ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Сущность, формы и виды коммерческого кредитования 9
1.2 Основные принципы определения потребности фирмы в
коммерческом кредитовании 16
1.3 Методика анализа политики коммерческого кредитования фирмы . 23
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКИМ КРЕДИТОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СПС- АЛКО»
2.1 Анализ и оценка структуры и динамики дебиторской и
кредиторской задолженности ООО «СПС-АЛКО» 34
2.2 Оценка политики управления коммерческим кредитом в ООО «СПС-АЛКО» 46
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ КРЕДИТОМ В ООО «СПС-АЛКО»
3.1 Основные направления совершенствования процесса управления
коммерческим кредитом фирмы 55
3.2 Оценка предлагаемых мер по повышению эффективности
коммерческого кредитования в ООО «СПС-АЛКО» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Бухгалтерский баланс ООО «СПС-АЛКО» 78
Приложение Б - Отчет о финансовых результатах ООО «СПС-АЛКО». 81
Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений. «Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют все субъекты экономических отношений: как крупные предприятия и объединения, так и отдельные граждане».
Одним из доступных источников, способных обеспечить устойчивое развитие российских предприятий, являются товарный и коммерческий кредиты как прямая альтернатива банковскому кредиту. Товарный и коммерческий кредиты возникают на почве производства, и являются отражением процессов, связанных с продвижением и реализацией товаров, работ, услуг на рынке. Следует отметить, что в основе всех перечисленных отношений лежит заем, а сами обязательства квалифицируют как заемные.
В современных условиях важным становится теоретическое осмысление условий функционирования коммерческого кредита в отечественной экономике, комплексное решение вопросов, направленных на расширение практики применения коммерческого кредита для укрепления хозяйственных связей между предприятиями, на изменение действующего законодательства в области коммерческого кредита.
Объектом исследования является предприятие ООО «СПС-АЛКО».
Предметом исследования является коммерческий кредит в практике деятельности фирмы.
Целью исследования является разработка мероприятий в целях повышения эффективности коммерческого кредитования. Исходя из указанной цели работы, ее основными задачами являются:
- изучить сущность, формы и виды коммерческого кредитования;
- рассмотреть основные принципы определения потребности фирмы в коммерческом кредитовании;
- изучить методы анализа политики коммерческого кредитования фирмы;
- провести анализ и оценку структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности ООО «СПС-АЛКО»;
- оценить политику управления коммерческим кредитом в ООО «СПС- АЛКО»
- представить основные направления совершенствования процесса управления коммерческим кредитом;
- оценить предлагаемые меры по повышению эффективности коммерческого кредитования в ООО «СПС-АЛКО».
При исследовании использован анализ научной литературы; отечественной и зарубежной практики; применены методы сравнения, анализа, синтеза, статистические методы обработки данных.
В качестве информационной базы научного исследования использовались законодательные и нормативные акты, материалы периодических изданий, поисково-справочные системы «Консультант плюс», «Гарант», интернет - источники, а также результаты собственных расчетов.
Теоретической основой исследования дипломного проекта послужили фундаментальные разработки, предоставленные в трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, а именно таких как Дуканич Л.В., Ефимова М.Р., Ковалев В.В. и др.
Информационным источником дипломного проекта являются внутренние данные ООО «СПС-АЛКО» и информация, полученная в ходе самостоятельно проведенных исследований по вопросу организации коммерческого кредитования.
Коммерческое кредитование - один из способов предоставления покупателям и заказчикам более выгодных условий приобретения товаров (работ, услуг). У продавцов при этом появляется возможность несколько ускорить процесс реализации товаров (работ, услуг) и расширить рынки сбыта.
Под коммерческим кредитом понимают гражданско-правовые отношения между продавцом и покупателем, основанные на передаче от одного лица другому лицу в собственность денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, на условиях предоставления кредита (п. 1 ст. 823 ГК РФ).
Из определения следует, что в качестве коммерческого кредита рассматривается только кредит, предоставляемый во исполнение договоров на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг. Поэтому коммерческий кредит представляет собой условие об оплате, содержащееся в возмездном договоре. Коммерческое кредитование неразрывно связано с тем договором, условием которого оно является. В отличие от других форм кредитования предоставление коммерческого кредита по самостоятельному договору займа или кредитному договору не допускается.
Видами коммерческого кредитования являются: аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка платежа (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Среди российских предпринимателей довольно распространен особый вид сделки - консигнация или, как говорят в народе, «товар под реализацию». Такой коммерческий кредит означает, что консигнант (владелец) передает консигнатору (посреднику) определенный товар для последующей продажи конечному потребителю. Все предприниматели в рамках осуществления своей коммерческой деятельности сталкиваются с заключением самых разнообразных коммерческих сделок.
Согласно действующему законодательству (статья 153 ГК РФ), коммерческие сделки - это действия физических или юридических лиц, которые направлены на изменение, установление или прекращение некоторых гражданских прав и обязанностей. Следовательно, они характеризуются следующими главными признаками: это некий волевой акт, совершаемый по обоюдному желанию сторон; это абсолютно правомерные действия; всегда порождают гражданско-правовые отношения, так как именно гражданским кодексом установлены все правовые последствия, возникающие в результате совершения любых сделок.
Формирование системы кредитных условий предприятия является важной частью как взаимодействия предприятия с его клиентами, так и общей политики управления дебиторской задолженностью. Реализация продукции в кредит является распространенной практикой в современных условиях как в России, так и за рубежом.
Для эффективной операционной и финансовой деятельности предприятия необходимо сформировать такую систему кредитных условий, которая будет удовлетворять условиям клиентов, и при этом не окажет отрицательного влияния на финансовые результаты фирмы.
В работе проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «СПС-АЛКО». Размер дебиторской задолженности за анализируемый период увеличился на 13 130 тыс. руб., что является отрицательным изменением, и может быть связано с ухудшением оплаты продукции либо сокращением предоставления потребительского кредита покупателям. Рассматривая дебиторскую задолженность ООО «СПС-АЛКО», следует отметить, что предприятие на 31.12.2016 г. имеет пассивное сальдо (кредиторская задолженность больше дебиторской). На долю кредиторской задолженности в 2016 году приходится 28,7% в структуре баланса предприятия. За анализируемый период происходит снижение этого показателя. Это свидетельствует о том, что повышается эффективность управления товарным кредитом в фирме. В части пассивов увеличение валюты баланса в наибольшей степени произошло за счет роста статьи "Кредиторская задолженность". Величина кредиторской задолженности за рассматриваемый период возросла на 56 825 тыс. руб. (темп прироста составил 139,4%). Наибольший удельный вес в структуре краткосрочной кредиторской задолженности на 31.12.2016 г. составляет статья "Кредиторская задолженность". На конец анализируемого периода величина задолженности по данной статье составляет 201 166 тыс. руб. (доля в общей величине краткосрочной дебиторской задолженности 84,8%). Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности за анализируемый период улучшились. В ООО «СПС-АЛКО» в анализируемый период произошло ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности с 10,7 в 2014 году до 21,9 оборота в 2016 году. Соответственно, длительность оборота была уменьшена с 34,1 до 16,7 дней.
Скорость оборота кредиторской задолженности увеличивается в 2016 году, что позитивно влияет на деятельность фирмы, то есть увеличение показателя оборачиваемости свидетельствует об активном финансировании фирмой текущей производственной деятельности за счет непосредственных участников производственного процесса. А уменьшение периода оборота кредиторской задолженности говорит, о том, что ООО «СПС-АЛКО» на конец 2016 года погашает свою задолженность перед кредиторами раньше, чем в 2014 году.
В работе проведен анализ практики управления коммерческим кредитом в деятельности фирмы. Для ООО «СПС-АЛКО» оформление поставки и оплаты продукции через коммерческий кредит выгодно потому, что при низкой платежеспособности плательщика не только ускоряется расчёт, но приносится дополнительный доход в форме процента, который включается в сумму векселя. Получив вексель в оплату за отгруженный товар, поставщик имеет возможность либо хранить его до истечения срока, либо рассчитаться этим векселем со своими поставщиками, либо продать вексель банку и получить по нему сумму досрочно за вычетом определённой скидки.
Покупателю продукции при его низкой ликвидности не менее выгодно воспользоваться коммерческим кредитом, чем получить банковский кредит для немедленной оплаты товароматериальных ценностей. При этом он имеет возможность ускорить вовлечение в оборот материальных ресурсов, тогда как платёж по векселю совершается позднее. К недостаткам коммерческого кредита можно отнести риск для ООО «СПС-АЛКО» в случае изменения цен на продукцию, несоблюдения получателем сроков оплаты, банкротства плательщика. Основные направления совершенствования процесса управления коммерческим кредитом ООО «СПС-АЛКО»:
- учет и контроль состояния расчетов: по дебиторам, срокам, форме расчета;
- контроль финансового состояния дебиторов;
- определение политики отношений с покупателями;
- предоставлять дополнительную аналитическую отчетность руководству;
- формирование реестра старения дебиторской задолженности;
- применение системы скидок для покупателей за ускоренную оплату по счету;
- дифференцировать условия коммерческого кредита.
В работе была рассмотрена роль скидки по коммерческому кредиту как инструмента повышения эффективности коммерческого кредитования по схеме: 2/10 полная 30.
Проведенные расчеты показали, что при применении данной скидки оборачиваемость дебиторской задолженности увеличится, а период оборота наоборот уменьшится
Таким образом, приведенные мероприятия позволят ООО «СПС-АЛКО» оптимизировать управление дебиторской задолженностью, уменьшить срок нахождения средств в расчетах, что позволит сократить операционный цикл фирмы, при этом ожидается получение экономического эффекта от высвобождения денежных средств (от ускорения дебиторской задолженности в размере 1529725 тыс. руб.), увеличения прибыли и рентабельности.