Введение 3
1. Концептуальные основы использования процессного подхода в системе
управления организацией 6
1.1 Сравнительный анализ концептуальных подходов к организации процесса
управления 6
1.2 Принципы и методы применения процессного подхода в системе
управления организацией 10
1.3 Проблемы применения процессного подхода к управлению в банковской
сфере 15
2. Анализ практики организации процесса управления ОАО «Банк Москвы» .. 21
2.1 Основные направления развития организации 21
2.2 Анализ системы управления ОАО «Банк Москвы» 43
2.3 Анализ практики организации процесса регулирования дебиторской
задолженностью в ОАО «Банк Москвы» 46
3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью в
ОАО «Банк Москвы» на основе процессного подхода 60
3.1 Моделирование процесса управления дебиторской задолженностью 60
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской
задолженностью 67
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 67
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобальной конкуренции и ускорения научно-технического прогресса организации испытывают постоянное давление конкурентов, заставляющее непрерывно совершенствовать выпускаемую продукцию, расширять ассортимент оказываемых услуг, оптимизировать производственные и управленческие процессы.
В тоже время, продукты, технологии, операционные методы и даже орга¬низационные структуры устаревают с небывалой скоростью, а знания и навыки сотрудников банке становятся главным источником долгосрочного процве¬тания любой банка. Деловые и личностные качества сотрудников являются основополагающим фактором, влияющим на общий успех предприятия в усло¬виях современных рыночных отношений. Как известно, люди играют особую роль в развитии организаций. С одной стороны, они являются создателями предприятия, определяют его цели, выбирают методы их достижения. С другой стороны, люди - важнейший ресурс, используемый всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве - как персонал предприятия - они нуждаются в управлении.
Оценка работы персонала может служить в качестве инструмента, способного помочь руководителю при достижении целей, стоящих перед организацией и подразделением. Однако при этом руководитель должен не только хорошо разбираться в существующих методах оценки, но и уметь выбирать методы, лучше подходящие, как при принятии административных решений, так и при принятии решений, связанных с развитием работников.
Показатели оценки эффективности деятельности кадровой службы характеризуют качество, полноту, достоверность и своевременность выполнения функциональных обязанностей с учетом итогов работы предприятия. Они рассматриваются как единая основа оценки эффективности персонала.
Традиционно само понятие эффективности базируется на сопоставлении затрат всех видов ресурсов, направляемых для достижения той или иной цели, с результатами достижения этой цели, которые, как правило, измеряются в денежном выражении. Однако применительно к оценке эффективности деятельности службы управления в предпринимательской деятельности такой подход представляется достаточно упрощенным.
Рост технического уровня и качества бизнес-процессов определяется в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в банковско развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество бизнес-процессов служит главным фактором успеха.
Под управлением процессами понимается постоянный, планомерный и целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание бизнес-процессов оптимального качества с целью ее максимально эффективного использования.
Качество бизнес-процессов представляет собой материальную основу удовлетворения как личных, так и общественных потребностей людей, и этим определяется его уникальная социально-экономическая значимость. В силу этого проблема качества бизнес-процессов имеет ключевое значение в экономике и организации производства бизнес-процессов.
В работе любой организации случаются ситуации, когда возможно отступление от установленных правил и требований работы. Эти ситуации могут возникать по разным причинам и могут приводить к различным последствиям. Система качества допускает такие ситуации, но она требует, чтобы последствия от нарушений установленных требований были под контролем. Для этих целей в системе качества должна быть разработана и внедрена процедура управления процессами.
По канонам финансовой науки, дебиторская задолженность относится к ликвидным (легко переходимым в наличные деньги) активам и входит в состав оборотного капитала компании, на практике «обналичить» долги контрагентов удается не всегда.
Цель данного исследования - анализ и обобщение сведений, касающихся совершенствования процессного подхода в системе управления организацией.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть концептуальные основы использования процессного подхода в системе управления организацией.
2. Проанализировать практику организации процесса управления ОАО «Банк Москвы».
3. Разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью в ОАО «Банк Москвы» на основе процессного подхода.
Объект исследования - ОАО «Банк Москвы».
Предмет исследования - совершенствование системы управления при помощи бизнес-процессов.
Теоретическая значимость исследования. В процессе подготовки данной работы была использована литература таких авторов, как Н.С. Маусов, Т.С., Бычкова А.В., Герчикова И.Н., Кибанов А.Я. и Захаров Д.К. и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее положения могут быть использованы для построения и разработки системы управления, как в ОАО «Банк Москвы», так и в других организациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В результате выполнения дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность деятельности банковского предприятия
непосредственно зависит от качества управления трудовыми ресурсами. Успех и процветание предприятий во многом определяется интеллектуальным потенциалом предприятия, качественным составом сотрудников. На предприятии эффективно используются трудовые ресурсы, об этом говорит показатель укомплектованности кадрами - 100%.
2. Проведенный анализ ОАО «Банк Москвы» выявил недостаточную мотивацию банковского персонала, традиционные методы поиска новых сотрудников, отсутствие функций наставничества.
3. Особое внимание уделено разработке системы мотивации и оценки банковского персонала, так как механизм мотивации является серьезным инструментом стабилизации персонала, повышения эффективности, результативности и качественной деятельности любой организации. Мотивированный персонал, обладающий квалификацией необходимого уровня, делает возможным развитие организации и обеспечивает ей конкурентное преимущество на рынке.
В целом состояние дебиторской задолженности анализируемого предприятия можно оценить как сбалансированной. Однако кредитная зависимость здесь достаточно высока, о чем свидетельствует повышенные коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. В условиях нестабильности рыночной экономики и высокой зависимости нашей страны от иностранной валюты, агрессивного бизнеса банков соблазн работать достаточно велик. Однако в банке можно наблюдать постепенное снижение влияния данных негативных факторов на кредитную политику, чему способствует принятие рациональных управленческих решений руководителем.
Представлены основные современные решения из мира бизнеса, которые максимально приближены к российской действительности. Так, например одним из таких из таких бизнес-решений является проверка контрагента, заключающийся в комплексной проверке контрагентов, с которым необходимо наладить коммерческие отношения. В современных условиях, когда СМИ пестрят о разных мошеннических схемах данный способ защитить свой бизнес особенно актуален. Рассмотрены особенности создания собственной автоматизированной СУДЗ (система управления дебиторской задолженностью). Данная система позволяет анализировать реальное состояние дебиторской задолженности в организации и своевременно вносить необходимые коррективы в процессе ее контроля и управления. И, наконец, наиболее важный инструмент - это создание рациональной кредитной политики, способной сделать бизнес организации гибким и конкурентоспособным на рынке.
Для стабильной работы компании необходимо поддерживать достаточный объем свободных денежных средств. Это достигается грамотным управлением дебиторской задолженностью, ее анализом и контролем.
Рост технического уровня и качества бизнес-процессов определяется в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество бизнес- процессов служит главным фактором успеха.
Качество бизнес-процессов представляет собой материальную основу удовлетворения как личных, так и общественных потребностей людей, и этим определяется его уникальная социально-экономическая значимость. В силу этого проблема качества бизнес-процессов имеет ключевое значение в экономике и организации производства бизнес-процессов.
Денежные средства, поступающие от клиентов, для большинства организаций являются главным источником финансирования. Так, наличие определенного объема свободных денежных средств позволяет регулярно и в срок выплачивать заработную плату, погашать кредиторскую задолженность и т.д.
Качество бизнес-процессов находится в постоянном движении. Организация должна обеспечить идентификацию бизнес-процессов, не соответствующей требованиям, и управление ею в целях предотвращения непреднамеренного использования или поставки такой бизнес-процессов. Должна быть установлена документированная процедура для определения средств управления и соответствующей ответственности и полномочий для действий с процессами.
Организация должна предпринимать в отношении бизнес-процессов следующие действия (одно или несколько):
а) устранение обнаруженного несоответствия;
б) санкционирование использования, выпуска или приемки бизнес- процессов, если получено разрешение на отклонение от соответствующего полномочного лица или органа и, где это применимо, потребителя;
в) предотвращение ее первоначального предполагаемого использования или применения;
г) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.
Таким образом, реализована поставленная цель в дипломной работе: проанализированы сущность системы управления и содержание мотивационного менеджмента, выполнен анализ организации и существующие проблемы в управлении персоналом банковского предприятия, а также предложены основные направления по совершенствованию процессного подхода в системе управления организацией ОАО «Банк Москвы».
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 02.02.2010г. № 19-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823; СЗ РФ. - 2010. - № 6. - Ст.636.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2.: Федеральный закон РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.12.2006г. № 201-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст.3340; СЗ РФ. - 2010. - № 1. - Ст.12.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учебник пособие / Д.А. Аширов. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. - 135 с.
4. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом: Модели управления - М.: ЭКСМО, 2014. - 296с.
5. Бизюков, П.В. Система управления: функции, типология, модели / П.В. Бизюков // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53-61.
6. Борисова, Е. Управление кадровым потенциалом государственного предприятия / Е. Борисова // Экономический анализ: теория и практика - 2014. - № 2. - С. 25.
7. Бычков, А.В. Управление персоналом: учеб. пособие / А.В. Бычков. - Пенза: изд-во Пенз. гос. ун-та, 2012. - 200 с.
8. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2012. - 496 с.
9. Воробьев, Л.А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. - Мн.: Финансы. Учет. Аудит, 2012. - 200 с.
10. Гапошина, Л.Г. Маркетинг кадрового обеспечения: учеб. пособие / Л.Г. Гапошина. - М.: Дело, 2013. - 300 с.
11. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. пособие / И.Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2012. - 346 с.
12. Горбунова М.В. Основные теории управления. - СПб.: Наука, 2012. -
356 с.
13. Дорошенко, Л.С. Управление трудовыми ресурсами / Л.С. Дорошенко - Киев: МАУП, 2012. - 299с.
14. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. - Изд. 2-е. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 624 с.
15. Жданова, Т.С. Шпаргалка по управлению персоналом: ответы на экзаменационные билеты / Т.С. Жданова. - М.: Аллель - 2012. - 64 с.
16. Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: учеб. пособие / Г.Г Зайцев. - СПб.: Северо-Запад, 2012. - 345 с.
17. Ивановская, Л.В., Свистунова, В.М. Обеспечение системы управления на предприятии: учеб. пособие / Л.В. Ивановская, В.М. Свистунова. - М.: ГАУ, 2012. - 350 с.
18. Ильин, Е.М. Мотивация и мотивы / Е. М. Ильин. - СПб.: Питер, 2012.
- 512 с.
19. Игнатьева, А.В. Основы менеджмента / А.В. Игнатьева - М.:
Образование, 2014. - 503 с.
20. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: Дело, 2013.
- 380 с.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 481 с.
22. Кочаргина, А.С., Клочкова, М.С. Управление персоналом: учеб. пособие / А.С. Кочаргина, М.С. Клочкова. - М.: Экзамен, 2012. - 180 с.
23. Кочеткова, А.И. Основы управления: учеб. пособие / А.И. Кочеткова.
- М.: Пресс, 2014. - 380 с.
24. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2012. - 271 с.
25. Коротков, Э.М. Исследование систем управления: учебник / Э.М. Коротков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ДеКа, 2012. - 445 с.
26. Комисарова, Г.А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Г.А. Комисарова. - М.: Дело, 2013. - 340 с.
27. Комаров Е. Управление карьерой. // Управление персоналом. - 2013.
- № 4. - с. 22-27
28. Лифоренко Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - СПб.: Питер, 2014. - 351 с.
29. Лицарева, Е.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Е.Ю. Лицарева. - Томск: Томский госуд. ун-т, 2013. - 230 с.
30. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности государственного предприятия. - М.: Юнити, 2012. - 382 с.
31. Макаренко, Н.Л., Косаренко, Н.Н. Управление персоналом государственного предприятия: учеб. пособие / Н.Л. Макаренко, Н.Н. Косаренко.
- М.: Академический Проект-Трикста, 2012. - 464 с.
32. Маусов, Н.С. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления / Н.С. Маусов // Проблемы и практика управления. - 2014. - № 6. - С. 10-14.
33. Николаева, Е. Исследование персонала государственного предприятия / Е. Николаева // Управление персоналом. - 2012. - №7. - 482 с.
34. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость бизнес- процессов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
35. Отчетные данные ОАО «Банк Москвы» за 2013-2015 гг.
36. Пожидаева А. Алгоритм разработки кадровой политики государственного предприятия. // Кадровик. Управление персоналом. - 2014. - № 2. - с. 15-18
37. Пугачев, В.П. Руководство персоналом государственного предприятия: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 279 с.
38. Ратнер Г. Круговая аттестация. // Генеральный директор. - 2014. - № 5. - с. 11-14
39. Савина, А. Развитие как процесс возникновения кризисов / А. Савина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 32-45
40. Самыгин, С.И. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 410 с.
41. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. - СПб.: Питер, 2012. - 236 с.
42. Самохвалов В. Как определить ключевые финансовые факторы стоимости. - http://www.intalev.ru/index.php. id=11347.
43. Самыгин, С.И. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 410 с.
44. Самыгин С.И. Управление персоналом. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 324 с.
45. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера - М.: ИНФРА-М, 2012. - 222 с.
46. Управление персоналом: учебник / под. общ. ред. А.И. Тинчурина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: РАГС, 2014. - 432 с.
47. Федорова Н. Управление персоналом государственного предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - с. 22-25.
48. Шеер, Август-Вильгельм Моделирование бизнес-процессов; М.: Серебряные нити - Москва, 2014. - 219 c.
49. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной
государственного предприятия / С.В. Шекшня. М.: Интел-Синтез, 2013. - 340 с.
50. Яковлева, И. Методы оценки трудовых ресурсов/ И. Яковлева // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - №5. - С. 34