Введение 3
Глава 1. Развитие умственных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью. Мышление как психический процесс 6
1.1 Определение умственной отсталости 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью 15
1.3 Особенности мыслительной деятельности у нормально развивающихся
младших школьников 18
1.4 Особенности мыслительной деятельности у младших школьников с
легкой умственной отсталостью 21
Выводы по первой главе 27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей умственных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Развитие умственных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью 30
2.1 Организация и методы исследования умственных действий у младших
школьников с легкой умственной отсталостью 30
2.2. Результаты исследования умственных действий у детей с легкой 34
умственной отсталостью и без признаков нарушений в развитии 34
2.2.1 Результаты по методике Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно¬логического мышления» 34
2.2.2 Результаты по методике Дж.Равена «Прогрессивные матрицы» 40
2.2.3 Рекомендация по формированию умственных действий у детей с легкой
умственной отсталостью 47
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Проблема развития мышления учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости получила свою теоретическую и экспериментальную разработку в коррекционной психологии на основе общей теории деятельности и развития психики, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном [10], [42]. Утвердившееся в психологии положение о том, что важнейшие закономерности психического развития аномальных детей в своей основе совпадают с закономерностями нормально развивающихся, является для коррекционной психологии основополагающим принципом, выражающим суть современною подхода к пониманию возможностей развития операций мышления у детей с лёгкой степенью умственной отсталости. В структуре познавательной деятельности таких школьников операции мышления занимают особое место, поскольку, именно здесь наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности [40].
Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, - это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния [31].
Современная школьная программа предъявляет уже с младших классов требования к абстрактному мышлению, что представляет сложности у детей с умственной отсталостью.
К настоящему моменту мышление и, в частности, мыслительные операции являются одним из самых исследованных в коррекционной психологии психических процессов (Л.С.Выготский, О.П. Гаврилушкина, Л.В. Занков, В. Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М.Соловьев, Е.А. Стребелева, Ж.И. Шиф и др.) [10], [19], [33], [35], [36], [38], [31].
Особенности памяти ярко обнаруживаются на примерах запоминания зрительного материала. Умственно отсталые младшие школьники запоминают наглядный материал: яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы, лучше чем символические. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго [3].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире, перестраивает сложившиеся ранее, у детей житейские понятия.
А школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста.
Актуальность и проблема исследования определили цель данной работы: выявить особенности умственных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Объектом исследования является умственные действия у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности умственных действий у младших школьников, имеющих умственную отсталость.
Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития.
Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования:
• провести теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению данной проблемы;
• изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
• провести исследование определить особенности мыслительной деятельности у нормально развивающихся младших школьников;
• провести исследование и выявить особенности мыслительной деятельности у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Методологическую основу исследования составили методики Дж. Равена «Прогрессивные матрицы» и Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления».
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент.
База экспериментального исследования ГБОУ Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья и Казанская средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 167.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение, выводы, а также список литературы и приложения.
На сегодняшний день наиболее часто наблюдаются у детей нарушения умственной отсталости. Причины отклоняющегося поведения могут быть разные, но чаще всего это результат взаимодействия социальных и природных факторов. Трудности в обучении умственно отсталых младших школьников имеют в своей основе социально- психологическую природу на фоне комплекса последствий органического эффекта.
Развитие мыслительных операций наиболее интенсивно происходит в детском возрасте и в школьном возрасте, так как именно в школе ребенок получает большой поток информации. В каждом возрасте развитие мыслительных операций формируется, усложняется, переходить на новый уровень.
Формирование логических операций умственно отсталых детей является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии, что обусловлено важной ролью мышления в формировании личности ребенка в целом, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.
Наше исследование было посвящено изучению психологических особенностей умственных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью. В представленной дипломной работе был проведен теоретический анализ литературы по заданной тематике, в рамках которого были рассмотрены сущностно - содержательные характеристики понятия «умственная отсталость», было дано описание психологических особенностей развития младших школьников с легкой умственной отсталостью и младших школьников без нарушений развития.
В ходе проведенного исследования мы видим, что уровень развития мыслительных операций значительно ниже у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, чем у младших школьников без нарушений развития.
Младшие школьники с легкой умственной отсталостью испытывают трудности в дифференциации существенных и несущественных признаков предмета.
Мы выявили, что для младших школьников с умственной отсталостью наиболее характерен низкий уровень способности к невербальному мышлению (методика «Исследование словесно- логического мышления»), высокий уровень способности к вербальному мышлению (методика «Прогрессивные матрицы»).
Таким образом, в соответствии с поставленной целью, сформированной гипотезой, были нами изучены особенности умственных действий младших школьников с легкой умственной отсталостью и младших школьников без признаков умственной отсталости. Анализ полученных данных в ходе исследования, позволяет нам выделить содержательные особенности развития мыслительных процессов, сформированности логических операций.
1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность [Текст] / А.Н.Аверьянов. - М.: Мысль, 2010. - 188с.
2. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной
педагогики и психологии: Учебник / Е.Ю. Азбукина. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического
университета, 2006.- 335с.
3. Александров А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: учебное пособие / А.А. Александров. - СПб. : СпецЛит, 2014. - 232 с.
4. Андрущенко Т. Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6—10 лет: Учебное пособие / Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова — М.: Академия, 2007. — 94 с.
5. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. Учебное пособие. 2-е издание / И.Л.Баскалова. - М.: «Прометей» МГПИ имени В. И. Ленина, 2007. - 137 с.
6. Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева,О. Гаврилушкина,
Н. Соколова.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2007. — 320 с.
7. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, монография / Л.Б. Баряева. - СПб.: РГПУ им.Герцена , 2009. - 287 с.
8. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
9. Виноградова А.Д., Особенности образного мышления умственно отсталых детей / А.Д. Виноградова, С.А. Клих. - Дефектология. - 2007. - № 3. -59-64 с
10. Выготский Л.С. Психология развития человека /
Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения / В.А. Галкина. - № 4 / том 3 / 2014, ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
12. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о по этапном формировании умственных действий / Исследования мышления в советской психологии / П.Я. Гальперин. - М., 1998. - 6с.
13. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П.Я. Гальперин. - М., 1991.
14. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. — М., 1965. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2006. — 101 с.
15. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М.: Просвещение, 2006.
16. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С.Д Забрамная. - М.: Просвещение, 2008. - 94 с.
17. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная - М.: Просвещение, Владос, 2008. - 5-18 с.
18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.: - 2009. - №1. - С. 49 - 54
19. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В.Занков.— М.: Учпедгиз, 2005
20. Захарова А.В. Генезис самооценки : авторефе. дис. ... д-р психол. наук / А.В. Захарова. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2005.
21. Зинченко П. И., Формирование приемов логического
запоминания у школьников I класса, «Доклады АПН РСФСР», 2007 (д), № 6...." [ Источшш: http://psychlib.iTi/mgppii/ZNz-1961/ZNZ-
001.HTM#hid6]
22. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 21 с.
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М., 2007.
24. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. — М., Просвещение, 2006.- 368с.
25. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как образцу. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005
26. Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников: Атореф. дис. . д-р психол. наук / - М.: Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина, 2007. - 332с.
27. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Н.А.Менчинская. - М., 2006.,
28. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А. М. Полевщикова ; под ред. М. А. Бантовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 2007. - 335 с.
29. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: Автореф. дис. ... д-р пед. наук. / Н.Г. Морозова. - М., «Просвещение», 2007. - 280 с.
30. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: «Академия», 2008.
— 480 с.
31. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы [Текст] : монография / Под ред. Шиф Ж.И. - М.: Просвещение, 2007. - 343 с.
32. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 2009. 56 с.
33. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М .: Академия, 2002.
- 160 с.
34. Петрова И. Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени / И.Х. Петрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 143-145.
35. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности
учащихся вспомогательной школы /Б.И. Пинский. - М.:
Педагогика,2008.
36. Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов /И.М. Соловьёв. - М.: Просвещение, 2004.
37. Степанова Н. А. Интеграция эмоциональной, волевой и мотивационной сфер в процессе личностного развития младших школьниковб Автореф. дис. ... канд.психол.наук / Н.А. Степанова. - М.: Московский государственный университет, 2011. - 202.
38. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. - М., 2001.
39. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: «Академия», 2004. - 288 с.
40. Шаронова А.С. Особенности различных видов мышлений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью / А.С. Шаповаленко // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 5.
41. Шульженко Н.В. Педагогическая технология
формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Автореф. дис. ... канд.пед.наук/ Н.В. Шульженко. - Екатеринбург, 2012. - 181с.
42. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2005. - 304 с.