Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Работа №56880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.1. Сущностно - содержательная характеристика основных понятий
исследования «здоровье», «здоровый образ жизни» 12
1.2. Факторы, компоненты, критерии понятия «здоровый образ
жизни» 19
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у
младших школьников с соматическими заболеваниями 29
Выводы по I главе 53
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПРОБАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.1. Организация и методики исследования 55
2.2. Выявление уровня сформированности здорового образа жизни младших
школьников с соматическими заболеваниями (констатирующий этап) 60
2.3. Апробация педагогических условий формирования здорового образа
жизни младших школьников с соматическими заболеваниями 68
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 86
Выводы по II главе 95
Заключение 99
Библиографический список литературы

Актуальность проблемы исследования. Каким бы социально-экономический строй не был, в любой ситуации здоровье подрастающего поколения является важной проблемой и предметом заботы и обсуждения первостепенной важности, потому что оно определяет будущее страны, научно-экономический потенциал и дальнейшее развитие общества, его генофонд нации и демографические показатели.
Сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни - это одна большая проблема не только одного города и континента. Это мировая проблема, усиливающаяся в кризисных обществах, также в России. Снижение качества жизни, которое тесно связано с социальным расслоением общества, большое количество нереализованных медико-социальных проблем детей, подростков, молодежи, семьи, ухудшение состояния детского здоровья - это все проявление негативных процессов в условиях экономического кризиса и политического преобразования.
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые десять лет. В период младшего школьного возраста (от семи до одиннадцати лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Специалисты отмечают, что в настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных
факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [54]. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников детского сада, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач школьного воспитания. Уже в младшем школьном возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Состояние разработанности проблемы исследования. Большой вклад в разработку вопросов, касающихся здорового образа жизни ребенка внесли И.И. Брехман [13], В.А. Сухомлинский [52], Н.К. Крупская [32], В.В. Борисов 12], В.Ф. Матвеев [40], Л.Г. Татарникова [53] и многие другие. В диссертационном исследовании Курганской Т. В. рассмотрено
формирование здорового образа жизни у младших школьников, как педагогическую проблема, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности, а ребёнок включается в осуществление сложной работы по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции (по С. В. Васильеву) [15]. Работы М.В. Антроповой [7], С.М. Громбах [20], Г.Н. Сердюковской [47] о соответствии учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности охраны и укрепления здоровья детей. В.Ф. Базарный [10], С.В. Попов [44] разрабатывали содержание и систему оздоровительной работы в учебном заведении. В исследованиях Г.К. Зайцева [22], В.П. Ирхина [26], В.В. Колбанова [30], В.Н. Касаткина [27], Г.А. Кураева [35], Н.К. Смирнова [48], Л.Г. Татарниковой [53] изучена проблема сохранения и укрепления здоровья школьников.
В последние десятилетия были проповеданы диссертационные исследования, посвященные различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Так в исследованиях М.С. Мирзабековой [41], Ю.В. Смирновой [49] и др. рассмотрены вопросы формирования у младших школьников ценностной ориентации и позитивного отношения к здоровому образу жизни. Преемственность в формировании здорового образа жизни ребенка в системе «дошкольное образование - начальная школа» изучена в диссертационных исследованиях В.В. Давыдова, С.Г. Игнатьевой [21]; преемственность в решении данной проблемы в системе «школа - вуз» - в исследовании Н.П. Абаскаловой [1]. Исследование Н.А. Кузнецовой посвящено проблеме организации здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы [33], работа Ф.Р. Зотовой - деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по сохранению здоровья школьников [24]. Однако в этих работах недостаточно раскрыт воспитательный потенциал, и не представление в полной мере арсенал форм и методов, которые позволят сформировать ЗОЖ у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями современного общества в оздоровлении населения, потребности в здоровом подрастающем поколении как будущем наследии страны, с одной стороны, и недостаточно изученными педагогическими условиями формирования ЗОЖ у детей с соматическими заболеваниями, с другой стороны.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здорового
образа жизни у детей с соматическими заболеваниями?
Исходя из актуальности вопроса и наличия данных противоречий, мы определили тему нашего исследования как: «Педагогические условия формирования ЗОЖ у младших школьников с соматическими заболеваниями».
Цель исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий формирования здорового образа жизни у детей с соматическими заболеваниями
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями будет успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия здоровый образ жизни»;
- выявить основные факторы, компоненты, критерии здорового образа жизни;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Сформулировать и обосновать педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
Теоретико-методологической основой исследования являются психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «здоровье», «здоровый образ жизни» (И.И. Брехман [13], П.Ф. Лесгафт [37], В.А. Сухомлинский [52], Л.Г. Татарникова [53], К.Д. Ушинский [55] и др.).
Методы исследования:
- теоретические - теоретический анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация;
-эмпирические - педагогический эксперимент, тестирование,
анкетирование, опрос;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями» города Казани. В эксперименте приняли участие 45 учеников младшего школьного возраста второго и третьего классов.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково - теоретическом (с 2015 по 2016 гг.) проводился анализ теоретико - методологических подходов к проблеме, разрабатывались педагогические условия формирования ЗОЖ младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно - экспериментальном (с 2015 по 2017 гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (март - май 2017 г.) осуществлялось завершение опытно - экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и проверены педагогические условия, позволяющие стимулировать развитие здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями (разработка и внедрение в педагогическую практику авторскую программы «В здоровом теле - здоровый дух», направленную на формирование здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями; учитывание характер и состояние здоровья младших школьников с соматическими заболеваниями при формировании здорового образа жизни).
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно - экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать здоровый образ жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями. Разработана и апробирована программа «В здоровом теле здоровый дух!», позволяющая сформировать здоровый образ жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями. Апробированные педагогические условия могут стать основой для создания методических разработок, которые могут быть использованы в работе психологов, педагогов - организаторов, классных руководителей школ по организации здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть полезны педагогам-психологам, учителям, родителям, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого - педагогической науки, использованием активных методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня здорового образа жизни младших школьников соматическими заболеваниями; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с 2015 года на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно - экспериментальной работы посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в трех публикациях автора, в том числе:
1. Замалетдинова И.И. Пути формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями// Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов КФУ, посвященный 25- летию Российского общества Януша Корчака. Выпуск 19./ под редакцией Р. А. Валеевой. - Казань: Издательство «Отечество , 2016.-С. 183
2. Замалетдинова И.И. К вопросу о формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями// Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака/под редакцией Р.А. Валеевой - Казань: Издательство «Отечество», 2016.-С. 92
3. Замалетдинова И.И. Пути формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями// Сборник статей итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года/Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - Т. 3: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Институт психологии и образования. -С. 266
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференции:
1. Замалетдинова И.И. / Формирование здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями. Итоговая научная конференция студентов (КФУ, 14.04. 2016, г. Казань, сертификат участника, 2 место).
2. Замалетдинова И.И. / Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями. Итоговая научно-образовательная конференция студентов (К(П)ФУ, 04. 2017, г. Казань, сертификат участника, 2 место).
3. Замалетдинова И.И. Международная олимпиада по социальной педагогике «Педагогика ненасилия в семье и школе» (К(П)ФУ, 21-24. 04. 2016, г. Казань, сертификат участника.)
4. Замалетдинова И.И. Международная конференция, посвященная 25- летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей» (К(П)ФУ, 17-18. 11. 2016, г. Казань, сертификат участника).
5. Замалетдинова И.И. II научно-практическая конференция «Всероссийский Корчаковский сбор: от практики к моделям развития педагогического образования» (ФГАОУ АПК и НПРО, 18-20. 12. 2015, г. Москва, сертификат участника).
6. Замалетдинова И.И. Международная конференция Януша Корчака (12¬16. 10. 2016, Нидерланды, сертификат участника).
7. Замалетдинова И.И. II Международная олимпиада по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире» (К(П)ФУ,5-7. 04. 2017, г. Казань, сертификат участника).
8. Замалетдинова И.И. III Международный форум по педагогическому образованию (К(П)ФУ, 23-25. 05. 2017, г. Казань, сертификат участника).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни - проблема не только одного города, не одного континента. Это проблема мировая, которая усиливается в кризисных обществах, в России в частности. В условиях политических и социально-экономических преобразований, социально-экономического кризиса проявляются такие негативные процессы, как снижение качества жизни, связанное с социальным расслоением общества, большое количество нереализованных медико-социальных проблем детей, подростков,
молодежи, семьи, ухудшение состояния детского здоровья.
Специалисты отмечают, что в настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников детского сада, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач школьного воспитания.
Уже в младшем школьном возрасте возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Мы определили цель нашего исследования, разработать
педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей с соматическими заболеваниями. А также выдвинули ряд задач. Далее мы осветим результаты решения поставленных задач.
1 задача. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
Здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Человек, ведущий здоровый образ жизни — это, прежде всего, человек, принимающий активное участие в трудовой, общественной, семейно¬бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
2 задача. Сформулировать и обосновать педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
Сущность педагогических условий исследовалась в работах многих ученых (В.И. Андреева [5], Ю.К. Бабанского [9], В.Г. Максимова [38] и др.). Условия рассматривают как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия «причины», включающего в себя как внешние, так и внутренние факторы. В педагогической науке условия не являются причиной событий, они либо усиливают, либо ослабляют действия причины. Под педагогическими условиями необходимо понимать то, что будет соответствовать потребности, мотивационной сфере субъектов педагогической системы.
В контексте нашего исследования педагогические условия определяются как взаимосвязанная совокупность факторов, способствующих формированию ориентации на здоровый образ жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Первое условие, которые мы выдвинули, состояло в том, что формирование здорового образа жизни пройдет успешно, если разработать и внедрить в педагогическую практику авторскую программы «В здоровом теле - здоровый дух», направленную на формирование здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
Цель программы: сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.
Задачи программы «В здоровом - теле здоровый дух!»:
- дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене;
- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
- формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Программа представляет сбой серию занятий, которые реализуются во внеклассной работе. Занятия проводятся с группой детей, один-два раза в месяц по 30-40 минут.
На занятиях используются следующие методы: заочные экскурсии, классный час-путешествие, праздники, викторины, приучение, убеждение,
поощрение, пример.
Формы работы: групповая.
Средства работы: плакаты, ватманы, фломастеры, карандаши, краски, журналы, газеты, ноутбук, мячи, кегли, веревки, тетради, ручки, карточки
Второе условие заключалась в учитывании характера и состояния здоровья младших школьников с соматическими заболеваниями при формировании здорового образа жизни.
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Государственные статистические данные показывают снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов) [3]. Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти. Больные дети, по- прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории.
Соматические болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении школы и просто в достижении нормального качества жизни.
Соматическое заболевание — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.
К соматическим заболеваниям относятся:
-заболевания сердца и сосудов
-заболевания дыхательной системы
-поражения печени и почек, ряд поражений желудочно кишечного тракта
-травмы, ожоги и ранения
-наследственные генетические заболевания
-органические поражения нервной системы
-инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов
-паразитарные инвазии
-эндокринные заболевания
Число детей с каким-либо соматическим заболеванием или болезненным состоянием, связанным с физическим здоровьем, очень велико: от 10 до 20% детского населения.
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников детского сада, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач школьного воспитания.
Уже в младшем школьном возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Педагогу до начала работы с соматически больными детьми необходимо выяснить у родителей характерные признаки ухудшения состояния ребёнка, и какие действия педагога в этом случае должны быть предприняты.
3 задача. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников с соматическими заболеваниями.
Чтобы определить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников, для каждого компонента были выбраны отдельные методики.
Когнитивный компонент: Анкета, направленная на выявление знаний о здоровом образе жизни.
Мотивационный компонент: Анкета, выявляющая связь отношений ребенка со здоровым образом жизни.
Деятельностный компонент: Карта оценки основ здорового образа жизни младших школьников.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами были получены следующие данные:
По когнитивному компоненту: 51,1% (23 человека) из исследуемых имеют низкий уровень развития когнитивного компонента. 35,5% (16
человек) имеют средний уровень, а остальные 13,4% (6 человек) имеют высокий уровень по когнитивному компоненту.
По мотивационному компоненту: 55,5% (25 человек) имеют средний уровень, низкий уровень составляет 29% (13 человек), остальные 15,5% (7 человек) имеют высокий уровень по мотивационному компоненту.
По дятельностному компоненту: 20 человек в группе (44,4%) имеют средний уровень, 16 человек (35,5%) показали низкий уровень, а остальные 9 человек (20,1%) имеют высокий уровень по деятельностному компоненту.
После стандартизации полученных данных по всем трем основным компонентам, мы произвели корреляция между компонентами ЗОЖ. По полученным данным все три компоненты являются системообразующими. Это говорит о том, что в процессе развивающей работы следует уделять внимание каждому из компонентов.
После реализации программы формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями «В здоровом теле - здоровый дух!» мы выявили положительную динамику изменений в компонентах здорового образа жизни.
По когнитивному компоненту: в нашей исследуемой группе после проведения формирующего эксперимента одинаковый результат имеют средний (42,2%) и низкий уровень (42,2%). Высокий уровень составляет 15,6%. Повысился уровень высоких показателей на 2,2%, также средний на 6,7%. Низкий показатель уменьшился на 8,9%.
По мотивационному компоненту: Среди полученных данных
преобладает средний показатель (64,4%). В ходе проведения контрольного эксперимента было выявлено 9 детей (20%) с высокими показателями. Среди исследуемых детей низкий показатель имеют 15,6% детей. Высокий показатель увеличился на 4,5%, средний показатель на 8,9%. Низкий показатель уменьшился на 13,4%.
По деятельностному компоненту: 44,5% детей имеют средний показатель, низкий показатель составил 33,3%. Остальные 22,2%детей имеют высокий показатель. Увеличился средний уровень показателей на 0,1%, также высокий показатель на 2,1%. Низкий уровень понизился на 2,2%.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на процессе формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями будет успешным, если:
- провести теоретический анализ основных понятий исследования «здоровье», «здоровый образ жизни»;
- выявить и учесть педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности t- критерием Стьюдента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа «В здоровом теле - здоровый дух!» является эффективной программой формирования здорового образа жизни у младших школьников с соматическими заболеваниями.


1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» : монография. — Новосибирск : изд-во Hl НУ, 2001. — 316с.
2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы VII съезда валеологов. - М.: Педагогика, 2006.- 17с.
3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико¬социальные аспекты. Пути оздоровления. - Саратов: Саратовский
университет, 2003 - 184с.
4. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности/ В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238с.
6. Анкета ЗОЖ для младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://sc.adm-edu.spb .ru/5kor/data/uploads/zozh/med/anketa_zozh.pdf.
7. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.В., Бородкина Г.В. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья. 1996. - Т. 3. - № 3. - С. 32-39
8. Афанасьева Е. А. «Заочная экскурсия как одна из форм
нетрадиционных уроков».- Режим доступа: http://nsportal.ru/
shkola/literature/library/ 2013/04/16/zaochnaya-ekskursiya-kak-odna-iz-form-
netraditsionnykh-urokov.
9. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение школьников как средство
повышения эффективности обучения. - Ростов-на-Дону: Народное
образование, 1970. - 240 с.
10. Базарный В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса // Школа здоровья. — 1996. — № 4. — С. 44¬46.
11. Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества. - СПб.: Сенатская типография, 1766. - 18 с.
12. Борисов В. В. Ориентация школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Борисов; С.-Петербург.ун-т.—Санкт-Петербург: Б.и., 2007.—31с.
13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
14. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212с.
15. Васильев C.B. Формирование валеологической культуры
профессионально-педагогической деятельности работников дошкольного
образовательного учреждения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб.:
Издательский Дом «Нева», 1999. - 18с.
16. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков.—Москва: Кнорус, 2012.—238с.
17. Всемирная организация здравоохранения.- Режим доступа: http:ZZppt.ru/news/68455.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С.
Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
19. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-88-91с.
20. Громбах С.М. Школа и психическое развитие учащихся. М.:Медицина,2005 .-300с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. -544
с.
22. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент,
1998. - 159с.
23. Закон РФ «Об образовании» // Школа , - 2006. - №3. -
24. Зотова Ф. Р. Переутомление учащихся и их предупреждение в условиях современной школы : моногр. / Ф. Р. Зотова. Казань, 2004. - 132с.
25. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1 - С. 49-58.
26. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 279 с.
27. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья: Программы и методическое руководство для учителей начальных классов. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 336 с.
28. Классификация методов воспитания Г.И. Щукина. Режим доступа: http: //lektsii. net/ 1-13833.html.
29. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. - СПб.: Деан, 1999. - 229с.
30. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - 179с.
31. Коллектив авторов. Краткая Медицинская Энциклопедия / А.Н. Шабанов. — 1-е изд.: Т3.— М.: Советская энциклопедия, 1974.—544 с.
32. Крупская Н. В. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1980.¬165с.
33. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №11. - 2002 - С.14-20.
34. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. -139с.
35. Кураев Г.А. Предмет, задачи и методы валеологии // Валеология. -
1999. -№3.-С. 9-15.
36. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Советская Россия, 1986. - 192 с.
37. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста/Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998.
- 410с.
38. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис... д-ра пед. наук. — Л., 1994.
— 34 с.
39. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М.: Наука, 1982.-110с.
40. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. - М.: Просвещение,1987. -114с.
41. Мирзабекова М.С. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников. - Махачкала: ДГПУ, 2006.- 173 с.
42. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников./Для работы с детьми 5-7 лет.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-96 с.
43. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника/ [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: justify".
44. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 256 с.
45. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
46. Сафонов А.А. Золотые правила здоровья // Студенческий меридиан.- 1999.- №4.- С.51.
47. Сердюковская Г. Н. Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях: Сб. науч. трудов. — М., 1991, —С. 3-4.
48. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. - 2012. - 10 с.
49. Смирнова Ю. В. Сохранение соматического и психического здоровья учащихся - критерий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения/Ю.В. Смирнова. - Челябинск : ЧелГМА, 2009. - С. 149-152
50. Статья: «Здоровый образ жизни». Режим доступа: http://stanzdorovei. ru/zdoroviie-obraz/statya-na-temu-zdorovyj-obraz-zhizni.html.
51. Статья: «Здоровый образ жизни. Оздоровление как образ жизни!».
Режим доступа: http://medbe.ru/materials/raznoe-v-reabilitatsii-i-
adaptatsii/zdorovyy-obraz-zhizni-ozdorovlenie-kak-obraz-zhizni/.
52. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224с.
53. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128с.
54. Устав Всемирной организации здравоохранения //Всемирная Организация здравоохранения: Основные документы: пер. с англ. - 39-е изд- е. - М.: Медицина, 1995. - 208 с.
55. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.- 284с.
56. Федоровская Н.И. Школьная гигиена: учебное пособие. Комсомольск- на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011. - 141с.
57. Шаталов А.Т. Философия здоровья. - М.: ИФ РАН, 2001. -242 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ