ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основы инновационной деятельности
предприятия 10
1.1 Понятие, сущность и значение инноваций 10
1.2 Алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии
развития предприятия 16
1.3 Проблемы инновационного развития российских предприятий 23
2 Реализация инновационной политики на примере ООО «РОСЬ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления предприятия 35
2.3 Оценка инновационного развития предприятия 40
3 Актуальные направления совершенствования инновационной деятельности
ООО «РОСЬ» 45
3.1 Совершенствование стратегического управления инновационной
деятельностью ООО «РОСЬ» 45
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий 60
3.3 Перспективы развития и возможные направления дальнейшего
совершенствования инновационной деятельности ООО «РОСЬ» 70
Заключение 86
Список использованных источников 90
Актуальность темы исследования заключается в том, что российское правительство уже давно признало необходимость развития инновационной деятельности промышленных предприятий. На сегодняшний день существует не один план инновационного развития российской промышленности, и некоторые из них находятся на стадии реализации. Но, к сожалению только лишь малая часть предприятий проявила активность и интерес, как инновационному развитию, так и к внедрению инноваций на производство. Инновации - жизненная необходимость каждого из предприятий, ведь от уровня инновационного развития предприятия зависит его
конкурентоспособность. Нельзя забывать, что именно инновационные продукты помогают вести конкурентную борьбу, быть привлекательным для новых потребителей и, конечно же, приносить прибыль.
Последние несколько лет показывают, что российские предприятия не проявляют интерес к инновационному развитию и инновациям в целом. Одна из причин, из-за которой возникла данная проблема - отсутствие необходимости развития инноваций и инновационного развития для конкурентной борьбы в условиях рынка РФ. У российского производителя отсутствует необходимость внедрения новых технологий для привлечения новых потребителей. При создании конкурентных преимуществ инновации являются маловажным фактором. Сегодня российские предприятия при низком уровне технологического оснащения, невысоком уровне производительности труда и минимальных затратах на НИОКР имеют высокую рентабельность. Большая часть предприятий находятся в стороне от инноваций, такие предприятия не выпускают ни новых продуктов, не внедряют новые технологии и вовсе не занимаются НИОКР. Лишь некоторые предприятия используют и применяют уже существующие технологии.
Постоянно снижающийся уровень расходов на НИОКР на российских предприятиях связан с тем, что прежде чем производить что-то новое нужно произвести модернизацию производства. Зачастую оборудование в цехах настолько устаревшее, что производить продукт по новым или усовершенствованным технологиям невозможно. Конечно же, переоснащение цехов, закупка установка и наладка нового, современного оборудования требует значительных инвестиций. Но как показывает практика, чем выше уровень инвестиций, тем выше уровень инновационного развития предприятия.
Цель работы - исследовать инновационную деятельность производственного предприятия на примере ООО «РОСЬ».
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотрение понятия, сущности и значения инноваций;
- изучение алгоритма формирования и реализации инновационной стратегии развития предприятия;
- исследование проблем инновационного развития российских предприятий;
- анализ реализации инновационной политики ООО «РОСЬ»;
- анализ направлений совершенствования стратегического управления инновационной деятельностью ООО «РОСЬ»;
- расчет эффективности предложенных мероприятий;
- изучение перспектив развития и возможные направления дальнейшего совершенствования инновационной деятельности ООО «РОСЬ».
Объект исследования - специфика и проблематика инновационной деятельности российских предприятий в современных условиях хозяйствования. Предмет - инновационная деятельность производственного предприятия ООО «РОСЬ».
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, коэффициентный анализ, методы графического и табличного представления данных, функциональный анализ, метод научной абстракции и др.
При написании работы была использована учебная литература российских и зарубежных авторов, таких как Р.И. Акмаева [1], А.И. Базилевич [3], А.Н. Бондаренко [8], Я.Д. Вишняков [10], Т.П. Горяинова [13], А.В. Литвинова [22], К.К. Прахалад [30], Р. Свэйм [32] и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы инновационной деятельности предприятия; во второй главе проведен анализ реализации инновационной политики ООО «РОСЬ»; в третьей главе рассмотрены актуальные направления совершенствования инновационной деятельности ООО «РОСЬ». В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования изложенных в работе теоретических и методологических разработок, выводов и предложений по совершенствованию инновационной деятельности предприятия в организациях с аналогичным видом деятельности.
Основными источниками информации для исследования послужили: баланс, отчет о финансовых результатах за три года, учредительные документы, штатное расписание и иные документы.
Период аналитического исследования деятельности организации составляет три года (2013-2015 гг.).
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что способность к реализации стратегии инновационного развития и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста, научно-технического прогресса и высокой конкурентоспособности предприятия. Обеспечение качественного экономического роста промышленных предприятий возможно при наличии особых условий, которые бы активизировали и усилили инновационную составляющую.
Эффективная реализация инновационной стратегии развития требует построения алгоритма, под которым понимается последовательность определенных взаимосвязанных действий (шагов) для конкретного предприятия с целью его перевода из одного состояния в другое. Основополагающими элементами разработки алгоритма процесса выбора и реализации инновационных стратегий развития предприятия являются концептуальные основы инновационной деятельности, сущность которых заключается в достижении соответствия между основными показателями предприятия, влияющими на его инновационную деятельность. Такими показателями являются жизненный цикл и инновационный потенциал предприятия.
Согласно статистике, сегодня, инновационную активность ведут крупные и государственные предприятия. Это обусловлено тем, что эти предприятия имеют достаточные объемы финансирования, высокий уровень оснащенности и кадрового обеспечения. Испытывается острая необходимость в формировании и внедрении системы инновационного развития российских предприятий, стабильная государственная поддержка, выраженная не только финансированием, но и снижением пошлин на ввозимое оборудование. Для
более эффективного внедрения и развития инноваций необходимо создавать специальные отделы и подразделения.
В результате проведенного анализа эффективности осуществления инновационной деятельности ООО «РОСЬ» сделаны следующие выводы: предприятие не имеет достаточных профессионально-кадровых возможностей для эффективной реализации и развития инновационной деятельности; не обладает исследовательским оборудованием, которого было бы достаточно для разработки улучшающих и некоторых базовых инноваций; основные средства обновляются недостаточно часто, что затрудняет наращивание опыта в области реализации инновационных проектов; практически не внедряет новые продукты и усовершенствованные товары; не обладает опытом реализации инновационных проектов, в том числе по созданию и выведению на рынок принципиально новых технологий.
Отрицательной тенденцией также является снижение коэффициента освоения новой техники и коэффициента освоения новой продукции, что свидетельствует о снижении обеспечения инновационной деятельности материальными ресурсами, а также снижении активности внедрения инноваций. Кроме того, низкое значение коэффициента обеспеченности интеллектуальной собственностью свидетельствует о том, что предприятие недостаточно активно в вопросах патентно-правовой защиты используемых технологий, а также защиты промышленной собственности. Уровень инновационного потенциала ООО «РОСЬ» можно считать средним.
Для решения выявленных проблем развития инновационных потенциалов предприятия разработан комплекс практических рекомендаций, способствующих активизации использования и повышению уровня их структурных компонентов, развитию инновационных возможностей и новых конкурентных преимуществ предприятий. Эти рекомендации подразумевают реализацию следующих мероприятий и специальных программ: техническое перевооружение, снижение издержек на изготовление продукции, освоение прогрессивных технологий; совершенствование управления объектами 87
интеллектуальной собственности; активное участие в целевых федеральных и республиканских программах финансирования науки, привлечение инвестиций в инновационную деятельность; организация межфункциональной команды инновационного развития, состоящей из групп ответственности; преодоление сопротивления персонала внедрению инноваций.
В процессе исследования обоснованы методические положения стратегического управления инновационной деятельностью промышленных предприятий, реализация которых должна способствовать развитию стратегического управления инновационной деятельностью на основе соблюдения определенных принципов эффективности, выбора оптимального подхода к управлению инновациями на предприятиях - системного подхода на основе использования цикла PDCA.
ООО «РОСЬ» при осуществлении инновационной деятельности рекомендуется обязательно учитывать передовой опыт наиболее успешных предприятий, основой которого является повышение эффективности производства за счет разнообразия ассортимента продукции, и основная цель инновационной деятельности которых заключается в освоении гибких технологий, способных к быстрой переориентации на удовлетворение стремительно изменяющихся потребностей на современном рынке.
Для более эффективного проектирования новой продукции ООО «РОСЬ» рекомендована программа Altium Designer. Она функциональная и для нее требуются мало ресурсов.
Весь проект внедрения Altium Designer в целом является эффективным. Он принесет как финансовые так и другие выгоды, инвестиции в данный проект будут эффективны и проект скоро окупится и будет приносить прибыль. Таким образом, реализация проекта внедрения Altium Designer является обоснованной.
В целях усиления научно-исследовательского компонента инновационного потенциала ООО «РОСЬ» можно рекомендовать совершенствование механизма управления объектами интеллектуальной собственности, включающее принятие мер по повышению юридической защищенности собственных разработок и приобретение прав на производство и реализацию инновационной продукции со стороны. Данные мероприятия должны способствовать расширению и укреплению конкурентных преимуществ предприятия, а также росту прибыли от использования объектов интеллектуальной собственности.
ООО «РОСЬ», как показало исследование, не устойчиво в финансовом отношении, поэтому данному предприятию рекомендуется постепенно снижать долю заемных средств в источниках финансирования и привлекать инвестиции в инновационную деятельность за счет более активного участия в государственных целевых программах, конкурсах и грантах, а также обращения к внебюджетным источникам поддержки науки и инноваций.
Активизация использования составляющих инновационного потенциала ООО «РОСЬ» позволяет расширять возможности осуществления им инновационной деятельности, а также выбирать перспективные направления развития, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей.
1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 541 с.
2. Аксенов А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 с.
3. Базилевич А.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Проспект, 2013. - 640 с.
4. Баранчеев В. Управление инновациями : учебник / В. Баранчеев, Н. Масленникова, В. Мишин. - Москва : Юрайт-Издат, 2012. - 359 с.
5. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
6. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 с.
7. Бобырев Д.Б. Особенности создания эффективной системы активизации инновационной деятельности предприятия / Д.Б. Бобырев // Потенциал современной науки. - 2015. - №5. - С. 87-90.
8. Бондаренко А.Н. Пути активизации инновационной деятельности предприятий / А.Н. Бондаренко // Молодой ученый. - 2015. - № 2-1 (17). - С. 53-59.
9. Бычков В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 с.
10. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 с.
11. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 с.
12. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА- М, 2012. - 461 с.
13. Горяинова Т.П. Роль процедур управления знаниями в инновационной деятельности предприятия / Т.П. Горяинова, А.Е. Курач // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №2 (92). - С. 59-65.
14. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 311 с.
15. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. - М.: Дашков и К, 2013. - 168 с.
16. Заглумина Н. А. Реализация инновационного проекта на прединвестиционной стадии / Н. А. Заглумина, М. В. Вершинина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 6. - С. 315-318.
17. Заппаров Б.А. Управление инновационной активностью на основе инструментов финансового стимулирования / Б.А. Заппаров // Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.э.н. по специальностям 08.00.05 и 08.00.10. - Казань, 2015. - 41 с.
18. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
19. Калашникова Ю. А. Инструменты стимулирования инновационной активности промышленных предприятий Челябинской области / Ю. А. Калашникова, П. Я. Дегтярёв // Инновационная экономика России: проблемы и пути решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2012. - С. 193-197.
20. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2013. - 200 с.
21. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 с.
22. Литвинова А.В. Формы стимулирования инновационной деятельности и принципы их реализации / А.В. Литвинова, М.В. Парфенова // Друкеровский вестник. - 2015. - № 1. - С. 57-61.
23. Лукьянова А. Ю. Проблемы инновационного развития России / А.Ю. Лукьянова, Л.В. Погосян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 36-38.
24. Маков В. М. Формирование условий активизации инновационной деятельности промышленных предприятий: автореф. дис. на соискание степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / В. М. Маков. - Уфа, 2011. - 25 с.
25. Мартыненко О. В. Особенности инновационного развития в России / О.В, Мартыненко, А.А. Горнякова // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 158¬163.
26. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Г. Медынский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 с.
27. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
28. Назин К.Н. Теоретический анализ категории «Инновация» / К.Н. Назин, Д.И. Кокурин // Инновации в России: сборник. - 2-е изд. - 2011. - С. 59¬
63.
29. Попова Е.Ю. Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях / Е.Ю. Попова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №7. - С. 165-169.
30. Прахалад К. К. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем : учебник / К. К. Прахалад, М. С. Кришнан ; пер. В. Егоров. - Москва : Альпина Паблишер, 2012.- 264 с.
31. Свиридова С. В. Инновационное развитие предприятий и комплексов: монография / С. В. Свиридова. - Воронеж : ФБГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. - 222 с.
32. Свэйм Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера : монография / Р. Свэйм; пер. В. Кузин ; ред. А. Цветков. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 413 с. : рис., табл. - (Практика менеджмента).
33. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
34. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. - М.: КноРус, 2013. - 208 с.
35. Стрелкова Л. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: учебное пособие / Л. Стрелкова, Ю. Макушева. - Москва : Юнити- Дана, 2013. - 236 с.
36. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 476 с.
37. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
38. Чаадаева Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чаадаева. - М.: Юрайт, 2013. - 410 с.
39. Шубина Н.В. Оценка инновационного потенциала на промышленных предприятиях / Н.В. Шубина // Инновации и инвестиции. - 2013. - №5. - С. 53¬
64.
40. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2014. - 176 с.