ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
1.1 Сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона 11
1.2 Управление информационной инфраструктурой региона 20
1.3 Авторская методика оценки эффективности управления информационной
инфраструктурой региона 30
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического положения региона и его
влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области 42
2.2 Оценка эффективности управления информационной инфраструктурой
Челябинской области 46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА
3.1 Проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской
области и направления их решений 64
3.2 Совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области за счет внедрения показателей оценки качества и расчет эффективности предложенных мер 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Состояние социально-экономической системы региона во многом зависит от уровня развития и надежности ее инфраструктуры. Для реализации основных приоритетных направлений социально-экономического развития региона необходимы соответствующие инфраструктурные составляющие, такие как производственная, социальная, рыночная инфраструктуры.
Следует отметить, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают и развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона. Данный вид инфраструктуры уникален тем, что присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Для того, чтобы оценить эффективность управления информационной инфраструктурой региона, необходимо проанализировать ее текущее состояние, объекты и субъекты управления. В момент перехода России к информационному обществу, важное внимание уделяется состоянию и готовности к переходу таких субъектов управления информационной инфраструктурой, как домохозяйств, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательского сектора. Также возникает потребность в развитии человеческого капитала для безопасного использования новых информационных технологий.
Таким образом, информационная инфраструктура это интегрирующий фактор регионального экономического роста, что обусловливает необходимость разработки механизма функционирования и развития системы управления инфраструктурным комплексом региона, который рассматривается в качестве условия, необходимого для обеспечения качества жизни населения и развития регионального хозяйства.
Информационная инфраструктура региона является неотъемлемой частью производительных сил. Домохозяйства, органы государственной и муниципальной власти, предприятия и организации являются непосредственными субъектами информационной инфраструктуры региона. Поэтому неотъемлемым условием развития информационной инфраструктуры региона является не только технической обеспеченностью объектами инфраструктуры, но и наличием высокого уровня цифровой грамотности среди субъектов информационной инфраструктуры. Чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим цифровых компетенций, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе. Существующая в регионе социальная дифференциация с развитием информационной инфраструктуры может усилиться.
Так как основной эффект инфраструктурных составляющих реализуется не в них самих, а в обслуживаемых ими объектах воспроизводственного процесса, недостаточное развитие инфраструктуры может отрицательно повлиять на уровень социально-экономического развития региона. Поэтому объективно возрастающие потребности успешного развития социально-экономической системы региона обусловливают актуальность представленной проблематики и требуют детальной проработки процессов управления информационной инфраструктурой региона.
Объект дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Предмет дипломного проекта - информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области.
Цель дипломного проекта - теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по его совершенствованию на примере Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
• определить сущность, виды и факторы информационной инфраструктуры региона;
• проанализировать цели и инструменты управления информационной инфраструктурой региона;
• разработать методику оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона;
• провести анализ социально-экономического положения региона и оценить его влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области;
• оценить эффективность управления информационной инфраструктурой Челябинской области;
• выявить проблемы развития информационной инфраструктуры Челябинской области и направления их решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию управления информационной инфраструктуры Челябинской области и рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы управления информационной инфраструктурой региона. Во второй главе проводится анализ управления информационной инфраструктурой региона на примере Челябинской области. В третьей главе предлагаются направления совершенствования системы управления информационной инфраструктурой региона и приводится оценка эффективности предлагаемых мер. В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по изученной теме.
Актуальность проведенного исследования заключается в том, что в настоящее время осуществляется переход России в информационное общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Однако несмотря на свои лучшие намерения, уже возникают и существую угрозы информационной безопасности. Вместе с тем, информация влияет на современные социально-экономические процессы и структурную перестройку хозяйственных институтов.
Отмечено, что особенности социально-экономического положения региона обуславливают развитие такого специфичного вида инфраструктуры как информационная инфраструктура региона, уникального тем, что он присутствует во всех инфраструктурных составляющих региональной социально-экономической системы.
Таким образом, в качестве предмета диплома выступает информационная инфраструктура как элемент социально-экономической системы Челябинской области, в качестве объекта дипломного проекта - социально-экономическая система Челябинской области.
Целью исследования являлось теоретико-методологическое исследование управления информационной инфраструктурой региона для разработки направлений по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В ходе проведенного исследования, были получены следующие выводы и результаты.
Информационная инфраструктура региона - совокупность каналов информационного воздействия, информационных ресурсов и технологического инструментария, обеспечивающая процесс функционирования региональных социально-экономических систем. Видами информационной инфраструктуры выступают СМИ, связь, Интернет. В качестве факторов информационной инфраструктуры можно выделить: природно-климатические условия, экономико-географическое положение, уровень развития производительных сил, уровень развития человеческого капитала , производственные и социальные отношения между людьми
Управление информационной инфраструктурой осуществляется органами власти всех уровней, цели заключены в полномочиях данных органов. В качестве инструментов управления выделяют административные и экономические инструменты.
Для анализа состояния информационной инфраструктуры региона предложена Авторская методика оценки эффективности управления информационной инфраструктурой региона, включающая 4 группы показателей: обеспеченность информационной инфраструктурой домохозяйств, обеспеченность информационной инфраструктурой реального сектора экономики, обеспеченность информационной инфраструктурой органов государственной власти и органов местного самоуправления, показатели профилактических мероприятий в отношении объектов и субъектов информационной инфраструктуры.
По результатам анализа управления информационной инфраструктурой в Челябинской области выявлены особенности социально-экономического положения региона, и их влияние на информационную инфраструктуру Челябинской области. В частности, выгодное экономико-географическое и стратегическое положение; уникальные природно-климатические условия; разнообразная ресурсная база; развитость транспортной инфраструктуры; трудовой и научный потенциал.
Проведенный анализ эффективности управления информационной инфраструктурой региона показал как положительные так и отрицательные результаты: зависимость развития информационной инфраструктуры от
человеческого капитала (31,9% не имеют навыков работы в сети Интернет), отсутствие у граждан навыков безопасного управления своими персональными данными в Интернете, недостаточное количество полезных услуг для жизни и работы, которые предоставляют органы власти или бизнес (48,8% указали это как причину отказа от использования Интернета), Отсутствие единого документа, объединяющего разноплановые профилактические мероприятия Роскомнадзора, позволяющего оценить их эффективность и качество.
Особое значение приобретают профилактические мероприятия среди несовершеннолетних лиц. Однако возникают проблемы оценки качества таких мероприятий, оценки реальных изменений навыков и умений при работе в сети Интернет.
Исходя из необходимости повышения уровня цифровой грамотности населения для развития информационной инфраструктуры региона в целом, на первый план выходит обеспечение населения необходимыми знаниями и умениями в области информационной безопасности.
Наиболее незащищенной группой среди активных пользователей Интернета являются несовершеннолетние дети. Управление Роскомнадзора по Челябинской области в рамках своей деятельности проводит профилактические мероприятия, направленные на пропаганду образа жизни, направленного на ответственное отношение к личным данным, среди несовершеннолетних.
В этой связи для совершенствования системы управления информационной инфраструктурой Челябинской области предлагается проект «Внедрение показателей оценки качества проведения профилактических мероприятий среди несовершеннолетних лиц в Управлении Роскомнадзора по Челябинской области». В исследовании приведена оценка эффективности от его реализации, выраженная в социальном и информационном эффекте.
Таким образом, реализация предложенного проекта целесообразна и эффективна.
1. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2.О связи: Федеральный закон РФ от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июня 2006 г. №149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг:
Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
8. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
9. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
10. О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
11. О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 № 418 (ред. от 25.09.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
12. О государственной программе Российской Федерации «Информационное
общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 26.12.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
13. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227-р (ред. от 18.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
14. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2013 г. № 2036-р (ред. от 18.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
15. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2602-р (ред. от 05.12.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
16. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
17. Стратегия институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года: Стратегия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZbase.garant.ru.
18. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей»: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 6 октября 2017 г. № 661 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZbase.garant.ru.
19. Бойченко, А.В. Нормативно-техническая база информационной инфраструктуры/А.В. Бойченко, Е.Н. Филинов/Z Информационное общество.- 2000. - № 6. - С. 21-27.
20. Егорова, О.А. Информационная инфраструктура организация с позиции теории современного менеджмента/О.А.Егорова/Z Научные труды Вольного экономического общества. - 2009. - № 3. - С. 114-127.
21. Жеребин, В.М. Экономические информационные системы^ В.М. Жеребин, В.Н.Мальцев, М.С. Савалов - М.: Наука, 1978. -200 с.
22. Леднева, О.В. Индекс развития информационно-телекоммуникационных
технологий (IDI) в зеркале статистики: сравнительная оценка [Электронный ресурс О.В. Леднева, Е.Н. Клочкова - Режим доступа:
http: //naukovedenie.ru/PDF/124EVN 115.pdf
23. Махмудова, М.М. Региональная информационная инфраструктура: сущность, сегменты и инструменты регулирования (на материалах Тюменской области) [Электронный ресурс^ М.М. Махмудова, В.В. Ефремова, А.М. Королева
- Режим доступа:http://www.intereconom.com/archive/214.html.
24. Мхитарян Ю.И. Инфраструктура связи - проблемы соответствия требованиям информационной экономики [Электронный ресурс^ Ю.И. Мхитарян
- Режим доступа: http://www.srocom.ru/doc/pressa/Mhitaryan4.pdf
25. Русакова, Е.В. Направления оценки экономической эффективности информатизации региона [Электронный ресурс^ Е.В. Русакова - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/napravleniya-otsenki-ekonomicheskoy-effektivnosti- informatizatsii-regiona.
26. Самостроенко, Г.М. Повышение инновационного потенциала региона на
основе модернизации информационной инфраструктуры [Электронный ресурс]/ Г.М. Самостроенко, А.В. Мартемьянов - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-innovatsionnogo-potentsiala-regiona-na- osnove-modernizatsii-informatsionnoy-infrastruktury.
27. Симонов С.Г. Факторы и условия функционирования информационной
инфраструктуры Тюменской области [Электронный ресурс] /С.Г. Симонов, А.М. Королева, М.А. Хаматханова - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktory-i-usloviya-funktsionirovaniya-informatsionnoy- infrastruktury-tyumenskoy-oblasti.
28. Тамбовцев, В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации/В.Л. Тамбовцев.- М.: Издательство МГУ, 1993.-172 с.
29. Улезлова, Л.В. Регулирование отрасли связи и телекоммуникаций: состояние и перспективы развития/ Л.В. Улезлова// Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 5.- С.59-63.
30. Отчет о мониторинге развития информационного общества - Режим
доступа: сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации:
https:ZZdigital.gov.ru/uploadedZfilesZproektmetodikireitinga.pdf
31. Отчет о реализации «Цифровой экономики 2018» - Режим доступа: сайт
Московской школы управления СКОЛКОВО:
https:ZZfinance.skolkovo.ru/downloadsZdocumentsZFinChairZResearch_ReportsZSKOLK OVO_Digital_Russia_Report_Full_2018-10_ru.pdf
32. Аналитическая статья о состоянии сферы ИКТ - Режим доступа: сайт
аналитического агентства Tadviser:
http: //www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИКТ_(рынок России).
33. Статистический сборник социально-экономических показателей «Регионы России.2017» - Режим доступа: сайт Федеральной службы государственной статистики:http://www.gks.ru/free doc/doc 2017/region/reg-pok17.pdf.