Разработка проекта государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ и оценка его эффективности
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 9
1.1 Анализ основных этапов реформирования ЖКХ в России 9
1.2 Основные проблемы и перспективы развития ЖКХ в России 17
1.3 Специфика формирования прибыли в управляющих компаниях ЖКХ,
как основного источника финансирования их деятельности 25
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ЖКХ 32
2.1 Понятие и экономическая сущность государственного частного
партнерства в сфере коммунального хозяйства 32
2.2 Методические подходы к оценке экономической эффективности
проектов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ 39
2.3 Предложение по совершенствованию методических подходов к оценке
общественной (бюджетной) эффективности проектов государственно- частного партнерства в сфере ЖКХ 43
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В СФЕРЕ ЖКХ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЖИЛСЕРВИС+» 48
3.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Жилсервис+» 48
3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «Жилсервис+» 53
3.3 Расчет экономической и социальной эффективности государственно-
частного партнерства в рамках проекта ООО «Жилсервис+» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
1 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 9
1.1 Анализ основных этапов реформирования ЖКХ в России 9
1.2 Основные проблемы и перспективы развития ЖКХ в России 17
1.3 Специфика формирования прибыли в управляющих компаниях ЖКХ,
как основного источника финансирования их деятельности 25
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ЖКХ 32
2.1 Понятие и экономическая сущность государственного частного
партнерства в сфере коммунального хозяйства 32
2.2 Методические подходы к оценке экономической эффективности
проектов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ 39
2.3 Предложение по совершенствованию методических подходов к оценке
общественной (бюджетной) эффективности проектов государственно- частного партнерства в сфере ЖКХ 43
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В СФЕРЕ ЖКХ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЖИЛСЕРВИС+» 48
3.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Жилсервис+» 48
3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «Жилсервис+» 53
3.3 Расчет экономической и социальной эффективности государственно-
частного партнерства в рамках проекта ООО «Жилсервис+» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Актуальность темы. Жилищно-коммунальное хозяйство осуществляет управление коммунальными ресурсами и является одной из важнейших стратегических отраслей народного хозяйства России, обеспечивающей качество жизни населения. В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства наблюдаются следующие проблемы:
1) начиная с 1991 года в указанной сфере появляется понятие «частная собственность», как в принципе и во всей экономике России. Указанное понятие заложило принципиально новый подход к функционированию всей системы жилищно-коммунального хозяйства: происходит переход от планового управления в рамках всей страны к управлению в условиях рынка, где основные законы, формируются рыночной конъюнктурой. Важным аспектом является понимание (осознание) того, что в этот период износ основных средств предприятий указанной сферы является достаточно существенным и составляет более 60%;
2) государство полностью отказывается от государственных инвестиций в строительство объектов жилого назначения и централизованного обеспечения граждан России жильем;
3) государство постепенно переносит финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме на население;
4) сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит полностью в рыночный сектор экономики, и становиться одним из потенциальных сегментов частных инвестиций;
5) инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального хозяйства недостаточно высока для частных инвесторов: существенная сумма капитальных вложений, умеренная доходность (консервативный тип инвестиций с точки зрения классификации по соотношению риска и доходности, т.е. не высокий риск, но и не высокая доходность), длительный срок окупаемости инвестиций, постоянный контроль со стороны государства, в том числе и в вопросах тарифообразования.
Таким образом, развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства в России в настоящее время требует применение новых принципов управления, обеспечивающих переход на новый уровень оказания коммунальных услуг, внедрение новых технологий, расширенного воспроизводства основных фондов ЖКХ и так далее, что, в свою очередь, предполагает вливание существенных инвестиций в данное направление бизнеса. С учетом ограниченности бюджетных средств целесообразно предположить, что темпы развития жилищно-коммунального хозяйства в России в ближайшее время будут определяться инвестиционной активностью негосударственных (частных) структур, способных обеспечить дополнительное финансирование наряду с государственным.
С целью повышения эффективности (социальной и экономической) деятельности российских предприятий жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе предлагается использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства. В Европе проведено достаточно много исследований по вопросу оценки эффективности взаимодействия участников государственно-частного партнерства с целью разработки эффективных форм и механизмов его реализации. Первоначально указанная форма реализации инвестиционных проектов возникла Великобритания в 1981 году, в дальнейшем положительный опыт был перенесен на другие европейские страны.
В России государственно-частное партнерство является недостаточно развитым явлением и находится на стадии разработки методик, стандартных схем управления и оценки социальной и экономической привлекательности.
Основное преимущество моделей государственно -частного партнерства состоит в существующем потенциале привлечения частных инвестиций в реконструкцию, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, что должно гарантироваться правовой и организационной устойчивостью таких моделей.
Существующее российское законодательство позволяет реализовывать государственно-частное партнерство с учетом тарифного регулирования и специфики коммунальной отрасли.
Частные инвесторы заинтересованы в том, чтобы инвестировать в объекты жилищно-коммунального хозяйства в рамках государственно-частного партнерства, поскольку это предполагает получение небольшого, но гарантированного государством дохода в течение длительного периода времени. При этом в соответствии с российским законодательством муниципалитет (государство) сохраняет значительные рычаги влияния на организации коммунального комплекса: это и тарифное регулирование, и осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (в ряде моделей государственно-частного партнерства), и договорные механизмы воздействия на организации коммунального комплекса.
Дальнейшее активное развитие механизмов государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России в настоящий момент требует решения ряда принципиальных вопросов, связанных с оценкой общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности указанных проектов. Решение данной проблемы определило актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель работы - разработка проекта государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оценка его эффективности, как с позиции частных инвесторов, так и государства, на примере ООО «Жилсервис+».
Задачи работы:
- проанализировать проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе;
- определить специфику проектов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сформулировать подход к оценке общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности данных проектов;
- разработать проект государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилсервис+», выполнить оценку его эффективности.
Объект работы - государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет работы - методические аспекты разработки и оценки общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности проектов государственно - частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Научная значимость работы заключается в том, что по итогу выполненного исследования была предложена методика расчета коэффициента оценки социально-экономической эффективности проекта на базе ГЧП в сфере ЖКХ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных результатов и рекомендаций при обосновании бюджетной (социальной) и экономической эффективности ГЧП проектов, реализуемых в сфере ЖКХ в схожих условиях.
1) начиная с 1991 года в указанной сфере появляется понятие «частная собственность», как в принципе и во всей экономике России. Указанное понятие заложило принципиально новый подход к функционированию всей системы жилищно-коммунального хозяйства: происходит переход от планового управления в рамках всей страны к управлению в условиях рынка, где основные законы, формируются рыночной конъюнктурой. Важным аспектом является понимание (осознание) того, что в этот период износ основных средств предприятий указанной сферы является достаточно существенным и составляет более 60%;
2) государство полностью отказывается от государственных инвестиций в строительство объектов жилого назначения и централизованного обеспечения граждан России жильем;
3) государство постепенно переносит финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме на население;
4) сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит полностью в рыночный сектор экономики, и становиться одним из потенциальных сегментов частных инвестиций;
5) инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального хозяйства недостаточно высока для частных инвесторов: существенная сумма капитальных вложений, умеренная доходность (консервативный тип инвестиций с точки зрения классификации по соотношению риска и доходности, т.е. не высокий риск, но и не высокая доходность), длительный срок окупаемости инвестиций, постоянный контроль со стороны государства, в том числе и в вопросах тарифообразования.
Таким образом, развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства в России в настоящее время требует применение новых принципов управления, обеспечивающих переход на новый уровень оказания коммунальных услуг, внедрение новых технологий, расширенного воспроизводства основных фондов ЖКХ и так далее, что, в свою очередь, предполагает вливание существенных инвестиций в данное направление бизнеса. С учетом ограниченности бюджетных средств целесообразно предположить, что темпы развития жилищно-коммунального хозяйства в России в ближайшее время будут определяться инвестиционной активностью негосударственных (частных) структур, способных обеспечить дополнительное финансирование наряду с государственным.
С целью повышения эффективности (социальной и экономической) деятельности российских предприятий жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе предлагается использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства. В Европе проведено достаточно много исследований по вопросу оценки эффективности взаимодействия участников государственно-частного партнерства с целью разработки эффективных форм и механизмов его реализации. Первоначально указанная форма реализации инвестиционных проектов возникла Великобритания в 1981 году, в дальнейшем положительный опыт был перенесен на другие европейские страны.
В России государственно-частное партнерство является недостаточно развитым явлением и находится на стадии разработки методик, стандартных схем управления и оценки социальной и экономической привлекательности.
Основное преимущество моделей государственно -частного партнерства состоит в существующем потенциале привлечения частных инвестиций в реконструкцию, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, что должно гарантироваться правовой и организационной устойчивостью таких моделей.
Существующее российское законодательство позволяет реализовывать государственно-частное партнерство с учетом тарифного регулирования и специфики коммунальной отрасли.
Частные инвесторы заинтересованы в том, чтобы инвестировать в объекты жилищно-коммунального хозяйства в рамках государственно-частного партнерства, поскольку это предполагает получение небольшого, но гарантированного государством дохода в течение длительного периода времени. При этом в соответствии с российским законодательством муниципалитет (государство) сохраняет значительные рычаги влияния на организации коммунального комплекса: это и тарифное регулирование, и осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (в ряде моделей государственно-частного партнерства), и договорные механизмы воздействия на организации коммунального комплекса.
Дальнейшее активное развитие механизмов государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России в настоящий момент требует решения ряда принципиальных вопросов, связанных с оценкой общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности указанных проектов. Решение данной проблемы определило актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель работы - разработка проекта государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оценка его эффективности, как с позиции частных инвесторов, так и государства, на примере ООО «Жилсервис+».
Задачи работы:
- проанализировать проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе;
- определить специфику проектов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сформулировать подход к оценке общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности данных проектов;
- разработать проект государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилсервис+», выполнить оценку его эффективности.
Объект работы - государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет работы - методические аспекты разработки и оценки общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности проектов государственно - частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Научная значимость работы заключается в том, что по итогу выполненного исследования была предложена методика расчета коэффициента оценки социально-экономической эффективности проекта на базе ГЧП в сфере ЖКХ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных результатов и рекомендаций при обосновании бюджетной (социальной) и экономической эффективности ГЧП проектов, реализуемых в сфере ЖКХ в схожих условиях.
Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью имеющей стратегическое назначение и гарантированный спрос со стороны населения. Однако, несмотря на это, вопросы управления финансовыми ресурсами в указанных компаниях стоят достаточно остро. Рост прибыли должен создавать в указанных компаниях финансовую базу (основу) для самофинансирования, расширенного воспроизводства объектов жилищно-коммунального хозяйства, решения проблем социального характера и других вопросов. Однако прибыли российских управляющих компаний в настоящее время не достаточно для решения указанных проблем. Возможным решением является реализация проектов на базе государственно-частного партнерства.
Целью работы являлась разработка проекта государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оценка его эффективности, как с позиции частных инвесторов, так и государства, на примере ООО «Жилсервис+».
Для достижения поставленной цели в рамках настоящей выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- проанализированы проблемы и перспективы развития жилищно¬
коммунального хозяйства России на современном этапе его развития;
- определена специфика проектов государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сформулирован подход к оценке общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности данных проектов;
- разработан проект государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилсервис+» и выполнена оценка его эффективности.
По результатам решения первой задачи, поставленной в выпускной квалификационной работы для достижения ее цели, были сделаны следующие выводы:
1) начиная с 1991 года в сфере ЖКХ появляется понятие «частная собственность», как в принципе и во всей экономике России. Указанное понятие заложило принципиально новый подход к функционированию всей системы жилищно-коммунального хозяйства: происходит переход от планового управления в рамках всей страны к управлению в условиях рынка, где основные законы, формируются рыночной конъюнктурой;
2) государство полностью отказывается от государственных инвестиций в строительство объектов жилого назначения и централизованного обеспечения граждан России жильем;
3) государство постепенно переносит финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме на население;
4) сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит полностью в рыночный сектор экономики, и становиться одним из потенциальных сегментов частных инвестиций;
5) инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального хозяйства недостаточно высока для частных инвесторов: существенная сумма капитальных вложений, умеренная доходность (консервативный тип инвестиций с точки зрения классификации по соотношению риска и доходности, т.е. не высокий риск, но и не высокая доходность), длительный срок окупаемости инвестиций, постоянный контроль со стороны государства, в том числе и в вопросах тарифообразования. В качестве центрального вывода было определено, что обновление коммунальной инфраструктуры, осуществления мероприятий по ресурсо-, энергосбережению, внедрению новейших технологий, кадрового обеспечению и так далее предполагает значительное (существенное) вливание финансовых ресурсов в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, освоение которых будет возможным только в рамках государственно-частного партнерства. В качестве наиболее приоритетной формой взаимодействия в исследуемой сфере признана концессия.
Сдерживающим фактором развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в России в настоящее время является отсутствие адекватного методического аппарата для оценки социальной (бюджетной) и экономической эффективности проекта ГЧП.
С целью совершенствования методических подходов к оценке исследуемой группы проектов был был предложен механизм расчета и оценки коэффициента оценки социально-экономической эффективности проекта на базе ГЧП в сфере ЖКХ. Расчет данного показателя предполагает оценку следующих параметров:
- приоритетов социально-экономического развития;
- обеспеченности услугами;
- социальной значимости;
- качества жизни;
- эффективности издержек.
Для обоснования эффективности предложенных в рамках выпускной квалификационной работы подходов к оценке общественной и коммерческой эффективности было выполнено их апробирование в условиях ООО «Жилсервис+».
У ООО «Жилсервис+» в настоящий момент на обслуживании находится 44 многоквартирных домов, общая площадь многоквартирных домов составляет 106 508,4 м2, с количеством проживающих 9 465 человек.
На основе анализа технико-экономических показателей за 2015 - 2017гг. ООО «Жилсервис+» были сделаны следующие выводы:
1) выручка от продаж за анализируемый период выросла на +19 % в 2016г. к уровню 2015г., в 2017г. к уровню 2016г. на + 20 %, что свидетельствует об увеличении оборота организации и росте дохода от основной деятельности;
2) себестоимость с учетом управленческих расходов выросла в 2016 г. к уровню 2015 г. на + 18 %, а в 2017 г. к 2016 году на +20 %, однако темп прироста выручки от продаж (+18,6 % в 2016 г. и 20,1 % 2017г.) превышает темп прироста себестоимости с учетом управленческих расходов (+17,8 % в 2016 г. и 19,5 % 2017г.), что обеспечило рост прибыли от продаж;
3) прибыль от продаж выросла в 2016 году к уровню 2015 года на +315 %, в 2017 году к уровню 2016 года на +74%, что свидетельствует о прибыльности основной деятельности исследуемой организации;
4) чистая прибыль выросла в 2016 году к уровню 2015 года на +19 тыс. руб. или на +9%, а в 2017 году к уровню 2016 года на + 178 тыс. руб. или +73 %.
5) среднегодовая стоимость основных средств существенно увеличилась за анализируемый период с 46 тыс. руб. в 2015 году до 201 тыс. руб., коэффициент фондоотдачи в 2016 году относительно 2015 года снижается на - 69 %, а в 2017 году относительно 2016 года вырос на +13 %, т.е. в 2017 году 1 рубль вложенных средств в основные фонды стал приносить больше прибыли в 2017г. к уровню 2016г. на 6%;
6) темп прироста заработной платы (+ 5 % в 2016 г. и 3 % 2017г.) ниже темпов прироста производительности труда (+19 % в 2016 г. и 20 % 2017г.), что свидетельствует об эффективной работе с персоналом.
Выполненный анализ позволил сделать вывод, что исследуемое предприятие является прибыльным и имеет положительную динамику в развитии.
В качестве основного мероприятия по увеличению прибыли предприятия была предложена передача имущества муниципального унитарного предприятия (МУП «ЖРЭУ №4») ООО «Жилсервис+» в рамках государственно-частного партнерства на условиях софинансирования модернизации коммунальной инфраструктуры. Капитальные затраты на реализацию предлагаемого инвестиционного проекта составят 3 406 тыс. руб.
Финансирование рассматриваемого инвестиционного проекта планируется осуществлять за счет собственных средств предприятия.
С целью оценки экономической эффективности проекта был сформирован денежный поток. Все показатели коммерческой (инвестиционной) эффективности анализируемого инвестиционного проекта соответствуют общепринятым нормативам. Следовательно, проект может быть признан экономически эффективным и целесообразным для внедрения.
В целом можно сделать вывод, что передача МУП «ЖРЭУ №4» в рамках государственно-частного партнерства на условиях софинансирования модернизации коммунальной инфраструктуры ООО «Жилсервис+» позволят увеличить выручку от продаж на + 4 805 тыс. руб. или на +15 %, прибыль от продаж увеличится более чем в 6 раз или на + 2 278 тыс. руб., чистая прибыль организации при прочих равных условия вырастит на + 1 769 тыс. руб. или на + 419 %, что повысит конкурентоспособность ООО «Жилсервис+» на рынке коммунальных услуг.
Коэффициент социально-экономической эффективности предложенного ГЧП- проекта равен 2, что соответствует высокая общественной эффективности.
Таким образом, в заключение можно сделать следующий вывод, что полученные результаты в рамках настоящей выпускной квалификационной работы (методические подходы к оценке общественной и коммерческой эффективности проектов на базе государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства) рекомендуется использовать при разработке Проекта государственно-частного партнерства в условиях ООО «Жилсервис+», а также для других предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства при решении аналогичных задач.
Целью работы являлась разработка проекта государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оценка его эффективности, как с позиции частных инвесторов, так и государства, на примере ООО «Жилсервис+».
Для достижения поставленной цели в рамках настоящей выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- проанализированы проблемы и перспективы развития жилищно¬
коммунального хозяйства России на современном этапе его развития;
- определена специфика проектов государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сформулирован подход к оценке общественной (социально-бюджетной) и коммерческой эффективности данных проектов;
- разработан проект государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилсервис+» и выполнена оценка его эффективности.
По результатам решения первой задачи, поставленной в выпускной квалификационной работы для достижения ее цели, были сделаны следующие выводы:
1) начиная с 1991 года в сфере ЖКХ появляется понятие «частная собственность», как в принципе и во всей экономике России. Указанное понятие заложило принципиально новый подход к функционированию всей системы жилищно-коммунального хозяйства: происходит переход от планового управления в рамках всей страны к управлению в условиях рынка, где основные законы, формируются рыночной конъюнктурой;
2) государство полностью отказывается от государственных инвестиций в строительство объектов жилого назначения и централизованного обеспечения граждан России жильем;
3) государство постепенно переносит финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме на население;
4) сфера жилищно-коммунального хозяйства переходит полностью в рыночный сектор экономики, и становиться одним из потенциальных сегментов частных инвестиций;
5) инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального хозяйства недостаточно высока для частных инвесторов: существенная сумма капитальных вложений, умеренная доходность (консервативный тип инвестиций с точки зрения классификации по соотношению риска и доходности, т.е. не высокий риск, но и не высокая доходность), длительный срок окупаемости инвестиций, постоянный контроль со стороны государства, в том числе и в вопросах тарифообразования. В качестве центрального вывода было определено, что обновление коммунальной инфраструктуры, осуществления мероприятий по ресурсо-, энергосбережению, внедрению новейших технологий, кадрового обеспечению и так далее предполагает значительное (существенное) вливание финансовых ресурсов в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, освоение которых будет возможным только в рамках государственно-частного партнерства. В качестве наиболее приоритетной формой взаимодействия в исследуемой сфере признана концессия.
Сдерживающим фактором развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в России в настоящее время является отсутствие адекватного методического аппарата для оценки социальной (бюджетной) и экономической эффективности проекта ГЧП.
С целью совершенствования методических подходов к оценке исследуемой группы проектов был был предложен механизм расчета и оценки коэффициента оценки социально-экономической эффективности проекта на базе ГЧП в сфере ЖКХ. Расчет данного показателя предполагает оценку следующих параметров:
- приоритетов социально-экономического развития;
- обеспеченности услугами;
- социальной значимости;
- качества жизни;
- эффективности издержек.
Для обоснования эффективности предложенных в рамках выпускной квалификационной работы подходов к оценке общественной и коммерческой эффективности было выполнено их апробирование в условиях ООО «Жилсервис+».
У ООО «Жилсервис+» в настоящий момент на обслуживании находится 44 многоквартирных домов, общая площадь многоквартирных домов составляет 106 508,4 м2, с количеством проживающих 9 465 человек.
На основе анализа технико-экономических показателей за 2015 - 2017гг. ООО «Жилсервис+» были сделаны следующие выводы:
1) выручка от продаж за анализируемый период выросла на +19 % в 2016г. к уровню 2015г., в 2017г. к уровню 2016г. на + 20 %, что свидетельствует об увеличении оборота организации и росте дохода от основной деятельности;
2) себестоимость с учетом управленческих расходов выросла в 2016 г. к уровню 2015 г. на + 18 %, а в 2017 г. к 2016 году на +20 %, однако темп прироста выручки от продаж (+18,6 % в 2016 г. и 20,1 % 2017г.) превышает темп прироста себестоимости с учетом управленческих расходов (+17,8 % в 2016 г. и 19,5 % 2017г.), что обеспечило рост прибыли от продаж;
3) прибыль от продаж выросла в 2016 году к уровню 2015 года на +315 %, в 2017 году к уровню 2016 года на +74%, что свидетельствует о прибыльности основной деятельности исследуемой организации;
4) чистая прибыль выросла в 2016 году к уровню 2015 года на +19 тыс. руб. или на +9%, а в 2017 году к уровню 2016 года на + 178 тыс. руб. или +73 %.
5) среднегодовая стоимость основных средств существенно увеличилась за анализируемый период с 46 тыс. руб. в 2015 году до 201 тыс. руб., коэффициент фондоотдачи в 2016 году относительно 2015 года снижается на - 69 %, а в 2017 году относительно 2016 года вырос на +13 %, т.е. в 2017 году 1 рубль вложенных средств в основные фонды стал приносить больше прибыли в 2017г. к уровню 2016г. на 6%;
6) темп прироста заработной платы (+ 5 % в 2016 г. и 3 % 2017г.) ниже темпов прироста производительности труда (+19 % в 2016 г. и 20 % 2017г.), что свидетельствует об эффективной работе с персоналом.
Выполненный анализ позволил сделать вывод, что исследуемое предприятие является прибыльным и имеет положительную динамику в развитии.
В качестве основного мероприятия по увеличению прибыли предприятия была предложена передача имущества муниципального унитарного предприятия (МУП «ЖРЭУ №4») ООО «Жилсервис+» в рамках государственно-частного партнерства на условиях софинансирования модернизации коммунальной инфраструктуры. Капитальные затраты на реализацию предлагаемого инвестиционного проекта составят 3 406 тыс. руб.
Финансирование рассматриваемого инвестиционного проекта планируется осуществлять за счет собственных средств предприятия.
С целью оценки экономической эффективности проекта был сформирован денежный поток. Все показатели коммерческой (инвестиционной) эффективности анализируемого инвестиционного проекта соответствуют общепринятым нормативам. Следовательно, проект может быть признан экономически эффективным и целесообразным для внедрения.
В целом можно сделать вывод, что передача МУП «ЖРЭУ №4» в рамках государственно-частного партнерства на условиях софинансирования модернизации коммунальной инфраструктуры ООО «Жилсервис+» позволят увеличить выручку от продаж на + 4 805 тыс. руб. или на +15 %, прибыль от продаж увеличится более чем в 6 раз или на + 2 278 тыс. руб., чистая прибыль организации при прочих равных условия вырастит на + 1 769 тыс. руб. или на + 419 %, что повысит конкурентоспособность ООО «Жилсервис+» на рынке коммунальных услуг.
Коэффициент социально-экономической эффективности предложенного ГЧП- проекта равен 2, что соответствует высокая общественной эффективности.
Таким образом, в заключение можно сделать следующий вывод, что полученные результаты в рамках настоящей выпускной квалификационной работы (методические подходы к оценке общественной и коммерческой эффективности проектов на базе государственно -частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства) рекомендуется использовать при разработке Проекта государственно-частного партнерства в условиях ООО «Жилсервис+», а также для других предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства при решении аналогичных задач.
Подобные работы
- Финансово-кредитные инструменты развития ЖКХ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности региона (Московский университет имени С.Ю. Витте)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Роль государственно-частного партнерства при создании и эксплуатации инфраструктуры «Умного города»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ГАЗИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере МУП «Энергетик»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация государственно-частного партнерства в г. Санкт-Петербурге
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Конфликтный потенциал оптимизации учреждений здравоохранения
в городе Барнауле
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



