Активность российских ТНК на зарубежных рынках
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ
1.1 Транснациональные корпорации и их функции в мировой экономике 9
1.2 Экономические выгоды и издержки экспансии транснациональных
корпораций 15
2 СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ТНК
2.1 Анализ уровня и динамики транснационализации компаний на мировом рынке 21
2.2 Анализ конкурентных преимуществ российских ТНК 62
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности
российских ТНК на мировом рынке 79
3.2 Предлагаемая мера по повышению конкурентоспособности
российских ТНК на мировом рынке 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ
1.1 Транснациональные корпорации и их функции в мировой экономике 9
1.2 Экономические выгоды и издержки экспансии транснациональных
корпораций 15
2 СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ТНК
2.1 Анализ уровня и динамики транснационализации компаний на мировом рынке 21
2.2 Анализ конкурентных преимуществ российских ТНК 62
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности
российских ТНК на мировом рынке 79
3.2 Предлагаемая мера по повышению конкурентоспособности
российских ТНК на мировом рынке 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Транснациональные корпорации становятся равноправными участниками международных экономических отношений, наряду с государствами базирования и принимающими странами. Поэтому они оказывают все большее влияние на мировую и национальные экономики. ТНК являются сложным и постоянно развивающимся явлением, которое требует подробного изучения.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность данной работы.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, предметом - показатели активности их деятельности на зарубежных рынках. Цель исследования - проанализировать конкурентоспособность российских ТНК на зарубежных рынках и разработать меру по ее повышению.
Цель и объект исследования обусловили необходимость постановки и реализации следующих основных задач работы:
- определить функции и роль транснациональных корпораций в экономическом развитии стран;
- оценить уровень и динамику транснационализации компаний на мировом рынке;
- проанализировать конкурентные преимущества российских ТНК;
- определить основные направления повышения конкурентоспособности российских ТНК;
- разработать конкретную меру по повышению конкурентоспособности российских ТНК.
В работе использовались материалы статистики конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного газового союза, официальные данные финансовой отчетности ПАО «Газпром», а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти в области регулирования деятельности транснациональных корпораций.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность данной работы.
Объектом исследования являются транснациональные корпорации, предметом - показатели активности их деятельности на зарубежных рынках. Цель исследования - проанализировать конкурентоспособность российских ТНК на зарубежных рынках и разработать меру по ее повышению.
Цель и объект исследования обусловили необходимость постановки и реализации следующих основных задач работы:
- определить функции и роль транснациональных корпораций в экономическом развитии стран;
- оценить уровень и динамику транснационализации компаний на мировом рынке;
- проанализировать конкурентные преимущества российских ТНК;
- определить основные направления повышения конкурентоспособности российских ТНК;
- разработать конкретную меру по повышению конкурентоспособности российских ТНК.
В работе использовались материалы статистики конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного газового союза, официальные данные финансовой отчетности ПАО «Газпром», а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти в области регулирования деятельности транснациональных корпораций.
Компромиссный вариант определения понятия «ТНК» разработала Комиссии по транснациональным корпорациям ООН.
Критерии отнесения компании к ТНК делятся на три группы: количественные, качественные и смешанные. На их основании ТНК делятся на три вида: интернациональные корпорации; многонациональные корпорации; глобальные корпорации.
В мировой экономике ТНК выполняют важные функции, набор которых постоянно расширяется: стимулирование НТП, МРТ, развития мирового производства, конкурентной борьбы на мировом рынке и вовлечение стран в международные экономические отношения.
Странами применяется пакет МСБ, который способствует интеграции страны в систему мирового хозяйства и повышает ее конкурентоспособность.
Были выявлены следующие положительные моменты экспансии ТНК: выход за пределы страны; повышение эффективности; преодоление импортных барьеров; диверсификации рисков; доступ к природным ресурсам принимающих их стран; создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы.
В соответствии с целями исследования были оценены уровень и динамика транснационализации компаний на мировом рынке.
В 2015-2017гг. приток ПИИ в развитые страны сократился, в развивающиеся страны - оставался на прежнем уровне, в страны с переходной экономикой - сократился. В 2017 году ведущие ТНК расширили свою международную деятельность, увеличив активы и продажи. В развивающихся странах зарубежные активы гораздо меньше отечественных. Зарубежные продажи сократились, а доля зарубежных работников в общей численности выросла. В рассматриваемом периоде сократилось количество компаний добывающей отрасли и торговых корпораций. Наибольшую долю по величине зарубежных активов и зарубежных продаж 100 крупнейших ТНК занимают ТНК отрасли автомобилестроения и нефтяной и газовой промышленности, по зарубежной численности рабочих - электротехническая и электронная промышленность, а также торговля. Наивысший индекс транснациональности имеют СМИ, нефтяная промышленность и металлургия.
Среди российских ТНК преобладают нефтегазовая и металлургическая отрасли, количество фирм в данных отраслях постоянно. Практически для всех российских компаний характерно снижение стоимости зарубежных активов и рост зарубежных продаж и штата за исследуемый период. Ведущими реципиентами капитала российских ТНК выступают США, ряд стран ЕС, а также соседние Украина, Казахстан и Белоруссия.
Анализ конкурентных преимуществ российских ТНК был проведен на примере ПАО «Газпром». Экспансия «Газпром» на зарубежные рынки происходит благодаря колоссальным запасам сырья, а также за счет увеличения добычи и совместных операций.
Себестоимость добычи нефти «Газпром» ниже себестоимости приведенных конкурентов. Благодаря своему финансовому положению «Газпром» имеет сильную конкурентную позицию по сравнению с зарубежным конкурентом.
Также были определены основные направления повышения конкурентоспособности российских ТНК. Существуют 3 направления: производственные, маркетинговые, финансовые меры.
Производственные включают в себя совершенствование технологий, обновление основных фондов, снижение ресурсоемкости, механизацию и автоматизацию производства, грамотную организацию логистики. Все эти меры способствуют снижению себестоимости продукции и дают возможность снижения цены.
На конкурентоспособность ТНК оказывает большое влияние использование инноваций. Также они используют слияния и поглощения, что повышает конкурентоспособность благодаря объединению финансового, научного потенциалов (экономия на масштабе, географическое расширение, диверсификацию продукции, усиление научного потенциала, развитие отраслей). ТНК для повышения конкурентоспособности используют не только различные стратегии СИП, но и стратегические соглашения - альянсы, при которых участники остаются относительно самостоятельными.
В результате исследования была разработана конкретную меру по повышению конкурентоспособности российских ТНК.
«Газпром» экспортирует газ в ЕС и Азиатско-тихоокеанский регион преимущественно по долгосрочным контрактам, которые гарантируют экспортерам прибыль, а импортерам - поставки на значительный период времени. В долгосрочных контрактах цена на газ индексируется по цене на нефтепродукты (газойль, мазут) за предыдущие 9 месяцев. Особенностью таких контрактов является условие «бери или плати». При долгосрочных контрактах существует возможность пересмотра цены. Риски при таких контрактах для экспортера и импортера сбалансированы.
«Газпром» при заключении долгосрочных контрактов использует «гронингенскую модель» мультипликативной формулы цены на газ. Цена на газ пересчитывается ежеквартально.
При конкурентном ценообразовании цена определяется рынком на основании спотовых сделок. В таком случае уровень цены отражает баланс спроса и предложения на бирже в привязке к определенному физическому или виртуальному расположению (хабу). Однако, через хабы проходит только остаточные объемы газа, которые находятся в обращении, следовательно, равновесная цена, формируемая на этой площадке, не является равновесной в определениях экономической теории. Кроме того, всего 2 европейских хаба (NBP и TTF) соответствуют требованиям ликвидности, что вызывает у экспортеров сомнения в их надежности при ценообразовании и в невозможности манипулирования ценой. При таком ценообразовании все риски перекладываются на экспортера, а риски убытком импортера снижаются.
В результате анализа цен на спотовых рынках (NBP, Henry Hub), индекса BAFA (цены всего газа, пересекшего границы Германии) и контрактных цен на примере азиатского рынка был сделан вывод о том, что за период с 2015 года по 1 квартал 2018 года котировки европейских площадок в основном ниже контрактных цен на природный газ.
В 2015 году «Газпром» был обвинен в нарушении антимонопольных правил, в результате он потерял возможность манипулирования рынком, так как клиенты могут требовать пересмотра цен на более низкие. Партнеры аргументируют требования по снижению цены тем, что покупая газ по цене долгосрочных контрактов и продавая его по ценам, близким к споту, они терпят убытки. Более того, они предлагают отказаться от нефтяной индексации и перейти к ценообразованию, основанному на спросе и предложении.
В данной ситуации «Газпрому» предлагается формировать не один тип цен (контрактные), а также учитывать спотовые цены в соответствии с требованиями рыночного ценообразования на газ в ЕС, так как страны стремятся исключить монополию на рынках газа и организовать его на конкурентных принципах.
Учитывая масштабы продаж «Газпром» в Европе, он может быть одним из самых влиятельных игроков спотового рынка Европы.
Критерии отнесения компании к ТНК делятся на три группы: количественные, качественные и смешанные. На их основании ТНК делятся на три вида: интернациональные корпорации; многонациональные корпорации; глобальные корпорации.
В мировой экономике ТНК выполняют важные функции, набор которых постоянно расширяется: стимулирование НТП, МРТ, развития мирового производства, конкурентной борьбы на мировом рынке и вовлечение стран в международные экономические отношения.
Странами применяется пакет МСБ, который способствует интеграции страны в систему мирового хозяйства и повышает ее конкурентоспособность.
Были выявлены следующие положительные моменты экспансии ТНК: выход за пределы страны; повышение эффективности; преодоление импортных барьеров; диверсификации рисков; доступ к природным ресурсам принимающих их стран; создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы.
В соответствии с целями исследования были оценены уровень и динамика транснационализации компаний на мировом рынке.
В 2015-2017гг. приток ПИИ в развитые страны сократился, в развивающиеся страны - оставался на прежнем уровне, в страны с переходной экономикой - сократился. В 2017 году ведущие ТНК расширили свою международную деятельность, увеличив активы и продажи. В развивающихся странах зарубежные активы гораздо меньше отечественных. Зарубежные продажи сократились, а доля зарубежных работников в общей численности выросла. В рассматриваемом периоде сократилось количество компаний добывающей отрасли и торговых корпораций. Наибольшую долю по величине зарубежных активов и зарубежных продаж 100 крупнейших ТНК занимают ТНК отрасли автомобилестроения и нефтяной и газовой промышленности, по зарубежной численности рабочих - электротехническая и электронная промышленность, а также торговля. Наивысший индекс транснациональности имеют СМИ, нефтяная промышленность и металлургия.
Среди российских ТНК преобладают нефтегазовая и металлургическая отрасли, количество фирм в данных отраслях постоянно. Практически для всех российских компаний характерно снижение стоимости зарубежных активов и рост зарубежных продаж и штата за исследуемый период. Ведущими реципиентами капитала российских ТНК выступают США, ряд стран ЕС, а также соседние Украина, Казахстан и Белоруссия.
Анализ конкурентных преимуществ российских ТНК был проведен на примере ПАО «Газпром». Экспансия «Газпром» на зарубежные рынки происходит благодаря колоссальным запасам сырья, а также за счет увеличения добычи и совместных операций.
Себестоимость добычи нефти «Газпром» ниже себестоимости приведенных конкурентов. Благодаря своему финансовому положению «Газпром» имеет сильную конкурентную позицию по сравнению с зарубежным конкурентом.
Также были определены основные направления повышения конкурентоспособности российских ТНК. Существуют 3 направления: производственные, маркетинговые, финансовые меры.
Производственные включают в себя совершенствование технологий, обновление основных фондов, снижение ресурсоемкости, механизацию и автоматизацию производства, грамотную организацию логистики. Все эти меры способствуют снижению себестоимости продукции и дают возможность снижения цены.
На конкурентоспособность ТНК оказывает большое влияние использование инноваций. Также они используют слияния и поглощения, что повышает конкурентоспособность благодаря объединению финансового, научного потенциалов (экономия на масштабе, географическое расширение, диверсификацию продукции, усиление научного потенциала, развитие отраслей). ТНК для повышения конкурентоспособности используют не только различные стратегии СИП, но и стратегические соглашения - альянсы, при которых участники остаются относительно самостоятельными.
В результате исследования была разработана конкретную меру по повышению конкурентоспособности российских ТНК.
«Газпром» экспортирует газ в ЕС и Азиатско-тихоокеанский регион преимущественно по долгосрочным контрактам, которые гарантируют экспортерам прибыль, а импортерам - поставки на значительный период времени. В долгосрочных контрактах цена на газ индексируется по цене на нефтепродукты (газойль, мазут) за предыдущие 9 месяцев. Особенностью таких контрактов является условие «бери или плати». При долгосрочных контрактах существует возможность пересмотра цены. Риски при таких контрактах для экспортера и импортера сбалансированы.
«Газпром» при заключении долгосрочных контрактов использует «гронингенскую модель» мультипликативной формулы цены на газ. Цена на газ пересчитывается ежеквартально.
При конкурентном ценообразовании цена определяется рынком на основании спотовых сделок. В таком случае уровень цены отражает баланс спроса и предложения на бирже в привязке к определенному физическому или виртуальному расположению (хабу). Однако, через хабы проходит только остаточные объемы газа, которые находятся в обращении, следовательно, равновесная цена, формируемая на этой площадке, не является равновесной в определениях экономической теории. Кроме того, всего 2 европейских хаба (NBP и TTF) соответствуют требованиям ликвидности, что вызывает у экспортеров сомнения в их надежности при ценообразовании и в невозможности манипулирования ценой. При таком ценообразовании все риски перекладываются на экспортера, а риски убытком импортера снижаются.
В результате анализа цен на спотовых рынках (NBP, Henry Hub), индекса BAFA (цены всего газа, пересекшего границы Германии) и контрактных цен на примере азиатского рынка был сделан вывод о том, что за период с 2015 года по 1 квартал 2018 года котировки европейских площадок в основном ниже контрактных цен на природный газ.
В 2015 году «Газпром» был обвинен в нарушении антимонопольных правил, в результате он потерял возможность манипулирования рынком, так как клиенты могут требовать пересмотра цен на более низкие. Партнеры аргументируют требования по снижению цены тем, что покупая газ по цене долгосрочных контрактов и продавая его по ценам, близким к споту, они терпят убытки. Более того, они предлагают отказаться от нефтяной индексации и перейти к ценообразованию, основанному на спросе и предложении.
В данной ситуации «Газпрому» предлагается формировать не один тип цен (контрактные), а также учитывать спотовые цены в соответствии с требованиями рыночного ценообразования на газ в ЕС, так как страны стремятся исключить монополию на рынках газа и организовать его на конкурентных принципах.
Учитывая масштабы продаж «Газпром» в Европе, он может быть одним из самых влиятельных игроков спотового рынка Европы.
Подобные работы
- МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития мирового автомобильного рынка
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Роль маркетинговой деятельности компаний при осуществлении международной торговли
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «ВТБ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Место и роль транснациональных корпораций на глобальном рынке туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО«ВТБ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Исследование потенциала сетевого взаимодействия авиакомпаний на региональном рынке авиауслуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



