ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность, формы, функции реализации промышленной политики 10
1.2 Особенности и инструменты реализации муниципальной промышленной
политики 19
1.3 Методика оценки эффективности реализации промышленной политики
муниципального образования 28
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АО «КОПЕЙСКИЙ МАШИНОС ТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Анализ внешней среды и динамики развития промышленного комплекса
города Копейска 35
2.2 Анализ показателей эффективности реализации промышленной политики
муниципального образования на примере АО «Копейский машиностроительный завод» 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ КОПЕЙСКЕ
3.1 Рекомендации по повышению эффективности реализации основных направлений промышленной политики в городе Копейске на примере АО «Копейский машиностроительный завод» 60
3.2 Прогноз эффективности реализации промышленной политики города
Копейска для АО «Копейский машиностроительный завод» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Отчетность г. Копейска и АО «КМЗ» 83
Актуальность темы. Крупный бизнес во многих промышленных муниципальных образованиях оказывает существенное влияние на развитие территории. Крупный бизнес создает рабочие места в муниципальном образовании и основные налоговые доходы бюджета муниципального образования. В результате муниципальные органы власти заинтересованы в регулировании развития крупного бизнеса и реализации промышленной политики на уровне муниципального образования.
А недооценка роли муниципальных образований в реализации промышленной политики приводит к снижению функций локального реагирования на сбои макроэкономического характера. При этом формирование комплексной системы взаимодействия местной администрации, независимых организаций и производственных предприятий позволит повысить эффективность поддержки бизнеса посредством усиления информационного и финансового потока. И это при том, что до сих пор промышленная политика недостаточно эффективна, о чем свидетельствует преобладание экспортно-ориентированной структуры промышленности в отношении сырьевых ресурсов над обрабатывающей промышленностью, неравномерное социально-экономическое развитие территорий, а так же невозможность быстро предприятий крупного бизнеса быстро осваивать производство импортной продукции.
Объект исследования - промышленная политика в г. Копейске и АО «Копейский машиностроительный завод»
Предмет исследования - реализация промышленной политики муниципального образования на примере АО «Копейский машиностроительный завод».
Цель - разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации промышленной политики в городе Копейске.
Задачи работы:
• рассмотреть сущность, формы, функции реализации промышленной политики;
• рассмотреть особенности и инструменты реализации муниципальной промышленной политики;
• разработать методику оценки эффективности реализации промышленной политики муниципального образования
• проанализировать внешнею среду и динамику развития промышленного комплекса города Копейска;
• проанализировать показатели эффективности реализации промышленной политики муниципального образования на примере ОАО «Копейский машиностроительный завод»;
• рассмотреть рекомендации по повышению эффективности реализации основных направлений промышленной политики в городе Копейске на примере АО «Копейский машиностроительный завод»;
• спрогнозировать эффективности реализации промышленной политики города Копейска для АО «Копейский машиностроительный завод».
В первой части ВКР рассмотрена сущность, формы, функции, особенности и инструменты реализации муниципальной промышленной политики, разработана методика оценки эффективности реализации промышленной политики муниципального образования.
Во второй части ВКР проанализирована внешняя среда и динамика развития промышленного комплекса города Копейска, проанализированы показатели эффективности реализации промышленной политики муниципального образования на примере ОАО «Копейский машиностроительный завод».
В третьей части ВКР рассмотрены рекомендации по повышению эффективности реализации основных направлений промышленной политики в городе Копейске и спрогнозирована эффективность реализации промышленной политики города Копейска для АО «Копейский машиностроительный завод».
В процессе проведения исследования использована учебная, методическая, научная литература по теме исследования; статистические данные из открытых источников Интернета; аналитические и статистические данные Администрации города Копейска и АО «Копейский машиностроительный завод» за последние 5 лет.
Промышленная политика - это направление государства с целью развития производства и поддержания приоритетных отраслей, развития экономического потенциала муниципальных образований и всей страны в целом, а так же создания рабочих мест в каждом муниципальном образовании. Исходя из этого, сущностью реализации промышленной политики является, поддержания приоритетных отраслей с целью развития промышленного потенциала и муниципального образования, а так же создания рабочих мест в каждом муниципальном образовании.
Основные функции промышленной политики: определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется федеральная нормативная база, программы промышленной политики, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства, регулируется формирование и функционирование производственно-технологических комплексов, создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий, стимулирования деятельности.
На основе проведенного анализа наблюдаем:
Высокий рост объемов реализации отгруженных товаров собственного производства в г. Копейске, чем по всей Челябинской области в целом. За исследуемый период прирост отгруженных товаров собственного производства по г. Копейску составляет 96,5% (196,5% по отношению к 2013 году), по Челябинской области в целом 35,6% (135,6% по отношению к 2013 году). При этом основной рост производства в г. Копейске произошел в рамках машиностроения (обрабатывающее производство) в том числе по крупным предприятиям г. Копейска. При этом доля отгруженной продукции собственного производства в рамках обрабатывающего производства выше в г. Копейске (92,9% в 2013г., 95,5% в 2017г.), чем по Челябинской области (89,4% в 2013г., 86,1% в 2017г.). Это свидетельствует, что в рамках промышленной политики в г. Копейске развиваются не все виды производств, это связано, в том числе с закрытием шахт (добывающее производство). А объем отгружаемых товаров в г. Копейске составляет 1,8% от общего объема реализации.
На основе проведенного анализа наблюдаем изменение объемов инвестиций вкладываемых предприятиями в свое развитие. При этом основной рост инвестиций по Челябинской области происходили в 2014 и 2015г., а по Копейскому городскому округу в 2016 и 2017г.
Для повышения конкурентоспособности промышленности администрация Челябинской области при поддержке промышленного фонда развития промышленности Челябинской области. Основной задачей фонда на территории всех муниципальных образований, в том числе и Копейского городского округа, это консультация и софинансирование проектов.
Помимо этого Челябинская область организовывает выставки. Сам Копейский городской округ не имеет возможности в организации выставок.
На территории Копейского городского округа отсутствуют программы развития промышленности. Челябинская область, разрабатывая программы развития промышленного потенциала, ориентируется на развития отраслей народного хозяйства, к которым не относиться промышленность Копейского городского округа. В настоящее время это сельскохозяйственная промышленность и выпуск импортозамещающей продукции.
Рост объемов реализации по г. Копейску составил 196,5% в 2017г. по отношению к 2013г. При этом объем реализации АО «КМЗ» наоборот снизился до 96,7% в 2017г. по отношению к 2013г. Это свидетельствует, о необходимости помощи руководству АО «КМЗ» в продвижении и реализации их продукции, а так же содействии в развитии новых направлений бизнеса. Ведь за исследуемый период снижение объемов реализации АО «КМЗ» не только снижает показатели эффективности реализации промышленной политики администрации Копейского городского округа, но может отразиться на социальных последствиях, в виде сокращений численности персонала и потери самого крупного предприятия в городе.
Снижение численности работников АО «КМЗ» к активной части населения с 5,0% до 3,5%. Следовательно, происходит падение востребованности активной части населения на крупных предприятиях г. Копейска, этому свидетельствуют пример предприятия АО «КМЗ». Исходя из этого, возникает необходимость более активно администрации Копейского городского округа прорабатывать вопросы с инвесторами по открытию новых крупных предприятий или увеличению средних предприятий до крупных. Кроме того в рамках реализации промышленной политики необходимы мероприятия направленные на оказание взаимодействия крупных предприятий и регионов России по реализации продукции производимой на территории Копейского городского округа.
Себестоимость производимой продукции на АО «КМЗ» выше, чем у предприятий Копейского городского округа. Это отражается на получаемых налоговых поступлениях в бюджет всех уровней и на эффективность работы самого предприятия. Ведь высокая себестоимость может привести к убыткам на предприятии или высоким ценам на производимую продукцию, что отразится на конкурентоспособности предприятия.
Несмотря на то, что производительность на АО «КМЗ» выше, чем по всей территории Копейского городского округа, что обеспечивается элементами модернизации предприятия. При этом происходит, то падение, то незначительный рост. Это свидетельствует, что инвестиционные вложения не обеспечивают необходимого скачка производительности, по сравнению с ростом производительности предприятий на территории Копейского городского округа.
При реализации промышленной политики существуют проблемы связанные с отсутствием программ, отсутствие роста крупного бизнеса и снижения объема реализации ряда крупных предприятий города.
Реализация любого из представленных мероприятий позволяет повысить эффективность эффективности реализации промышленной политики города Копейска для АО «Копейский машиностроительный завод». При этом в рамках выпускной квалификационной работы оценим эффективность одного из направлений развития промышленного потенциала г. Копейска в рамках реализации промышленной политики города Копейска. Реализация одного из мероприятий связано с ограниченностью финансовых ресурсов у г. Копейска.
Крупные промышленные предприятии, в том числе АО «Копейский машиностроительный завод» при проведении модернизации очистных систем испытывают трудности в финансировании проектов. В настоящее время выбросы в воздух превышают допустимые значения, что отражается не только на качестве воздуха г. Копейска, но и на работе предприятия, а так же АО «КМЗ» вынуждены оплачивать штрафы.
В рамках реализации программы «Развитее инфраструктуры и содействие в кредитование для крупных промышленных предприятий», АО «КМЗ» получает возможность получить кредитные ресурсы на модернизацию производства по 5%.
За счет реализации мероприятия возрастает производительность не только АО «КМЗ», но это отражается на производительности всего промышленного комплекса.
За счет реализации мероприятия выросла не только прибыль предприятия но и доля этой прибыли в общих расходах г. Копейска, тем самым выросли и налоговые платежи (налог на прибыль, НДС и другие налоги).
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ ред. от 29.12.2017// КонсультантПлюс. - 2018.
2. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ ред. от 31.12.2017// КонсультантПлюс. - 2018.
3. О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2017 N 486-ФЗ// КонсультантПлюс. - 2018.
4. Закон Челябинской области «О промышленной политики в Челябинской области» принятый постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 1090// КонсультантПлюс. - 2018.
5. О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности,
органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности
информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604// КонсультантПлюс. - 2018.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ
Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 04.11.2016) // КонсультантПлюс. - 2018.
7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 548 // КонсультантПлюс. - 2018.
8. Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2016 N 2592-р// КонсультантПлюс. - 2018.
9. Атамбаев, К.А. Государственное предпринимательство: инновационная политика и механизмы государственно-частного партнерства/ К.А. Атамбаев // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 75-92.
10. Актуальные проблемы и стратегические ориентиры российско-
финляндского экономического сотрудничества учебник / под ред. В.А. Шлямина. - СПб.6.: Издательско-полиграфическая ассоциация
университетов России, 2017. - 208 с.
11. Бакашин, П.Е. Анализ закона «О промышленной политике Российской Федерации» / П.Е. Бакашин // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 20. - С. 3359-3368.
12. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Ю НИТИ-ДАНА, 2015. - 255 с.
13. Васильев, А.А. Муниципальное управление: учебник / А.А. Васильев. - Н. Новгород: Изд-во: Гладкова О.В., 2016, - 160 с.
14. Волкова, О.Н. Построение промышленной политики как важный шаг для укрепления производственных отраслей России/ О.Н. Волкова // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 22. - С. 3951-3958.
15. Деев, А.А. Институт собственности в контексте промышленной политики России / А.А. Деев // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16. - С. 2565-2572.
16. Деев, А.А. Практические аспекты реализации промышленной политики России / А.А. Деев // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 20. - С. 3369-3376.
17. Деев, А.А. Проблемы реализации государственной промышленной
политики России / А.А. Деев, М.С. Соколов // Российское
предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 5. - С. 585-596.
18. Дидикин, А.Б. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий/ А.Б. Дидикин, А.В. Юдкин // Фонд «СЭЦ «Модернизация». - 2015. № 4. - С. 24-28.
19. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотова. - М: «ОЛМА-ПРЕСС», 2016. - 351 с.
20. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика: учебник / А.А. Мохов, А.Е. Балашов, О.А. Шевченко, А.Н. Яворский. - М.: КОНТРАКТ, 2018. - 160 с.
21. Лапочкина, Л.В. Государственное регулирование промышленного развития на макроуровне / Л.В. Лапочкина // Российское предпринимательство.
- 2015. - Том 16. - № 12. - С. 1781-1800.
22. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю - М.: ИНФРА-М, 2016. - 974 с.
23. Межецкая, Т.А. Сущность и содержание промышленной и торговой политики/ Т.А. Межецкая, А.Н. Межецкий // Российское предпринимательство.
- 2015. - Том 16. - № 18. - С. 2915-2926
24. Николаев, М.А. Анализ стратегий развития промышленного комплекса региона / М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 1. - С. 47-57.
25. Основы национальной экономики: учеб. пособие/ рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Издательство дело и Сервис, 2015. - 530 с.
26. Пашин, В.П. Местное самоуправление: от мифов к реальности, от теории к практике / В.П. Пашин // Муниципальная служба: правовые вопросы.
- 2016. - № 4. - С. 34-38.
27. Пигунова, М.В. Коммуникативные аспекты промышленной политики / М.В. Пигунова // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 1. - С. 73-80.
28. Полякова, В.Э. Крупное предприятие: понятие, статус, критерии / В.Э. Полякова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018.
29. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 384 с.
30. Санжина, О.П. Формирование инвестиционной политики в сфере промышленного развития региона. Научное издание. / О.П. Санжина, Р.В. Бадараева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2016. - 204 с.
31. Симаева, Е.П. Правовая эффективность реализации промышленной политики России в условиях антисанкций / Е.П. Симаева , И.Г. Тютюнник //Предпринимательское право. - 2017. - № 4. - С. 61-64.
32. Тетцоев, З.Г. Обоснование промышленной политики в развивающихся
странах: теоретические и практические аспекты // Российское
предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 13. - С. 1537-1548
33. Точённая, Т.И. Основы и современные формы региональной промышленной политики: учебное пособие / под ред. Т.И. Точённая. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 180 с.
34. Фальцман, В. Импортозамещение в ТЭК и ОПК/ В. Фальцман // Вопросы экономики. 2015. - № 1. -C. 116 - 124
35. Фролов, В.Г. Институциональные факторы развития промышленной политики / В.Г. Фролов // Креативная экономика. - 2015. - Том 7. - № 11. - С. 28-31.
36. Экономика муниципального сектора: учебное пособие/ под ред. А.В. Пикулькина. - М.: Юнити-ДАНА, 2012. - 464с.
37. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КНОРУС, 2016. - 200 с.
38. Новые формы промышленной политики: кластерный подход.
Электронный ресурс / КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/novye- formy-promyshlennoy-politiki-klasternyy-podhod