ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ФИЗИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА 6
1.1. Эксперимент в школьном курсе физики 6
1.2. Демонстрационный эксперимент 8
1.3. Фронтальные лабораторные работы 14
1.4. Физический практикум 18
1.5. Домашний физический эксперимент 21
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА 26
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО
КЛАССА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА 6
1.1. Эксперимент в школьном курсе физики 6
1.2. Демонстрационный эксперимент 8
1.3. Фронтальные лабораторные работы 14
1.4. Физический практикум 18
1.5. Домашний физический эксперимент 21
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА 26
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕДЬМОГО
КЛАССА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов» [1]. Для этого необходимо решить проблему формирования познавательного интереса учащихся.
В новых реалиях жизни обществу необходимы личности, способные поставить перед собой задачи, и находить пути их решения. В таких условиях, на первый план выходит школа, способная раскрыть личность ребенка и воспитать у них познавательный интерес. Ведь главной движущей силой процесса обучения и воспитания является активизация познавательного интереса. Решить проблему формирования интереса к познанию - значит удовлетворить потребность общества, жизни.
Как показывает практика, очень часто, физика как учебная дисциплина не пользуется большой популярностью у учащихся. Однако, именно физика несет мощную мировоззренческую и нравственную нагрузку, способствует пониманию картины мира. Поэтому развитие познавательных способностей школьников и развитие интересов на уроках физики и во внеклассной работе остается одной из актуальных проблем образования. Слова Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» очень ярко раскрывают суть данного вопроса.
Соответственно должна измениться и роль учителя. Он должен быть не столько источником информации, а сколько организатором деятельности учащихся, подталкивая их к творческому поиску.
Перечисленные выше проблемы и обуславливают актуальность данной работы. Современный учитель физики может и даже обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
В средних школах изучение физики начинается с седьмого класса и с самого начало необходимо вызвать у учеников интерес к предмету, подтолкнуть их к активной творческой и исследовательской работе; заложить в их сознание фундаментальные законы и принципы физики. Все это невозможно без применения в процессе обучения ярких опытов и понятных для школьников экспериментов.
Цель работы: создание комплекса экспериментов для организации опытно-экспериментальной деятельности по физике учащихся седьмых классов.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации экспериментальной деятельности обучающихся.
2. Изучить возможности физического эксперимента и наблюдения в стимулировании познавательного интереса к физике.
3. Разработать комплекс заданий для организации экспериментальной работы обучающихся 7 класса по физике.
4. Разработать комплекс занимательных экспериментов для обучающихся 7 класса по физике.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных комплексов экспериментальных заданий при изучении курса физики в 7 классе общеобразовательной школы, при проведении кружков и внеклассных мероприятий по физики, а также может быть использован при обучении студентов педагогического образования по профилю физика в курсе «Теория и методика обучения физике».
В новых реалиях жизни обществу необходимы личности, способные поставить перед собой задачи, и находить пути их решения. В таких условиях, на первый план выходит школа, способная раскрыть личность ребенка и воспитать у них познавательный интерес. Ведь главной движущей силой процесса обучения и воспитания является активизация познавательного интереса. Решить проблему формирования интереса к познанию - значит удовлетворить потребность общества, жизни.
Как показывает практика, очень часто, физика как учебная дисциплина не пользуется большой популярностью у учащихся. Однако, именно физика несет мощную мировоззренческую и нравственную нагрузку, способствует пониманию картины мира. Поэтому развитие познавательных способностей школьников и развитие интересов на уроках физики и во внеклассной работе остается одной из актуальных проблем образования. Слова Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» очень ярко раскрывают суть данного вопроса.
Соответственно должна измениться и роль учителя. Он должен быть не столько источником информации, а сколько организатором деятельности учащихся, подталкивая их к творческому поиску.
Перечисленные выше проблемы и обуславливают актуальность данной работы. Современный учитель физики может и даже обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
В средних школах изучение физики начинается с седьмого класса и с самого начало необходимо вызвать у учеников интерес к предмету, подтолкнуть их к активной творческой и исследовательской работе; заложить в их сознание фундаментальные законы и принципы физики. Все это невозможно без применения в процессе обучения ярких опытов и понятных для школьников экспериментов.
Цель работы: создание комплекса экспериментов для организации опытно-экспериментальной деятельности по физике учащихся седьмых классов.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации экспериментальной деятельности обучающихся.
2. Изучить возможности физического эксперимента и наблюдения в стимулировании познавательного интереса к физике.
3. Разработать комплекс заданий для организации экспериментальной работы обучающихся 7 класса по физике.
4. Разработать комплекс занимательных экспериментов для обучающихся 7 класса по физике.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных комплексов экспериментальных заданий при изучении курса физики в 7 классе общеобразовательной школы, при проведении кружков и внеклассных мероприятий по физики, а также может быть использован при обучении студентов педагогического образования по профилю физика в курсе «Теория и методика обучения физике».
В ходе выполнения ВКР, проведя анализ научно-педагогической литературы и Интернет-источников по теме исследования, нами были выявлены теоретические аспекты организации опытно-экспериментальной деятельности учащихся, в частности раскрыты сущность и особенности различных видов школьного физического эксперимента, определены цели и задачи, решаемые при проведении экспериментальной работы по физике, выделены основные требования, предъявляемые к организации школьного физического эксперимента.
Использование экспериментов в обучении является одним из возможных факторов повышения интереса к физике. Педагог выступает в качестве координатора, организующего и стимулирующего познавательную деятельность учащихся, поддерживающего в них интерес к изучаемому предмету и мотивацию на приобретение новых знаний. Умело подобранные материалы развивают мышление и формирует информационную и коммуникативную культуру детей, интеллектуальные способности, познавательный интерес, и обеспечивают индивидуальный стиль учебной деятельности. Сочетание разнообразных форм и методов работы содействуют повышению творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к изучению физической науки, дает прочные знания, умения и навыки по всем разделам физики. Так же необходимо отметит что:
1. Экспериментальная работа обучающихся основной школы является не только одним из средств стимулирования развития познавательного интереса, научного мышления, но и позволяет формировать такие черты воспитанной личности, как трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд.
2. Необходимость создания комплекса экспериментальных заданий для обучающихся основной школы 7 класса связана с необходимостью формирования познавательного интереса к предмету и навыков экспериментирования на первом этапе обучения физике.
Таким образом, экспериментальные классные и домашние задания, привлекая обучающихся к самостоятельной экспериментальной деятельности, стимулируют их личностное развитие в аспекте их познавательных интересов.
Во второй и третьей главе ВКР нами было дано описание разработанных комплексов экспериментальных заданий для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Мы надеемся, что созданный нами методический комплекс будет полезен не только мне, но и другим учителям физики при организации процесса обучения в 7 классе общеобразовательной школы. Также данный комплекс может быть использован при обучении студентов педагогического образования по профилю физика, например, в курсе «Теория и методика обучения физике».
Кроме того, выполнение ВКР обогатило мой личный опыт по выполнению научно-исследовательской работы, расширило мой кругозор и практические умения в области педагогических технологий.
Использование экспериментов в обучении является одним из возможных факторов повышения интереса к физике. Педагог выступает в качестве координатора, организующего и стимулирующего познавательную деятельность учащихся, поддерживающего в них интерес к изучаемому предмету и мотивацию на приобретение новых знаний. Умело подобранные материалы развивают мышление и формирует информационную и коммуникативную культуру детей, интеллектуальные способности, познавательный интерес, и обеспечивают индивидуальный стиль учебной деятельности. Сочетание разнообразных форм и методов работы содействуют повышению творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к изучению физической науки, дает прочные знания, умения и навыки по всем разделам физики. Так же необходимо отметит что:
1. Экспериментальная работа обучающихся основной школы является не только одним из средств стимулирования развития познавательного интереса, научного мышления, но и позволяет формировать такие черты воспитанной личности, как трудолюбие, упорство в достижении цели, умение ценить труд.
2. Необходимость создания комплекса экспериментальных заданий для обучающихся основной школы 7 класса связана с необходимостью формирования познавательного интереса к предмету и навыков экспериментирования на первом этапе обучения физике.
Таким образом, экспериментальные классные и домашние задания, привлекая обучающихся к самостоятельной экспериментальной деятельности, стимулируют их личностное развитие в аспекте их познавательных интересов.
Во второй и третьей главе ВКР нами было дано описание разработанных комплексов экспериментальных заданий для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Мы надеемся, что созданный нами методический комплекс будет полезен не только мне, но и другим учителям физики при организации процесса обучения в 7 классе общеобразовательной школы. Также данный комплекс может быть использован при обучении студентов педагогического образования по профилю физика, например, в курсе «Теория и методика обучения физике».
Кроме того, выполнение ВКР обогатило мой личный опыт по выполнению научно-исследовательской работы, расширило мой кругозор и практические умения в области педагогических технологий.



