Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Работа №56734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 8
1.1. Состояние вегетативной нервной системы у детей и
подростков 8
1.2. Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы у детей
школьного возраста 23
1.3.Особенности реакции сердечно - сосудистой системы учащихся на клиноортостатическую пробу. Вегетативное обеспечение
деятельности физиологических систем 26
1.4. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние
организма подростков 31
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1.Объект исследования 35
2.2. Методы исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 41
3.1. Состояние вегетативной нервной системы у мальчиков 15 лет различных режимов двигательной активности 41
3.2.Особенности функционального состояния сердечно - сосудистой системы подростков в условиях относительного покоя 48
3.3. Реакция сердечно - сосудистой системы на клиноортостатическую пробу мальчиков 15 лет с различным уровнем двигательной
активности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ВЫВОДЫ
Литература

В условиях современного школьного образования поиск здоровьесберегающих режимов обучения и педагогических технологий приобретает особую актуальность.
На этапе развития, обновления и совершенствования системы образования сформировались проблемы физического воспитания школьников - реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья, в связи с чем распространенность гиподинамии достигает 80%, что приводит к увеличению числа детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (С.В. Романова, 2004; Р.Г. Мустафина, 2005; И.Ф. Ибрагимов, 2010; Р.С.Халиуллин,2012; Matheson G.O.,2011; Zuckerman - Levin, 2014). Организация физического воспитания, применение новых физкультурнооздоровительных технологий, улучшающих функциональное состояния растущего организма, обеспечит каждому ребенку достаточно высокий уровень физического здоровья на протяжении всего периода обучения (Р.Г. Ардеев,2006; Ю.С.Ванюшин, 2016).
Учебная деятельность может оказывать негативное влияние на механизмы регуляции физиологических функций в организме детей и подростков (И. Р. Валеев, 2005; К. Е. Безух, 2007). Она включает три составных взаимосвязанных компонента: умственную работу,
статическое позное напряжение и динамическую физическую работу. В повседневной жизни школьника, как правило, преобладает статистический компонент, а двигательная активность снижена (М.М.Безруких, 2002; М.В. Шайхелисламова, 2003).
Функции жизнеобеспечения и адаптации растущего организма реализуются через вегетативную нервную систему, которая обладает механизмами сохранения состояния покоя и регуляции мышечной деятельности. (В.Н. Шивалев, 1972)
В детском возрасте вегетативная нервная система претерпевает существенные структурные и функциональные изменения. У детей увеличивается роль блуждающего нерва в регуляции физиологических функций. Однако в школьном возрасте тонические симпатические влияния на сердце преобладают, наблюдается напряжение компенсаторных механизмов сердечно - сосудистой системы, связанное с адаптацией детского организма к физическим и умственным нагрузкам (С. И. Русинова, 1989; О. К. Побежимова, 2000; Т.А.Аникина, А. В. Крылова, 2014).
У большинства детей уже в младшем школьном возрасте обнаруживается вегетативная неустойчивость - избыточное функционирование одного из отделов вегетативной нервной системы, которае способна при неблагоприятных условиях трансформироваться в ту или иную форму расстройства вегетативной нервной системы (Л.Г.Лупша, 2002, 2004; Wong D.L.;2003). Поэтому важное значение в предупреждении вегетативных нарушений у детей имеет выявление ранних функциональных изменений и пограничных состояний организма.
В практике физиологических и клинических исследований для оценки вегетативного гомеостаза детей, как правило, используется лишь одна его составляющая - исходный вегетативный тонус (А.Н. Шарапов, 2000;). Согласно классическим представлениям (И.А. Аршавский, 1967; М.Б. Кубергер,1983; А.М. Вейн, 2003; Е.М. Спивак , 2003;), оценка функционального состояния вегетативной нервной системы
предполагает исследование трех интегральных параметров: исходного
вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного
обеспечения деятельности физиологических систем.
Среди методик исследования ВНС распространение получили глазосердечный и дермографический рефлекс, а также
клиноортостатическая проба. Их практическое значение, наравне с другими функциональными пробами, заключается в их доступности, простоте и информативности. С их помощью мы можем установить наличие повышенной возбудимости, подвижности и неустойчивости вегетативной иннервации, в частности, в отношении сердечно - сосудистой системы (И.А. Аршавский, 1967; А.М. Вейн, 2003
Е.М.Спивак, 2012).
Комплексный подход в оценке вегетативной нервной системы повысит информативность исследований, позволит судить об уровне адаптационных возможностей подростков.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость комплексного исследования состояния вегетативной нервной и сердечно - сосудистой систем. Изучение реакции сердечно - сосудистой системы на ортостаз с учетом исходного вегетативного тонуса и двигательной активности подростков позволит судить о вегетативном обеспечении ее деятельности и адаптационных
возможностях организма.
Исходя из значимости вегетативной нервной системы в регуляции ведущих функциональных систем, сложно предположить что подростки, обучающиеся в условиях различных двигательных режимов, будут иметь особенности в состоянии исходного вегетативного тонуса и сердечно - сосудистой системы. Выявление данных особенностей позволит судить как об уровне адаптационных возможностей в целом, так и о степени сформированности механизмов
физической нагрузке динамического
характера.
Все это определяет актуальность работы, ее научно - практическое значение, позволяет сформулировать цель исследования: изучение исходного вегетативного тонуса, функционального состояния сердечно - сосудистой системы подростков, обучающихся в условиях различных режимов двигательной активности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исходного вегетативного тонуса у мальчиков 15 лет различных режимов двигательной активности.
2. Исследовать функциональное состояние сердечно - сосудистой системы в покое у подростков с различным уровнем двигательной активности.
3. Изучить реакцию сердечно - сосудистой системы на клиноортостатическую пробу у мальчиков с учетом режима их двигательной активности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у учащихся 15 лет зависит от режима двигательной активности:
- у мальчиков спортивной группы наблюдается более высокая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, о чем свидетельствует ярко выраженный глазосердечный рефлекс и разлитой красный дермографизм;
-у мальчиков контрольной группы повышен тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, а участие парасимпатического отдела в рефлекторных реакциях снижено - наличие белого дермографизма, недостоверное урежение ЧСС на пробу Даньини - Ашнера.
2. У мальчиков спортивной группы выявлены особенности функционального состояния сердечно - сосудистой системы в покое: частота сердечных сокращений и диастолическое давление у них достоверно ниже, чем в контрольной группе, а показатели ударного объема крови выше.
3. У подростков 15 лет различных режимов двигательной активности выявлены особенности реакций ССС на клиноортостатическую пробу:
- у мальчиков контрольной группы наблюдается снижение ДАД при отсутствии сдвига САД, уменьшение УОК, незначительное увеличение ЧСС;
- у мальчиков спортивной группы реакция на ортостаз более адекватна:
наблюдаемое снижение УОК сопровождается увеличением систолического, диастолического артериального давления и частоты и частоты сердечных сокращений.



1. Абзалов Р.А. Насосная функция развивающегося организма и двигательный режим // Казань, 2005. - 277с.
2. Абзалов Р.А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. // Казань: КГПУ, 1998, - 96с.
3. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. - М.: КРУК, 1998. - 416с.
4. Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течении учебного года //Фундаментальные исследования. 2014. №3 Ч.1 С. 76 - 80.
5. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию нейрогенных заболеваний сердечно - сосудистой системы. // Вест.АМН СССР. - 1965. №6 - С. 10 - 38.
6. Ардеев Р.Г. Реакции сердечно - сосудистой системы и внешнего
дыхания школьников 10 - 17 лет на физическую нагрузку
возрастающей мощности в зависимости от уровня половой зрелости. / Ардеев Р.Г. // Автореф. дис. канд. биол. наук. - Казань, 2006. - 24с.
7. Аршавский И.А.Очерки по возрастной физиологии./Аршавский И.А. // - М.: Медицина, 1967. - 476с.
8. Баев А.Б. Результаты изучения ортостатических сдвигов системы кровообращения у здоровых мужчин в разные периоды года // Здравоохранение Туркменистана. - 1982. - №3. - С. 17 - 20.
9. Баев А.Б. Состояние системы кровообращения уу здоровых людей в покое, ортостатике и при физической нагрузке в условиях жаркого климата: Автореф. дис. канд. мед. Наук. - Ашхабад, 1983. - 20 с.
10. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Соньких, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
11. Безруких К.Е. Функциональные профили формирования здоровья подростков 12 - 15 лет, обучающихся по школьным программам разной интенсивности. / Безруких К.Е. // Автореф. дис. канд. биол. наук. - Ярославль, 2007. - 24 с.
12. Белоконь Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей в 2 - х т./ Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. // - Медицина, 1967.
- Т.1 - 466с.
13. Ванюшин Ю.С. Адаптации сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности / Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г. // Физиология человека. - 2001. - Т.27. - №2. - С. 91-97.
14. Ванюшин Ю.С. Физическая культура / Ю.С.Ванюшин, М.Ю.Ванюшин // Курс лекций, учебное пособие для студентов аграрных ВУЗОВ - 2011. С. 25 - 35.
15. Ванюшин Ю.С. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам / Ю.С.Ванюшин, Р.Р.Харуллин // . - Казань: 2016.-200с.
16. Васильева В.В., Степочкина Н.А. Мышечная деятельность. //
Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения. Серия: Руководство по физиологии. - Л. - 1986. - С. 335 - 366.
17. Васильева Р.М. Особенности реакции сердечно - сосудистой системы детей 6 лет на физические нагрузки разной мощности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1990. - №2. - С. 102 - 107.
18. Вебер В.Р. Вегетативная регуляция центральной гемодинамики в активном ортостазе // Физиология человека. - 1983. - Т.9. - №6. С.939 - 941.
19. Вейн А.М. Вегетативные расстройства / Вейн А.М., М., Наука, 2003
- 480с.
20. Вульфсон И.Н. Возрастные особенности гемодинамики большого
круга кровообращения у здоровых детей, как показатели
расширения их адаптационных возможностей / Вульфсон И.Н //Функциональные и адаптационные возможности детей и
подростков. - Тез. Конференции. М. - Т.1. - 1974. - С. 74 - 76.
21. Вульфсон И.Н. Тетраполярная реаография в исследовании ударного объема сердца у детей /Вульфсон И.Н. / Педиатрия. -1977.-Т4.-С57.
22. Глазачев О.С. Вегетативный и психоэмоциональный статус младших школьников из регионов радионуклеидного загрязнения местности / Глазачев О.С., Рыбаков В.П., Тупицын И.О. // Физиология человека. - 1994. - Т.20.32. - С.129-135.
23. Григорьева О.В. Функциональное состояние сердечно - сосудистой системы и умственной работоспособности детей 7 - 9 лет в течение недели и учебного года / Григорьева О.В. // Дисс. канд. биол. наук. - Казань, 2000. -126с.
24. Губман Л.Б., Петров Б.В. Возрастные особенности поздновегетативных реакций на орто - и натиортостатические воздействия // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1984. - №2. (23). - С. 25 - 28.
25. Гуштурова И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое при физический нагрузках у детей дошкольного возраста: / Гуштурова И.В. // Автореф. дис. канд. биол. наук. - Казань, 1996. -26 с.
26. Дворяковская Г.М., Вульфсон И.Н. Изменения гемодинамики в ортостазе у детей и подростков с первичной артериальной гипертензией // Педиатрияю - 1981. -№3. - С. 53 - 56.
27. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы методико - биологических знаний / Под ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. -М.: Высшая школа, 2001. - 256 с. ил.
28. Ибрагимов И.Ф. Особенности изменений показателей насосной
функции сердца у мальчиков 8 - 14 лет, систематически
занимающихся греко - римской борьбой. / Ибрагимов И.Ф. // Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 2010. - 28 с.
29. Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно - сосудистой системы детей и подростков. / Калюжная Р.А.// - М., 1973. - 325 с.
30. Кассирский Г.И. Функция кардиореспираторной системы у здоровых детей в покое и при валоэргометрической нагрузке // Педиатрия. - 1990. -№8 - С. 62 - 65.
31. Комаренко Д.И. Возрастные особенности реакций сердечно - сосудистой системы при физически нагрузках и перемене положения тела: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Киев, 1970. - 19с.
32. Комин С.В. Возрастные особенности управления движениями и некоторых функций сердечно - сосудистой системы при антиортостатических воздействиях в условиях покоя мышечной работы: Автореф. дис. канд. биол. наук. Симферополь, 1980. - 21 с.
33. Костина Т.Ф., Длигач Д.А. О влиянии возраста на антигравитационные реакции кровообращения и возникновение преколлаптиоидных состояний // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 1990. - №1 С.13 - 15.
34. Крылова А.В. Функциональное состояние сердечно - сосудистой системы и симпато - адреналовой систем школьников 11 - 16 лет. / Крылова А.В.// Дис. канд. биол. наук - Казань, 1990, 236 с.
35. Кубергер М.Б. Руководство клинической электрокардиографии детского возраста. / Кубергер М.Б. // - М.: Медицина, 1986. - 368 с.
36. Лушпа Л.Г. Влияние различных регионов двигательной активности на показатели физического развития и параметра вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников: / Лушпа Л.Г. //Автореф дис. канд. биол. наук. - Томск, 2002. - 23с.
37. Лушпа Л.Г. Влияние режима двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у младших школьников с различным тонусом вегетативной нервной системы. /Лушпа Л.Г., Лушпа А.А. //Альманах «Новые исследования». -М.: Вердена, 2004. №1 - 2 (6 - 7). - С. 254 - 255.
38. Медведев В.П., Кузьмин - Соколов Н.Б. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у подростков // Педиатрия. -1987. №2. С. 31 - 34.
39. Мотылянская Р.Е. Возраст и физическая культура в сете данных рачебных исследований: Авторев дис. докт. мед. наук. - Л., 1963. - 25с.
40. Мустафина Р.Г. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной активности. /Мустафина Р.Г. // Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 2005. - 24 с.
41. Мутафьян О.А. Детская кардиология. М.: ГЭОТАР - Медиа. 2009. 504 с.
42. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
43. Ноздрачев А.Д. Автономный вегетативный тонус,
нейрофизиологический аспект // Успехи физиол. наук. - 1983. - Т.17. - №1. - С. 3 - 22.
44. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С.Петрухин. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
45. Осадчий Л.И. Положение тела и регуляция кровообращения. М. - Л.: Наука, 1982, С.197
46. Парин В.В. Очерки клинической физиологии кровообращения. Изд. 2 - е. - М. // Медицина, 1965, 500 с.
47. Побежимова О.К., Крылова А.В., Садреева М.Г. Динамика функционального состояния и адаптивные возможности сердечно - сосудистой системы школьниц, обучающихся по разным режимам в течении 5 лет // Мат - лы межд. конф. «Физиология развития человека». - 2000. - С. 335 - 337.
48. Рааб В. В кн.: Адреналин и нормадреналин. / Рааб В. // - М., 1959. - С. 165 - 166.
49. Романова С.В. Морфофункциональная характеристика и физическая
подготовленность детей 7 - 9 лет г. Усть - Илимска с нарушениями осанки. / Романова С.В. // Автореф. дис. канд. биол. наук. -
Челябинск, 2004. - 24 с.
50. Русинова С.И. Функциональное состояние сердечно - сосудистой и симпато - адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течении учебного года: / Русинова С.И. // Дис. канд. биол. наук - Казань, 1989, 218 с.
51. Самигуллин Г.Х. // Влияние физической нагрузки большей мощности на состояние сердечно - сосудистой системы школьников. / Самигуллин Г.Х. /Автореф дис. канд. биол. наук. - Казань, 1989. - 25 с.
52. Ситдиков Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца / Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. // Учебное пособие / Казань: Изд - во ТГГПУ, 2006. - 102 с.
53. Спивак Е.М. Синдром вегетативной дистонии в раннем и дошкольном детском возрасте / Спивак Е.М. // Ярославль, - 2003. - 188 с.
54. Спивак Е.М., Печникова Н.В. Особенности вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы при первичной артериальной гипертензии у подростков // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т3 №3 С.155
55. Стропус Р.А. Состояние гистохимической активности адрено - холинергической нервной системы сердца при сердечно - сосудистой патологии / Стропус Р.А., Абдрайтис Р., Бредикис Ю., Алексоните К., Вайчекаускас В. // Мат. респуб. конф. патанат. Каунас. - 1987. - С. 70 - 72.
56. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Москва. - 1981. - С. 223.
57. Траверсе Г.М. Функциональное состояние адаптационных механизмов у детей, чьи родители были ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС / траверсе Г.М. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. - С.Пб. -1994. - С. 51 - 52.
58. Тупицын И.О., Якимова Е.И. Поздно - вегетативные реакции у младших школьников при антиортостатических воздействиях / В. кн.: Возрастные особенности моторно - висцеральных взаимоотношений. - М., 1980. - С. 77 - 83.
59. Халиуллин Р.С. Особенности насосной функции сердца гимнастов в соревновательном периоде и при выполнении функциональных нагрузок. / Халиуллин Р.С. // Автореф. дис. канд. биол. наук. - Казань, 2012. - 24 с.
60. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. - М.: Педагогика, 1982.
61. Чуваева Г.З. Материалы к вопросу о возрастных особенностях ортостатической пробы и «отрицательной фазе» пульс / В кн.: Моторно - висцеральные висцерально - моторные рефлексы. - Пермь. - 1963. -С. 117 - 123.
62. Шайхелисламова М.В. Возрастно - половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей 7 - 15 лет. Атореф. дис. докт. биол. наук. - Казань, 2008. - 19 с.
63. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Каюмова Г.Г. Мониторинг функционального состояния адапционных систем у школьников как элемент охраны здоровья и безопасности их жизнедеятельности. Фундаментальные исследования. 2013 №8 - 2 С.370 - 375.
64. Шарапов А.Н. Нейроэндокринная регуляция вегетативных функций и вегетососудистых дистоний в детском возрасте / Шарапов А.Н. // Физиология развития ребенка. - 2000. -С. 127 - 141.
65. Швалев В.Н. этапы формирования вегетативной нервной системы в связи с возникновением ее основных медиаторов в эмбриогенезе / Швалев В.Н., Рейдлер Р.М., Мингазова И.В. // Арх. Анат. 1972. Т.63.
- вып.8. - С. 48 - 66.
66. Школьникова М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей. - М. 1999.
- 230 с.
67. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей Ижевск. 1991. 418 с.
68. Matheson G.O., Klugl M., Dvorak J.,Engebretsen L et al. Responsibility of sport and exercise medicine in preventing and managing chronic disease: applying our knowledge and skill is overdue. // Br. J. Sports Med. 2011. №45. P. 1272.
69. Zuckerman - Levin N.A. Bone health in eating disorders ( Review). Obesity Reviews. 2014; 15(3) :215 - 223.
70. Wong D.L. Why is the adrenal adrenergic // Endocr. Pathol.2003. V.14. №1. P. 25 - 36.
71. Shaikhelislamova M.V., Sitdikov F.G., Dikopolskaya N.B., Bilalova G.A., Kayumova G.G. Unfluense of the initial autonomic tone on the
state of hemodynamics of primary schoolchildren. Human Physiology. 2012. T. 38. №4. P416 - 422.
72. Shaikhelislamova M.V., Sitdikova A.A., Sitdikov F.G., Kayumova G.G. Age - and sex - related characteristics and mechanisms of adaptions during the prepubertal and pubertal periods of development . Human Physiology. 2009. T. 35. №6. P. 747 - 754.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ