Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И
ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Теоретические аспекты планирования себестоимости продукции на
предприятии 8
1.2 Сущность, принципы управления и классификация себестоимости
продукции 9
1.3 Взаимосвязь себестоимости и прибыли предприятия 16
1.4 Методика оценки эффективности планирования себестоимости продукции 17
1.5 Прибыль как конечный результат финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 22
1.6 Виды прибыли предприятия 23
1.7 Методы планирования прибыли 24
1.8 Распределение прибыли 25
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПРИБЫЛИ 27
2.1 Определение себестоимости единицы изделия 27
2.2 Анализ себестоимости продукции 34
2.3 Определение оптовой и отпускной цены единицы изделия 36
2.4 Определение условий безубыточности работы предприятия 38
2.5 Анализ прибыли предприятия 43
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ ССЕБЕСТОИМОСТЬЮ И ПРИБЫЛЬЮ 46
3.1 Основные направления совершенствования управления себестоимостью и
прибылью предприятия 46
3.2 Анализ эффективности предложенных рекомендаций 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Актуальность темы. Процесс планирования является одним из основных функций управления предприятием, так как направлен на оптимальное использование возможностей предприятия, а так же на предотвращение снижения прибыли из-за несогласованных действий различных подразделений. Основным показателем, который отражает эффективность производственного процесса и процесса реализации является себестоимость продукции. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс планирования себестоимости и прибыли продукции.
Объект отчета о прохождении Преддипломной практики -финансово-хозяйственная деятельность Помольно-смесительного комплекса ООО «Мечел- Материалы».
Предмет работы - себестоимость продукции и прибыль на Помольно-смесительном комплексе ООО «Мечел-Материалы».
Цель работы - разработка рекомендаций по снижению себестоимости и оптимизации прибыли.
Задачи работы:
• рассчитать себестоимость продукции
• провести анализ структуры себестоимости продукции
• рассчитать точку безубыточности продукции
• провести анализ прибыли предприятия по годам
• разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности Помольно-смесительного комплекса ООО «Мечел-Материалы».
Результаты отчета о прохождении Преддипломной практики, в частности
разработанные рекомендаций по улучшению финансовых показателей деятельности Помольно-смесительного комплекса могут быть использованы при формировании стратегии предприятия.
При написании данной курсовой работы мы выяснили, что себестоимость продукции, в первую очередь, это важный экономический показатель, который выражается в стоимостной оценке и конечно себестоимость продукции является частью цены продукции, производимой компанией. Себестоимость продукции отражает общий объём всех затрат понесенных при производстве и реализации продукта и раскрывает механизм возмещения этих затрат из выручки от реализации готовой продукции.
Планирование себестоимости продукции и прибыли на предприятии имеет ключевое значение, так как оно позволяет определить, какие именно затраты понесет предприятие, при производстве и организации продаж своей продукции, а следовательно позволит предсказать, какие финансовые результаты можно ожидать по итогам данной деятельности. Расчет плановой себестоимости продукции, это есть основа общего планирования производственных затрат.
За счет того, что от плановой себестоимости продукции во многом зависит, итоговый финансовый результат деятельности предприятия, данная тема имеет достаточно высокую актуальность.
При написании данной курсовой работы ставилась такая основная цель, как разработка рекомендаций по снижению себестоимости и оптимизации прибыли. Данные рекомендации разрабатывались для продукции, производимой на Помольно-смесительном комплексе ООО «Мечел-Материалы».
Продукция ООО «Мечел-Материалы» является сравниваемой, она уже выпускалась в предыдущих периодах, по отношению к планируемому 2018 г.
Для выработки конкретных рекомендаций, вначале была рассчитана себестоимость продукции и проведен анализ её структуры. При данном анализе было выявлено, что основными затратами при производстве продукции являются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. Именно на снижения их доли в себестоимости конечного продукта, и были направлены основные рекомендации.
После определения себестоимости и проведении её анализа, мы приступили к следующему этапу, анализу прибыли предприятия, с разбивкой по годам. Для того, чтобы данный анализ было возможно провести, предварительно была рассчитана точка безубыточности. Рассчитав точку безубыточности, мы определили, что в период 2016 - 2917 г. годовая программа выпуска продукции, находилась вблизи точки безубыточности. Данный факт позволил определить, что в случае сохранения такого положения дел, компания рискует получить отрицательный экономический эффект от своей деятельности, даже при незначительном невыполнении плана продаж и производства. Так как компания работает в рыночной экономике, вероятность невыполнения планов продаж на все 100% достаточно велика. Существования данной проблемы, также учитывалось при разработки итоговых рекомендаций. Но стоит отметить, что хоть компания и балансировало в течении двух в районе точке безубыточности, чистая прибыль компании все же имела положительный рост. Таким образом, чистая прибыль предприятия по итогам работы в 2017г. составила 23 162 тыс. руб., что на 16 347 тыс. руб. больше, чем в 2017 г. Итого рост чистой прибыли в 2017 г. по отношению к 2016 г. составил 239,8 %.
Также стоит отметить, что при планировании прибыли в 2018г. использовался метод прямого счета. Данный метод характеризуется тем, что его рекомендуется использовать, для предприятий, имеющих незначительный ассортимент выпускаемой продукции. Прибыль при использование данного метода, определяется как разность между выручкой полученной от реализации готовой продукции, и полной ее себестоимости. Объем реализуемой продукции предстоящего отчетного периода определялся исходя из планов реализации согласно заключенным договорам и проведенным переговорам с потенциальными потребителями.
После того, как был проведен анализ структуры себестоимости, и прибыли предприятия за 2016 2017 г., и сравнения их результатов с планируемыми результатами 2018 г., стало понятно, что выбранная компанией стратегия по снижению отпускной цены для увеличения объёмов продаж, является верной. При реализации данной стратегии компания сможет выйти на пиковые объёмы производства, при этом повысив популярность продукта на рынки, что в конечном итоге приведет к увеличению чистой прибыли более чем на 3 800 тыс. руб.
Стоит отметить, что важной ролью, при достижении цели снижения себестоимости продукции, является соблюдение четкого режима экономии на всех участках как производственного процесса, так и в вспомогательных службах в целом. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в минимизации и исключении потерь от не кондиции и других расходов не связанных с производством.
Так как по итогам проведенных анализов, было выявлено, что доля постоянных затрат, в структуре себестоимости продукции, преобладает над долей переменных, можно сделать вывод, что себестоимость продукции в значительной степени будет завесить от годовых объёмов производства продукции. Именно для обеспечения объёмов производства на максимально возможном уровни, и была разработана рекомендация по диверсификации производимой продукции. При запуске в производство альтернативного продукта, появиться возможность выйти на новый рынок сбыта с постоянным спросом, реализация продукции на котором, не будет в значительной степени завысить от наличия дефицитного транспорта для его доставки.
Разработанные рекомендации, затронули также и переменные затраты, в частности затраты связанные с энергоресурсами, и транспортно-заготовительными расходами. Основываясь на удачном мировом опыте зарубежных компаний, было выдвинуто предложение о переводе части вспомогательных структур на аутсорсинг, снизив тем самым затраты связанные на содержание данных служб.
По итогу разработки рекомендаций, по снижению себестоимости и оптимизации прибыли, был рассчитан потенциальный экономический эффект, от применения данных рекомендаций на практике. Ожидаемый экономический эффект составляет не менее 4 600 000 руб., что составляет 17 % от запланированной чистой прибыли в 2018г. Стоит отметить, что данная сума даже больше, чем планируемое увеличение прибыли в 2018г. по отношению к 2017 г.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что за счет, грамотного анализа, и планирования себестоимости продукции, а также выборе правильной рыночной стратегии, ООО «Мечел-Материалы» имеет возможность выйти на проектные производственные мощности, и тем самым максимизировать свою прибыль, что является одной из важнейших задач для коммерческой организации.