Тревожность у мальчиков и девочек младшего школьного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Объект исследования - 50 учащихся третьих-четвертых классов МОУ «Зеленополянская СОШ» в возрасте 9-10 лет.
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Возрастные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Гендерные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Программа исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 44
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Возрастные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Гендерные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Программа исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 44
Психологическое здоровье, которое во многом определяется психологической культурой личности, выступает в качестве одного из основных факторов социальной успешности человека. Отсутствие в обществе психологической культуры существенным образом влияет на возникновения многих проблем современной общественной жизни. Поэтому так важно своевременно выявлять и исправлять путем психологической коррекции различные проявления психологических нарушений с раннего детства.
Профилактику школьных стрессов необходимо проводить уже с момента поступления ребенка в школу – чрезвычайно ответственного момента не только для него самого, но и для его родителей. В рассматриваемый период ребенок постоянно подвергается разным нагрузкам, связанным с социально-психологическими переменами в его жизни – новыми контактами, новыми отношениями, новыми обязанностями, приобретением новой социальной роли В таких условиях особенно становится адекватная ситуации линия поведения сопровождающих младшего школьника взрослых – учителей и родителей, доступность и своевременность психологической поддержки в критических для ребенка ситуациях, что объясняет актуальность выбранной темы работы.
К проблеме тревожности приковано внимание ряда психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов (Н.Е. Аракелов, Н. И. Аркаева, А.В. Басов, В.И. Долгова, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева, Е.Е. Лысенко, И.П.Ордина, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, З.Фрейд и др.)
Несмотря на достаточную научную исследованность обозначенной проблемы, количество тревожных детей в начальной школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению, причем исследователи зачастую обнаруживают гендерные различия в формировании и развитии детской тревожностиПребывание детей в состоянии тревожности сказывается и на их физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого является появление различных невротических расстройств.
Исходя из этого, целью работы стал анализ тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности развития тревожности в младшем школьном возрасте.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «тревожность» и особенности его представления в психолого-педагогической литературе;
выявить гендерные особенности развития тревожности у младших школьников;
представить основные направления коррекции детской тревожности.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовалась диагностическая методика Е.Е. Малковой (Ромицыной) «МОДТ».
Выборка исследования – по возрасту и полу. В число испытуемых вошли 50 учеников третьих-четвертых классов в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек. База исследования – МОУ «Зеленополянская СОШ».
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования процесса воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Профилактику школьных стрессов необходимо проводить уже с момента поступления ребенка в школу – чрезвычайно ответственного момента не только для него самого, но и для его родителей. В рассматриваемый период ребенок постоянно подвергается разным нагрузкам, связанным с социально-психологическими переменами в его жизни – новыми контактами, новыми отношениями, новыми обязанностями, приобретением новой социальной роли В таких условиях особенно становится адекватная ситуации линия поведения сопровождающих младшего школьника взрослых – учителей и родителей, доступность и своевременность психологической поддержки в критических для ребенка ситуациях, что объясняет актуальность выбранной темы работы.
К проблеме тревожности приковано внимание ряда психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов (Н.Е. Аракелов, Н. И. Аркаева, А.В. Басов, В.И. Долгова, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева, Е.Е. Лысенко, И.П.Ордина, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, З.Фрейд и др.)
Несмотря на достаточную научную исследованность обозначенной проблемы, количество тревожных детей в начальной школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению, причем исследователи зачастую обнаруживают гендерные различия в формировании и развитии детской тревожностиПребывание детей в состоянии тревожности сказывается и на их физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого является появление различных невротических расстройств.
Исходя из этого, целью работы стал анализ тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности развития тревожности в младшем школьном возрасте.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «тревожность» и особенности его представления в психолого-педагогической литературе;
выявить гендерные особенности развития тревожности у младших школьников;
представить основные направления коррекции детской тревожности.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовалась диагностическая методика Е.Е. Малковой (Ромицыной) «МОДТ».
Выборка исследования – по возрасту и полу. В число испытуемых вошли 50 учеников третьих-четвертых классов в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек. База исследования – МОУ «Зеленополянская СОШ».
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования процесса воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современной психологии тревожность трактуется как свойство личности, ее устойчивая черта (личностная тревожность) и как ее эмоциональное состояние (ситуативная тревожность).
При этом в сложившемся терминологическом аппарате налицо разница между тревожностью, тревогой и страхом:
тревога – переживание безобъективной угрозы. Тревожность же – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени;
страх является эмоциональным состоянием, возникающим при наличии или в предвосхищении опасного или вредного стимула. Он всегда направлен на определенные объекты или события, тогда как тревога считается общим эмоциональным состоянием. Кроме того, страх является реакцией на присутствующую в данный момент опасность, а тревога – на ожидаемую.
Главная особенность ребенка, вступившего в младший школьный возраст, связана с его переходом от одной формы жизнедеятельности к другой, и этот этап, по мнению ряда психологов, можно отнести к критическому периоду развития человеческой личности. С началом школьной жизни ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника. В результате смены социальных отношений у ребенка возникают значительные трудности. Дезорганизующим влиянием на учебную деятельность обладают частые или интенсивные тревожные состояния ребенка, свидетельствующие о замедлении или нарушении процесса школьной адаптации. Это обуславливает придание особой важности проблеме изучения природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников, которая вызвана вхождением детей в новую для них социальную ситуацию развития и освоением нового вида деятельности – учения.
С учетом сказанного в рамках настоящего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли 50 учащихся третьих-четвертых классов МОУ «Зеленополянская СОШ» в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение гендерных различий уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Основной диагностической методикой был выбран опросник Е.Е. Малковой (Ромицыной) «методика многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ).
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что большинство школьников вне зависимости от пола имеют средний уровень тревожности. Минимальный показатель имеют ученики с низким и крайне высоким уровнем тревожности, что можно оценить положительно. В то же время удалось установить наличие гендерных различий в формировании тревожности у младших школьников. Так, девочки демонстрируют более высокий уровень общей тревожности, чем мальчики, которые, в свою очередь, отличаются более тревожным поведением в отношениях со сверстниками. Девочки же намного чаще испытывают тревогу в ситуациях сторонней оценки и в учебном процессе.
Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили разработать программу коррекции повышенного и крайне высокого уровня тревожности младших школьников с использованием целого ряда игр и тренингов.
Кроме того, были сформулированы общие психолого-педагогические рекомендации по воспитанию личности каждого ребенка и формированию благоприятных межличностных отношений в детском коллективе.
При этом в сложившемся терминологическом аппарате налицо разница между тревожностью, тревогой и страхом:
тревога – переживание безобъективной угрозы. Тревожность же – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени;
страх является эмоциональным состоянием, возникающим при наличии или в предвосхищении опасного или вредного стимула. Он всегда направлен на определенные объекты или события, тогда как тревога считается общим эмоциональным состоянием. Кроме того, страх является реакцией на присутствующую в данный момент опасность, а тревога – на ожидаемую.
Главная особенность ребенка, вступившего в младший школьный возраст, связана с его переходом от одной формы жизнедеятельности к другой, и этот этап, по мнению ряда психологов, можно отнести к критическому периоду развития человеческой личности. С началом школьной жизни ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника. В результате смены социальных отношений у ребенка возникают значительные трудности. Дезорганизующим влиянием на учебную деятельность обладают частые или интенсивные тревожные состояния ребенка, свидетельствующие о замедлении или нарушении процесса школьной адаптации. Это обуславливает придание особой важности проблеме изучения природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников, которая вызвана вхождением детей в новую для них социальную ситуацию развития и освоением нового вида деятельности – учения.
С учетом сказанного в рамках настоящего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли 50 учащихся третьих-четвертых классов МОУ «Зеленополянская СОШ» в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение гендерных различий уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Основной диагностической методикой был выбран опросник Е.Е. Малковой (Ромицыной) «методика многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ).
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что большинство школьников вне зависимости от пола имеют средний уровень тревожности. Минимальный показатель имеют ученики с низким и крайне высоким уровнем тревожности, что можно оценить положительно. В то же время удалось установить наличие гендерных различий в формировании тревожности у младших школьников. Так, девочки демонстрируют более высокий уровень общей тревожности, чем мальчики, которые, в свою очередь, отличаются более тревожным поведением в отношениях со сверстниками. Девочки же намного чаще испытывают тревогу в ситуациях сторонней оценки и в учебном процессе.
Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили разработать программу коррекции повышенного и крайне высокого уровня тревожности младших школьников с использованием целого ряда игр и тренингов.
Кроме того, были сформулированы общие психолого-педагогические рекомендации по воспитанию личности каждого ребенка и формированию благоприятных межличностных отношений в детском коллективе.
Подобные работы
- Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическая адаптация в первом классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь образа матери и особенностей самоотношения подростка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



