Введение
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АСПЕКТЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 9
1.1. Финансовый рынок: элементы безопасного функционирования и
развития 9
1.2. Организационно-правовые вопросы регулирования финансовых
отношений 17
2. МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В ГРАНИЦАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 28
2.1. Структурные и динамические характеристики финансового рынка
России 28
2.2. Анализ рисков и угроз финансового рынка 39
3. ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 52
3.1. Современные тенденции развития финансового рынка 52
3.2. Технология удаленных платежей: оценка эффективности и
безопасности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 79
Актуальность темы. Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.
Важнейшей частью экономической безопасности нашей страны по праву является ее финансовая безопасность. Сущность финансовой безопасности России можно определить как составную часть экономической безопасности страны, основанную на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансовой сферы Российской Федерации, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированное состояние самостоятельных звеньев и элементов финансовой системы государства.
Цель исследования. В связи с актуальностью темы, цель работы заключается в исследовании влияния финансового рынка на безопасность национальной экономики. Цель исследования определила решение следующих задач:
- изучить элементы безопасного функционирования и развития финансового рынка;
- выявить организационно-правовые аспекты регулирования финансовых отношений;
- определить структурные и динамические характеристики финансового рынка России;
- провести анализ рисков и угроз финансового рынка;
- определить современные тенденции развития финансового рынка;
- проанализировать технологию удаленных платежей: оценка эффективности и безопасности.
Объектом исследования является финансовый рынок Российской Федерации. Предметом исследования является механизм влияния финансового рынка на безопасность национальной экономики.
Вопросы оценки влияния финансового рынка на безопасность национальной экономики освещены в работах следующих авторов: Абалкин Л.И., Андрюшин С.А., Аристова Е.А., Барулин С.В., Батаев А.В., Вострикова Л.Г., Гелинкова Е.В., Поляка Г.Б., Попова Т.Ю., Пузанкевич О.А., Сенчагов В.К., Сулакшина С.С., Сурмин Ю.П., Федорова Е.А., Шведов Д.С.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе исследуются теоретические аспекты функционирования финансового рынка. Во второй главе проанализировано состояние финансового рынка в границах экономической безопасности. В третьей главе проведено экспертное исследование системы безопасности финансового сектора российской экономики. В заключении обобщены выводы и предложения.
В системе экономической безопасности следует выделить финансовый аспект, который характеризует безопасность как состояние экономики, обеспечивающее приток инвестиции, финансовую стабильность, рост сбережений. Финансовый рынок - это аккумуляция временно свободных денежных средств одних субъектов экономики и предоставление их на платной основе другим субъектам, нуждающимся в финансовых ресурсах.
Основные тенденции развития финансового рынка, определяющие повышение экономической безопасности национальной экономики следующие: активизация роли финансовых рынков в инвестиционном процессе; существенное изменение структуры находящихся в обращении финансовых инструментов рынка в пользу инструментов реального сектора; усиление взаимосвязи между финансовым и реальным секторами экономики; дальнейшая концентрация и централизация капиталов; быстрое нарастание масштабов компьютеризации и глобального технологического перевооружения финансовых рынков на основе современных электронных технологий.
Государственное регулирование финансовой деятельности представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.
Регулирование финансовых отношений осуществляют Банк России, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба. Они устанавливают правила, требования, порядок и сроки регистрации документов для предприятий, рассматривают отчеты и регулируют деятельность в целом.
Банк России разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации, разрабатывает меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации. Министерство финансов совершенствует бюджетную систему РФ, определяет структуру государственных расходов. Министерство экономического развития осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатывает механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности, использования валютных ресурсов. Федеральная налоговая служба разрабатывает и осуществляет налоговую политику для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов.
Проведенный анализ показывает, за период 2015-2018 гг. число банков уменьшилось в 1,5 раза ( с 783 до 517 банков)., число страховых компании уменьшилось почти в два раза (с 404 до 226 компаний), число микрофинансовых организации уменьшилось почти в два раза (с 4200 до 2271 организации), число негосударственных пенсионных фондов уменьшилось почти в два раза (с 120 до 66 фондов), оборот ценных бумаг вырос почти в 1,5 раза, ключевая ставка снизилась в два раза (с 15 % до 7,25 %), объем привлечения денежных средств Банком России увеличился в 2,5 раза. Вклады физических лиц увеличились почти в 1,5 раза; вклады юридических лиц увеличились почти в 1,5 раза. Увеличилось кредитование физических лиц в 1,2 раза, а объем кредитов предоставленных юридическим лицам увеличился почти в 2 раза.
Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией. Риски и угрозы в случае отключения России от SWIFT: 1. Утрата возможности управлять зарубежными корсчетами. 2.
Ограниченность банковских сообщений. 3. Блокировка пластиковых карт, выпущенных российскими банками. 4. Ограничение операции офлайн и онлайн- покупок. 5. Ограничение долларовых расчетов. 6. Запрет на покупку российского сырья. 7. Рост цен на банковские продукты и потребительские товары.
Основными тенденциями развития финансового рынка в условиях цифровой экономики являются:
- развитие сервисов и мобильных платежей, использование специальных банковских приложений позволяет осуществлять разнообразные функции удаленно (например: сбербанк онлайн).
- формирование финансового пространства рынка интернета вещей (iot). он включает в себя технический и финансовый мониторинг систем безопасности, управления городской инфраструктурой, жкх и промышленных предприятий. подобная технология могут, прежде всего, сократить эксплуатационные (потери в сетях, расход топлива, фонд оплаты труда) и сервисные издержки (оптимизация ремонтной деятельности).
- развитие рынка электронной коммерции, открывающего доступ к международным платежным системам, позволяющего оплачивать покупки без открытия счета в банке.
- разработка и внедрение мобильных pos-терминалов, подключенных к смартфону или планшетному компьютеру, для проведения безналичного расчета с помощью банковской карты.
- повышение финансовой грамотности населения целью активизации его финансовой активности.
- внедрение криптовалюты, ключевым свойством которой является высокая степень защищенности от подделки.
Проведено обоснование инвестиционного проекта по установке 3-х терминалов по оплате услуг. Для оценки экономической эффективности были составлены денежные потоки. По итогам инвестиционного проекта были вычислены следующие показатели: ЧДД инвестиционного проекта равен 133202 руб.; индекс доходности равен 1,16; срок окупаемости инвестиций составил 3,78 месяца.
Исходя из вышеуказанных показателей, инвестиционный проект считается эффективным, т.к. ЧДД>0, ИД>1, СОИ находится в пределах расчетного периода.
1 Гражданский Кодекс Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2006.-280 с.
2 Аристова Е.А. Анализ эффективности финансового рынка России // Финансы и кредит.- 2010.- №29.- С. 64-70.
3 Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. - М.: Контур, 2005. - 160 с.
4 Бабич А.М. Финансы - М: ЮНИТИ, 2007. - 80 с.
5 Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие/ Богомолов В.А., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- С. 54- 68.
6 Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. // Под редакцией Лапидуса М.Х. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 30 с.
7 Бункина М.К. Деньги, банки, валюта - М: ИНФРА, 2005. - С. 24-36.
8 Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. - М. - 2001. - 120 с.
9 Бурсученко Э.И. Финансовый рынок - М: НОРМА-М, 2006. -С. 52-90.
10 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 22-40.
11 Г олосов В. Международный рынок ценных бумаг-М: Инфра, 2003.- 40 с.
12 Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: - М.: «Банки и биржа»; Юнити, 2005. - С. 80-126.
13 Зверев В.С. Особенности современного российского финансового рынка - М: НОРМА-М, 2006. - 65 с.
14 Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 90 с.
15 Ковалев В.В. Финансы - М: Финансы и статистика, 2006. - С. 32-50.
16 Липсиц И.В., Экономика. - М.: Омега-Л, 2006. - 36 с.
17 Маковецкий, М. Ю. Экономика и финансы: теоретические и практические аспекты управления : сб. трудов Междунар. науч. -практ. конф., Омск, 9 декабря 2012 г. - Омск : ОмГТУ, - 2013. - С. 6-14.
18 Маковецкий, М. Ю. Инвестиционный процесс и рынок ценных бумаг: механизм функционирования, современное состояние, перспективы развития / М. Ю. Маковецкий. - М. : АНКИЛ, 2003. - 312 с.
19 Маслова С.О., Опалов О.А. Финансовый рынок - М.: НОРМА-М, 2003
20 Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг: Курс лекций. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 240 с.
21 Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. - 2006. - 130 с.
22 Нешитой А.С. Финансы. Денежное обращение. Кредит.-М., 2007. -146 с.
23 Никбахт А., Гропелли А. Финансы. - М: Фарм, 2008. - С. 22-60.
24 Первозванский А.А. Финансовый рынок: расчет и риск. М.: Инфра - 2003.
- 60 с.
25 Рудакова О.С. Банковские электронные услуги - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 40 с.
26 Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография/ Сараджева О.В., Барикаев Е.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 25 - 47.
27 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник/
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - С. 310-315.
28 Издание Банка России «Бюллетень банковской статистики». Электронный ресурс. Режим доступа // http://www.cbr.ru
29 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р / СПС Консультант Плюс.