Введение 3
1 Теоретические основы мониторинга и оценки бюджетного федерализма
в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, принципы и инструменты бюджетного федерализма 6
1.2 Законодательная основа бюджетного федерализма
в Российской Федерации 12
1.3 Сущность и методика мониторинга бюджетного федерализма 16
2 Практические аспекты реализации мониторинга и оценки 22
бюджетного федерализма
2.1 Система мониторинга бюджетного федерализма
в Российской Федерации 22
2.2 Механизм функционирования бюджетного федерализма
в Российской Федерации 25
2.3 Проблемы и основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложения
Бюджетный федерализм играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема бюджетного федерализма всегда вызывала множество вопросов и проблем.
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма. От создания оптимального механизма межбюджетных отношений, обеспечения действительного (а не просто регламентированного правом) сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма – исключительно сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 85 субъектов и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов, климатическим условиям, национальным, культурным и историческим особенностям. Нельзя в этой связи не отметить также экономические и финансовые противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации, равно как и внутри последних – между органами местного самоуправления (МСУ) и государственными органами власти субъектов, – острота которых не снижается, несмотря на принятые в последние годы соответствующие законодательные акты.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время бюджетный федерализм РФ нуждается в совершенствовании. Чтобы правильно определить направления его совершенствования, требуется, прежде всего, провести регулярный мониторинг, глубинный анализ этих отношений.
Все вышеизложенное, в совокупности, характеризует актуальность выбранной темы курсовой работы.
Концептуальные основы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений рассмотрены в работах таких авторов, как Бадамшин С.К., Волков В.В., Годин А.М., Кидяев В.В., Костенкова В.Г., Курченко Л.Ф., Суглубов А.Е. и др.
Вопросы бюджетного мониторинга исследованы Абрамовой М.Б., Роснинским В.В., Сорокиным Т.В., Сурниной К.С.и др.
В теоретических и научно-практических исследованиях не достаточно широко освещены вопросы по мониторингу бюджетного федерализма, инструменты, позволяющие обосновать и провести эффективный бюджетный мониторинг, рассмотрены на уровне общих подходов. Конкретные методики в области мониторинга бюджетного федерализма не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их разработке и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой предметной области.
Объектом данной курсовой работы является бюджетный федерализм.
Предмет исследования – мониторинг бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ мониторинга бюджетного федерализма и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, принципы и инструменты бюджетного федерализма;
– изучить законодательную базу бюджетного федерализма в РФ;
– изучить теоретические основы мониторинга бюджетного федерализма;
– изучить систему бюджетного мониторинга в России;
– выявить проблемы бюджетного федерализма в России и определить направления их решения.
Теоретическую основу исследования составила теория бюджетного федерализма и его мониторинга.
Методологическую базу составил системный подход: использованы методы экономического и статистического анализа, количественный и качественный анализ проведен с применением синтеза, индукции, дедукции.
Информационную базу для выполнения курсовой работы составили статистическая информация о состоянии и тенденциях изменения бюджетной системы РФ, а также электронные ресурсы законодательных органов и информационно-правовых порталов. В работе приводятся конкретные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения, возникающие при осуществлении бюджетного федерализма. В работе также использованы публикации в периодических изданиях научного и практического значения, учебные пособия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы мониторинга бюджетного федерализма.
Во второй главе работы рассмотрены система мониторинга бюджетного федерализма, механизм функционирования бюджетного федерализма в Российской Федерации, выявлены его проблемы и пути совершенствования.
В заключении приведены краткие выводы и предложения.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Бюджетный федерализм, как финансово-правовая категория, есть форма организации правовых отношений, возникающих на основе сочетания принципов централизма и децентрализма между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по вопросам формирования и реализации бюджетной политики и бюджетного процесса государства при непременном условии соблюдения финансовых интересов Федерации, регионов, муниципальных образований, а также самостоятельности и автономии всех уровней бюджетной системы.
В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона.
Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки – межбюджетные трансферты, целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.
Для определения проблем и основных направлений совершенствования бюджетного федерализма необходимо осуществлять регулярный мониторинг бюджетного федерализма. Мониторинг бюджетного федерализма является составной частью бюджетного мониторинга, а, следовательно, целостной системы мониторинга качества управления государственными и муниципальными финансами.
Во исполнении поручений Президента РФ и Правительство РФ федеральным казначейством разработан механизм реализации бюджетного мониторинга. Субъекты бюджетного мониторинга – Федеральное казначейство, территориальные органы Федерального казначейства. Объекты бюджетного мониторинга – участники бюджетного процесса, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ, услуг, получающие средства из федерального бюджета. Предмет бюджетного мониторинга – средства, предоставляемые из федерального бюджета и используемые объектами бюджетного мониторинга.
Бюджетный мониторинг осуществляется в целях выявления и минимизации следующих рисков: риска необоснованного планирования расходов бюджета; риска неэффективного использования бюджетных средств; риска недостижения запланированных показателей; риска неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, завышения цен, срыва сроков исполнения обязательств; риска сговора участников закупки; риска неустойчивого финансового состояния; недобросовестности, «сомнительной репутации» участника закупки и др.
Использование бюджетнго мониторинга сделает возможными как оценку эффективности бюджетных расходов в зависимости от состояния планирования, исполнения и контроля, так и определение степени внедрения новых бюджетных технологий.
Исследование механизма функционирования бюджетного федерализма в Российской Федерации, а также анализ бюджетов различных уровней показали, что в настоящее время существует ряд проблем бюджетного федерализма в РФ.
В частности к ним относятся конституционно-правовые проблемы российского бюджетного федерализма, проблема диспропорций в соотношении доходов к расходам при первичном распределении бюджетных ресурсов по вертикали бюджетной системы, возрастание неравномерности бюджетной обеспеченности регионов несмотря на использование рычагов бюджетного выравнивания (это, по сути, есть не что иное, как разбалансировка бюджетной системы по горизонтали), чрезмерный контроль со стороны Федерального казначейства и его региональных органов на региональном и местном уровнях и т.д.
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
В этой связи возникает необходимость определить новое положение, содержание и роль федерального бюджета в экономической политике, бюджетной системе и принципиальные особенности его отношений с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. Имеются два подхода к данному процессу: становление бюджетной системы с сильным федеральным бюджетом или же децентрализация бюджетных взаимосвязей и сжатие федерального бюджета до минимально необходимых расходов на содержание федерального центра. Интересы государства и необходимость единства в реализации рыночной политики требуют проведения линии на формирование федеративной бюджетной системы рыночного типа с сильным федеральным бюджетом.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим работы: http://www.consultant.ru/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим работы: http://www.consultant.ru/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс«. Режим работы: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим работы: http://www.consultant.ru/
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 1502-р Об обеспечении казначейского сопровождения средств [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим работы: http://www.consultant.ru/
6. Регламент взаимодействия при осуществлении Федеральным казначейством бюджетного мониторинга и казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета" (утв. Казначейством России 14.11.2018 N 07-04-30/2) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим работы: http://www.consultant.ru/
7. Бадамшин, С.К. Сущность бюджетного федерализма и пути его совершенствования [Текст] / С.К. Бадамшин, Ю.С. Шарипова, Л.И. Иксанова// Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. С. 76-79.
8. Бырдин, Е.Н. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: сравнительно-правовой аспект/ Е.Н. Бырдин // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – 2 (44). – Режим работы: https://cyberleninka.ru/
9. Волков, В. В. Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов [Текст] / В. В. Волков // Практика муниципального управления – 2013. – 58-68
10. Волков, В. В. Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов [Текст] / В. В. Волков // Практика муниципального управления. – 2013. – № 2. – С. 58–68. – № 2. – С. 58–68.
11. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система РФ [Текст]: учеб. пособие/ А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2014. — 171 с.
12. Жидкова Е.Ю. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Жидкова Е.Ю., Видеркер Н.В.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62924.html.— ЭБС «IPRbooks»
13. Итоги 2017 года [Электронный ресурс]/ под. ред. Лыкова Л.Н // Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России.Аналитический бюллетень. – 2018г. – №10 – Режим доступа: https://www.rea.ru/
14. Кидяев, В. Б. Пополнение доходной базы муниципалитетов [Текст] / В. Б. Кидяев // Практика муниципального управления. – 2013. – № 1. – С. 28–30.
15. Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере [Электронный ресурс]: сборник Межвузовской конференции научных работ студентов, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам научно-практической конференции «Проблемы контроля и аудита в финансово-бюджетной сфере» (29 сентября 2017, г. Москва), в рамках комплексной НИР «Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере г. Москвы»/ М.В. Абрамова [и др.].— М.: Научный консультант, 2017.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75458.html.— ЭБС «IPRbooks»
16. Костенкова, В.Г. Проблемы бюджетного федерализма в современной России [Электронный ресурс] //Вестник Удмуртского университета. – 2017. – Т. 27, №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
17. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации. Субфедеральный и местный уровни [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Курченко Л.Ф.— М.: Дашков и К, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4505.html.— ЭБС «IPRbooks»
18. Межбюджетные отношения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник/ А.Е. Суглобов [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 519 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81797.html.— ЭБС «IPRbooks»
19. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нешитой А.С.— М.: Дашков и К, 2015.— 310 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4494.html.— ЭБС «IPRbooks»
20. О мерах по обеспечению сбалансированности региональных и местных бюджетов в 2017–2019 годах [Электронный ресурс]//Вступительное слово Д. Медведева. Режим работы: http://government.ru/news/25914/#doc2
21. Росинский В.В. Организация надзора в сфере соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о размещении государственного и муниципального заказов [Электронный ресурс]: методические указания/ Росинский В.В.— М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2013.— 76 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31489.html.— ЭБС «IPRbooks»
22. Сорокина, Т.В. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе (на примере Иркутской области) [Электронный ресурс] // Известия ИГЭА. – 2013. – № 3(77). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
23. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 263 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52621.html.— ЭБС «IPRbooks»
24. Сурнина, К. С. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе [Текст] / К.С. Сурнина, Ю.М. Дененберг // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 85-87
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статикти [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.gks.ru/
26. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/