ВВЕДЕНИЕ 7
1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ФИНАНСОВЫЕ
И КРЕДИТНЫЕ АСПЕКТЫ 9
1.1 Региональная экономика: элементы безопасного функционирования
и развития 9
1.2 Финансово-кредитные институты в системе экономической безопасности
региона 16
2 МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
В ГРАНИЦАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 27
2.1 Оценка уровня развития финансово-кредитной системы Челябинской
области 27
2.2 Анализ рисков и угроз финансово-кредитных институтов
Челябинской области 41
3 ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 55
3.1 Агентство по страхованию вкладов как финансово-кредитный институт и
фактор устойчивости финансовой системы 55
3.2 Оценка влияния изменения страховых взносов на устойчивость
регионального банка 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Важнейшим условием и предпосылкой устойчивого развития Российской Федерации как основы сбалансированного решения социально-экономических задач является обеспечение экономической безопасности развития регионов России.
Экономическая безопасность субъектов Российской Федерации является основой национальной безопасности. Выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено федеративным устройством России. Региональный уровень экономической безопасности в системе национальной безопасности России является первостепенным. Россия - федеративное государство, оно (государство) состоит из своих административно-территориальных единиц - регионов, экономика России - это консолидация экономик регионов, отдельно от регионов экономики России не существует, именно поэтому данная тема исследования является актуальной.
Общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности, экономической безопасности региона и устойчивости региональных финансово-кредитных институтов посвящены работы Абалкина Л.И., Архипова А.И., Городецкого А.Е., Косолапова Н.А., Сенчагова В.К., Тамбовцева В.Л., Глазьева С.Ю., Большакова А.К., Нестеренко А.Н. и др.
Цель работы - исследовать механизм обеспечения устойчивости региональных финансово-кредитных институтов как фактор экономической безопасности региона.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить элементы безопасного функционирования и развития региональной экономики;
- определить место финансово-кредитных институтов в системе экономической безопасности региона;
- оценить уровень развития финансово-кредитной системы Челябинской области;
- провести анализ рисков и угроз финансово-кредитных институтов Челябинской области;
- исследовать Агентство по страхованию вкладов как финансово-кредитный институт и фактор устойчивости финансовой системы;
- оценить влияние изменения страховых взносов на устойчивость регионального банка.
Объектом работы является экономика Челябинской области в аспекте безопасного функционирования. Предметом исследования является механизм обеспечения устойчивости региональных финансово-кредитных институтов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
В первой главе исследуются финансовые и кредитные аспекты региональной экономической безопасности. Во второй главе осуществлен мониторинг и диагностика финансово-кредитной системы в границах экономической безопасности. В третьей главе проведено экспертное исследование системы безопасности финансово-кредитных институтов Челябинской области.
Экономическая безопасность региона - это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивое её развития, степень ее развития и интеграции с экономикой РФ, при которых сведены к минимуму внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона.
Угрозы экономической безопасности региона условно можно разделить на 4 основных блока: угрозы производственного и технологического характера, финансовые угрозы, организационно-правовые угрозы, социальные и демографические угрозы.
Региональная экономическая безопасность достигается: повышением конкурентоспособности региона на внутренних и мировых рынках; повышением устойчивости финансового положения региона; повышением развития региональной инфраструктуры; содействием в развитии предприятий, ассоциаций, региональных финансово-промышленных групп и комплексов; созданием внутренней и внешней защищенности от возможных негативных воздействий; внедрением и использованием инноваций в производстве; повышением самостоятельности бюджетно-финансовой политики региона; подготовкой квалифицированных кадров административного менеджмента.
В финансово-кредитную систему входят: коммерческие банки и банки с участием государства, финансовые компании, инвестиционные компании и фонды, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании и др.
Эффективная деятельность финансово кредитных институтов благоприятно влияет на развитие экономики региона в целом. Банковские учреждения являются источником финансирования всех отраслей региональной экономики, через банковские учреждения происходят движение денежных средств, оформление различного рода сделок. Страховые компании минимизируют риски убыток от инновационной деятельности и, аккумулируя огромные средства инвестируют в развитие региона. Пенсионные фонды поддерживают благосостояние населения региона, страхуя их от неблагоприятных последствий утраты работоспособности. Финансовые компании увеличивают инвестиционную привлекательность региона, всесторонне развивая экономическую деятельность и повышая экономическую грамотность населения. Развитие финансово-кредитных институтов региона является необходимым условием развития региональной экономики и экономики в целом.
Кредитные организации Челябинской области формируют свою ресурсную базу, главным образом за счет средств физических лиц, в виде вкладов. Приоритетным направление является кредитование нефинансовых организаций, при этом наблюдается сдерживающая политика по кредитованию физических лиц.
Несмотря на повышение хозяйственной активности предприятий реального сектора экономики и рост доходов населения, наблюдается сдерживание развития экономики Челябинской области. Объем ВРП имел незначительный рост на 0,8% к предыдущему году, что обусловлено прежде всего увеличением объемов производства в промышленности. Небольшие повышения показателей практически не влияют на уровень развития ФКС региона и нивелируются отрицательной динамикой таких отраслей как сельскохозяйственная (критическое значение за 2017 год превышает фактическое примерно на 1%), торговля (наблюдается снижение объемов продаж на розничных рынках ввиду смены предпочтений населения по покупке товаров в более удобных и современных форматах торговли), инвестиции в основной капитал. Снижение объема инвестиций в 2017 году обусловлено ухудшением социально-экономической ситуации в целом, снижением спроса на потребительские товары, увеличением инвестиционных рисков и неопределенности для инвесторов, высокими кредитными ставками. Отрицательная динамика связана с санкциями, вводимыми против России и ответными санкциями России, в виде потери рынков сбыта.
В результате проведенного анализа устойчивости финансово-кредитных институтов и экономической безопасности Челябинской области можно сделать следующие выводы, что в большинстве из рассматриваемых факторов были выявлены негативные моменты. Среднедушевые денежные доходы населения умеренно росли до 2015 года, а в 2016 - 2017 гг. наблюдается спад, при чем в целом по Уральскому федеральному округу он незначителен, а по Челябинской области составляет более 1000 рублей на человека. Это свидетельствует о падении доходов населения и уменьшении спроса на потребительское кредитование. Наибольшее покрытие банковскими кредитами происходит в 2014 году - 63%, наблюдается снижении доли кредитов в ВРП, к 2017 году она снизилась до 35,8 %, это вероятнее всего связано с тем, что предприятия Челябинской области не испытывают потребности в дополнительном финансировании, что оказывает влияние на спрос на кредитные ресурсы. Начиная с 2015 г. и по настоящее время динамика темпов прироста объёма кредитования имеет отрицательное значение. Снижение темпов кредитования во многом обусловлено переориентацией многих банков в сторону потребительского кредитования, а также выдача кредитов ЮЛ может предоставляться банками других регионов.
Таким образом, основным фактором риска является падение доходов и связанное с ним сокращение товарооборота. Тревожной тенденцией является то обстоятельства, что стабилизация или рост потребления обеспечивается, в значительной мере, за счет потребительского кредитования.
С тенденцией ухудшения показателей связано обеднение предпринимательской среды региона, которая обусловлена общим экономическим спадом. Основу экономики Челябинской области составляют предприятия промышленного сектора, следует особо отметить, что социально-экономическое благополучие области напрямую связано с состоянием металлургического комплекса региона. Падение спроса на продукцию предприятий данной отрасли оказывает влияние и на ВРП, и на сокращение масштабов инвестиционной деятельности, в том числе связанной с обновлением основных фондов.
Кроме того, были выявлены основные причины отзыва лицензий у недавно действующих банков АО «Резерв» и АО «Таурус Банка», которыми являются вы- сокорискованая кредитная политика учреждение, отсутствие рисковых резервов, также были выявлены операции кредитных организаций, направленные на замену высоколиквидных активов активами сомнительного качества.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ), являясь государственной корпорацией, выполняет множество функций, среди которых выплата вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведение реестра банков- участников системы страхования вкладов; контроль формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управление средствами фонда страхования вкладов. Все эти функции направлены не только на защиту интересов вкладчиков, но и на соблюдение принципов честной игры между всеми игроками банковского сектора. Основными источниками финансирования Агентства за последние годы стали: заемные средств, полученные от Банка России; страховые взносы банков-участников ССВ; средства из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченному страховому возмещению; прочие поступления (поступления средств в рамках передачи имущества и обязательств финансовых организаций) и др. Число банков-участников ССВ по данным на март 2018 года составило - 778, из них 6 - региональные банки Челябинской области. За всю историю ССВ был 431 страховой случай.
В результате проведения оценки влияния изменения суммы страховых взносов, исходя из полученных расчетов, выявлено, что ССВ по региону за 2017 год при изменении ставки с 0,12 до 0,15% вырастет почти на 80 млн руб.
Мнения экспертов по целесообразности повышения ставки страхования взносов разделились, некоторые считают, что увеличение отчислений банков в фонд АСВ приведет к снижению ставок по вкладам. В последнее время достаточно четко проявляется зависимость: рост взносов в АСВ быстро отражается на ставках по вкладам.
Другие согласны с отрицательным влиянием роста отчислений банками в АСВ. Нагрузка на банки с точки зрения отчисления в фонд страхования вкладов уже сейчас заметная, особенно для банков, которые должны платить повышенную ставку. Незначительное ее увеличение банки перенесут нормально, но более значительное ее увеличение будет ощутимо давить на их финансовый результат. При значительном увеличении отчислений банки будут перекладывать эти расходы на вкладчиков и вынуждены будут снизить стоимость депозитов.
Однако нельзя не отметить, что сама идея страховых взносов помимо негативных последствий для банков в виде отчуждения собственной прибыли, несёт в себе и позитивный момент. Наличие во взносах помимо основной ставки ещё и дополнительной, а также повышенной дополнительной, позволяет мелким, а также региональным банкам бороться с более мощными, системообразующими федеральными банками, поскольку объём выплат напрямую зависит от размера портфеля взносов и депозитов.
1. Глазьев С.Ю. Политическая энциклопедия. Т. 1. - М.: Мысль, 1999. С.13.
2. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 8. - С. 54 - 60.
3. Зверькова Т.Н., Зверьков А.И. Региональный банк: непройденные ступени и неосвоенные формы // Финансы и кредит. - 2012. - № 3 (483). - С. 65 - 75.
4. Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 12. - С. 165 - 169.
5. Едронова В.В., Кавинов А.А. Содержание понятия «устойчивость региональной финансовой системы» // Финансы и кредит. - 2005. - №7 (175). - С. 2 - 8.
6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: Понятие, сущность и структура современной кредитной системы // Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - С. 392.
7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году. Центральный Банк Российской Федерации, 2014.
8. Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (постановление Правительства Челябинской области от 20.10.2017 г. № 531-П).
9. Официальный сайт Правительства Челябинской области.ЦКЪ: http://pravmin74.ru/ekonomicheskoe-razvitie-chelyabinskoy-oblasti.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - URL: http://www.gks.ru.
11. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - URL: http://www.cbr.ru/.
12. Назарова В.В., Метвеева В.А. Концепция риск-менеджмента в страховых организациях // Научный журнал НИУ ИТМО. - Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014.
13. Приказ Банка России от 09.08.2017 N ОД-2240 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации банк социального развития «Резерв» (Акционерное общество) Банк «Резерв» (АО) (г. Челябинск)».
14. Банки.ру. АО «Банк социального развития «Резерв», 2017. - URL: http: //www.banki .ru/banks/memory/bank/?ID=9928300.
15. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 N 177-ФЗ.
16. Деловой портал Южного Урала. Курс дела. «Таурус» без лицензии, 2015. - URL: https://kursdela.biz/articles/?ID=43988.
17. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). - URL: https://www.acra-ratings.ru/.
18. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ.
19. Агентство по страхованию вкладов (АСВ). - URL: https://www.asv.org.ru/.
20. «Кредит Урал Банк» (АО). - URL:
http: //creditural .ru/private/deposit/insurance/.
21. Без формата.ру. АСВ начинает выплату возмещения вкладчикам челябинского банка «Резерв», 2017. -
URL:http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/vozmesheniya-vkladchikam- chelyabinskogo-banka/60175390/.
22. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
23. Сотни банков.ру. АСВ повысило базовую ставку до максимума - 0,15 процентов. - URL: http://www.sotnibankov.ru/bankers-league/regulirovanie-i-nadzor/
asv_povysilo_bazovuyu_stavku_do_maksimuma_0_15_protsentov/.
24. Порядок расчета страховых взносов (в редакции изменений, внесенных решением Совета Директоров Агентства от 19.06.2007, протокол №2).
25. Группа ПАО «Челябинвестбанк». Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение независимых аудиторов по состоянию на 31 декабря 2017 года, 2018.
26. Группа ПАО «Челиндбанк» Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2017 года и за 2017 год, 2018.
27. «Кредит Урал Банк» (АО). Финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2017 года и за 2017 год, 2018.
28. Банк «Снежинский» (АО). Консолидированная финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2017 года и за 2017 год, 2018.
29. АО «УРАЛПРОМБАНК». Пояснения к финансовой отчетности по состоянию за 31 декабря 2017 года и за 2017 год, 2018.
30. АО «Углеметбанк». Финансовая отчётность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) по состоянию на 31 декабря 2017 года, 2018.