ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие и виды анализа производственно- хозяйственной деятельности 8
1.2 Методика проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия 13
1.3 Методы и модели выбора стратегии предприятия 21
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АО «УРАЛЬСКИЙ КОМПРЕССОРНЫЙ ЗАВОД» 30
2.1 Анализ имущественного положения предприятия 30
2.1.1. Описание предприятия АО «УКЗ» 30
2.1.2. Анализ имущественного положения предприятия 36
2.2 Анализ эффективности финансово-производственной деятельности
предприятия АО «УКЗ» 47
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «УКЗ» 54
3.1 Анализ внешней среды 54
3.2 Анализ внутренней среды предприятия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс АО «Уральский компрессорный завод» 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Отчет о финансовых результатах АО «Уральский компрессорный завод»
В условиях рыночных отношений руководители предприятий должны принимать жизненно важные решения, которые способны обеспечить устойчивость предприятия к воздействию внешних факторов и долгосрочную конкурентоспособность. Без глубокого анализа положения предприятия и его возможных результатов принятие таких решений невозможно.
Стабильное функционирование предприятия связано с изменениями внешней и внутренней среды его деятельности, что вызывает необходимость разрабатывать новые подходы к определению целевой функции деятельности предприятия, обосновывать экономические предпосылки достижения оптимальных размеров прибыли, которая в свою очередь будет обеспечивать конкурентоспособность предприятия на рынке и определять перспективы его развития. Все это достигается путем анализа хозяйственной деятельности предприятия. Сочетая при этом микро и макроанализ можно создать информационную базу для принятия управленческого решения.
Связующим звеном между учетом информации и принятием управленческих решений является анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Анализируя производственно-хозяйственную деятельность можно определить влияние разнообразных факторов на результаты деятельности предприятия, выявить неиспользованные возможности, недостатки и перспективы развития. Информация, полученная в ходе проведения анализа, помогает обеспечить эффективность управления производственной деятельностью.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу производственно-хозяйственной деятельности на примере предприятия группы компаний ООО «ЮНАКО-Инвест», а именно АО «Уральский компрессорный завод». Актуальность выбранной темы состоит в том, что данный анализ является одним из основных компонентов в системе управления предприятия. На его базе строится разработка экономической стратегии предприятия и принятие управленческих решений. Умение владеть методикой этого анализа является частью профессиональной подготовки специалиста экономического профиля.
Цель дипломной работы - провести анализ деятельности АО «Уральский компрессорный завод», входящего в группу компаний ООО «ЮНАКО-Инвест», выявить существующие и потенциальные проблемы, и разработать рекомендации для повышения эффективности производства.
Для достижения поставленной цели были обозначены и затем решены следующие задачи:
-изучение основных теоретических аспектов анализа производственно-хозяйственной деятельности;
-анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности производства.
Источниками информации для решения поставленных задач послужили внутренние документы организации, общедоступная информация, литературные источники.
Объектом исследования является АО «Уральский компрессорный завод», входящее в группу компаний ООО «ЮНАКО-Инвест».
Предметом исследования является анализ производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования выпускной работы и разработанных рекомендаций на практике в условиях реального предприятия.
Стратегическое управление является центральным в деятельности любого предприятия. У каждого предприятия, не зависимо от его сферы деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, можно обнаружить определенную стратегию производственно-коммерческой деятельности. Она, как правило, проявляется в выборе подхода к принятию управленческих решений, в принятом способе распределения ресурсов, в системе производственных и рыночных приоритетов, а также в основных принципах, на которых построено решение внешних и внутренних конфликтов, возникающих в деятельности предприятия и т. д.
Разработка и выбор стратегии является жизненно необходимым для предприятия, так как организованный бизнес не может постоянно изменять свой курс и мгновенно реагировать изменениями организации на любые перемены во внешней среде. Правильно выбранная стратегия предприятия является образом действий, который обеспечивает определенную линию поведения на достаточно продолжительное время.
Выбору стратегии развития предприятия всегда должен предшествовать детальный стратегический анализ, который включает в себя два самостоятельных, но взаимосвязанных между собой этапа: анализ внешней деловой окружающей среды и анализ ресурсного потенциала предприятия, т. е. его внутренних возможностей.
В рамках данного исследования при изучении внутренней среды предприятия большое внимание было уделено его финансово-хозяйственному состоянию. Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволил выявить величины и изменения во времени экономических показателей, которые характеризуют производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО «УКЗ» охватывал период с 2015 по 2017 год. По результатам анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности можно утверждать, что предприятие работает с прибылью. Однако деловая активность его значительно снизилась, а эффективность использования имущества предприятия и источников его финансирования значительно снизилась. Кроме того, рентабельность имеет тенденцию к снижению.
Проведенный анализ бухгалтерского баланса позволяет сделать вывод о снижении потенциала предприятия АО «УКЗ». При этом источники финансирования имущества в основном собственные средства. Имущество предприятия ликвидное, а его платежеспособность средняя. Предприятие финансово устойчивое, однако, эта устойчивость находится на достаточно низком уровне. Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что, не смотря на имеющиеся отклонения по ряду показателей, в целом, деятельность предприятия можно охарактеризовать как эффективную.
Помимо этого, был проведен экспертный анализ внутренней среды по ее основным направлениям с использованием десятибалльной шкалы оценки. Основными направлениями анализа внутренней среды стали пять основных видов деятельности: маркетинговая, производственная, организационная, финансовая деятельность и работа с персоналом.
В каждой из перечисленных составляющих внутренней среды были выбраны и проанализированы наиболее значимые компоненты. Полученные показатели были сведены в общую таблицу и рассчитаны согласно выбранной формуле. Данный расчет позволил выявить сильные и слабые стороны внутренней среды АО «Радий». В качестве основных можно указать следующие результаты. В маркетинговой деятельности имеются не значительные недостатки, связанные с сегментацией рынка, но наблюдается высокая ориентированность продуктов на требования рынка, т. е. на запросы потребителей по параметрам предоставляемых услуг. Производственная деятельность предприятия находится на достаточно хорошем уровне, оказывается широкий диапазон услуг, происходит использование современного высокотехнологичного оборудования, что обеспечивает высокий уровень оказания услуг, их надежность и бесперебойность. Использование информационных технологий управления находится на высоком уровне. Высокий уровень квалифицированных кадров, так же имеет место возможность перспективного обучения и переобучения персонала, большая доля инвестирования в эту сферу деятельности. Снижение темпов экономического роста, ухудшение финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.
Анализ внешней среды предприятия включал в себя исследование ближнего и дальнего окружения АО «УКЗ». Для исследования макросреды предприятия был использован инструмент стратегического менеджмента PEST-анализ.
В результате была выявлена значимость факторов внешней среды, которые оказывают влияние на данное предприятие, дана оценка важности каждого из факторов.
Для оценки срочности реагирования и характера изменения факторов был разработан профиль среды, анализ которого «позволяет поставить результирующую оценку каждому фактору и определить их взаимные приоритеты» [42, с. 55]. В данной работе профиль среды был представлен в виде диаграммы, что дало возможность наглядно отобразить текущую макроситуации с учетом долгосрочных воздействий ее факторов на деятельность АО «УКЗ».
Анализ микросреды включал в себя изучение состояния факторов ближайшего окружения АО «УКЗ», с которыми предприятие непосредственно взаимодействует: микросреды предприятия - это анализ поставщиков, потребителей, контактных аудиторий, посредников и конкурентов.
Используя данные анализа внутренней и внешней среды предприятия, мною был проведен SWOT-анализ деятельности АО «УКЗ».
В результате применения данного инструмента стратегического менеджмента были найдены «критические точки» возможностей и угроз предприятия, т. е. те факторы, на которые следует обратить пристальное внимание для улучшения работы предприятия.
Среди наиболее значимых «точек возможностей» можно указать следующие позиции:
1) закрепление позиций на отечественном рынке;
2) «увеличение спроса на продукцию гражданского и специализированного назначения» [36, с. 67].
При реализации этих возможностей, предприятие может достаточно улучшить свои слабые стороны и укрепить сильные.
В качестве «критических точек» угроз предприятия, особенно были выделены моральное и физическое старение технологического оборудования. Если не уделять им должного внимания, то данные факторы могут негативно сказаться на развитии предприятия и снизить уровень прибыли в будущем.
Определение возможностей и угроз внешнего окружения, сил и слабостей внутренней среды предприятия, а также определение множества связей между ними, легло в основу разработки (корректировки) корпоративной стратегии АО «УКЗ».
Для определения корпоративной стратегии предприятия был использован инструмент стратегического менеджмента - матрица SPACE-анализа. В результате составления и анализа данных матрицы был сделан выбор в пользу стратегии интегрированного роста.
Таким образом, для обеспечения бесперебойной, оптимальной деятельности в настоящее время и обеспечения эффективной деятельности в перспективе, АО «УКЗ» следует придерживаться стратегии интегрированного роста.
Планомерное следование данной стратегии позволит обеспечить бесперебойную и оптимальную деятельность предприятия, как в текущем периоде, так и в отдаленной перспективе. Предприятие сможет успешно развиваться за счет получения и усиления контроля над структурами, находящимися между АО «Радий» и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.
Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности АО «УКЗ»