Методология менеджмента как учение об организации управленческой деятельности (Каза́нский национальный исследовательский технологи́ческий университе́т)
|
Объект исследования - магазин «Альпари» (г. Арск).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 5
1.1 Сущность менеджмента как учения об организации управленческой деятельности, его функции, принципы и методы 5
1.2 Анализ и оценка организации менеджмента на предприятии 11
1.3 Особенности организации менеджмента на российских предприятиях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В МАГАЗИНЕ «АЛЬПАРИ» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 20
2.2 Анализ системы управления работой магазина 25
2.2.1 Анализ системы планирования и маркетинговой деятельности предприятия 25
2.2.2 Анализ системы кадрового менеджмента на предприятии 27
2.3 Совершенствование системы управления работой магазина 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В 42
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 5
1.1 Сущность менеджмента как учения об организации управленческой деятельности, его функции, принципы и методы 5
1.2 Анализ и оценка организации менеджмента на предприятии 11
1.3 Особенности организации менеджмента на российских предприятиях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В МАГАЗИНЕ «АЛЬПАРИ» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина 20
2.2 Анализ системы управления работой магазина 25
2.2.1 Анализ системы планирования и маркетинговой деятельности предприятия 25
2.2.2 Анализ системы кадрового менеджмента на предприятии 27
2.3 Совершенствование системы управления работой магазина 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В 42
Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики выступает одним из важнейших факторов функционирования организации. При этом управление ее деятельностью на новом качественном уровне, который связан с применением значительного информационного и инновационного потенциалов, – сложный процесс, предполагающий выбор и осуществление фиксированного набора рациональных управленческих воздействий для обеспечения устойчивого социально-экономического и финансового развития компании.
Жесткая конкурентная борьба за экономические ресурсы в условиях затяжного кризиса, с одной стороны, и чрезвычайно быстрое развитие информационных технологий, обеспечивающих мгновенную передачу и получение практически неограниченного объема необходимых данных, с другой, а также повышение роли трудовых ресурсов в производственном процессе привели к росту значимости стратегического менеджмента на основе системного подхода. Его внедрение и развитие позволяет своевременно предотвращать возникновение кризисных ситуаций, смягчать их негативные последствия и с максимальной выгодой использовать открывающиеся перед фирмой возможности. Соответственно, актуальность заявленной темы исследования обусловлена необходимостью формирования на предприятии сильного, целенаправленного менеджмента, основанного на критическом отборе лучших направлений различных школ и подходов с учетом современных тенденций развития хозяйственного управления.
Предметом исследования является система управления деятельностью ООО «Альпари».
Объект исследования – менеджмент как учение об организации управленческой деятельности.
Цель работы заключается в поиске путей совершенствования системы управления современным предприятием на примере магазина «Альпари».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
представить менеджмент как систему, описать функции, принципы и методы управления развитием предприятия;
раскрыть основные особенности развития управленческой деятельности в РФ;
дать общую характеристику результатов деятельности магазина «Альпари»;
осуществить анализ особенностей управления развитием магазина «Альпари»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления развитием предприятия.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Е.П. Гусева, В.Д. Дорофеев, Н.И. Кабушкин, А.К. Семенов, М.Р. Переверзев и др. Эмпирическую базу исследования образует первичная документация ООО «Альпари».
В качестве основных методов исследования применялись анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Практическая значимость работы определяется тем, что предлагаемые рекомендации могут быть использованы в ООО «Альпари» в целях совершенствования системы менеджмента на предприятии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе раскрывается сущность менеджмента (управления, управленческой деятельности) как система. Вторая глава посвящена оценке эффективности системы управления деятельностью магазина «Альпари». Здесь же осуществляется разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности фирмы. В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Жесткая конкурентная борьба за экономические ресурсы в условиях затяжного кризиса, с одной стороны, и чрезвычайно быстрое развитие информационных технологий, обеспечивающих мгновенную передачу и получение практически неограниченного объема необходимых данных, с другой, а также повышение роли трудовых ресурсов в производственном процессе привели к росту значимости стратегического менеджмента на основе системного подхода. Его внедрение и развитие позволяет своевременно предотвращать возникновение кризисных ситуаций, смягчать их негативные последствия и с максимальной выгодой использовать открывающиеся перед фирмой возможности. Соответственно, актуальность заявленной темы исследования обусловлена необходимостью формирования на предприятии сильного, целенаправленного менеджмента, основанного на критическом отборе лучших направлений различных школ и подходов с учетом современных тенденций развития хозяйственного управления.
Предметом исследования является система управления деятельностью ООО «Альпари».
Объект исследования – менеджмент как учение об организации управленческой деятельности.
Цель работы заключается в поиске путей совершенствования системы управления современным предприятием на примере магазина «Альпари».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
представить менеджмент как систему, описать функции, принципы и методы управления развитием предприятия;
раскрыть основные особенности развития управленческой деятельности в РФ;
дать общую характеристику результатов деятельности магазина «Альпари»;
осуществить анализ особенностей управления развитием магазина «Альпари»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления развитием предприятия.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Е.П. Гусева, В.Д. Дорофеев, Н.И. Кабушкин, А.К. Семенов, М.Р. Переверзев и др. Эмпирическую базу исследования образует первичная документация ООО «Альпари».
В качестве основных методов исследования применялись анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Практическая значимость работы определяется тем, что предлагаемые рекомендации могут быть использованы в ООО «Альпари» в целях совершенствования системы менеджмента на предприятии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе раскрывается сущность менеджмента (управления, управленческой деятельности) как система. Вторая глава посвящена оценке эффективности системы управления деятельностью магазина «Альпари». Здесь же осуществляется разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности фирмы. В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Управленческая деятельность представляет собой систему организационно-структурных отношений между ее подразделениями, элементами, созданными для организации производства и воспроизводства, упорядочения ролей, функций, форм и методов деятельности для достижения поставленных перед предприятием целей.
Конечная цель управленческой деятельности состоит в обеспечении прибыльности предприятия за счет рациональной организации всех необходимых для этого хозяйственных процессов.
Первоочередной задачей управленческой деятельности является производство товаров и услуг с учетом потребностей рынка и обеспечение рентабельности деятельности предприятия.
В связи с этим в задачи управления также входит:
стимулирование трудовой активности персонала путем создания для них оптимальных условий труда и эффективной системы мотивации;
постоянный контроль за результатами деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
поиск и освоение новых рынков сбыта продукции и услуг и др.
Основное содержание и задачи управленческой деятельности реализуются также через соответствующие принципы и методы управления.
Принципы менеджмента как отражение объективных закономерностей управления определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Являясь общими правилами, регламентирующими деятельность предприятия, принципы оказывают серьезное влияние на выбор функций, методов и организационной структуры управления.
Метод управления обычно трактуется как способ осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Наиболее распространенной классификацией является разграничение на три основные групы:
административные (организационно-административных), опирающиеся на прямые директивные указания;
экономические, суть которых заключается в применении различных экономических стимулов;
социально-психологические, предназначенные, прежде всего, для активизации социальной активности сотрудников.
Период развития отечественных корпоративных систем управления составляет немногим более пятнадцати лет. В начале XXI в. в связи с оживлением экономической и политической деятельности и выходом российских компаний на мировые рынки возникла потребность в пересмотре их подходов к управлению. Поэтому сегодня в российских компаниях реализуется значительно больше современных инструментов управления, но практика показывает, что многие нововведения зачастую не приносят ожидаемых выгод.
Причины этого были исследованы, в частности, на примере одного из розничных магазинов торговой сети «Альпари», расположенного в г.Арске.
Основными проблемами, стоящими перед магазином «Альпари», являются отсутствие системного подхода к организации менеджмента и формированию маркетинговой политики магазина; недостаточный контроль за планированием объемов продаж; неэффективная система оплаты труда торгового персонала, снижающая его мотивацию; неразвитая система адаптации, оценки и обучения сотрудников; несовершенство методов кадрового менеджмента.
На основании выявленных недостатков нами был разработан механизм совершенствования системы управления работой магазина, включающий в себя сокращение материальных затрат, проведение маркетинговых исследований, повышение квалификации торгового персонала, внедрение социально-психологических методов кадрового менеджмента.
Конечная цель управленческой деятельности состоит в обеспечении прибыльности предприятия за счет рациональной организации всех необходимых для этого хозяйственных процессов.
Первоочередной задачей управленческой деятельности является производство товаров и услуг с учетом потребностей рынка и обеспечение рентабельности деятельности предприятия.
В связи с этим в задачи управления также входит:
стимулирование трудовой активности персонала путем создания для них оптимальных условий труда и эффективной системы мотивации;
постоянный контроль за результатами деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
поиск и освоение новых рынков сбыта продукции и услуг и др.
Основное содержание и задачи управленческой деятельности реализуются также через соответствующие принципы и методы управления.
Принципы менеджмента как отражение объективных закономерностей управления определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Являясь общими правилами, регламентирующими деятельность предприятия, принципы оказывают серьезное влияние на выбор функций, методов и организационной структуры управления.
Метод управления обычно трактуется как способ осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Наиболее распространенной классификацией является разграничение на три основные групы:
административные (организационно-административных), опирающиеся на прямые директивные указания;
экономические, суть которых заключается в применении различных экономических стимулов;
социально-психологические, предназначенные, прежде всего, для активизации социальной активности сотрудников.
Период развития отечественных корпоративных систем управления составляет немногим более пятнадцати лет. В начале XXI в. в связи с оживлением экономической и политической деятельности и выходом российских компаний на мировые рынки возникла потребность в пересмотре их подходов к управлению. Поэтому сегодня в российских компаниях реализуется значительно больше современных инструментов управления, но практика показывает, что многие нововведения зачастую не приносят ожидаемых выгод.
Причины этого были исследованы, в частности, на примере одного из розничных магазинов торговой сети «Альпари», расположенного в г.Арске.
Основными проблемами, стоящими перед магазином «Альпари», являются отсутствие системного подхода к организации менеджмента и формированию маркетинговой политики магазина; недостаточный контроль за планированием объемов продаж; неэффективная система оплаты труда торгового персонала, снижающая его мотивацию; неразвитая система адаптации, оценки и обучения сотрудников; несовершенство методов кадрового менеджмента.
На основании выявленных недостатков нами был разработан механизм совершенствования системы управления работой магазина, включающий в себя сокращение материальных затрат, проведение маркетинговых исследований, повышение квалификации торгового персонала, внедрение социально-психологических методов кадрового менеджмента.



