Управление информационной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
1.1 Сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона 11
1.2 Управление информационной инфраструктурой региона 20
1.3 Авторская методика оценки эффективности управления информационной
инфраструктурой региона 30
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического положения региона и его
влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области 42
2.2 Оценка эффективности управления информационной инфраструктурой
Челябинской области 46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
3.1 Проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской
области и направления их решений 64
3.2 Совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области за счет внедрения показателей оценки качества и расчет эффективности предложенных мер 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
1.1 Сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона 11
1.2 Управление информационной инфраструктурой региона 20
1.3 Авторская методика оценки эффективности управления информационной
инфраструктурой региона 30
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического положения региона и его
влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области 42
2.2 Оценка эффективности управления информационной инфраструктурой
Челябинской области 46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
3.1 Проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской
области и направления их решений 64
3.2 Совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области за счет внедрения показателей оценки качества и расчет эффективности предложенных мер 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Состояние социально-экономической системы региона во многом зависит от уровня развития и надежности ее инфраструктуры. Для реализации основных приоритетных направлений социально-экономического развития региона необходимы соответствующие инфраструктурные составляющие, такие как производственная, социальная, рыночная инфраструктуры.
Следует отметить, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают и развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона. Данный вид инфраструктуры уникален тем, что присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Для того, чтобы оценить эффективность управления информационной инфраструктурой региона, необходимо проанализировать ее текущее состояние, объекты и субъекты управления. В момент перехода России к информационному обществу, важное внимание уделяется состоянию и готовности к переходу таких субъектов управления информационной инфраструктурой, как домохозяйств, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательского сектора. Также возникает потребность в развитии человеческого капитала для безопасного использования новых информационных технологий.
Таким образом, информационная инфраструктура это интегрирующий фактор регионального экономического роста, что обусловливает необходимость разработки механизма функционирования и развития системы управления инфраструктурным комплексом региона, который рассматривается в качестве условия, необходимого для обеспечения качества жизни населения и развития регионального хозяйства.
Информационная инфраструктура региона является неотъемлемой частью производительных сил. Домохозяйства, органы государственной и муниципальной власти, предприятия и организации являются непосредственными субъектами информационной инфраструктуры региона. Поэтому неотъемлемым условием развития информационной инфраструктуры региона является не только технической обеспеченностью объектами инфраструктуры, но и наличием высокого уровня цифровой грамотности среди субъектов информационной инфраструктуры. Чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим цифровых компетенций, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе. Существующая в регионе социальная дифференциация с развитием информационной инфраструктуры может усилиться.
Так как основной эффект инфраструктурных составляющих реализуется не в них самих, а в обслуживаемых ими объектах воспроизводственного процесса, недостаточное развитие инфраструктуры может отрицательно повлиять на уровень социально-экономического развития региона. Поэтому объективно возрастающие потребности успешного развития социально-экономической системы региона обусловливают актуальность представленной проблематики и требуют детальной проработки процессов управления информационной инфраструктурой региона.
Объект дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Предмет дипломного проекта - информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области.
Цель дипломного проекта - теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по его совершенствованию на примере Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
• определить сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона;
• проанализировать цели и инструменты управления информационной инфраструктурой региона;
• разработать методику оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона;
• провести анализ социально-экономического положения региона и оценить его влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области;
• оценить эффективность управления информационной инфраструктурой Челябинской области;
• выявить проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской области и направления их решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию управления информационной инфраструктуры Челябинской области и рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы управления информационной инфраструктурой региона. Во второй главе проводится анализ управления информационной инфраструктурой региона на примере Челябинской области. В третьей главе предлагаются направления совершенствования системы управления информационной инфраструктурой региона и приводится оценка эффективности предлагаемых мер. В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по изученной теме.
Следует отметить, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают и развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона. Данный вид инфраструктуры уникален тем, что присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Для того, чтобы оценить эффективность управления информационной инфраструктурой региона, необходимо проанализировать ее текущее состояние, объекты и субъекты управления. В момент перехода России к информационному обществу, важное внимание уделяется состоянию и готовности к переходу таких субъектов управления информационной инфраструктурой, как домохозяйств, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательского сектора. Также возникает потребность в развитии человеческого капитала для безопасного использования новых информационных технологий.
Таким образом, информационная инфраструктура это интегрирующий фактор регионального экономического роста, что обусловливает необходимость разработки механизма функционирования и развития системы управления инфраструктурным комплексом региона, который рассматривается в качестве условия, необходимого для обеспечения качества жизни населения и развития регионального хозяйства.
Информационная инфраструктура региона является неотъемлемой частью производительных сил. Домохозяйства, органы государственной и муниципальной власти, предприятия и организации являются непосредственными субъектами информационной инфраструктуры региона. Поэтому неотъемлемым условием развития информационной инфраструктуры региона является не только технической обеспеченностью объектами инфраструктуры, но и наличием высокого уровня цифровой грамотности среди субъектов информационной инфраструктуры. Чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим цифровых компетенций, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе. Существующая в регионе социальная дифференциация с развитием информационной инфраструктуры может усилиться.
Так как основной эффект инфраструктурных составляющих реализуется не в них самих, а в обслуживаемых ими объектах воспроизводственного процесса, недостаточное развитие инфраструктуры может отрицательно повлиять на уровень социально-экономического развития региона. Поэтому объективно возрастающие потребности успешного развития социально-экономической системы региона обусловливают актуальность представленной проблематики и требуют детальной проработки процессов управления информационной инфраструктурой региона.
Объект дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Предмет дипломного проекта - информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области.
Цель дипломного проекта - теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по его совершенствованию на примере Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
• определить сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона;
• проанализировать цели и инструменты управления информационной инфраструктурой региона;
• разработать методику оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона;
• провести анализ социально-экономического положения региона и оценить его влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области;
• оценить эффективность управления информационной инфраструктурой Челябинской области;
• выявить проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской области и направления их решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию управления информационной инфраструктуры Челябинской области и рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы управления информационной инфраструктурой региона. Во второй главе проводится анализ управления информационной инфраструктурой региона на примере Челябинской области. В третьей главе предлагаются направления совершенствования системы управления информационной инфраструктурой региона и приводится оценка эффективности предлагаемых мер. В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по изученной теме.
Актуальность проведенного исследования заключается в том, что в настоящее время осуществляется переход России в информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Однако несмотря на свои лучшие намерения, уже возникают и существую угрозы информационной безопасности. Вместе с тем, информация влияет на современные социально-экономические процессы и структурную перестройку хозяйственных институтов.
Отмечено, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона, уникального тем, что он присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Таким образом, в качестве предмета диплома выступает информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области, в качестве объекта дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Целью исследования являлось теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В ходе проведенного исследования, были получены следующие выводы и результаты.
Информационная инфраструктура региона - совокупность каналов информационного воздействия, информационных ресурсов и технологического инструментария, обеспечивающая процесс функционирования региональных социально-экономических систем. Видами информационной инфраструктуры выступают СМИ, связь, Интернет. В качестве факторов информационной инфраструктуры можно выделить: природно-климатические условия, экономико-географическое положение, уровень развития производительных сил, уровень развития человеческого капитала , производственные и социальные отношения между людьми
Управление информационной инфраструктурой осуществляется органами власти всех уровней, цели заключены в полномочиях данных органов. В качестве инструментов управления выделяют административные и экономические инструменты.
Для анализа состояния информационной инфраструктуры региона предложена Авторская методика оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона, включающая 4 группы показателей: обеспеченность информационной инфраструктурой домохозяйств, обеспеченность информационной инфраструктурой реального сектора экономики, обеспеченность информационной инфраструктурой органов государственной власти и органов местного самоуправления, показатели профилактических мероприятий в отношении объектов и субъектов информационной инфраструктуры.
По результатам анализа управления информационной инфраструктурой в Челябинской области выявлены особенности социально-экономического положения региона, и их влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области. В частности, выгодное экономико-географическое и стратегическое положение; уникальные природно-климатические условия; разнообразная ресурсная база; развитость транспортной инфраструктуры; трудовой и научный потенциал.
Проведенный анализ эффективности управления информационной инфраструктурой региона показал как положительные так и отрицательные результаты: зависимость развития информационной инфраструктуры от
человеческого капитала (31,9% не имеют навыков работы в сети Интернет), отсутствие у граждан навыков безопасного управления своими персональными данными в Интернете, недостаточное количество полезных услуг для жизни и работы, которые предоставляют органы власти или бизнес (48,8% указали это как причину отказа от использования Интернета), Отсутствие единого документа, объединяющего разноплановые профилактические мероприятия Роскомнадзора, позволяющего оценить их эффективность и качество.
Особое значение приобретают профилактические мероприятия среди несовершеннолетних лиц. Однако возникают проблемы оценки качества таких мероприятий, оценки реальных изменений навыков и умений при работе в сети Интернет.
Исходя из необходимости повышения уровня цифровой грамотности населения для развития информационной инфраструктуры региона в целом, на первый план выходит обеспечение населения необходимыми знаниями и умениями в области информационной безопасности.
Наиболее незащищенной группой среди активных пользователей Интернета являются несовершеннолетние дети. Управление Роскомнадзора по Челябинской области в рамках своей деятельности проводит профилактические мероприятия, направленные на пропаганду образа жизни, направленного на ответственное отношение к личным данным, среди несовершеннолетних.
В этой связи для совершенствования системы управления информационной инфраструктурой Челябинской области предлагается проект «Внедрение показателей оценки качества проведения профилактических мероприятий среди несовершеннолетних лиц в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области». В исследовании приведена оценка эффективности от его реализации, выраженная в социальном и информационном эффекте.
Таким образом, реализация предложенного проекта целесообразна и эффективна.
Отмечено, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона, уникального тем, что он присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Таким образом, в качестве предмета диплома выступает информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области, в качестве объекта дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Целью исследования являлось теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В ходе проведенного исследования, были получены следующие выводы и результаты.
Информационная инфраструктура региона - совокупность каналов информационного воздействия, информационных ресурсов и технологического инструментария, обеспечивающая процесс функционирования региональных социально-экономических систем. Видами информационной инфраструктуры выступают СМИ, связь, Интернет. В качестве факторов информационной инфраструктуры можно выделить: природно-климатические условия, экономико-географическое положение, уровень развития производительных сил, уровень развития человеческого капитала , производственные и социальные отношения между людьми
Управление информационной инфраструктурой осуществляется органами власти всех уровней, цели заключены в полномочиях данных органов. В качестве инструментов управления выделяют административные и экономические инструменты.
Для анализа состояния информационной инфраструктуры региона предложена Авторская методика оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона, включающая 4 группы показателей: обеспеченность информационной инфраструктурой домохозяйств, обеспеченность информационной инфраструктурой реального сектора экономики, обеспеченность информационной инфраструктурой органов государственной власти и органов местного самоуправления, показатели профилактических мероприятий в отношении объектов и субъектов информационной инфраструктуры.
По результатам анализа управления информационной инфраструктурой в Челябинской области выявлены особенности социально-экономического положения региона, и их влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области. В частности, выгодное экономико-географическое и стратегическое положение; уникальные природно-климатические условия; разнообразная ресурсная база; развитость транспортной инфраструктуры; трудовой и научный потенциал.
Проведенный анализ эффективности управления информационной инфраструктурой региона показал как положительные так и отрицательные результаты: зависимость развития информационной инфраструктуры от
человеческого капитала (31,9% не имеют навыков работы в сети Интернет), отсутствие у граждан навыков безопасного управления своими персональными данными в Интернете, недостаточное количество полезных услуг для жизни и работы, которые предоставляют органы власти или бизнес (48,8% указали это как причину отказа от использования Интернета), Отсутствие единого документа, объединяющего разноплановые профилактические мероприятия Роскомнадзора, позволяющего оценить их эффективность и качество.
Особое значение приобретают профилактические мероприятия среди несовершеннолетних лиц. Однако возникают проблемы оценки качества таких мероприятий, оценки реальных изменений навыков и умений при работе в сети Интернет.
Исходя из необходимости повышения уровня цифровой грамотности населения для развития информационной инфраструктуры региона в целом, на первый план выходит обеспечение населения необходимыми знаниями и умениями в области информационной безопасности.
Наиболее незащищенной группой среди активных пользователей Интернета являются несовершеннолетние дети. Управление Роскомнадзора по Челябинской области в рамках своей деятельности проводит профилактические мероприятия, направленные на пропаганду образа жизни, направленного на ответственное отношение к личным данным, среди несовершеннолетних.
В этой связи для совершенствования системы управления информационной инфраструктурой Челябинской области предлагается проект «Внедрение показателей оценки качества проведения профилактических мероприятий среди несовершеннолетних лиц в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области». В исследовании приведена оценка эффективности от его реализации, выраженная в социальном и информационном эффекте.
Таким образом, реализация предложенного проекта целесообразна и эффективна.
Подобные работы
- Оценка инвестиционной привлекательности региона ( на примере Челябинской области )
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Управление социальной сферой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и совершенствование информационного обеспечения государственных органов исполнительной власти в регионе
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление транспортной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием инновационной инфраструктуры региона (на примере
Красноярского края)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Оценка инвестиционной привлекательности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



