, хранительница домашнего очага, что не ассоциируется с успехом. У юношей с эгалитарными взглядами нет таких жестких разграничений в представлении образа успешной личности. Для них допустимо то, что женщины могут и построить карьеру, и выйти замуж и родить детей, при этом не становясь зависимой от своего мужа.
10. У девушек есть представление о женском счастье, но она не связана с успешной личностью. Получается, что успешная личность существует отдельно, а девушки сами по себе. Также успешной личности больше присущи мужские качества, как в представлении девушек, так и юношей, поскольку в нашей культуре очень сильное влияние маскулинных ценностей на представление об успехе. То есть девушки с высокой степенью женственности ощущают себя счастливыми и при этом они удовлетворены своей жизнью, однако это может быть не связана с как
таковой успешностью этих девушек.
11. Сравнение приоритетных жизненных целей и ценностей у юношей и у девушек показало, что и у тех и у других преобладают фемининные ценности (61 % у юношей и 69,4 % у девушек), что еще раз доказывает фемининные склонности нашего общества. Так как в нашей стране на первом месте стоит, прежде всего, семья и семейное благополучие и только после этого карьерный рост и признание со стороны окружающих.
12. При идентификации юношей и девушек с жизненными целями и ценностями образа успешной личности тоже есть достоверное различие (при р=0,05). То есть юноши больше идентифицируют свои жизненные цели и ценности с жизненными целями и ценностями образа успешной личности. Таким образом, идентификация себя с образом успешной личности выше у юношей по сравнению с девушками, так как в большинстве случаев в нашей культуре успешным человеком считается мужчина. Ведь во многих случаях женщина посвящает себя семье и воспитанию детей и у нее практически не остается времени для того чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности и подниматься по карьерной лестнице. Однако есть и такие женщины, но по сравнению с мужчинами они встречаются гораздо реже, так как было уже упомянуто выше наше культура больше ценит фемининные ценности и считает, что главное предназначение женщины это всё-таки семья.
Обобщение результатов позволило сделать следующие выводы:
1. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам напрямую соотносится с показателями субъективного благополучия только у юношей, поскольку общей тенденцией является представление об успешной личности, как о представителе мужского пола, с маскулинными гендерными характеристиками, однако у девушек нет обратной взаимосвязи показателей субъективного благополучия с представлением о маскулинном образе успешной личности;
2. В представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня как правило, отсутствуют, этот образ, как правило, наделен маскулинными чертами;
3. Представления об успешности на уровне жизненных целей и ценностей не соответствуют фемининному типу российской культуры, поскольку образ успешной личности наделен у большинства юношей и девушек направленностью на жизненные цели маскулинного типа, но такое расхождение с собственными ценностями фемининного типа не связано с нарушением субъективного благополучия.
Происходящий трансформационный процесс - переход от патриархального (традиционного) социального устройства к эгалитарному (современному) - приводит к ломке гендерных стереотипов и гендерных ролей мужчин и женщин. В общих чертах этот процесс исследователи характеризуют маскулинизацией женщин и размаскулинизацией мужчин.
Нами было проведено исследование на определение в мужских и женских выборках содержание и соотношение гендерных характеристик образа успешной личности в Я-концепции на уровнях идентичности, установок, ценностно-смысловых позиций и сопоставить их с показателями удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
Предметом исследования выступало содержание разноуровневых гендерных характеристик образа успешной личности в Я-концепции мужчин и женщин в соотношении с удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья как проявлениями субъективного благополучия. А объект исследования - это образ успешности в Я-концепции личности.
В нашем исследовании приняло участие 113 испытуемых от 18 до 30 лет, разных профессий и сфер деятельности.
В проведенном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к пониманию позиции и значения образа успешности в Я-концепции личности и гендерных аспектов его проявления.
2. Описать взгляды на систему гендерных характеристик личности, варианты внутренне конфликтного и неконфликтного соотношения гендерных характеристик личности.
3. Проявления субъективного благополучия как признак наличия внутриличностных конфликтов.
4. Описать полученные эмпирические данные на мужской и женской выборках и проанализировать в сравнительном аспекте полученные распределения.
5. Определить, насколько представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
6. Определить, насколько отсутствие в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня соотносятся с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
7. Определить, соотносится ли соответствие представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры с уровнем удовлетворенности жизнью и ощущением счастья.
По результатам теоретического анализа соответствующей литературы по проблеме нашего исследования были выявлены следующие выводы: во-первых, несмотря на достаточное количество исследований на эту тему, всё-таки определённого подхода, которого придерживались бы большинство исследователей на сегодняшний день не разработано. Во-вторых, причинами внутриличностных конфликтов, как юношей, так и девушек могут быть трансформация гендерных норм в современном обществе. В-третьих, у исследователей нет основания систематизировать внутриличностные конфликты, поскольку, несмотря на то, что их гендерные роли становятся всё ближе друг другу, но содержание внутриличностных конфликтов всё ещё остается разнообразным. В-четвертых, субъективное благополучие во многих случаях и у юношей и у девушек может сопровождаться страхом успеха, который приводит к внутриличностным конфликтам. Страх будет мешать им достичь определённых целей. В случаи если цель уже достигнута, но у человека присутствует страх успеха, из-за каких-либо внутренних противоречий, он попытается всеми возможными способами добиться своего публичного краха.
После проведения теоретического анализа была сформулирована гипотеза исследования о том, что представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности, (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
1. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам;
2. Отсутствием в представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня;
3. Соответствием представлений об успешности на уровне жизненных целей и ценностей фемининному типу российской культуры.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что представление об успешности имеет разноуровневые гендерные характеристики и их содержание может определять субъективное благополучие личности (в частности, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья) в зависимости от возможности идентификации себя с образом успешной личности, что определяется следующими аспектами:
7. В преставлении образа успешной личности преобладает образ мужского пола, что говорит о доминировании в сознании испытуемых андроцентризма. Иными словами, в данном случае мужчины и мужской опыт рассматриваются как некий нейтральный стандарт или норма для культуры или человечества в целом, а женщины и женский опыт
считаются специфическим отклонением от якобы универсального стандарта; отклонением, обусловленным половыми отличиями женщины.
8. По степени идентификации себя с образом успешной личности было выявлено, что юноши больше идентифицируют себя с личностными качествами успешной личности, так как личностные качества представленной успешной личности больше присущи мужскому полу (при р=0,01). А в представлении многих девушек личностные качества и сам образ успешной личности отличается, т.е. образ успешности и сами девушки существует отдельно, и не соприкасаются друг с другом.
9. Мужественный и традиционалистский образ успешной личности связан с проявлениями психологического благополучия у юношей, так как в большинстве случаев в качестве образа успешной личности они представляют самого себя. Юноши с традиционными взглядами в своем представлении образа успешной личности основываются на традиционные представления и отождествляют их с «идеальным мужчиной», и для них женский образ успешной личности является абсурдным, ведь в их понимании женщина, в первую очередь, хранительница домашнего очага, что не ассоциируется с успехом. У юношей с эгалитарными взглядами нет таких жестких разграничений в представлении образа успешной личности. Для них допустимо то, что женщины могут и построить карьеру, и выйти замуж и родить детей, при этом не становясь зависимой от своего мужа.
10. У девушек есть представление о женском счастье, но она не связана с успешной личностью. Получается, что успешная личность существует отдельно, а девушки сами по себе. Также успешной личности больше присущи мужские качества, как в представлении девушек, так и юношей, поскольку в нашей культуре очень сильное влияние маскулинных ценностей на представление об успехе. То есть девушки с высокой степенью женственности ощущают себя счастливыми и при этом они удовлетворены своей жизнью, однако это может быть не связана с как
таковой успешностью этих девушек.
11. Сравнение приоритетных жизненных целей и ценностей у юношей и у девушек показало, что и у тех и у других преобладают фемининные ценности (61 % у юношей и 69,4 % у девушек), что еще раз доказывает фемининные склонности нашего общества. Так как в нашей стране на первом месте стоит, прежде всего, семья и семейное благополучие и только после этого карьерный рост и признание со стороны окружающих.
12. При идентификации юношей и девушек с жизненными целями и ценностями образа успешной личности тоже есть достоверное различие (при р=0,05). То есть юноши больше идентифицируют свои жизненные цели и ценности с жизненными целями и ценностями образа успешной личности. Таким образом, идентификация себя с образом успешной личности выше у юношей по сравнению с девушками, так как в большинстве случаев в нашей культуре успешным человеком считается мужчина. Ведь во многих случаях женщина посвящает себя семье и воспитанию детей и у нее практически не остается времени для того чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности и подниматься по карьерной лестнице. Однако есть и такие женщины, но по сравнению с мужчинами они встречаются гораздо реже, так как было уже упомянуто выше наше культура больше ценит фемининные ценности и считает, что главное предназначение женщины это всё-таки семья.
Обобщение результатов позволило сделать следующие выводы:
1. Представление о соответствии пола и гендерных качеств образа «успешной личности» собственным характеристикам напрямую соотносится с показателями субъективного благополучия только у юношей, поскольку общей тенденцией является представление об успешной личности, как о представителе мужского пола, с маскулинными гендерными характеристиками, однако у девушек нет обратной взаимосвязи показателей субъективного благополучия с представлением о маскулинном образе успешной личности;
2. В представлениях об успешной личности противоречивых соотношений гендерных характеристик разного уровня как правило, отсутствуют, этот образ, как правило, наделен маскулинными чертами;
3. Представления об успешности на уровне жизненных целей и ценностей не соответствуют фемининному типу российской культуры, поскольку образ успешной личности наделен у большинства юношей и девушек направленностью на жизненные цели маскулинного типа, но такое расхождение с собственными ценностями фемининного типа не связано с нарушением субъективного благополучия.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОБ УСПЕШНОМ РЕБЁНКЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Субъективное благополучие отцов: взаимосвязи индивидуальных, внутрисемейных и социальных факторов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности(19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



