Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (KPI) КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Работа №56879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

банковское дело и кредитование

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
642
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1. Понятие и структура ключевых показателей эффективности 6
коммерческого банка
1.2 Методология формирования системы ключевых показателей эффективности коммерческого банка
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ 27
КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКИХ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
2.1. Оценка эффективности функционирования АО «АЛЬФА-БАНК» в 27
современных условиях
2.2. Анализ применения системы ключевых показателей эффективности 31
в деятельности банков России
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 39
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
3.1. Проблемы применения системы ключевых показателей 39
эффективности в российских банках
3.2. Рекомендации по обеспечению адаптивного внедрения и применения 46 системы ключевых показателей эффективности в коммерческих банках
России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации основной целью Правительства Российской Федерации (далее РФ) и Банка России в сфере развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является дальнейшее усиление его роли в экономике с учетом обеспечения системной устойчивости как всего банковского сектора в целом, так и отдельных кредитных организаций. Преобразования в банковском секторе, необходимые для достижения данной цели предполагают усиление конкуренции, ужесточение государственного регулирования и надзора, установление более тесных отношений с реальным сектором экономики, изменение в структуре банковских услуг, повышение общего уровня риска деятельности коммерческих банков. Курс на формирование в России сильного и динамично развивающегося банковского сектора повышает значимость вопросов управления эффективностью финансовой деятельности каждого конкретного коммерческого банка и банковской системы в целом.
Анализ эффективности состояния банка в современных условиях является основой установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и их клиентами. Кроме того, для того чтобы иметь возможность постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка лучше своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или цене услуг руководителям банков необходимо оперативно получать информацию об эффективности деятельности банка для своевременного принятия управленческих решений. Существующие подходы к оценке эффективности банков все меньше удовлетворяет растущие потребности менеджмента и акционеров, поскольку базируются в основном на финансовых индикаторах. В то же время на стоимость банковского бизнеса оказывают влияние и нефинансовые аспекты: известность бренда, знания и опыт ключевых сотрудников, отношения с клиентами и партнерами, использование передовых технологий, связей с правительственными организациями, социальная ответственность бизнеса и так далее. Другая важная проблема функционирования коммерческого банка состоит в трудности осуществления контроля за выполнением стратегических задач, стоящих перед банком.
Поэтому проблема оценки эффективности финансовой деятельности коммерческого банка и принятия мер по ее повышению достаточно важна. Для решения данной проблемы как нельзя лучше подходит система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators (далее KPI)).
Ключевые показатели эффективности - это система оценки, позволяющая организации определить степень достижение стратегических и операционных целей. Система KPI также служит для оценки работодателями своих сотрудников, она позволяет проанализировать эффективность организации в целом и каждого отдельного работника в настоящий момент и понять, насколько сегодняшнее положение соответствует стратегическим целям организации. Данная система основывается на стратегии организации и процессе выбора стратегических целей организации, их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей.
Задача системы KPI состоит в переводе стратегии банка в комплексный набор показателей его деятельности, определяющий основные параметры системы. Набор показателей задает основу для формирования стратегии банка и включает количественные и качественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. В тоже время, несмотря на множество преимуществ системы, система ключевых показателей эффективности не достаточно активно применяется в практике российских банков в связи с трудностями, возникающими при ее внедрении, что свидетельствует об актуальности данной темы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей применения системы ключевых показателей эффективности в деятельности банков и разработка рекомендации по ее внедрению в современную банковскую практику России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:
- изучить понятие и структуру ключевых показателей эффективности;
- рассмотреть методологию построения системы ключевых показателей эффективности;
- проанализировать проблемы внедрения системы ключевых показателей эффективности в деятельность российских банках;
- разработать рекомендации по обеспечению адаптивного применения данной системы в российских коммерческих банках.
Объектом исследования выступают российские коммерческие банки.
Предметом исследования работы является система ключевых показателей эффективности коммерческих банков.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная
литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные коммерческих банков и информационно-аналитических систем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Руководству любого банка необходим инструментарий, который позволил бы наполнить процесс принятия управленческих решений адекватной и достаточной информацией. Таким инструментом является система ключевых показателей эффективности (KPI), получившая широкое распространение в практике управления западных компаний.
Под системой KPI понимается система финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели (или ожидаемому результату). Данная система составляет основу при принятии решений, базируется на оценке эффективности деятельности организации и направлена на достижение стратегических целей организации.
Задача системы KPI состоит в переводе стратегии банка в комплексный набор показателей его деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления. Набор показателей задает основу для формирования стратегии организации и включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха в настоящем и будущем. Формулируя ожидаемые результаты, организация ставит цель и создает условия для ее реализации, а высшее руководство направляет способности и знания сотрудников на решение задач долгосрочной перспективы.
Главный результат внедрения системы KPI в качестве инструмента стратегического планирования и мониторинга деятельности коммерческого банка - это полное понимание стратегии банка на всех исполнительских уровнях, последовательное ее проведение и система мотиваций, основанная на контроле реального выполнения стратегических целей.
Стоит отметить, что эта методика - лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией, но она отнюдь не является панацеей при решении системных проблем организации. Данная методика позволяет идентифицировать факт и область возникновения проблемы, но не дает готовых решений.
На основе карты ключевых показателей эффективности, разработанной в АО «АЛЬФА-БАНК» и данных стратегий развития АО «АЛЬФА-БАНК» и ПАО «ВТБ-24» нами был проведен анализ эффективности функционирования данных банков, который продемонстрировал, что АО «АЛЬФА-БАНК» за 2015 год показал себя как более эффективный и динамично развивающийся банк. Значения большинства ключевых показателей превышают аналогичные показатели ПАО «ВТБ-24», наблюдается более высокая динамика роста основных финансовых показателей, таких как объем собственного капитала, доля работающих активов и коэффициент автономии. Также результаты проведенного анализа показывают, что АО «АЛЬФА-БАНК», в основном, достиг поставленных целей. Одной из причин выполнения плана развития банка является использование системы ключевых показателей эффективности. В тоже время действующая система ключевых показателей эффективности АО «АЛЬФА-БАНК» обладает рядом несовершенств, среди которых:
слабая проработка системы ключевых показателей эффективности, бизнес-процессов;
отсутствие подчинения стратегическому плану развития банка;
отсутствие стратегических задач по поддержанию достаточности капитала; отсутствие связи между системой ключевых показателей и
мотивацией персонала.
В связи с этим нами были разработаны направления совершенствования системы ключевых показателей эффективности в АО «АЛЬФА-БАНК» которые предполагают:
- разработку карты ключевых показателей, включающую стратегические задачи по всем перспективам;
- доведение до каждого центра финансовой ответственности и сотрудников соответствующих показателей эффективности и критериев их выполнения;
- разработку методики расчета премий сотрудников исходя из выполнения ими индивидуальных показателей, взаимосвязанных со стратегией банка;
- ежеквартальный контроль и анализ решения стратегических задач, достижения показателей, хода реализации стратегических инициатив банка.
Еще одним направлением совершенствования системы ключевых показателей эффективности АО «АЛЬФА-БАНК» является проведение оценки компонента «финансы» системы показателей посредством сформированного уравнения, характеризующего влияние финансовых показателей на итоговую прибыль банка. Данное уравнение было построено нами в результате использования факторного и множественного корреляционно-регрессионного анализа.
Предложена система рекомендаций направленная на обеспечение
адаптивного внедрения и применения системы ключевых показателей эффективности в коммерческих банках России, позволяющая банкам
определить степень достижение стратегических и операционных целей, оценить эффективность деятельности банка в целом и каждого отдельного работника, мотивировать сотрудников на достижение стратегии банка, что, в конечном счете, позволить обеспечить устойчивость и конкурентоспособность российских коммерческих банков.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г. (ред. от 27.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 01.05.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 01.05.2016.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 05.04.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - Последнее обновление 01.05.2016.
4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - Последнее обновление 01.05.2016.
5. Атажанов Б.А. Финансовый анализ деятельности кредитных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5.
6. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Логос, 2011.
7. Борисов Р., Борисовский И. Показатели, обеспечивающие контроль реализации стратегии и текущего финансового состояния // Финансовый директор. 2010. №1.
8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Эльга, 2011.
9. Виноградова З.И. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2012.
10. Вишнякова М. Пять «но» использования KPI // Справочник по управлению персоналом. 2011. № 2.
11. Грюнинг Х. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. М.: Весь Мир, 2007.
12. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Омега-Л, 2011.
13. Зорина Э. Ключевые показатели эффективности как инструмент
управления персоналом // Управление персоналом. 2009. № 3.
14. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / под. ред. Каплан Роберт С. М.: Олимп- Бизнес, 2003.
15. Клочков А. KPI и мотивация персонала. М.: Эксмо, 2010.
16. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. Банковское дело: учебник. / под. ред. Колесникова В.И. М.: Финансы и статистика, 1997
17. Коробова Г.Г. Банковское дело. М.: Экономистъ, 2009.
18. Костерина Т.М. Банковское дело. М.: ЕАОИ, 2009.
19. Кулагин О. Премирование по KPI / Кулагин О. // Справочник по управлению персоналом. 2011.№ 6.
20. Курбатов А.Г., Кузнецов А.И. Разработка ключевых показателей эффективности: рекомендации практиков // Управление корпоративными финансами. 2010. № 8.
21. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковский менеджмент: учеб. 3 изд., перераб. и доп. / под. ред. Лаврушин О.И. М.: КРОНУС, 2010.
22. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка: учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
23. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
24. Никонова И.А. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
25. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013.
26. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. М.: Olympus Business, 2008.
27. Петров А.Ю. Комплексный анализ финансовой деятельности банка. М.: Финансы и статистика, 2007.
28. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
29. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008.
30. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2009.
31. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности. М.: Инфра-М, 2010.
32. Аналитический журнал «Управление в кредитной организации» [Электронный ресурс]: Лобанова Т. Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка. - Официальный сайт Аналитического журнала «Управление в кредитной организации», 2016. - Режим доступа: http: //www.reglament.net/
33. Аналитический журнал «Управление в кредитной организации» [Электронный ресурс]: Система сбалансированных показателей в банке - миф или необходимость? - Официальный сайт Аналитического журнала
34. «Управление в кредитной организации», 2016. - Режим доступа:
http: //www.reglament.net/
34. Информационный портал Bankir.ru [Электронный ресурс]: Система ключевых показателей эффективности деятельности банка. - Официальный сайт информационного портала Bankir.ru, 2016. - Режим доступа: http://bankir.ru/
35. Бизнес студио [Электронный ресурс]: Лазовицкий И.Б. KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности. - Официальный сайт Бизнес студио, 2016. - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/procedures/business/kpi/
36. Международная группа компаний «ИНТАЛЕВ» [Электронный ресурс]: Применение сбалансированной системы показателей в развитии розничного бизнеса в России (внедрение «правильного» ритейла в банке). - Официальный сайт Международной группы компаний «ИНТАЛЕВ», 2016. - Режим доступа: http://www.intalev.ru
37. Управленческая информационная система QPR Integrated Management
System [Электронный ресурс]: Назначение сбалансированной системы показателей. - Официальный сайт Управленческой информационной системы QPR Integrated Management System, 2016. - Режим доступа:
http://www.qpronline.ru/balanced-scorecard.htm.
38. Банк России [Электронный ресурс]: Информация по кредитным организациям. - Официальный сайт Банка России, 2016. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru.
39. Банк России [Электронный ресурс]: Статистика. - Официальный сайт Банка России, 2016. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
40. АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс]: О банке. - Официальный сайт АО «Альфа-Банк», 2016. - Режим доступа: http: //www.alfabank.ru.
41. ПАО «ВТБ-24» [Электронный ресурс]: О банке. - Официальный сайт ПАО «ВТБ-24», 2016. - Режим доступа: http://www.vtb24.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ