ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, направления и инструменты реализации миграционной
политики 9
1.2 Методические подходы к оценке миграционной политики 18
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1 Анализ миграционных процессов РФ 28
2.2 Оценка миграционной политики РФ 40
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
3.1 Направления совершенствования миграционной политики РФ 53
3.2 Сокращение «утечки умов» как условие совершенствования миграционной
политики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Миграция - это непрерывный, естественный, многогранный процесс, в котором участвует практически всё население- представители всех наций, социальных пластов и возрастов со всего мира.
Миграция населения имеет значимое место в развитии общества. Являющаяся одним из видов адаптации общества к постоянно изменяющимся условиям жизни общества, миграция оказывает важное воздействие на географию, структуру, динамику населения мира - от небольших населенных пунктов до огромных стран и континентов.
Цель дипломной работы - анализ и оценка миграционной политики РФ. Предмет работы - миграционная политика, объект- Российская Федерация.
Задачи исследования:
1. определить сущность, направления и инструменты реализации миграционной политики;
2. определить методические подходы к оценке миграционной политики;
3. проанализировать миграционные процессы РФ;
4. дать оценку миграционной политики РФ;
5. выявить направления совершенствования миграционной политики РФ;
6. определить меры сокращения «утечки умов» в РФ.
Актуальность дипломного проекта обоснована тем, что решать проблемы в области миграционной политики считается необходимым обстоятельством, во - первых, укрепления демократии и соблюдения прав граждан, интеграции РФ в мировое сообщество, во - вторых - упрочения государственной безопасности страны. Неэффективная миграционная политика приводит к росту незаконной миграции и преступности, коррупционных действий, созданию напряженного настроения в государстве.
Таким образом, актуальность темы дипломного проекта обуславливается ее социальным, экономическим и культурным значением для РФ, необходимостью с научной точки зрения оценки эффективности проведения миграционной политики для обеспечения гарантии социальной стабильности страны и её постоянного развития.
Анализ и оценка миграционной политики РФ имеет междисциплинарный характер, так, изучением миграционных процессов и миграционной политики занимаются демографы, юристы, социологи, политологи, историки, психологи и др. Поэтому, при изучении и оценке миграционной политики РФ были использованы нормативно-правовые акты, а также научные издания- монографии, статьи, публикации отечественных и зарубежных исследователей по выбранной теме.
В ходе анализа теоретических основ миграционной политики сформулированы понятия миграция и миграционная политика. Под миграцией населения понимают перемещение населения, конечной точкой которого становится изменение места его пребывания. Миграционная политика - это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство регулирует миграционные потоки.
Рассмотрены методические подходы к оценке миграционной политики: метод экспертных оценок, расчетный метод, социологический опрос, метод соответствия миграционной политики направлениям Концепции миграционной политики. В работы использованы два метода - расчетный и метод соответствия, так как расчётный метод дал точные количественные значения, касающиеся миграционных потоков, а метод соответствия миграционной политике РФ дал понимание насколько миграционная политика соответствуют направлениям Концепции.
Российская Федерация остается на сегодняшний день одним из крупнейших центров притока мигрантов, и имеет положительное миграционное сальдо, т.е. в страну въезжает больше людей, чем из нее выезжают. Общий прирост населения в Российской Федерации во многом обязан миграционному приросту, а его увеличение остается важной задачей российской политики на будущие десятилетия.
Экономические выгоды от увеличения масштабов миграции- это увеличение доли экономически активного населения, т.к. прежде всего трудоспособное население традиционно является более активным в миграционном движении. Однако, необходимо проводить постоянный мониторинг, чтобы в результате миграционные процессы не стали неконтролируемыми. Наращивание числа внешних мигрантов следует проводить обдуманно.
Оценка миграционную политики велась с точки зрения направлений Концепции миграционной политики РФ, а именно:
• создание стимулов для переселения в РФ на ПМЖ соотечественников, проживающих за рубежом;
• привлечение иностранной рабочей силы;
• содействие образовательной миграции;
• помощь в адаптации мигрантов;
• борьба с незаконной миграцией.
Программа переселения соотечественников имеет положительную тенденцию, количество высококвалифицированных иностранных граждан, привлекаемых из - за рубежа, с каждым годом растет, но составляет мизерный процент прибывших. В области привлечения иностранной рабочей силы политика РФ имела больше контролирующий и ограничительных характер, например, комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства, который не смогли сдать 15% мигрантов. Для адаптации мигрантов не велось практически никаких работ.
Однако лиц, прибывающих в Россию практически не уменьшилось. Усиление ограничительных мер в сфере привлечения трудовых мигрантов увеличило объем незаконной миграции.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены следующие проблемы миграционной политики:
1. отсутствие в Концепции миграционной политики понятия «утечки мозгов», а, следовательно, и работы в данном направлении;
2. слишком короткий срок сбора документов для получения трудового патента иностранными гражданами;
3. высокий процент не сдачи обязательного комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства трудовыми мигрантами;
4. невозможность официального трудоустройства иностранных студентов;
5. отсутствие профессиональной помощи в адаптации мигрантов.
Для совершенствования миграционной политики РФ выработаны и обоснованы следующие меры:
1. законодательное закрепление в Концепции миграционной политики понятия «утечки мозгов» и снижение её уровня;
2. увеличение срок сбора документов для получения трудового патента с одного месяца до двух;
3. введение трехуровневой системы прохождения обязательного комплексного экзамена для трудовых мигрантов;
4. предоставить возможность официального трудоустройства иностранным студентам;
5. создать единую сеть центров адаптации мигрантов в каждом регионе России.
Также отдельно рассмотрена проблема «утечки умов» РФ, дан анализ и пути решения данной проблемы.
Основными причинами, по которым российские специалисты предпочитают научную карьеру за рубежом считаются:
1. низкий уровень оплаты труда научным сотрудникам по сравнению с западными странами;
2. неудовлетворительная материально - техническая и приборная база;
3. снижение финансирования науки и, в частности, научных исследований;
4. непрестижность профессии ученого.
Для снижения уровня «утечки мозгов» за рубеж предложены меры:
• введение сниженных ставок на ипотечное кредитование или предоставление служебного жилья на все время работы научным сотрудникам;
• увеличение затрат на науку с 1,1% до 3% ВВП;
• повышение престижа ученого с помощью популяризации научной профессии;
• создание федеральной сети государственных технопарков для увеличения числа рабочих мест и реализации профессиональных умений научных кадров.
Данные предложения позволят повысить эффективность реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, углубляют теоретическую базу исследований проблем миграции и могут быть использованы при разработке научно - практических рекомендаций по совершенствованию государственной миграционной политики.
1. Бабичев, А.И. Использование международного опыта регулирования миграционных процессов в России / А. Бабичев // Международная экономика. -
2015. - № 12. - С. 46-51.
2. Генералов, И.С. Внешняя трудовая миграция в РФ как фактор экономической конкурентоспособности страны / И.С. Генералов // Вопросы экономических наук. - 2016. - №6. - С.43-45.
3. Гришанова, А.Г. Миграционная ситуация в России: типовые и
региональные особенности / А.Г. Гришанова, Е.П. Сигарева, Н.В. Тарасова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2016. - 289 с.
4. Денисенко, М.Б. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада / М.Б. Денисенко, О.А. Хараева, О.С. Чудиновских. - М.: ИЭПП,
2016. - 314 с.
5. Дмитриев, А.В. Нелегальная иммиграция: Риски и опасности /А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов. - М.: Издательство РГСУ, 2015. - 88 с.
6. Золин, И.Е. Международная трудовая миграция: теория и государственная политика / Золин И.Е. // Гос. служба. - 2015. - № 4.- С. 131-135.
7. Ивахнюк, И.И. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски / И. Ивахнюк, Р. Дауров // Миграция и национальная безопасность.- 2016. - № 11.- С. 11-12.
8. Котельников, В.П «Крепость Европа» в новую эпоху переселения народов /
B. Котельников // Космополис.- 2016.- № 4(6). - С. 18-27.
9. Красинец, Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку / Е.С. Красинец. - М.: Наука, 2015. - 191 с.
10. Лебедев, А.А. Миграционные процессы и демография: некоторые аспекты взаимосвязи / А.А. Лебедев // Миграционное право. - 2017. - №3. - С.33-39.
11. Метелев, С.Е. Динамика миграционных процессов и стратегия пространственного развития / С.Е. Метелев //Человек и труд. - 2016. - № 9. -C. 74.
12. Парфенцева, О.А. Перспективы трудовой миграции в России: От количественных к качественным параметрам / О.А. Парфенцева, А.В.Топилин. - М.: Макс Пресс, 2016. - 106 с.
13. Платошкин, А. Баланс интересов пока не найден: Какие мигранты нужны России / А. Платошкин // Рос. Федерация сегодня. - 2016. - № 22. - С. 16-18.
14. Рыбаковский, Л.Л. Концепция миграционной политики России в свете ее национальной безопасности / Л.Л. Рыбаковский // Миграционное право. - 2017. - № 3. - С. 9-12.
15. Рязанцев, С.В. Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕврАзЭС / С.В. Рязанцев // Вопросы экономики. - 2015. - № 6. - С. 71-84.
16. Седлов, А. Состояние и перспективы трудовой миграции в Россию из стран СНГ/ А. Седлов // Общество и экономика. - 2015. - № 9. - С. 154-168.
17. Слука, А. Е. Главные черты географии современных международных миграций населения / А.Е. Слука // Вестник Московского университета. - 2016. - № 5. - С.19-28.
18. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации / В.А. Смирнова // Миграционное право. - 2016. - № 1. - С.36-41.
19. Степанов, С.А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации/ С.А. Степанов // СГЗ. - 2015. - № 2. - С. 28-47.
20. Степенко, В.Е. Основные направления миграционной политики России на современном этапе / В.Е. Степенко // Миграционное право. - 2016. - №1. - С.15¬22.
21. Сухова, Т. Новая миграционная политика и модернизация рынка труда / Т. Сухова //Стратегия России. - 2015. - № 3. - С.79-82.
22. Тюркин, М.Л. Миграционная система России / М.Л. Тюркин. О.А. Парфенцева - М.: Стратегия, 2016. - 368 с.
23. Федотов, В. Россия: проблемы трудовой миграции/ В. Федотов // Общество и экономика. - 2016. - № 1. - С. 174-183.
24. Хабриева, Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2017. - № 12. - С. 16-17.
25. Шарифуллина, Т.А. Миграция населения как фактор стабилизации рынка труда / Т.А. Шарифуллина // Актуальные. проблемы экономики и права. - 2016.- №4. - С.127-134.
26. Шемятенков, В. Г. Европейская интеграция: учебное пособие / В.Г.Шемятенков. - М.: Международные отношения, 2015. - 456 с.
27. Юдина, Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления / Т.Н. Юдина. - М.: Дашков и К, 2015. - 398 с.
28. Сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru.
29. Сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России - Режим доступа: http://www.гувм.мвд.рф.