Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №56967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проявлений ситуативной и 7
личностной тревожности в профессиональной деятельности
1.1. Психологические особенности педагогической профессиональной 7 деятельности
1.2. Современные исследования особенностей проявления 9
ситуативной и личностной тревожности, эмоционального выгорания в профессиональной деятельности у преподавателей
Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений ситуативной и 15
личностной тревожности в профессиональной деятельности
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 15
2.2. Исследование ситуативной и личностной тревожности у мужчин и 21 женщин
2.3. Исследование эмоционального выгорания у мужчин и женщин 23
2.4. Исследование прокрастинации у мужчин и женщин 26
2.5. Анализ взаимосвязи ситуативной и личностной тревожности, 28
эмоционального выгорания и прокрастинации у преподавателей
мужского и женского пола
Заключение 39
Литература 45
Приложение

Анализ проблем тревожности, эмоционального выгорания и прокрастинации в профессиональной деятельности всегда имеет высокую значимость в психологии, педагогике, социологии и особенно востребованным становится в наше время.
Актуальность темы исследования. Высокая значимость и широкий интерес к проблемам тревожности, эмоционального выгорания и прокрастинации подтверждается обширными зарубежными и отечественными исследованиями. Однако, научных работ, посвященных рассмотрению вопроса с позиции взаимосвязи этих показателей недостаточно. Более того, потребность исследования данных показателей во взаимосвязи особо актуализируется в аспекте изучения особенностей профессиональной деятельности преподавателей, характеризующейся необходимостью совмещения и постоянного учета множества профессиональных функций - обучения, развития, воспитания (Н.Б. Кузьмина), информирования, ориентации, мобилизации (А.И. Щербаков) и личностных психологических ресурсов педагога, проявляющихся в эмпатии, тактичности, толерантности и т.д.
Также и анализ современных исследований проявлений тревожности, эмоционального выгорания, прокрастинации у преподавателей выявил высокую потребность в данных исследованиях. Так, по данным исследования Р.М. Хусаиновой, О.П. Гредюшко, у преподавателей тревожность связана с «процессом профессиональной адаптации, но проявляется не только как предрасположенность к отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, связанные с угрозой для «Я-концепции», а в большей степени как личностное качество» [40, с. 370], то есть особенности профессионального самоопределения влияют на личностную и ситуативную тревожность. По данным Е.А. Рождественской Т.А. Евстратовой прокрастинация и тревожность препятствуют адаптации и реализации творческого потенциала личности, сужают возможности успешного взаимодействия преподавателя. Л.В. Иванова отмечает, что синдром эмоционального выгорания вызывает состояния, которые дестабилизируют профессиональную деятельность и проявляются в тревожности, подавленности, истощению. Также в исследованиях Г.С. Корытовой отмечается, что высоконапряженная психологическая защита, тревожность, может стать предпосылкой эмоционального выгорания. И наконец, Е.Ю. Костина пишет, что у 70% педагогов сформирован хотя бы один из симптомов эмоционального выгорания. А.А. Шингарева заключает, что для преподавателей с синдромом эмоционального выгорания характерны избегание и низкий уровень эмпатии, а Н.Б. Буртова отмечает, что у педагогов уровень негативизма и обиды является превышающим среди остальных видов агрессии, а доминирующим симптомом на фазе резистенции является симптом расширения сферы экономии эмоций, на фазе истощения - эмоциональная отстраненность, на фазе напряжения - загнанность в клетку.
Из приведенных данных очевидно, что отсутствуют работы посвященные анализу взаимосвязи показателей тревожности в профессиональной деятельности во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.
Таким образом, данная работа призвана восполнить этот пробел.
Объектом исследования являются ситуативная и личностная тревожность.
Предмет исследования - особенности проявления ситуативной и личностной тревожности в профессиональной деятельности преподавателей ССУЗов.
Цель работы - исследовать специфику взаимосвязи ситуативной и личностной тревожностью во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.
Для реализации обозначенной цели, были поставлены задачи:
1. Сделать теоретический анализ взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, профессиональной ситуацией, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией у преподавателей.
2. Провести эмпирическое исследование, подобрав методики диагностики ситуативной и личностной тревожности, эмоционального выгорания и прокрастинации.
3. Выполнить статистическую обработку результатов тестирования и проанализировать особенности взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, профессиональной ситуацией, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией у преподавателей.
Гипотеза исследования - ситуативная и личностная тревожности проявляются во взаимосвязи с прокрастинацией и эмоциональным выгоранием у мужчин и женщин по разному.
В данной исследовательской работе применены методы теоретического анализа психологической литературы, а также метод эмпирического исследования - тестирование, с использованием следующих методик:
1. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности);
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко);
3. Методика «Шкала прокрастинации Тукмана» (Б. Тукман).
Статистическая обработка проводилась методом корреляционного анализа.
Выборку составили 42 преподавателя 27-63 лет (средний возраст 41 год), из них 23 женщины и 19 мужчин. Исследование проводилось на базе ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва» г. Нижнекамск в период с 21.11.2016 г. по 30.11.2016 г.
Область применения результатов исследования: педагогическая психология, социальная психология.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Тревожность педагога связана с процессом профессиональной адаптации и проявляется как личностное качество. Тревожность и прокрастинация являются факторами, мешающими наиболее полной профессиональной реализации и социальной адаптации педагога, что сказывается на проявлениях синдрома эмоционального выгорания, приводящего к эмоциональной сухости, понижению эмпатии преподавателя, появлению неудовлетворенности от работы, сказывающихся на процессе и результатах профессиональной деятельности педагога.
2. У женщин в большей степени проявлена устойчивая склонность оценивать большое количество ситуаций как угрожающих, и соответственно реагировать на них состоянием тревоги, нежели у мужчин. Также в сложных ситуациях женщины более склонны испытывать беспокойство или нервозность, чем мужчины. Однако, в целом, показатели тревожности как мужчин, так и женщин преподавателей находятся в пределах умеренной зоны, то есть их тревожность помимо отрицательного воздействия несет и позитивное воздействие («полезная тревога»), проявляющееся в мобилизующей функции и характеризующая активную личность.
Также для женщин более характерно переживание
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в клетку, тревога и проявления депрессии. Женщины более подвержены неадекватному эмоциональному реагированию, эмоционально¬нравственной дезориентации, расширении сферы эмоций, и как следствие - редукции профессиональных обязанностей. В то же время женщины с большей долей вероятности могут испытывать эмоциональный дефицит, эмоциональную отстраненность, личную отстраненность или деперсонализацию, испытывать психосоматические и психовегетативные нарушения.
В группе женщин с возрастанием опыта работы снижается значение ситуативной тревожности, т.е. беспокойства и нервозности в связи со сложной ситуацией. У женщин с увеличением нервозности и беспокойства в сложной ситуации, увеличивается и склонность оценивать ситуацию как угрожающую, возрастает неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в клетку, увеличиваются симптомы эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, деперсонализации, возрастает риск соматовегетативных нарушений, возрастает уровень прокрастинации, однако все это снижается при возрастании опыта работы. Также у женщин устойчиво оценивающих многие ситуации как угрожающие, повышаются все основные показатели эмоционального выгорания, то есть усиливается переживание психотравмирующих ситуаций, депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоциональная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстраненность, деперсонализация, возрастает прокрастинация. Для женщин, сильно переживающих психотравмирующие ситуации, характерна
неудовлетворенность собой и также увеличивается и расширение сферы эмоций, эмоциональная дезориентация, эмоциональная отстраненность, соматовегетативные нарушения и возрастает прокрастинация. У женщин, которые подвержены эмоциональному выгоранию также высоки значения неадекватного эмоционального реагирования и эмоционального дефицита. Женщины, которые склонны проявлять промедление в делах чаще испытывают эмоциональный дефицит, деперсонализацию и подвержены эмоциональному выгоранию.
3. Мужчинам более свойственно проявление прокрастинации, однако в целом, в группах мужчин и в группах женщин прокрастинация находится на низком уровне, соответственно для преподавателей ССУЗов в целом не характерно проявление тенденции к прокрастинации.
Также для группы мужчин характерно, что в случае оценки большого количества ситуаций как угрожающих, будет также характерно и переживание психотравмирующих ситуаций, неудовлетворенность собой, депрессивность, что еще и увеличивается со стажем работы. При повышении фазы стресса напряжения, возрастают и другие показатели эмоционального выгорания, т.е. при усилении переживании психотравмирующей ситуации возрастает неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, при этом наступает эмоциональное истощение, проявляющееся как эмоциональный дефицит и отстраненность, деперсонализация и психовегетативные нарушения. Однако, с увеличением стажа работы снижается показатель эмоционального выгорания, с увеличением опыта работы мужчины становятся менее подвержены эмоциональному дефициту, деперсонализации, соматовегетативным нарушениям. Также мужчины, у которых есть дети чаще склонны к промедлению и эмоциональному выгоранию.
Таким образом, гипотеза о том, что обуславливающим фактором ситуативной и личностной тревожности преподавателей является их эмоциональное выгорание и прокрастинация, а также возрастные и половые особенности подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет заполнить пробелы в исследованиях особенностей проявлений личностной и ситуативной тревожности преподавателей во взаимосвязи с показателями эмоционального выгорания и прокрастинации. Что позволит обогатить теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание педагогической психологии, психологии труда, поскольку, данная работа несет большую практическую и теоретическую значимость.



1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
2. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3, c.20-23.
3. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: Феникс, 2002, 235 с.
5. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестник ТГПУ. 2010. №2 С. 107-112.
6. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестник ТГПУ. 2010. №12 С.141-148.
7. Вердиева Ч.Г. Психологическая характеристика педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12) С.49-51.
8. Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 192 с.
9. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.
10. Волощук Н.С. Современные требования к деятельности и личности преподавателя ссуза // Среднее профессиональное образование. 2007. №4 С.22-23.
11. Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. №9 С.43-45.
12. Грачева И.Е. Современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутсвующих ему психологические особенности // СИСП. 2011. №2 С.117-119.
13. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
14. Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании : науч.-метод. материалы для подгот. преподавателей высш. шк. / Е. Н. Глубокова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. - 118 с.
15. Евстратова Т.А. Взаимосвязь адаптации и прокрастинации личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №35 С.166-167.
16.Зарипова Т.В., Данилова Н.А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // ОНВ. 2015. №4 (141)
С.122-126.
17.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
18. Иванова Л.В. Исследование психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. №5 С.101-105.
19. Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): Монография. Омск : «Амфора», 2010. 376 с.
20. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. вузов / И. Ф. Исаев ; Междунар. акад. наук пед. образования. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
21. Калинина Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. №11 С.70-78.
22. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика : [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М. : Академический Проект : Трикста, 2008. - 287 с.
23. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в
педагогической деятельности // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.13-20.
24. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной
педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. №5 (133) С.175-181.
25. Костин Е.Ю. Исследование эмоционального выгорания педагогов, взаимодействующих с детьми со сложной структурой дефекта // МНКО. 2013. №6 (43) С.134-136.
26. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006. - 367 с.
27. Кузмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя мастера производственного обучения. М.: Высшая школа. 1990. -119с.
28. Курапова И.А. Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2 С.209-214.
29. Медведева В.Е. Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №109 С.181-185.
30. Монахов В.М., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А., Васекин С.В., Зелик О.Н., Власов Д.А., Никулина Е.В., Грачев О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии. Учебное пособие / Тольятти, 2004. 241 с.
31. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2004. - 560 с.
32. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. -М., Педагогическое общество России. 1999. - 354с.
33. Плотникова Н.А., Пичугина И.В. Эффективность педагогической деятельности в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №38 (171) С.74-77.
34. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 301 с.
35. Рождественская Е.А. Особенности проявления тревожности и
ригидности в актуальном состоянии преподавателей, переживающих коммуникативный стресс // Вестн. Том. гос. ун-та. 1999. №268 С.120-122.
36. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003. - 254 с.
37. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
38. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н.А.Баумана, 2007. - 440 с.
39. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.
40. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для сред. проф. образ. / Н. Ф. Талызина. - 4-е изд.; стер. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
41. Хусаинова Р.М., Гредюшко О.П. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5 С.365.
42. Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки ТГУ. 2014. №4 (30) С.168-171.
43. Медведева В.Е. Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №109 С.181-185.
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
45. Тарновская Н.Н. Исследование тревожности как психического
паттерна внутренней конфликтности в период ранней зрелости // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2 С.218-221.
46. Шингарёва А.А. Психологические особенности преподавателей
высшей школы с синдромом эмоционального выгорания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-2 С.57-61.
47. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.
48. Brill, P. L. The ned for an operational defition of burnout / P. L. Brill // Family and Communitu Health. 1984. - № 6. - P. 12-24.
49. Maslach, C. The Maslach Inventoru Manual (2an ed) / C. Maslach, S. E. Jackson. Palo Alto, CA : Consulting Psycolgist Press, 1986.
50. Maslach, C. Patterns of burnout among a national samaple of public contact workers / C. Maslach, S. E. Jackson // Journal of Health s Human Resources Administration. 1984. - № 7. - P. 189-212.
51. Pines, A. Careeburnout: Cases and cures / A. Pines, E. Aroson. New York : Free Press, 1988. - P. 9.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ