Объект работы - ООО "Ритейл" (г. Брянск).
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления текущими финансовыми потребностями фирмы 5
1.1 Текущие финансовые потребности предприятия: сущность и управление 5
1.2 Методические подходы к оценке текущих финансовых потребностей предприятия 13
2 Анализ управления текущими финансовыми потребностями на материалах 17
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ имущества и источников его формирования 21
2.3 Расчёт текущих финансовых потребностей и оценка необходимости в дополнительном финансировании 27
3 Повышение эффективности управления текущими финансовыми потребностями ООО «Ритейл» 32
3.1 Мероприятия по уменьшению потребностей в дополнительном финансировании 32
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 1. Концептуальная схема управления текущими финансовыми потребностями предприятия 41
Приложение 2. Финансовая отчётность ООО «Ритейл» за 2015-2016 гг. 42
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в процессе хозяйственной деятельности предприятиям необходимо определять краткосрочные потребности в денежных средствах. В условиях изменчивости финансовой ситуации очень важно определение оптимальной структуры и источников финансирования оборотных активов предприятия, неразрывно связанное с размером и структурой его текущих финансовых потребностей (ТФП).
Существующие в настоящее время подходы к определению текущих финансовых потребностей предприятий и управлению ними не дают представления о связи системы управления ТФП с эффективностью деятельности предприятия. Существующие наработки требуют дальнейшего развития в направлении уточнения сущности текущих финансовых потребностей предприятия, совершенствования управления текущими финансовыми потребностями предприятия, что является необходимым условием повышения эффективности деятельности организаций в условиях рыночной экономики.
Цель данной работы состоит в повышении эффективности управления текущими финансовыми потребностями организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность и основные аспекты управления текущими финансовыми потребностями предприятия;
изучить методические подходы к оценке текущих финансовых потребностей предприятия;
дать краткую организационно–экономическую характеристику предприятия;
провести анализ имущества и источников его формирования;
осуществить расчёт текущих финансовых потребностей и оценку необходимости в дополнительном финансировании;
разработать мероприятия по уменьшению потребностей в дополнительном финансировании и дать их экономическую оценку.
Объектом данного исследования является ООО "Ритейл", а его предметом – система управления текущими финансовыми потребностями организации.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: В.В. Бочаров, И.А. Бланк, В.В. Ковалёв, А.Д. Шеремет и других.
Методическую основу составляют ретроспективный, монографический, абстрактно–логический, структурный, и другие методы исследования.
Структурно работа состоит из 3 взаимосвязанных разделов, в которых рассмотрены теоретические аспекты управления финансовыми потребностями предприятия; проведен анадиз управления текущими финансовыми потребностями ООО "Ритейл"; сформированы направления снижение необходимости в дополнительном финансировании предприятия и дана их экономическая оценка.
Итак, текущие финансовые потребности предприятия представляют собой минимальную сумму денежных средств, которая необходима предприятию в текущем периоде для финансового обеспечения бесперебойности его деятельности при условии соблюдения договорной дисциплины и нуждается в управлении со стороны финансовых служб предприятия.
Основная задача финансового менеджера по управлению ТФП заключается в согласовании величины каждого из элементов таким образом, чтобы ТФП стремились к минимуму, а в идеале были отрицательной величиной.
Управление текущими финансовыми потребностями предприятия - это совокупность методов, инструментов, конкретных мер финансовых служб предприятия, направленных на минимизацию суммы денежных средств, необходимых для финансового обеспечения непрерывности деятельности предприятия.
Процесс управления текущими финансовыми потребностями можно условно разделить на 3 блока. Первый блок – подготовки – включает в себя этап оценки величины текущих финансовых потребностей, их динамики и наличия у предприятия стратегии управления текущими финансовыми потребностями, планирования, организации выполнения плана и мотивации. Второй блок – реализации – включает этапы практической реализации и контроля. И третий блок – регулирования – включает этапы анализа и корректировки планов.
В экономической практике сумма текущих финансовых потребностей, чаще всего, рассчитывается вычитанием из суммы оборотных активов денежных средств и кредиторской задолженности.
Способами покрытия текущих финансовых потребностей являются: краткосрочный кредит; спонтанное финансирование (предоставление скидок постоянным покупателям за сокращение сроков расчета) и факторинг.
Анализ деятельности ООО «Ритейл», проведённый во второй главе курсовой работы показал, что организация не является финансово устойчивой и платежеспособной организацией. Основную долю её капитала составляют заёмные средства. А большую часть имущества - внеоборотные активы. При этом сумма оборотных активов снижается, что позволяет сделать вывод о снижении масштабов деятельности торговой организации.
Расчёт финансового цикла показал его отрицательное значение, что означает наличие временно свободных денежных средств. При этому у ООО «Ритейл» отсутствуют собственные оборотные средства.
Выяснено, что текущие финансовые потребности в 2014 г. были положительными, а в 2015-2016 г. - отрицательными, но вследствие отсутствия собственных оборотных средств, реальный дефицит наличности ООО «Ритейл» составляет 14225029 тыс.руб.
Данная ситуация требует внимания руководства для решения данной проблемы. Учитывая отрицательное значение финансового цикла и отрицательное значение текущих финансовых потребностей, внимание ООО «Ритейл» должно быть сконцентрировано на возможностях повышения собственных оборотных средств, в частности, на резервах роста собственного капитала.
Основным резервом роста собственного капитала является чистая прибыль организации. Основными направлениями роста чистой прибыли ООО «Ритейл»являются: увеличение выручки за счёт повышения цен и повышения эффективности рекламы, сокращение коммерческих расходов и отказ от аутсорсинга в сфере подбора персонала. Данные мероприятия позволят увеличить чистую прибыль, и, как следствие сумму собственных оборотных средств ООО «Ритейл». Это позволит сократить дефицит наличности и снизить необходимость дополнительного финансирования.