Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии в обучении говорению на среднем этапе обучения английскому языку в СОШ

Работа №56882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
871
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика и особенности ролевой игры как средства эффективного обучения иностранному языку 9
1.1. Суть игры как педагогической технологии 9
1.2. Игровая деятельность при обучении говорению на иностранном языке на
среднем этапе обучения. Функции, виды и формы 15
1.3. Основные принципы подготовки к проведению игр в процессе обучения
в зарубежной методике 21
Выводы 26
Глава 2. Применение игр и игровых ситуаций в обучении говорению на
иностранном языке 29
2.1. Структура игры и этапы организации работы с использованием игровых
технологий 29
2.2. Методика проведения ролевой игры на среднем этапе обучения 35
Выводы 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51


Процесс интернационализации, происходящий на современном этапе мирового развития, влечет за собой непревзойденный взрыв практического интереса к иностранным языкам. Поэтому сейчас социальный заказ общества направлен на реализацию обучения иностранному языку в школе как одну из важнейших целей учебного процесса. В свою очередь, целью обучения иностранному языку согласно нормативным документам Министерства Образования и науки РФ является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающей собой способность и реальную готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка».
Таким образом, основной установкой иностранного языка как предметной области школьного обучения является, прежде всего, овладение учениками коммуникативными навыками и умениями. Учащиеся разных классов и возрастов, начиная изучать иностранный язык, в первую очередь, намерены осуществлять устную речь на изучаемом языке. Родители так же заинтересованы в способности своих детей к общению на иностранном языке.
Устная речь в целом, а именно говорение как её неразрывное звено выходят на первый план. При этом исследователи выделяют обучение диалогу как специфическую особенность современного обучения иностранному языку. Ведь когда речь идет о подготовке учащихся именно к диалогу культур, навыки такого общения немыслимо важны. Проблемами обучения говорению занимаются такие отечественные методисты, как Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова, Н. Д. Гальскова и другие. В зарубежной методике следует упомянуть таких известных преподавателей, как Джоанну Бадден, Эйдриана Дофф, Джереми Хармера и других, которые внесли неоценимый вклад в изучение игровых технологий в процессе обучения иностранному языку.
Необходимость стремительного и, что немаловажно, эффективного овладения иноязычным общением оказалась условием формирования новых форм и методов обучения, привела к последующему развитию, так называемому интенсивному обучению иностранному языку. Интенсивный метод объединяет ситуацию, сложившуюся в рамках учебной деятельности с конкретной коммуникацией. При этом отмечается высокий уровень мотивации общения, которая, в частности, исходит из многократного использования игровых стимулов, находящих отражение в различных видах учебных материалов. Постоянное внимание к индивидуальности каждого учащегося снимает психологические преграды общения, что является залогом плодотворного обучения.
Профессор Г.А. Китайгородская отмечает, что совершенствование интенсивных методов в ближайшее время станет источником повышения результативности учебных занятий по языку.
Следует отметить тот факт, что ведущим методическим приемом интенсивных методов является игра, являющаяся способом внесения всяческих изменений в процесс обучения иностранному языку, а значит, и выступающая в качестве способа умственной разрядки, в то же время, сохраняя свою когнитивную функцию.
Ролевая игра - один из способов организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В ее основе кроется распределение ролей и сюжетов, способствующих реализации координированного речевого общения учащихся в рамках данного распределения. Эта форма общения имеет несколько направлений, таких как методологическое объяснение применения речевых ситуаций (Е.И. Пассов, Г.А. Рубинштейн и др.), детерминирование роли в рамках ситуативного общения в качестве методического понятия (М.Л. Вайсбурд, М.А. Ариян), определение ситуаций речевого общения как методической категории и как формы организации процесса обучения (Е.И. Пассов), интенсивные методы обучения иноязычному общению (Л.Г. Денисова, Т.Е. Сахарова) и так далее.
Для реализации данного метода необходимо проделать большую работу, на которую необходимо отвести немало времени, сил профессионального мастерства педагога. Проблема эта, конечно, имеет гораздо большее количество аспектов. Подготовка высокопрофессиональных учительских кадров, положение методической науки и оснащение соответствующими учебно-методическими комплексами, - лишь некоторые животрепещущие вопросы, стоящие на повестке дня. Во многих выпусках журнала “Иностранные языки в школе” содержится материал об удручающем престиже предмета “иностранный язык” среди школьников, о скудных запасах школ пособиями и средствами обучения, об отсутствии во многих школах элементарных средств наглядности.
Итоги сложившейся ситуации очевидны. Выпускники, как средней, так и высшей школы, часто не способны осуществлять речевую деятельность на языке, который они изучали годами. Особо остро стоит вопрос о накоплении новых подходов и методов в обучении иностранному языку, что и вызывает постоянную необходимость и возможность дальнейших исследований. Все перечисленные факторы и потребность в результативном овладении иноязычным общением обусловили актуальность темы исследования.
Объект исследования - процесс обучения говорению на иностранном языке с использованием игр и игровых ситуаций на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является методика использования ролевой игры в обучении общению на иностранном языке.
Целью работы является раскрытие значения игровых технологий в обучении иностранному языку для достижения должного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность игры и рассмотреть различные классификации игровых методов.
2. Определить роль игры и ее место в практическом осуществлении речевой деятельности на иностранном языке.
3. Рассмотреть особенности применения игровых технологий в отечественной и зарубежной методике.
4. Применить игровой метод в рамках собственной педагогической деятельности в процессе обучения учеников в СОШ.
5. Доказать эффективность использования игровых технологий в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции среди учеников среднего этапа обучения.
Гипотеза исследования - повышение эффективности учебного процесса с использованием игровых технологий в процессе обучения говорению на ИЯ у учеников средней школы реализуется при выполнении следующих условий:
1. Создание психологической комфортности в классе для положительного восприятия игрового метода всем учебным коллективом.
2. Учет индивидуальных особенностей учащихся и адекватное восприятие их когнитивных способностей, оценка владения ими иностранным языком.
3. Внедрение сюжетных ситуаций в рамках игрового метода, имеющих отражение в реальной жизни .
4. Систематизация и структурирование лингвистического материала, предъявляемого в ходе игрового процесса. Ввод необходимых лексических единиц для снятия барьеров в ходе коммуникативной деятельности.
5. Четкое и поэтапное моделирование урока с использованием игрового метода, соблюдение последовательности и логичности в подготовке реализуемых ситуаций общения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Дан теоретический анализ игровой деятельности, выявлены основные особенности, функции, виды и формы игровых технологий с точки зрения отечественной и зарубежной методики.
2. Выявлена и разработана стратегия моделирования игровых ситуаций в процессе обучения говорению учеников средней школы на основе собственных педагогических разработок и анализа профессиональной деятельности преподавателей в ходе учебной практики.
3. Доказана результативность проведения учебных занятий с внедрением игрового метода в аспекте развития как когнитивных способностей учащихся в образовательном пространстве, так и повышении личной мотивации и приобретении социокультурных знаний в процессе обучения.
Теоретическая значимость заключается в анализе и детальном исследовании известных науке отечественных и зарубежных игровых методов в английском языке.
Практическая значимость состоит в том, что результаты и сформированные выводы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения игровых методов в области говорения английского языка, а также для проведения практических занятий, используя данные технологии обучения языку в различных образовательных учреждениях.
В ходе работы были использованы следующие методы:
-теоретические: анализ научных и методических материалов по данной теме исследования, систематизация знаний, обобщение, сравнение и классификация;
-эмпирические: наблюдение за различными подходами в
использовании игровых технологий в рамках учебной практики, педагогический эксперимент с внедрением игровых методов в учебный процесс.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, следует подчеркнуть, что исследование методических материалов и анализ практического применения игровых технологий в процессе обучения, показали необходимость постоянной модернизации образовательного процесса, главным образом направленного на стремление учащихся к познанию и непрерывному самосовершенствованию.
В ходе работы над темой исследования мы детально изучили особенности ролевой игры и выявили эффективность ее применения преимущественно на среднем этапе обучения. Мы раскрыли значение ролевой игры в обучении иностранному языку и достижении должного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции К тому же, мы ознакомились с основными требованиями структурной организации игры в процессе обучения и сделали вывод о том, что ролевая игра как особый прием, используемый при организации процесса обучения иностранному языку в рамках коммуникативной направленности, имеет сравнительное преимущество среди других применяемых методов, влияющих на формирование у учащихся необходимых навыков и умений для осуществления общения на изучаемом языке.
Гипотеза проведенного нами эксперимента в рамках исследования идентична гипотезе, выдвинутой в начале нашей работы: внедрение игровых технологий при обучении говорению на уроках английского языка способствует достижению повышения уровня успеваемости учащихся при соблюдении следующих условий:
1. Создание благоприятного климата в рамках образовательного пространства.
2. Индивидуальный подход к личности каждого участника сюжетно-ролевой ситуации.
3. Приближенность предлагаемых ситуаций общений к реальной жизни.
4. Анализ и подбор учебного материала, используемого в ходе учебной деятельности.
5. Знание структуры создания и внедрения ролевых игр в процесс обучения, учет особенностей каждого этапа.
В результате проведенной нами работы в контрольной и экспериментальной группах, нам удалось доказать результативность применения игровых ситуаций в процессе обучения говорению на английском языке в средней школе. Так, в ходе повторного тестирования, мы выяснили, что результаты контрольной группы возросли на 2 %, результаты экспериментальной группы - на 10 % после проведения учебного занятия, основанного на доминантном в ходе урока игровом методе.
Более того, в результате мини-опроса мы пришли к заключению о том, что развитие мотивационной стороны, а также возможность участия в коммуникативной ситуации, способной оживить учебное занятие за счет создания проблемы выбора, имеющей непосредственное отношение к реальности, вызывает особый интерес к проблеме применения игровых технологий на уроках иностранного языка. В связи с тем, что каждый участник ролевой игры проявляет себя как активный субъект творческой деятельности, учебный процесс становится содержательным и насыщенным в эмоциональном плане, что также повышает эффективность использования данного метода в учебной деятельности.
Коллективная деятельность, являющаяся основополагающим звеном во время проведения сюжетно-ролевой игры, рассматривается как наиболее сильный стимулирующий фактор, поддерживающий активность и интерес учащихся в ходе игры. Постоянное межличностное взаимодействие учащихся как друг с другом, так и с учителем, разрушает традиционные барьеры и оказывает благоприятное влияние на личностное развитие учащегося, а также на создание им устойчивых социальных контактов.
Затрагивая проблему образовательного климата, важно отметить, что игра снимает эмоциональное напряжение и имеющиеся страхи у более слабых учеников, которые также получают свою роль во время игровой ситуации и имеют возможность проявить себя в качестве инициативного действующего лица, способного находить решения и быстро реагировать на возникающие проблемные ситуации.
Таким образом, внедрение игр и игровых ситуаций в образовательный процесс, оказывает существенное положительное влияние на формирование у учащегося осознанной мотивации, развивает у него такие качества, как инициативность, активность, постоянное стремление к успеху, а также направляет его деятельность на осознанное усвоение познавательного материала на иностранном языке.
Перспективой нашей дальнейшей работы над данной темой будет практическое применение игровых технологий в своей профессиональной деятельности для достижения наилучшего усвоения иностранного языка учащимися средних классов.



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Учеб. пособие. М. : Просвещение, 2008. 237 с.
2. Беляев Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке / Журнал « Методическая мозаика». -2008г. - №8.
3. Борисова Р. Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи / Журнал «Иностранные языки в школе». -2001г. - №3.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика М.: Академия, 2006. 336 с.
5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/963281/
6. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. 96 с.
7. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009. 280 с.
8. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: Тетра Системс, 2007. 352 с.
9. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высшая школа, 2005. 315 с.
10. Матвеева Н. В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М.: 2005. 320 с.
11. Обучение диалогической речи на начальных этапах изучения
иностранного языка. Режим доступа: http://www.vestnik-
kafu.info/journal/10/383/
12. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластёна, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 363 с.
13. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2006. 332 стр.
14. Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому
общению. Режим доступа: http://www.e-
ng.ru/pedagogika/rolevaya_igra_kak_sredstvo.html.
15. Ролевая игра на уроках иностранного языка. Режим доступа: http ://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na- urokakh-inostrannogo-yazyka
16. Ростовцева О. М. Английский для детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие. Тула: Ясность, 2005. 333 с.
17. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
18. Семенова Т. В., Семенова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. / Журнал «Иностранные языки в школе». - 2005г. - № 1.
19. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных школьников // Вопросы психологии. - 2004 г. - № 1.
20. Трифонова E.B. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод
оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста.: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. 205 c. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v- doshkolnom-vozraste#ixzz4jXIUiCsU
21. Фетисова Н. Л. Социально-психологическая подготовка руководителей образовательных учреждений. - М.: Экономика, 2011. 110 с.
22. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Финоматис, 2006. 294с.
23. Щукин, А. Н. Интенсивные методы обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. М.: УРАО, 2005. 28с.
24. Эльконин Д. Б., Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 144 с.
25. Axline V.M. Play Therapy. New York: Ballantine Books, 2003. 354 p.
26. Budden Joanna. 2004. “Role play”, British Council. Режим доступа: http://www.teachenglish.org. uk/think/articles/role-play.
27. Berger Charles R. International Communication Theory and Research: an overview // Communication Yearbook I / Ed. by Brend D. Ruben. An Annual Review. Interpersonal Communication Association. New Brunswick, New Jersey, 2007. P. 217-228.
28. Bettelheim B. Za tajemstvim pohadek. Praha, Lidove noviny, 2000. 335 p.
29. Crystal David. A Dictionary of linguistics and phonetics. (6th edition) Blackwell Publishing Ltd, 2013. 154 p.
30. Dakowska Maria. Teaching English as a foreign language: A guide for professionals. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2016. 65 p.
31. Dobson Julia M. 1989. Effective techniques for English conversation groups. Washington, D.C. 20547: English Language Programs Division Bureau of Educational and Cultural Affairs United States Information Agency, 2015. 320 p.
32. Doff Adrian. Teach English: A training course for teachers: Trainer’s Handbook. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 54-58.
33. Dummett Paul. “Simulations and realistic tasks”, Modern English Teacher 3(1), 1994. 137 p.
34. Erikson H. E., Toys and Reasons. Stages in the Ritualization of Experience. W.W. Nortons Company. INC N.Y, 2003. 182 p.
35. Faerch K., Kasper G. Plans and Strategies in Foreign Language Communication // Strategies in Interlanguage Communication / Ed. by K. Faerch and G. Kasper. London: Longman, 2003. P. 20-60.
36. Finocchiaro K., Sako S. Foreign Language Testing: A Practical Approach. N.Y.: Plenum Book, 2013. 195 p.
37. Hakkarainnen P. Play and Motivation// Engestrom, Miettinen Reijo & Punamahi, Raija-Leena (Ed.)/ Perspectives on Activity theory. Cambridge: Cambridge University press, 2009. P. 231- 249.
38.
38. Harmer, Jeremy.The practice of English language teaching. Harlow: Longman, 2001. 98 p.
39. Harmer Jeremy. Essential teacher knowledge. Harlow: Pearson Education Limited, 2013. 110 p.
40. Huang Irene Y. “Role play for ESL/EFL Children in the English Classroom”, The Internet TESL Journal, 2008. P. 111-114. Режим доступа: http://iteslj.org/Techniques/Huang-RolePlay.html
41. Kirkland D. Games as an Engaging Teaching and Learning Technique: Learning or playing? Griffith College Dublin, 2012. 13 p.
42. McBeth Catherine. Voices 3: Student’s book. Warszawa: Macmillan Publishers Limited, 2012. 45 p.
43. Mubaslat M. M. The Effect of Using Educational Games on the Students’ Achievement in English Language for the Primary Stage. Amman, 2011. 14 p.
44. Porter-Ladousse Gillian. Role play. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 120-146.
45. Ronald L., Harl W. Anato L., Ellis K. Fundamental Coiwept in Human Communication. Carfild Press. San-Francisco, 2003. 193 p
46. Snarski M. Using Replacement Performance Role-Plays in the Language classroom. English Teaching Forum, Volume 45, Number 4, 2007. 16 p.
47. Wilkins D.A. Linguistics in Language Teaching. Edward Arnold, 2002. P. 45-49.
48. Wullen T.L. Uberlegungen zum Rollenspiel. Zielsprache Englisch, 2000. .¬P. 15-16.
49. Yalden, Janice. Principles of Course Design for Language Teaching: Cambridge Language Teaching Library. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 207 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ