Формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся» (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука»)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся 7
1.1. Сущность, значение и функции практико-ориентированной системы
обучения учащихся 7
1.2.Основные проблемы практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании 12
1.3. Практико-ориентированные технологии современного образования 18
Глава 2. Анализ формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 31
2.1.Общая характеристика деятельности ГАПОУ «КамСК имени Е.Н.
Батенчука» 31
2.2. Анализ организации практико-ориентированной системы обучения
учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 39
2.3.Оценка эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 58
Глава 3. Совершенствование формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 64
3.1. Рекомендации по повышению эффективности практико-ориентированной
системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 65
3.2. Мероприятия по совершенствованию формирования практико -
ориентированной системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е. Н. Батенчука» 69
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся 7
1.1. Сущность, значение и функции практико-ориентированной системы
обучения учащихся 7
1.2.Основные проблемы практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании 12
1.3. Практико-ориентированные технологии современного образования 18
Глава 2. Анализ формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 31
2.1.Общая характеристика деятельности ГАПОУ «КамСК имени Е.Н.
Батенчука» 31
2.2. Анализ организации практико-ориентированной системы обучения
учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 39
2.3.Оценка эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 58
Глава 3. Совершенствование формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 64
3.1. Рекомендации по повышению эффективности практико-ориентированной
системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е.Н. Батенчука» 65
3.2. Мероприятия по совершенствованию формирования практико -
ориентированной системы обучения в ГАПОУ «КамСК имени Е. Н. Батенчука» 69
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложения
Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем.
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, жизненная и другие. Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих рабочих и специалистов в образовательной среде профессионального колледжа и практическое отсутствие эффективной модели, реализация которой обеспечит возможность повышения качества подготовки кадров для разных отраслях производства.
С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование, современные преобразования системы подготовки в колледжах направлены на структурно - содержательный переход от массово - репродуктивной к индивидуально - ориентированной многоуровневой подготовке и ее интеграции в единое образовательное пространство. В условиях новой образовательной системы практико-ориентированный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Таким образом, подготовка к выбору профессии очень важна, так как она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Практико - ориентированная система обучения является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Создание практико-ориентированной образовательной среды, в особенности высшего и среднего учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности сегодня является особо актуальной проблемой педагогики.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»).
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
3. Определить основные направления по совершенствованию формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Объектом исследования является - ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предмет исследования - формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок, специальные методы статистического и экономического анализа,
экспериментальный метод, социологические исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована научная и учебная литература в области формирования практико¬ориентированной системы обучения учащихся. Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Аминов Н.А., Беспалов М., Болдина М. А., Бордовск Н.В., Гин А.А., Зимняя И.А., Исаева Н. А., Кукушкин
В.С., Мухина Т.Г., Панфилова А.П., Селевко П. К., Солодовник Н. Н.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном теоретико-методологическом исследовании, а также анализе и оценке формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования практико¬ориентированной системы обучения учащихся. В данной главе рассмотрены: сущность, значение и функции практико-ориентированной системе обучения учащихся; основные проблемы практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании; практико-ориентированные технологии современного образования.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука». В данной главе изложена общая характеристика деятельности ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», проведен анализ формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», где даны рекомендации по повышению эффективности практико-ориентированной системы обучения и разработаны мероприятия по ее совершенствованию.
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, жизненная и другие. Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих рабочих и специалистов в образовательной среде профессионального колледжа и практическое отсутствие эффективной модели, реализация которой обеспечит возможность повышения качества подготовки кадров для разных отраслях производства.
С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование, современные преобразования системы подготовки в колледжах направлены на структурно - содержательный переход от массово - репродуктивной к индивидуально - ориентированной многоуровневой подготовке и ее интеграции в единое образовательное пространство. В условиях новой образовательной системы практико-ориентированный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Таким образом, подготовка к выбору профессии очень важна, так как она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Практико - ориентированная система обучения является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Создание практико-ориентированной образовательной среды, в особенности высшего и среднего учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности сегодня является особо актуальной проблемой педагогики.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»).
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
3. Определить основные направления по совершенствованию формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Объектом исследования является - ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предмет исследования - формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок, специальные методы статистического и экономического анализа,
экспериментальный метод, социологические исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована научная и учебная литература в области формирования практико¬ориентированной системы обучения учащихся. Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Аминов Н.А., Беспалов М., Болдина М. А., Бордовск Н.В., Гин А.А., Зимняя И.А., Исаева Н. А., Кукушкин
В.С., Мухина Т.Г., Панфилова А.П., Селевко П. К., Солодовник Н. Н.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном теоретико-методологическом исследовании, а также анализе и оценке формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования практико¬ориентированной системы обучения учащихся. В данной главе рассмотрены: сущность, значение и функции практико-ориентированной системе обучения учащихся; основные проблемы практико-ориентированного обучения в среднем профессиональном образовании; практико-ориентированные технологии современного образования.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука». В данной главе изложена общая характеристика деятельности ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», проведен анализ формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию формирования практико-ориентированной системы обучения учащихся ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», где даны рекомендации по повышению эффективности практико-ориентированной системы обучения и разработаны мероприятия по ее совершенствованию.
Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств личности, знаний, умений и навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа психолого-педагогической работы со студентами нацелена в первую очередь на такие компоненты профессионального интереса как мотивационно-эмоциональный и волевой. Данные компоненты отвечают за развитие в будущем специалисте таких качеств как: настойчивость в достижении цели, ответственность и добросовестность, дисциплинированность, потребность повышать свою квалификацию, а также способность получать радость и удовлетворение в процессе профессиональной деятельности.
Важным моментом в применении практико-ориентированных технологий становится сотрудничество с непосредственным работодателем.
Основными направлениями по совершенствованию практико-ориентированного обучения студентов являются:
Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации процесса обучения: перейти от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.
Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.
Внедрение практики выдачи студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.
Наличие на кафедрах, особенно выпускающих, планов и мероприятий по повышению мотивированности студентов к обучению.
Организация действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечение их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.
На современном этапе развития российского общества в системе высшего и среднего профессионального образования происходит интеграция современных информационно-коммуникационных технологий во все виды образовательной деятельности: научно-исследовательской, учебной,
воспитательной и производственной, и в силу своих функций она играет важнейшую роль в формировании информационно-коммуникационной компетентности, информационной культуры личности как один из основных компонентов практико-ориентированной системы обучения, для профессиональной подготовленности специалиста современной цивилизации.
Кроме того, применение информационных систем в обучении позволяет выстраивать более гибкий и информативный учебный процесс, не имеющий проблем с обновлением актуальной теоретической и практической базы знаний, что позволяет предлагать студентам наиболее востребованные материалы, постоянно совершенствуя образовательную систему с оглядкой на реалии непрерывно развивающегося мира информационных систем и технологий.
ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» раположен в г. Набережные Челны.
Колледж создан с целью обучения студентов по образовательным программам среднего профессионального образования для удовлетворения потребности региона в высококвалифицированных рабочих и специалистах строительной отрасли, в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения.
В основе реализации эффективного учебного процесса в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» лежит практико-ориентированное обучение, которое осуществляется высококвалифицированными педагогами.
Основные функции по организации практико-ориентированному обучению возложены на службу по профориентационной работе.
Практико-ориентированное обучение и формирование студенческого контингента ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях обучающихся, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки техникума и своевременное привлечение их к получению профессионального образования.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о формировании эффективностей системы практико-ориентированного образования в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» за период 2013 - 2015 г.г., но требующей разработки мероприятий по ее оптимизации.
С целью совершенствования практико-ориентированного обучения в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» рекомендовано провести следующие мероприятия:
- создать практико-ориентационную службу;
- совершенствовать содержание и технологии образовательного
процесса;
- оптимизировать развитие социального партнерства.
Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств личности, знаний, умений и навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа психолого-педагогической работы со студентами нацелена в первую очередь на такие компоненты профессионального интереса как мотивационно-эмоциональный и волевой. Данные компоненты отвечают за развитие в будущем специалисте таких качеств как: настойчивость в достижении цели, ответственность и добросовестность, дисциплинированность, потребность повышать свою квалификацию, а также способность получать радость и удовлетворение в процессе профессиональной деятельности.
Важным моментом в применении практико-ориентированных технологий становится сотрудничество с непосредственным работодателем.
Основными направлениями по совершенствованию практико-ориентированного обучения студентов являются:
Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации процесса обучения: перейти от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.
Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.
Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.
Внедрение практики выдачи студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.
Наличие на кафедрах, особенно выпускающих, планов и мероприятий по повышению мотивированности студентов к обучению.
Организация действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечение их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.
На современном этапе развития российского общества в системе высшего и среднего профессионального образования происходит интеграция современных информационно-коммуникационных технологий во все виды образовательной деятельности: научно-исследовательской, учебной,
воспитательной и производственной, и в силу своих функций она играет важнейшую роль в формировании информационно-коммуникационной компетентности, информационной культуры личности как один из основных компонентов практико-ориентированной системы обучения, для профессиональной подготовленности специалиста современной цивилизации.
Кроме того, применение информационных систем в обучении позволяет выстраивать более гибкий и информативный учебный процесс, не имеющий проблем с обновлением актуальной теоретической и практической базы знаний, что позволяет предлагать студентам наиболее востребованные материалы, постоянно совершенствуя образовательную систему с оглядкой на реалии непрерывно развивающегося мира информационных систем и технологий.
ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» раположен в г. Набережные Челны.
Колледж создан с целью обучения студентов по образовательным программам среднего профессионального образования для удовлетворения потребности региона в высококвалифицированных рабочих и специалистах строительной отрасли, в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения.
В основе реализации эффективного учебного процесса в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» лежит практико-ориентированное обучение, которое осуществляется высококвалифицированными педагогами.
Основные функции по организации практико-ориентированному обучению возложены на службу по профориентационной работе.
Практико-ориентированное обучение и формирование студенческого контингента ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях обучающихся, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки техникума и своевременное привлечение их к получению профессионального образования.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о формировании эффективностей системы практико-ориентированного образования в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» за период 2013 - 2015 г.г., но требующей разработки мероприятий по ее оптимизации.
С целью совершенствования практико-ориентированного обучения в ГАПОУ «КамСК им. Е.Н. Батенчука» рекомендовано провести следующие мероприятия:
- создать практико-ориентационную службу;
- совершенствовать содержание и технологии образовательного
процесса;
- оптимизировать развитие социального партнерства.
Подобные работы
- Практико-ориентированные формы организации занятий в профессиональной
образовательной организации (на примере ГАПОУ «Камский строительный
колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство организации развивающего пространства профессиональной деятельности образовательной организации (на примере Государственного автономного образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Деловое общение как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся» (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



