ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 8
1.1 Проектное финансирование: сущность, предпосылки 8
1.2 Источники средств для финансирования проектов 16
1.3. Нормативно -правовое регулирование проектного финансирования в
Российской Федерации 24
2 УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОСТОЯНИЕ
ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ И РЕГИОНАХ 32
2.1 Этапы развития регионального проектного финансирования в России 32
2.2 Россия в мировом процессе проектного финансирования 37
2.3 Дефицит инвестиций в основной капитал как угроза экономической
безопасности региона 41
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 52
3.1 Основные проблемы экономической безопасности Челябинской области .. 52
3.2 Проектное финансирование как инструмент повышения экономической
безопасности региона 64
3.3 Банки как проводники государственной политики проектного
финансирования инвестиций 70
3.4 Использование методики нечетких множеств для оценки
кредитоспособности заемщиков при проектном финансировании 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В связи с экономической нестабильностью и сложившейся особой геополитической ситуацией, в нашей стране всё большую актуальность приобретает проблема финансирования крупномасштабных долгосрочных капиталоемких инвестиционных проектов. На сегодняшний день Челябинская область, как и другие субъекты Российской Федерации, для развития своей экономики нуждается в привлечении инвестиций для финансирования капиталоемких проектов, выступающих основой экономической безопасности региона. Государственное управление, путем разумной инвестиционной политики, должно на федеральном и региональном уровнях создавать благоприятные условия для привлечения долгосрочных инвестиций в региональную экономику.
Одним из распространенных в зарубежной практике, но мало развитым в России, является такой инструмент инвестирования, как проектное финансирование. Проектное финансирование, как особая форма организации инвестиций, приобретает в условиях глобализации особую значимость. Это связано со способностью проектного финансирования преодолевать ресурсную ограниченность при создании новых и коренной модернизации существующих производств, что актуально в условиях инновационной экономики.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по развитию государственного и кредитного проектного финансирования экономического развития на субфедеральном уровне.
Объектом исследования данной работы является процесс кредитного и государственного проектного финансирования на субфедеральном уровне.
Предмет исследования - проектное финансирование как инструмент обеспечения экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:
- Представить общую характеристику проектного финансирования в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности
- Изучить угрозы региональной экономической безопасности, состояние и проблемы проектного финансирования в Российской Федерации;
- Проанализировать перспективы развития проектного финансирования в Челябинской области с целью преодоления угроз экономической безопасности;
- Предложить рекомендации для кредитной организации по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщика при проектном финансировании.
Проектное финансирование - это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые самим проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта, как правило между банками, предприятиями и органами денежно -кредитного регулирования. Среди преимуществ такой формы финансирования инвестиционных проектов можно назвать также возможность привлечения больших объемов денежных средств, с долей заимствований от 70 % до 80 % стоимости проекта.
Существенно подчеркнуть имеющиеся препятствия на пути развития проектного финансирования в России:
- недостаточная проработанность законодательной базы в данной области;
- неблагоприятная геополитическая обстановка не способствует росту объемов не только проектного финансирования, но и в целом инвестиций в экономику страны;
- отсутствие статистических данных по уже реализованным проектам с использованием рассматриваемой формы финансирования;
- низкий уровень качества менеджмента как в банковской сфере, так и на предприятиях;
- недостаточное развитие и емкость российского фондового рынка и применения проектных ценных бумаг.
К существенным недостаткам можно отнести довольно высокую стоимость финансирования по сравнению с традиционными формами финансирования, а также довольно большие временные и трансакционные издержки. Принципиально важным вопросом на сегодняшний день остается возможность использования государственных гарантий, что обусловлено, по мнению банкиров, высокими рисками, связанными с финансированием долгосрочных проектов. Как отмечалось ранее, российская банковская система находится под давлением санкций.
Преимуществами проектного финансирования являются:
- гибкость структурирования сделки;
- эффективное распределение рисков между участниками сделки;
- отделение рисков основного бизнеса инициаторов проекта от инвестиционного проекта в связи с реализацией проекта на отдельной проектной компании (SPV);
- возможность привлечения значительных объемов финансирования с высоким уровнем левериджа.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - ст. 1096.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115 ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О
концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. II). - ст. 3126.
3. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №28. - ст. 3493.
4. Федеральный закон от 17.05.2007 №82-ФЗ «О банке развития» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 22. - ст. 2562.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - ст. 1652.
6. Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно -частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - ст. 4350.
7. Постановление Правительства от 19.12.2015 №1388 «Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
8. Постановление Правительства от 30.12.2015 №1490 «Об осуществлении публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно - частном партнерстве и соглашения о муниципально -частном партнерстве» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
9. Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 N 158"О программе "Фабрика проектного финансирования"(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма "Фабрика проектного финансирования") // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 9. - ст. 1390.
10. Постановление Правительства РФ от 06.06.2018 N 654"О государственной гарантии Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования Фабрика проектного финансирования", и внесении изменений в программу "Фабрика проектного финансирования"(вместе с "Правилами предоставления государственной гарантии Российской Федерации по облигационным займам общества с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования Фабрика проектного финансирования") (вступает в силу с 22.06.2018) // Официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.06.2018
11. Распоряжение Правительства Челябинской области от 26.08.2015 № 466-рп «Об уполномоченном органе исполнительной власти Челябинской области в сфере государственно -частного партнерства» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
12. Распоряжение Губернатора Челябинской области от 14.10.2015 № 993 -р «О создании рабочей группы» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
13. Распоряжение Правительства Челябинской области от 03.08.2016 № 431-рп «Об уполномоченном органе» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
14. Распоряжение Губернатора Челябинской области от 14.10.2016 № 1070-р «О составе Совета при Губернаторе Челябинской области по улучшению инвестиционного климата, внесении изменения в распоряжение Губернатора Челябинской области от 24.10.2012 г. №1300-р» // СПС Консультант плюс, 2018 г.
15. Абдюкова Э.И., Сысоева А.А. Особенности и инструменты банковского проектного финансирования в России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 5 (89). С. 65-72.
16. Абишева О. Проектное финансирование в современных условиях: задачи, возможности и характерные особенности // Статистика, учет и аудит. 2015. Т. 1. № 56. С. 54-59.
17. Агашкова М.В. Проектное финансирование как перспективная форма финансирования в условиях санкций // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2015. № 3. С. 16-21.
18. Акчаров П.К. Проектное финансирование как эффективный инструмент для развития современного бизнес предприятия // Economics. 2015. № 1. С. 45-47.
19. Алиев Д.К. Партнерство власти и бизнеса как инструмент региональной инвестиционной стратегии / Д.К. Алиев // Региональная экономика. Юг России. -
2017. - № 2 (16). - С. 51-56.
20. Аредова М.С. Специфика банковского проектного финансирования инвестиционной деятельности предприятий // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 15. С. 149-154.
21. Бабак Д.А. Проектное финансирование как один из финансовых инструментов управления организацией // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-1 (82). С. 15-19.
22. Бабаханян Н.А., Сазонов С.П. Проектное финансирование - основной путь привлечения инвестиций в регионы // Управление. Бизнес. Власть. 2015. № 4 (9). С. 112-114.
23. Балаян Г.Г. Целевой подход к проектному финансированию траншами инноваций и инвестиций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т.
6. № 2 (22). С. 80-86.
24. Брызгалова Р.М. Основные направления взаимодействия государства и частного бизнеса в отрасли жилищного строительства и жилищно -коммунального хозяйства / Р.М. Брызгалова, И.Д. Матюхина, И.В. Яньшина // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2017. - № 2 (41). - С. 27-33.
25. Бубнов В.А. Система осуществления государственного целевого проектного финансирования субфедеральной экономики // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 1. С. 1.
26. Булатова Э.И. Проектное финансирование: проблемы и перспективы развития в России // Казанский экономический вестник. 2016. № 4 (24). С. 48-52.
27. Буянова М.Э., Аверина И.С., Копылова Ю.Г. Оценка опыта реализации регионами России экологических проектов на основе государственно -частного партнерства / М.Э. Буянова, И.С. Аверина, Ю.Г. Копылова // Региональная экономика. Юг России. - 2017. - № 3 (17). - С. 140-150.
28. Ваславская И.Ю. Методы оценки эффективности проектов государственно -
частного партнерства российская практика / И.Ю. Ваславская, С.Д. Хакимова, Т.В. Кузнецова // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - Т. 8. - № 2 (33). -С. 22.
29. Воробьева И.Г., Кирвалидзе Д.Г. Роль российских коммерческих банков в проектном финансировании // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 14. № 1-2 (7). С. 53-56.
30. Воропаева Л.Н. Проектное финансирование с “государственным плечом” в авиационной инфраструктуре // Экономические науки. 2017. № 150. С. 38-41.
31. Гоосен Е.В. Концепции и подходы проблемы взаимодействия власти и бизнеса на основе государственно-частного партнерства / Е.В. Гоосен // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2016. - № 21. - С. 13-17.
32. Езангина И.А., Сторожилов Н.А. Усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 20-33.
33. Ильин И.В. Особенности реализации модели управления проектом на условиях проектного финансирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 5. С. 22-25.
34. Ильин И.В., Легостаева С.А., Алехина Л.Л. Особенности управления эффективностью формирования структур проектного финансирования на предынвестиционной стадии // Фундаментальные исследования. 2016. № 8-1. С. 150-153.
35. Конева Д.А. Актуальность применения проектного финансирования в России // Academy. 2018. № 4 (31). С. 58-60.
36. Косинова Н.Н. Партнерство власти и бизнеса в развитии сферы инфраструктуры региона: проблемы и решения / Н.Н. Косинова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 3. С. 87-98.
37. Липченко Е.А., Чаплыгина О.В. Господдержка сельского хозяйства: бюджетные ассигнования как долговое проектное финансирование // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2015. № 10. С. 177-180.
38. Лосев В.В. Интеграция государственно -частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа) / В.В. Лосев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 1 (21). - С. 34-38.
39. Мамедов Ф.Н., Сазонов С.П. Методы управления инвестиционными рисками при проектном финансировании // Управление. Бизнес. Власть. 2015. № 4 (9). С. 103-108.
40. Мамий М.В. Инвестиционная деятельность банка: подходы к оценке рисков при проектном финансировании // Новая наука: Опыт, традиции, инновации.
2016. № 4-1 (77). С. 109-113.
41. Марущак И.И., Матненко Н.Н., Сальникова Т.С. Формирование и использование концепции проектного финансирования // Евразийский союз ученых. 2017. № 11-2 (44). С. 59-60.
42. Матюгина Э.Г., Ярушкина Н.А. Управление рисками в рамках проектного финансирования // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 154-158.
43. Мезенин В.Г., Кудряшова В.В., Терешкина О.С. Проектное
финансирование: опыт и перспективы развития в России // Вестник
Екатерининского института. 2015. № 3 (31). С. 26-31.
44. Михалкина А.А. Проектное финансирование реальных инвестиций в России: проблемы и перспективы развития // Контентус. 2017. № 4 (57). С. 58-66.
45. Младенович М.М. Проектное финансирование в России: особенности и перспективы развития // Управленческие науки в современном мире. 2017. № 1. С. 445-448.
46. Ненюк Е.В. Анализ зарубежного опыта проектного финансирования // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 11. С. 7 - 14.
47. Переверзева В.В. Проектное финансирование как инструмент кредитования региональных проектов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 128-132.
48. Петрикова Е.М., Петрикова С.М. Проектное финансирование: теория и практика // Сибирская финансовая школа. 2015. № 6 (113). С. 85-94.
49. Политыко К.В. Т енденции развития проектного финансирования в России // Вестник современных исследований. 2017. № 6-1 (9). С. 231-232.
50. Ретинский Р.А., Греков И.Е. Проектное финансирование в российской федерации // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 10 (32). С. 118-124.
51. Руденко О.Н., Лемешко И.Г. Проектное финансирование среднего и малого бизнеса в России: проблемы и решения // Аспирант. 2015. № 4 (9). С. 127-131.
52. Руденко С.А. Проблемы и перспективы развития банковского проектного финансирования // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 12. С. 133-136.
53. Русанов Ю.Ю., Бектенова Г.С. Проектное финансирование на рынке жкх: анализ эффективности проекта после ввода его в эксплуатацию // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. № 4 (94). С. 48-54.
54. Сазонов С.П., Пеньков П.Е., Мамедов Ф.Н. Проектное финансирование - основной путь реализации капиталоемких проектов //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 56 -58.
55. Сильвестров С.Н., Кузнецов Н.В., Подвойский Г.Л., Котова Н.Е. Модели финансирования естественных монополий: бюджетное, корпоративное и проектное финансирование // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 5. С. 22 - 29.
56. Смирнов А.Л., Родионов И.И. Проектное финансирование в России: новые стимулы развития // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2015. № 4 (6). С. 89-96.
57. Соколов В.С. Банки как источники проектного финансирования // Наука и образование сегодня. 2015. № 1. С. 37-40.
58. Сысоева А.А. Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования инновационной деятельности // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 88-93.
59. Титов В., Ващук А. Ответственное проектное финансирование: основа экологической безопасности и социальной эффективности энергетических проектов // Финансовая жизнь. 2015. № 1. С. 58-64.
60. Титов В.А., Климашина В.В. Особенности проектного финансирования для россии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-1. С. 138-139.
61. Тихомиров Д.В. Финансовая модель как инструмент принятия решений в проектном финансировании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 44-51.
62. Трушина И.А. Анализ структуры проектного финансирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10. № 3. С. 44-50.
63. Трушина И.А. К вопросу о развитии методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). С. 81-88.
64. Трушина И.А. Оптимизация проектного финансирования в современных экономических условиях // Российский электронный научный журнал. 2015. № 4 (18). С. 125-131.
65. Трушина И.А. Организация механизма управления рисками участниками проектного финансирования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 4-1. С. 262-275.
66. Фаянцева Д.Ю. Появление и развитие проектного финансирования в России // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 15 (57). С. 49-50.
67. Фаянцева Д.Ю. Программа стимулирования проектного финансирования в России // Достижения науки и образования. 2016. № 7 (8). С. 48-51.
68. Фролова Е.В. Социальное партнерство бизнеса и власти: взаимные ожидания и тенденции развития в современных условиях / Е.В. Фролова, Н.В. Медведева // Социологические исследования. - 2018. - № 2. - С. 146-151..
69. Халилов Ф.З. Проектное финансирование: методология и основные этапы // European Science. 2015. № 3 (4). С. 58-59.
70. Хлынин Э.В. Принципы проектного финансирования, используемого для реализации крупных инвестиционных вложений в основной капитал предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 2-1. С. 242-248.
71. Хмурова Т.В., Езангина И.А. Роль коммерческих банков в проектном финансировании // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-2. С. 35-37.
72. Швыдко А.О. Проектное финансирование в России и за рубежом // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 194-205.
73. Юнева Е.А. Социальное партнерство в современной институциональной среде: продуцирование теневой экономики или способ ее нейтрализации / Е.А. Юнева // Наука и общество. - 2017. - № 1 (27). - С. 53-59.
74. Юрьева Т.В. Проектное управление и финансирование // Вопросы
экономики и права. 2017. № 108. С. 38-41.
75. Ярушкина Н.А., Постникова В.Р. Условия развития проектного
финансирования в России // Апробация. 2017. № 2 (53). С. 225-226.
76. На форуме по развитию государственно -частного партнерства рассказали об объединении возможностей власти и бизнеса [Электронный ресурс] // http ://pravmin74. ru/novo sti/na-fo rume-po -razvitiyu-gosudarstvenno -c hastno go - partnerstva-rasskazali-ob-obedinenii-38785
77. Официальный сайт Национального центра государственно -частного партнерства [Электронный ресурс] // http://pppcenter.ru