ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
1.1 Сущность, функции учреждений общего среднего образования 11
1.2 Содержание процесса муниципального управления учреждениями общего
среднего образования 20
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 33
2.1. Анализ обеспеченности населения школьными образовательными услугами
в муниципальном образовании 33
2.2. Анализ практики муниципального управления школьным образованием ... 50
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 61
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего общего
образования Копейского городского округа 61
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций по
совершенствованию управления сферой среднего общего образования Копейского городского округа 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Приложение А - Динамика обучающихся в общеобразовательных организациях по очно-заочной форме обучения в Копейском городском округе 86
Приложение Б - Перечень законов и иных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции Управления образования КГО 897
Приложение В - Структура Управления образования администрации 88
Приложение Г - Основные плановые проверки общеобразовательных учреждений Копейского городского округа 89
Приложение Д - Основные нарушения, выявленные при проведении проверок 91
Приложение Е
Приложение Ж - Основные показатели качества муниципального управления учреждениями общего образования в Копейском городском округе 93
Приложение З - Эффект от предложенных мероприятий
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития России роль образования предстает как необходимость соответствия мировым тенденциям развития, как с экономической точки зрения, так и общественной. Система образования России способна конкурировать с теми же системами других стран. В данной ситуации встает необходимость не только поддержки со стороны общественности, по поводу проводимой политики в сфере образования, но и необходимость глубокой и всесторонней модернизации образования, с учетом выделения ресурсов, так же с учетом создания механизма эффективного управления.
В последнее время возникает необходимость решения вопроса как в условиях ограниченных бюджетных средств создать возможности эффективного функционирования образовательного учреждения в процессе производства образовательных услуг (функционирование образовательного процесса). Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек, на данный момент это является одной из главных задач в управлении образованием в рамках государственного и муниципального управления .
В данном контексте можно обозначить ряд противоречий в управлении развитием процессов, касательно образовательной системы на муниципальном уровне. Данные противоречия заключаются в следующем: недостаточная теоретическая разработанность инновационных подходов в рамках управления образовательной системой на муниципальном уровне, все это лежит в основе необходимости управления развитием данной сферой в соответствии с современными требованиями; так же противоречия представлены существенным разрывом между практикой функционального управления системой образования на муниципальном уровне и недостаточностью разработанности реализующих механизмов управления развитием муниципальной образовательной системой общеобразовательных учреждений; медленном освоении инновационного подхода в управлении современной системой среднего общего образования и не разработанностью критериев оценивания инновационной управленческой практики разных уровней.
В данной ситуации необходимо отметить, что способность к качественному и динамичному развитию современной системы среднего общего образования возможно при изменении традиционных подходов управления, а также совершенствовании управленческих подходов.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - система среднего общего образования.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - процесс управления развитием средним общим образованием на муниципальном уровне .
Цель исследования выпускной квалификационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего общего образования Копейского городского округа.
В связи с поставленной целью существует необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность, функции учреждений общего среднего образования;
- охарактеризовать содержание процесса муниципального управления учреждениями общего среднего образования;
- провести анализ обеспеченности населения школьными образовательными услугами в муниципальном образовании;
- проанализировать практику муниципального управления школьным образованием;
- дать рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего общего образования Копейского городского округа;
- провести оценку эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию управления сферой среднего общего образования Копейского городского округа.
Методологической базой исследования выступают следующие методы: сравнительный, аналитический, метод экономико-статистического механизма и другие.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты по вопросам управления в сфере образования, литература отечественных и зарубежных авторов по теории и практике государственного и муниципального управления, бюджетной системы России. Также использовались источники периодической печати, материалы Интернет, данные финансово-бюджетной и управленческой отчетности Управления образования Администрации Копейского городского округа.
Разработанные рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего общего образования Копейского городского округа в дальнейшем могут быть использованы для повышения эффективности управления сферой образования в целом.
Учреждения общего среднего образования - чаще всего представлены школами, так же могут быть гимназии, лицеи и прочие. Под общеобразовательной школой понимается - учебное заведение для получения среднего образования.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Реализация процесса управления средним общим образованием на уровне муниципалитета осуществляется следующими органами: управление образования на муниципальном уровне; управление в рамках самого образовательного учреждения. Инструменты развития муниципального управления общим средним образованием вытекают из основных функций муниципальных органов управления образованием организационные - программное обеспечение, консультационное и т.д.; координационные приведение деятельности всех общеобразовательных учреждений установленным стандартам и в соответствии с законодательством о об общем образовании; так же экономические инструменты выступающие в виде увеличения финансирования общеобразовательных организаций за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг, получения грантов и т.п. Данные функции, так же основываются на законодательных актах, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации и на уровне муниципального образования.
В ходе исследования был проведен анализ состояния системы общего среднего образования Копейского городского округа.
Система общего среднего образования представлена муниципальными общеобразовательными учреждениями. В отчетном периоде происходит рост численности обучающихся. В основном это происходит по первой и второй ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, что касается наполняемости по 10-11 классам, то наблюдается снижение.
Учитывая рост численности учащихся, можно отметить такой фактор как переполняемость классов. Что в свою очередь ставит вопрос о необходимости расширения численности учреждений, в данной ситуации могут быть пристрои или строительство новых учреждений.
С ростом обучающихся так же происходит рост численности педагогических работников, однако можно говорить о нехватке кадрового состава, поскольку на одного педагогического работника приходится практически 18 учеников (учитывая целевой показатель в 15 учеников), причем данный показатель растет из года в год. Можно отметить рост качественного состава педагогов, растет количество работников с высшей квалификационной категорией.
Материальная база школьных учреждений находится на достаточном уровне, однако необходим постоянный мониторинг учитывая новые технологии и требования федеральных государственных стандартов.
Что касается исследования практики муниципального управления можно отметить, что все общеобразовательные учреждения прошли аккредитацию имеют лицензии, однако проводимые проверки находят нарушения, так среди лицензионных проверок основными нарушениями является неправильное документарное оформление деятельности учреждения, в раках муниципального контроля основные недочеты в ведении финансово-хозяйственной деятельности, бухучете. Можно отметить, что происходит снижение количества нарушений в деятельности общеобразовательных учреждений в отчетном периоде.
Так же в отчетном периоде происходит снижение финансирования системы общего образования относительно предыдущих периодов. Но наблюдается рост финансовых средств от приносящей доход деятельности.
Основными проблемами в управлении сферой среднего общего образования являются: нехватка мощностей образовательных учреждений в связи с ростом численности обучающихся, оптимизация использования помещений школьных учреждений не спасает ситуации. Еще одной не маловажной проблемой является низкий уровень предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Так же остается проблема снижения финансирования сферы образования.
В данной ситуации для совершенствования управления сферой среднего общего образования можно предложить следующие направления: проведение оптимизации школьных учреждений (есть учреждения расположенные рядом, но имеющие разный статус, разное отношение реальных и потенциальных клиентов - населения территории); возможность использование моделей ГЧП для развития сферы образования (достаточно активно начинает применяться в строительстве объектов образования в разных регионах); для улучшения профильной подготовленности старшеклассников есть возможность создания интернет проектов (приложений) имеющих профориентационную направленность (ключевой пример города Москвы); так же необходимость дальнейшего развития осуществления платных услуг в образовательных организациях.
Основным эффектом будет:
Экономический эффект:
- для бюджета будет заключаться в экономии бюджетных средств связанных с организацией дополнительных мест для учащихся всех ступеней обучения;
- для образовательных учреждений разгрузка сменности школ, что даст
возможность предоставления широкого спектра дополнительных образовательных услуг, что увеличит процент самофинансирования школ, соответственно: возможности обновления методического обеспечения учебного процесса, так же возможность частичного обновления учебного инвентаря.
Социальный эффект - рост качества образовательных услуг. организация специализированной образовательной среды для выпускников с помощью веб-портала - это создание возможности выбора и углубленного профильного изучения профессий, принятия участия в проводимых исследованиях и возможности участия на мастер-классах, форумах и т.п..
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Режим доступа. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 19.04.2018)
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации - СПб.: Проспект, 2017. - 294 с.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // Internet resource: httpWwww.kmo.rumarzak.HTM. (дата обращения 18.04.2018)
4. Об образовании: Закон Российской Федерации от 12.07.1995 (с
изменениями и дополнениями).-СПб.: АО Гиппократ», 1996.-64 с.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменения от 29.12.2017) // Российская газета. - N 94. - 03.05.2017
6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. N 174- ФЗ (с изменения от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 22. - Ст. 3097.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: www.government.ru/gov/results/1181/
8. Артюхов, М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: дис. докт. пед.наук.-Новокузнецк, 2000.- С.10.
9. Безматерных, Т.А. Управление развитием муниципальной системы образования в условиях мегаполиса. Монография. Электронное научное издание / Т.А. Безматерных // - Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России. - 2015. - с. 23
10. Брюханова, М.А. Теоретические аспекты управления дошкольной образовательной организацией. Сборник тезисов докладов межвузовской научно-практической конференции 21 мая 2014 г. - Курган: Курганский государственный университет. - 2014. - 141 с.
11. Веснин, В.Р. Менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М., 2002.-137 с., с. 46
12. Викулов, А.Н. Образовательные учреждения, основная типология / А.Н. Викулов // Экономика образования. - 2014. - № 7. - С. 30-35.
13. Гам, В.И. Стратегическое планирование в управлении развитием муниципальной системы образования (на примере города Омска): дис. канд. пед. наук.- Омск, 2001.- С.13
14. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.В. Грязнова. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article 18435.html
15. Коротина, К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К.С. Коротина // Вопросы экономики и управления. - 2017. - №4. - С. 10-12.
16. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. - СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт- Петербург. - 2011. -108 с.
17. Лунев, А. Н. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг [Электронный ресурс] / А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева, Л. З. Стуколова // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/
18. Малышев, К.Б. Системный подход при моделировании процесса управления в образовательных системах// Сб.материалов научно-практической конференции «Образование спасет мир».- М., ОВФО» Супер».-1996.-С.94-96
19. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России// Современные технологии управления. - 2017. - № 4(76). - с. 45-51
20. Новоселова, С. Ю. Приоритетные направления фундаментальных научных исследовании в области управления образованием / С. Ю. Новоселова, А. А. Кузнецов // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - С. 10 - 17
21. Общеобразовательное учреждение: описание виды и особенности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fb.ru/article/337665/obscheobrazovatelnoe-uchrejdenie—eto-obscheobrazovatelnoe-uchrejdenie-opisanie-vidyi-i-osobennosti (дата обращения 24.05.2018)
22. Основные типы образовательных учреждений [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://businessman.ru/new-osnovnye-tipy-obrazovatelnyx-
uchrezhdenij.html (дата обращения 24.05.2018)
23. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем/ П.И. Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова, Н.А. Шахрай. -М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010.-232 с.
24. Поздняк, Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ [Текст] / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. - С. 8. , с. 13
25. Поташник, М. М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования [Текст] / М.М. Поташник, А. М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1998. - 176 с.
26. Проданов, И.И. Теоретические основы управления развитием региональной системы образования. - Сочи: СРЦУРО, 1997.
27. Пуденко, Т.И. Управление развитием образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации: автореф. дис. ...докт. экон. наук. -М., 2010.- С.16
28. Путило, Н.В. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации: типовой научно-методический комплекс для государственных и муниципальных служащих / Н.В. Путило, Е.В. Пуляева, Н.С. Волкова // Министерство образования и науки Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 2015. - 320 с.
29. Роговцева, Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере С.-Петербурга): Дис. . канд. пед. наук. -СПб., 1999.-С.37
30. Сахарникова, Л.Э. Управление дошкольными образовательными учреждениями, целенаправленная деятельность руководителя по повышению качества дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011.
31. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. -М.: ЦГЛ, 2002.-144 с.
32. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998.- С.4
33. Соловьев, В.С. Стратегический менеджмент [Текст]:учебник/ В.С. Соловьев. -Ростов н/Д.; Новосибирск, 2002.-С.25
34. Соловьёв, И.В. Анализ некоторых тенденций развития образования / И.В. Соловьёв // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 1. - C. 35 - 45.
35. Султанова Т. А. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией / Т. А. Султанова, Е. В. Ткачева // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 613-616..
36. Теоретические и практические основы использования маркетингового подхода в управлении образовательными системами: коллективная монография/ Под ред. М.В. Артюхова, А.А. Цукера, М.П. Самойловой.-Новокузнецк: ИПК, 2004.-219 с
37. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 78 с. С. 63
38. Управление дошкольным образованием / Под ред. Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2014. - с. 21
39. Управление образованием - муниципальный уровень: соответствие закону
[Электронный ресурс]: Режим доступа. -
http: //eduinspector.ru/2014/01/09/upravlenie-obrazovaniem-municipalnyj -uroven-sootvetstvie-zakonu/
40. Чебыкина, Н.А. Научные подходы в управлении научным образовательным учреждением // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4. - с. 183-191
41. Официальный сайт Управление образованием Копейского городского округа - Режим доступа. -http://demo.kopeysk-uo.ru/(дата обращения 24.05.2018)