Сделана на примере Алтайского края.
Введение 3
1 Теоретические основы функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации 5
1.1 Государственное управление как социальное и системное явление 5
1.2 Система органов исполнительной власти РФ 10
2 Правовой статус и ресурсный потенциал системы органов исполнительной власти в Алтайском крае 16
2.1 Система органов законодательной и исполнительной власти Алтайского края 16
2.2 Ресурсный потенциал органов исполнительной власти в Алтайском крае 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Актуальность выбранной темы исследования объясняется, прежде всего, тем, что в процессе формирования правового государства постоянно нарастающее взаимодействие между правом и системой государственного управления становится основным вектором развития российского общества.
При этом государственное управление, будучи отражением характера и уровня политического и социокультурного развития общества, его административной культуры, детерминирована самыми различными факторами – историческими и географическими особенностями, экономическим состоянием и культурой общества, политическими традициями и влиянием процессов глобализации.
Одним из доминирующих принципов организации государственного управления является его системность как фундамент эффективного правового обеспечения на всех уровнях власти. О важности данного принципа свидетельствуют не только совершенствование национального законодательства с дискуссиями о его соответствии принципам управленческой науки и задачам модернизации государства, но и выработка в международном сообществе общих требований к организации власти на основе демократических принципов, адекватной интересам населения публичной службы.
В условиях крайне противоречивого характера общественно-политических процессов, происходящих в России (поляризация интересов социальных субъектов, недостаточная развитость полноценных каналов их представительства, отсутствие базового консенсуса и ясно сформулированной стратегии национального развития и т.п.), а с другой стороны – постоянного воспроизводства специфических черт отечественной политической традиции (доминирование государства, ярко выраженная персонификация политической жизни, преобладание скрытых форм и механизмов политического участия и др.), анализ приоритетов в рамках системы органов исполнительной власти представляется особенно важным.
Цель работы заключается в анализе системы и ресурсов органов исполнительной власти на примере Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть суть понятия государственного управления и его сущность;
описать структуру органов власти в рамках государственного управления;
охарактеризовать систему органов исполнительной власти в Алтайском крае и оценить их ресурсный потенциал.
Предметом исследования в данном случае выступает система государственного управления в РФ.
Объект исследования – система органов исполнительной власти в Алтайском крае.
Методологическую базу исследования образуют нормативные правовые акты РФ в анализируемой сфере, в том числе Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав Алтайского края: принят 26.05.1995 г., Закон Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» (принят Постановлением АКЗС от 31.08.2015 № 223)и др., а также труды таких авторов, как Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, Е.В. Охотский, И.М. Филянина и др.
В качестве методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Государственное управление в широком смысле представляет собой управление делами общества со стороны всех ветвей власти, соответствующих государственных учреждений и органов местного самоуправления.
Фундамент современного государственного управления в РФ создает система органов государственной и муниципальной власти.
Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган - звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Фундамент государственного управления создает система органов государственной власти. Одной из наиболее распространенных их классификаций в соответствии со ст. 10 Конституции РФ является разграничение органов государственной власти исходя из принципа разделения власти на
законодательные (представительные);
исполнительные;
судебные.
Наряду с указанными выше, часто выделяется еще одна группа органов государственной власти - контрольно-надзорные органы, а именно органы про¬куратуры, Счетную палату РФ, Центральный банк России и ряд других органов.
Представительным органом законодательной власти в Алтайском крае является Алтайское краевое Законодательное Собрание (АКЗС), которое состоит из 68 депутатов, избираемых населением края сроком на 5 лет.
Алтайское краевое Законодательное Собрание, выступая от имени граждан РФ, проживающих на территории Алтайского края, действует на основе Конституции РФ и Устава (Основного закона) Алтайского края, принятого 26.05.1995 г. (ред. от 06.03.2014 № 16-ЗС).
Основы правового статуса депутата АКЗС представлены в ст. 69 Устава.
Алтайское краевое Законодательное Собрание образует орган внешнего государственного финансового контроля - Счетную палату Алтайского края.
Система органов исполнительной власти Алтайского края устанавливается законом Алтайского края, а их структура определяется Губернатором Алтайского края - высшим должностным лицом Алтайского края и Председателем Правительства Алтайского края (до 1 января 2017 г. – руководителем краевой Администрации).
Правительство Алтайского края как высший орган исполнительной власти Алтайского края обеспечивает исполнение норм законодательства РФ и Алтайского края. Правительство является правопреемником Администрации Алтайского края. До его сформирования полномочия высшего органа исполнительной власти Алтайского края осуществляет Администрация Алтайского края.
Как гласит статья 89 Устава, правосудие в Алтайском крае осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражный суд, входящие в единую судебную систему РФ, устанавливаемую федеральным конституционным законом.
Таким образом, современным законодательством РФ и Алтайского края довольно подробно регулируется деятельность всех органов государственной власти, что должно способствовать эффективному решению ими сформулированной выше задачи.
При этом качество государственного управления можно отнести к категории ключевых факторов успешного социально-экономического развития Алтайского края и любого другого региона РФ. Его модернизация в соответствии с требованиями формирующегося в стране гражданского общества предполагает четкую ответственность каждого из многочисленных звеньев управленческой деятельности и достижение максимальной эффективности, а значит, простоты, ясности и гласности в области государственных расходов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=2875 (дата обращения: 03.12.2017).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=180113 (дата обращения: 03.12.2017).
3. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 04.11.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=182926 (дата обращения: 03.12.2017).
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений…»[Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_65713/ (дата обращения: 03.12.2017).
5. Устав (Основной закона) Алтайского края: принят 26.05.1995 г. (ред. от 04.10.2017 № 67-ЗС) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/ustav_altai/chapter/1/#block_101010 (дата обращения: 03.12.2017).
6. Закон Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» (принят Постановлением АКЗС от 31.08.2015 № 223) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=55960 (дата обращения: 03.12.2017).
7. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – М.: Омега-Л, 2015. – 301 с.
8. Барциц, И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс / И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2014. – 464 с.
9. В Алтайском крае одобрили базовый прогноз социально-экономического развития региона до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. – Режим доступа:http://www.altairegion22.ru/region_news/v-altaiskom-krae-odobren-bazovyi-prognoz-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-regiona-do-2020-goda_621340.html (дата обращения: 03.12.2017).
10. Вергун, С.С. Особенности бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России / С.С. Вергун // Science Time. – 2014. – № 9. – С. 42-52.
11. Выборы-2016: результаты голосования в АКЗС [Электронный ресурс] // Алтайская правда. – 20.09.2016. – Режим доступа: http://www.ap22.ru/paper/Vybory-2016-rezul-taty-golosovaniya-v-AKZS.html (дата обращения: 03.12.2017).
12. Губернатор Александр Карлин: Перезагрузка системы исполнительной власти Алтайского края – переход к комплексной модели, которая улучшит качество управления [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ region_news/gubernator-perezagruzka-vsei-sistemy-ispolnitelnoi-vlasti-altaiskogo-kraya-eto-perehod-k-kompleksnoi-modeli-kotoraya-budet-sposobstvovat-uluchsheniyu-kachestva-upravlencheskoi-deyatelnosti_562696.html (дата обращения: 03.12.2017).
13. Депутаты приняли пакет документов направленных на формирование правительства Алтайского края [Электронный ресурс] // Официальный сайт АКЗС. 27.08.2015. – Режим доступа: http://www.akzs.ru/news/main/2015/08/27/11488/ (дата обращения: 03.12.2017).
14. Енгибарян, Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции / Р.В. Енгибарян. – М.: Норма, 2013. – 496 с.
15. Капинус, О.С. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов / О.С. Капинус, Р.В. Журбин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2014. – № 1 (39). – С. 4-10.
16. Конституционное право России / Под ред. Ю. Л. Шульженко. – М.: Проспект, 2016. – 480 с.
17. Коломийцев, Е.С. Российский федерализм в контексте обеспечения территориальной целостности государства: политические технологии реформ / Е.С. Коломийцев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 327-330.
18. Мамина, О.И. Отношения в сфере государственного управления как предмет административного права. Государственное управление и исполнительная власть / О.И. Мамина // Вестник Юридического института МИИТ. – 2015. – № 4 (12). – С. 128-136.
19. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта: монография / под ред. А. М. Марголина и П. Дуткевича. – М., МГУУПМ, 2015. – 272 с.
20. Охотский, Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. – М.: МГ МО(У) МИД России, 2014. – 548 с.
21. Филянина, И.М. Система органов государственной власти: учебное пособие / И.М. Филянина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. – 194 с.
22. Чиркин, В.Е. Публичное управление: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юрьстъ, 2016. – 475 с.