Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста

Работа №56670

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли детско-родительских отношений в
развитии самосознания детей дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и характеристика детско-родительских отношений 5
1.2. Особенности развития личности в дошкольном возрасте 10
1.3. Развитие самосознания детей дошкольного возраста 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование роли детско- родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Приложения


Актуальность исследования. Семья, как известно - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья как микросоциум - это единственно возможная и целесообразная среда психического, душевного выживания человека, способная обеспечить экологию рода человеческого.
В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации и социальной адаптации ребенка, возникновение у него своего «образа-Я», что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Таким образом, изучение проблем детско-родительских отношений является актуальной темой.
Однако, на сегодняшний момент, мы сталкиваемся с противоречием - актуальностью темы исследования и недостатком информации, дефицитом теоретического и практического материла по вопросу роли детско- родительских отношений развитии самосознании детей дошкольного возраста.
Отсюда формулируется проблема исследования - какова роль детско- родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является самосознание детей.
Предмет исследования - роль детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
Цель работы заключается в роли детских родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить характеристику детско-родительских отношений;
- проанализировать развитие самосознания детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование роли детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования основана на том, что детско-родительские отношения оказывает роль на развитие самосознания детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование); изучение научной литературы; специальные
психологические методы сбора информации: наблюдение, беседы,
анкетирование, тестовые опросы; методы статистической обработки эмпирической информации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу работы были положены труды следующих авторов: Абрамова Г.С., Беличева С.А., Выготский Л.С., Горянина В.А., Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Куликова С.Н., Лисина М.И., Мардахаев Л.В., Мухина В.С., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д., Урунтаева Г.А.
Практическая значимость заключается в том, что определены особенности детско-родительских отношений, результаты исследования могут быть использованы психологами в работах с многодетными и однодетными семьям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие и воспитание нравственности у подрастающего поколения.
Семья является традиционно главным институтом воспитания.
В отличие от общества семья общается с ребенком ежедневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности ребенка. В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Проведя исследование и анализируя детские рисунки, можно отметить, что рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки: общая деятельность всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, изображение всех членов семьи, отсутствие штриховки, хорошие качества линий, адекватные распределения людей на листе, таких рисунков было 7 (23,3 %).
Рисунки, отражающие тревожность, отличались: штриховкой, линиями с сильным нажимом, дети стирали рисунки, линии часто были прерывистые или двойные. Таких рисунков было 8 (26,6%). Конфликтность в семье выражалось в том, что дети не прорисовывали отдельные части тела, либо выделяли отдельные фигуры и т.д. Таких рисунков было 7 (23,3%). Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках тем, что линии были слабыми, прерывистыми, некоторые фигуры были маленькими. Таких рисунков было 5 (16,6%). Враждебность в семейной ситуации
отразилась на 3 рисунках. Ребята нарисовали длинные пальцы (пальцы папы). Таких рисунков было 3 (10%).
Можно отметить, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании.
Анализируя результаты по методике PARI, можно сказать, что родители характеризуются средними проявлениями эмоциональной близости с ребенком, часто проявляют по отношению к ним любовь и заботу. Для них характерна дифференциация степени строгости по отношению к ребенку в зависимости от ситуации. От общения с ребенком испытуемые данной группы не уклоняются, скорее напротив, склонны к чрезмерному вмешательству в мир ребенка.
В данных семьях забота о ребенка осуществляется в минимальном объеме, нет особой зависимости от ребенка. Родители склонны поддерживать свой авторитет в сознании ребенка, однако, в случае несогласия с их позицией рассматриваются причины этого, появляется стремление понять ребенка. При этом причина не согласия их не интересует. Применение подобных мер со стороны родителей в таких семьях подразумевает у них слабо выраженных опасений обидеть ребенка, нанести ему психологический вред, их интересует его эмоционально-психологическая безопасность. Также стоит отметить, некоторую степень исключения внесемейных влияний, что скорее всего обусловлено психологической близостью матери и ребенка.
В ходе корреляционного анализа выявлено, что прямая корреляционная взаимосвязь обнаружена между показателем «супружеские конфликты» и шкалой «враждебность в семейной ситуации» (значение коэффициента корреляции 0,32, уровень достоверности Р=0,10), т.е. чем сильнее супружеские конфликты в семье, тем острее ребенок чувствует враждебность семейно ситуации, испытывает страх и негативные ощущения.
Также прямая корреляционна связь обнаружена между показателем «поощрение независимости ребенка от родителей» и шкалой «благоприятная внутрисемейная ситуация» (значение коэффициента корреляции 0,33, уровень достоверности Р=0,10), т.е. дети хорошо себя чувствуют в семье, воспринимают родителей как друзей, могут с ними советоваться, если родители поощряют независимость ребенка и дают ему возможность раскрыться, не подавляют его.
Обратная корреляционна связь обнаружена между показателем «поощрение независимости ребенка от родителей» и шкалой «враждебность в семейной ситуации» (значение коэффициента корреляции -0,29, уровень достоверности Р=0,10), т.е. если в семье ребенку дают возможность раскрыться и не подавляют его, тем меньше он воспринимает семью как агрессивную и враждебную.
Обратная корреляционна связь обнаружена между показателем «предоставление ребенку возможности высказаться; побуждение словесных проявлений» и шкалой «враждебность в семейной ситуации» (значение коэффициента корреляции -0,34, уровень достоверности Р=0,10), т.е. если в семье ребенку дают возможность рассказывать о себе, своих желаниях, учитывают их, тем меньше он воспринимает семью как агрессивную и враждебную.
Обратная корреляционна связь обнаружена между показателем «подавление агрессивности ребенка» и шкалой «чувство неполноценности в семейной ситуации» (значение коэффициента корреляции -0,31, уровень достоверности Р=0,10), т.е. если в семье ребенку подавляют агрессивность ребенка, тем меньше он чувствует себя в семье неполноценным и ненужным.
Итак, по итогам исследования можно отметить, что цели и задачи - выполнены, гипотеза исследования о том, что основана на том, что детско- родительские отношения оказывает роль на развитие самосознания детей дошкольного возраста - подтверждена.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - Изд. 3-е, доп. - СПб.: Питер, 2003. - 482 с.
2. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2004. - 326с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Эксмо-Пресс 2000. - 245с.
6. Березина Ю.Ю., Забровская О.В. Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - №1. - С.44-47.
7. Бернис Б., Грюнвальд Г., Макаби В. Консультирование семьи. - М.: Когито-Центр, 2008. - 416с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 2003. - 464 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002. - 277 с.
10. Вартанова И.И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений: дайджест // Психология обучения. - 2005. - № 9. - С. 5-7.
11. Власенко А.И. Анализ концептуальных представлений о самосознании личности в зарубежной психологии / А.И. Власенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 8 (67). - С. 333-336.
12. Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 46-48.
13. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. - 2006. - Т. 68. - № 13. - С. 119-120.
14. Гармаева Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду.
- 2004. - № 2. - С 103-111.
15. Гин А. Общение детей и взрослых: советы родителям // Сельская школа. - 2007. - № 2. - С. 39-44.
16. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - С. 25-34.
17. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте // Наука и современность. - 2015. - №37-1. - С.151-155.
18. Гусакова М.П. Психологическое консультирование. - М.: Эксмо,
2010. - 288с.
19. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
20. Изард К.Психология эмоций. - Спб.: Питер, 2007. - 464 с.
21. Ильин Е.П. Психология воли. - Спб.: Питер, 2009. - 364с.
22. Ищенко Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 350-352.
23. Забродин И.Ю., Пахальян, В.Э. Психологическое
консультирование. - М.: Эксмо, 2010. - 384с.
24. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 128 с.
25. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2005.
- 193 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008 - 288 с.
27. Коновалова А.М. Отношение подростков к родителям: уважение, любовь, признание авторитета // Семейная психология и семейная терапия. - 2009. - № 4. - С. 100-114.
28. Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
29. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический проект, 2010. - 463 с.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2003. - 524 с.
31. Куницина В.Н. Трудности идентичности молодежи в современном мире // Психологический вестник СПбУ. - 2008. - № 2. - С. 18-22.
32. Кучмаева О.В. Девиантное поведение подростков (Статистический аспект) // Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. - М.: 2000. - С. 59.
33. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 376с.
34. Максимова Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-1. - С. 130-132.
35. Мартынова Е.В. Психологическое консультирование на современном этапе: проблема определения понятия, цели и задачи // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2007. - № 2. - С 9
36. Набиуллина В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 11. - С. 3-7.
37. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 495 с.
38. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Академия, 2005. - 363 с.
39. Петрушин С.В Мастерская психологического консультирования. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 144с.
40. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2006. - 184 с.
41. Прохоров А.О. Психологические состояния и их свойства. - Казань: медицина, 1994. - 108 с.
42. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. - М.: МПСИ, 2009. - 248 с.
43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. - 390 с.
44. Рики Джордж, Тереза Кристиани. Консультирование: теория и практика. - М.: Эксмо, 2002. - 448с.
45. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. - 2002. - № 2. - С. 48-55.
46. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 460 с.
47. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
48. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 5-16.
49. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа- Пресс, 2004 - 368 с.
50. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 57-67.
51. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3-4. - С. 30¬34.
52. Столяренко Л.Д Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544с.
53. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4- е изд. перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 665с.
54. Стьюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. - М.: Класс, 2005. - 384с.
55. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. - 2012. - № 4. - С. 4-10
56. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
57. Якобсон С.Г. Становление ранних форм самосознания детей / С.Г. Якобсон, Л.Р. Адилова // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 12-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ