ВВЕДЕНИЕ 6
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Сущность и функции государственного учреждения вневедомственной охраны 9
1.2 Источники финансирования государственного учреждения
вневедомственной охраны 15
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
2.1 Анализ источников финансирования государственного учреждения
учреждения вневедомственной охраны 23
2.2 Анализ направлений использования средств государственного
учреждения вневедомственной охраны 30
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
3.1 Основные направления по совершенствованию финансового обеспечения ....
и расходования средств государственного учреждения вневедомственной охраны 45
3.2 Предоставления услуг по охране имущества при транспортировке, как
мера совершенствования управления финансовыми ресурсами
государственного учреждения вневедомственной охраны 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Актуальность темы. Эффективное функционирование национальной экономики основывается на рациональном использовании финансовых ресурсов государственного бюджета, направляемых на содержание секторов. Не всегда уровень государственного, регионального и муниципального финансирования учреждений остается достаточным. Для решения не обязательно необходимо наращивать объемы финансирования соответствующих бюджетов. Достаточно, основываясь на законодательстве, искать дополнительные пути финансового обеспечения учреждения.
Объект квалификационной работы - система управления финансовым обеспечением деятельности государственного учреждения.
Цель квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления финансовым обеспечением деятельности учреждения вневедомственной охраны.
Согласно поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции государственного учреждения вневедомственной охраны;
- определить источники финансирования государственного учреждения вневедомственной охраны;
- провести анализ источников финансирования государственного учреждения вневедомственной охраны;
- провести анализ направлений использования средств государственного учреждения вневедомственной охраны;
- выявить специфики планирования расходов казенного учреждения;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами государственного учреждения вневедомственной охраны;
- определить основные направления по совершенствованию финансового обеспечения и расходования средств государственного учреждения вневедомственной охраны;
- рассчитать эффективность условие совершенствования управления финансовыми ресурсами государственного учреждения вневедомственной охраны.
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования системы организации финансового обеспечения деятельности учреждения вневедомственной охраны.
Понятие казенного учреждения закреплено в ст. 6 БК РФ, по которому «казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства».
Финансовое обеспечение деятельности учреждения вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета. Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
В результате анализа финансового обеспечения Щучанского ОВО-филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области» за период 2016-2017 гг. выявлено следующее:
1. Щучанского ОВО-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Курганской области» - казенное учреждение, характерными признаками которого являются:
- финансовое обеспечение - на основе бюджетной сметы;
- действует от имени публично-правового образования;
- уставом определяется право осуществлять приносящую доход деятельность или работы по оказанию услуг;
- все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме;
- лицевые счета открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
- закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
- бухгалтерский учет - по бюджетному плану счетов.
2. Задачами развития механизма финансового обеспечения учреждений вневедомственной охраны, на современном этапе являются:
- «усиление мотивации казенных учреждений к эффективному использованию бюджетных средств, проведению мер по модернизации материально-технической и технологической базы деятельности, реализации требований энергоэффективности» [20];
- «обеспечение соответствия деятельности казенных учреждений стратегическим целям и приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации, современным требованиям потребителей государственных (муниципальных) услуг» [20];
- «укрепление связи между объемом предоставляемых казенными учреждениями бюджетных средств и результатами их деятельности; повышение ответственности казенных учреждений за объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг» [20];
- «повышение обоснованности и прозрачности расчетов объема бюджетных средств, направляемых на содержание казенных учреждений» [20];
- «обеспечение открытости информации о деятельности казенных учреждений» [20].
3. Доходы полученные в результате своей деятельности, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме В результате реорганизации учреждения и разрыва имеющихся контрактов снизились доходы с 2 997 576,42 руб. в 2016 г. до 1 902 159,52 руб. в 2017 г.
4. Доходы учреждения почти на 99 % являются доходами от оказания платных услуг и поступают в полном объеме в федеральный бюджет. Доля доходов от операций с активами и прочие доходы незначительна и составляет соответственно 1,06 % и 1,21 %.
5. В исследуемый период с 2016-2017 гг. преобладает отрицательная динамика в получении доходов по бюджетной деятельности в соответствии с сокращением штата. Исключение составляют доходы от операций с активами: в 2017 году доходы по ним выросли более 114 %.
6. На одного сотрудника приходилось в 2016 г. всего доходов 111 021,35 руб., а в 2017 г. - 90 579,02 руб. Снижение темпов составили более 18,41 %. Основной удельный вес свыше 99,68 % и 97,73 % соответственно в 2016 г. и в 2017 г. приходится на доходы от оказания услуг. Это означает, что на единицу персонала приходилось доходов от оказания услуг 110 673,56 руб. в 2016 г., а в 2017 г. - 88 523,35 руб. Снижение темпов составили более 20 %. Доля остальных статей незначительна.
7. На одного сотрудника приходилось доходов от оказания услуг 109 428,88 руб. в 2016 г., а в 2017 г. - 89 922,15 руб. Снижение темпов составили 17,83 %. Основная доля приходится на плату за услуги, предоставляемые по договорам, а именно 95,23 % в 2016 г., а в 2017 г. - 99,64 %. Прочие доходы на единицу персонала снизились на 93,85 % с 5217,33 руб. в 2016 г. до 320,81 руб. в 2017 г.
8. Согласно ст. 30 Федерального закона № 226-ФЗ, финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации. Расходование бюджетных средств осуществляется Учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Если в 2016 г. расходы составляли 11 183 583,23 руб., то к 2017 г. в результате реорганизации учреждения и сокращения его штата они сократились до 9 752 433,08 руб.
9. Более 85 % расходов приходится на статью «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда». Если в 2016 г. этот вид расходов составлял 10 096 188,26 руб., то к 2017 г. произошло сокращение на 16,98 % до 8 381 068,89 руб. Остальные подразделы этой статьи расходов незначительны по сравнению с ней. На каждого сотрудника в год приходится 399 098,52 руб. в 2017 г., что выше на 6,73 % чем в 2016 г. Из них около 90 % приходится на заработную плату, а именно 349 474,63 руб. в 2017 г. и это ниже на 3,82 % чем в 2016 г. Доля начислений и прочих выплат не превышает 6 % на единицу персонала, при этом наибольший темп роста 95,4 % приходится на прочие выплаты.
10. В период 2016-2017 гг. в статье расходов «Приобретение работ, услуг» преобладает отрицательная динамика. В 2016 г. эти расходы были равны 157 417,93 руб., а в 2017 г. - до 150 686,43 руб. Этот вид расходов не превышает 2 % от общей суммы расходов и включает следующее:
- услуги связи снизились почти на 46,86 % с 44 000,00 руб. в 2016 г. до 23 378,00 в 2017 г. Сокращение расходов на оплату услуг связи произошло в результате ограничения количества телефонных номеров, имеющих выход на междугородние линии. Снижение количества каналов связи произведено с учетом служебной необходимости. Доля услуг связи уменьшилась с 27,9 5 % в 2016 г. до 15,51 % в 2017 г.;
- прочие работы и услуги не превышают 27 %;
- расходы по статье «Коммунальные услуги» выросли с 73 341,63 руб. в 2016 г. до 85 211,43 руб. в 2017 г. Коммунальные услуги составляют 46,59 % и 56,55 % соответственно в 2016 г. и 2017 г. В целях экономии расходов на оплату коммунальных услуг осуществляется постоянный контроль за расходованием энергоресурсов, непроизводительная работа электрооборудования не допускается, но тем не менее коммунальные расходы выросли на 16,18 % ;
- показатели элементов расходов «Работы, услуги по содержанию имущества» и «Прочие работы, услуги» остались почти на том же уровне. Их удельный вес не превышает соответственно 2 % и 25 % от всех расходов статьи «Приобретение работ, услуг»;
11. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные на осуществление закупок товаров, работ и услуг исполнены в соответствии с назначением.
В ходе проведенного анализа выявлены следующие проблемы:
- недостаточность бюджетных средств для осуществления бюджетных обязательств казенных учреждений, связанных с оказанием ими услуг;
- требуется обновление оборудования, используемого для охраны имущества и объектов недвижимости;
- разрыв контрактов по обслуживанию объектов;
- методы управления финансовым обеспечением казенных учреждений требуют совершенствования;
- реорганизация, вследствие экономического кризиса, не прибавила самостоятельности в действиях по технической и организационной политике учреждения;
- содержание вневедомственной охраны обеспечивает государственный бюджет, но доходы от услуг ОВО почти в два раза меньше, чем расходы на содержание данного подразделения.
Для повышения финансового обеспечения Щучанское ОВО-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Курганской области» необходимы следующие мероприятия
- использование в полном объеме имеющихся возможностей по предоставлению услуг по охране имущества и объектов;
- предоставление услуги по охране транспортных средств физических и юридических лиц с помощью СМПО с использованием ГЛОНАСС;
- внедрение и использование современных систем, которые имеют более высокие функциональные характеристики, защиту от квалифицированного обхода, сокращенную удельную стоимость ;
- расширение штата сотрудников, непосредственно выполняющих охрану имущества и объектов недвижимости;
современных технологий энергосбережения для сокращения коммунальных расходов.
Таким образом, для повышения обеспеченности необходимо повысить расходы за счет увеличения штата сотрудников, задействованных в производственном процессе, и приобретения специального оборудования для расширения спектра предоставления платных услуг охраны имущества юридическим и физическим лицам. Государственные ОВО предоставляют услуги охраны по ценам намного ниже, чем частные охранные коммерческие фирмы. Такие организации берут за свою работу баснословные деньги, а услуги на хорошем, качественном уровне предоставляют далеко не всегда. В то же время государственные охранные фирмы предоставляют услуги за куда меньшие деньги.
За счет расторжения контрактов из-за реорганизации, прежние объекты перешли под охрану частников. При расширении штата до необходимого уровня, у ОВО появится возможность предложить свои услуги на рынке, то многие объекты откажутся от охраны частных структур и перейдут к государственникам.
Эффективность от реализации мероприятия будет выражена в следующем:
1. Доходы доходов от оказания платных услуг увеличились на 110 816,64 руб. или на 5,96 %.
2. Удельный вес доходов от оказания платных услуг вырос до 97,85 %.
3. Общие доходы вырастут на 5,82 %.
4. Возрастает осведомленность о предоставлении данной услуги Щучанским ОВО среди предприятий и учреждений.
5. Возрастает общественная безопасность в городской среде.
6. Возрастает количество профилактических противокриминальных мероприятий.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gkodeksrf.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalogovyykodeks.ru
4. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www .consultant.ru
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ
(последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legalacts.ru
8. О порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности: Приказ Минфина России от 1.09.08 г. № 88н (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legalacts.ru
9. Об утверждении Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 6 июня 2017 года № 158 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.docs.cntd.ru
10. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.garant.ru
11. Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.garant.ru
12. Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018-2021 годов и далее до 2025 года. - Режим доступа: www.rosgvard.ru
13. Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества: Общие требования утвержденные приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н (ред. от 17.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legalacts.ru
14. Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Рекомендации Министерства финансов РФ от 25 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
15. Богер, И.Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений / И.Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 9-27. - С. 39-42.
16. Гурова, М.П. Финансирование бюджетных учреждений [Электронный ресурс] / М.П. Гурова. - Режим доступа: www.nsportal.ru
17. Калинина, А.П. Анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / А.П. Калинина, В.П. Курносова. Ч. 1. - СПб. : СПбГЭУ, 2014. - 82 с.
18. Комплексный экономический анализ предприятия: учебное пособие / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
19. Лукьянова, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Федеральных казенных учреждений / А.А. Лукьянова // Научное сообщество студентов: материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 262-270. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/1715 5/discussion_platform
20. Васюнина, М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования [Электронный ресурс] / М.Л. Васюнина. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru
21. Ерзиков, А.П. Основные направления деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции / А.П. Ерзиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 15. - С. 6-10. - Режим доступа: www.e-koncept.ru/
22. Фролкин, А.В. Разработка методов оценки финансового состояния бюджетных и автономных учреждений с учетом особенностей их финансовой деятельности / А.В. Фролкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 106-118. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru
23. Вершинина, В.В. Новые формы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений: субсидии на возмещение нормативных затрат, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Порядок предоставления и использования. Неиспользованные остатки [Электронный ресурс] / В.В. Вершинина. - Режим доступа: www.fz-83.ru
24. Дмитриева, А.В. Реформирование Управления вневедомственной охраны в контексте развития рынка охранных услуг [Электронный ресурс] / А.В. Дмитриева. - Режим доступа: www.enforce.spb.ru
25. Евстифейкина, А.А. Анализ финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] / А.А. Евстифейкина, Т.А. Афанасьева, Е.А. Гутковская. - Режим доступа: www.sisupr.mrsu.ru
26. Лебедева, О.Н. Анализ доходов и расходов казенного учреждения [Электронный ресурс] / О.Н. Лебедева. - Режим доступа: www.vectoreconomy.ru
27. Ликина, Е.А. Финансирование бюджетных учреждений [Электронный ресурс] / Е.А. Ликина. - Режим доступа: www.intercomp-cbu.ru
28. Липкина, Т.М. Основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждений, получающих финансирование из бюджета разных уровней [Электронный ресурс] / Т.М. Липкина. - Режим доступа: www.skatb.ru/
29. Семенихин, В.В. Бюджетное финансирование образовательных организаций [Электронный ресурс] / В.В. Семенихин. - Режим доступа: www. отрасли-права. рф/article/12586
30. Чиркова, Е.В. Механизм финансирования казённых учреждений в России [Электронный ресурс] / Е.В. Чиркова, Т.И. Ларинина. - Режим доступа: www.nauka-rastudent.ru
31. Ярцева, И.Ю. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений [Электронный ресурс] / И.Ю. Ярцева. - Режим доступа: www.admin.tomsk.ru
32. Сайт «Договор-Юрист.Ру». - Режим доступа: https://dogovor-
ширгн/законы/о_росгвардии/статья_3 О/, https: //dogovor- ширш/законы/о_росгвардии/статья_3 О/ред-04.09.2018/
33. Сайт министерства финансов. - Режим доступа: https://www.minfin.ru /ru/perfomance/budget/methodology/planning/
34. Сайт «Предпринимательство и право». - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2482
35. Сайт «Медиа портала «Хранитель». - Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=89299
36. Сайт «FB.ru». - Режим доступа: http://fb.ru/article/365255/chem-kazennoe- uchrejdenie-otlichaetsya-ot-byudjetnogo-sravnitelnaya-harakteristika
37. Сайт Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области». - Режим доступа: http://uvo45.ru/hystory/, http://uvo45. ru/ovo11/
38. Сайт «helpiks.org». - Режим доступа: http://helpiks.org/9-2265.html
39. Сайт электронного журнала «Городское хозяйство и ЖКХ». - Режим доступа: https://www.gkh.ru/article/73665-finansovoe-obespechenie-deyatelnosti- munitsipalnyh-uchrejdeniy-za-schet-sredstv-byudjetov
40. Сайт «BlogNalog.com». - Режим доступа: http://blognalog.com/na- zametku/gosudarstvennoe-kazennoe-uchrezhdenie-chto-eto-takoe.html
41. Сетевой журнал «Хранитель». - Режим доступа: http://www.psj.ru/saver _people/detail.php?ID=89299