Объект исследования - 50 учащихся третьих-четвертых классов МОУ «Зеленополянская СОШ» в возрасте 9-10 лет.
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Возрастные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 9
1.3. Гендерные особенности формирования и развития тревожности у детей младшего школьного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Программа исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Рекомендации по снижению тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 44
Психологическое здоровье, которое во многом определяется психологической культурой личности, выступает в качестве одного из основных факторов социальной успешности человека. Отсутствие в обществе психологической культуры существенным образом влияет на возникновения многих проблем современной общественной жизни. Поэтому так важно своевременно выявлять и исправлять путем психологической коррекции различные проявления психологических нарушений с раннего детства.
Профилактику школьных стрессов необходимо проводить уже с момента поступления ребенка в школу – чрезвычайно ответственного момента не только для него самого, но и для его родителей. В рассматриваемый период ребенок постоянно подвергается разным нагрузкам, связанным с социально-психологическими переменами в его жизни – новыми контактами, новыми отношениями, новыми обязанностями, приобретением новой социальной роли В таких условиях особенно становится адекватная ситуации линия поведения сопровождающих младшего школьника взрослых – учителей и родителей, доступность и своевременность психологической поддержки в критических для ребенка ситуациях, что объясняет актуальность выбранной темы работы.
К проблеме тревожности приковано внимание ряда психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов (Н.Е. Аракелов, Н. И. Аркаева, А.В. Басов, В.И. Долгова, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева, Е.Е. Лысенко, И.П.Ордина, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, З.Фрейд и др.)
Несмотря на достаточную научную исследованность обозначенной проблемы, количество тревожных детей в начальной школе не уменьшается, а в некоторых случаях даже имеет тенденцию к увеличению, причем исследователи зачастую обнаруживают гендерные различия в формировании и развитии детской тревожностиПребывание детей в состоянии тревожности сказывается и на их физическом и психическом здоровье, и на процессе формирования личности. Результатом этого является появление различных невротических расстройств.
Исходя из этого, целью работы стал анализ тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности развития тревожности в младшем школьном возрасте.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «тревожность» и особенности его представления в психолого-педагогической литературе;
выявить гендерные особенности развития тревожности у младших школьников;
представить основные направления коррекции детской тревожности.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовалась диагностическая методика Е.Е. Малковой (Ромицыной) «МОДТ».
Выборка исследования – по возрасту и полу. В число испытуемых вошли 50 учеников третьих-четвертых классов в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек. База исследования – МОУ «Зеленополянская СОШ».
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования процесса воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современной психологии тревожность трактуется как свойство личности, ее устойчивая черта (личностная тревожность) и как ее эмоциональное состояние (ситуативная тревожность).
При этом в сложившемся терминологическом аппарате налицо разница между тревожностью, тревогой и страхом:
тревога – переживание безобъективной угрозы. Тревожность же – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени;
страх является эмоциональным состоянием, возникающим при наличии или в предвосхищении опасного или вредного стимула. Он всегда направлен на определенные объекты или события, тогда как тревога считается общим эмоциональным состоянием. Кроме того, страх является реакцией на присутствующую в данный момент опасность, а тревога – на ожидаемую.
Главная особенность ребенка, вступившего в младший школьный возраст, связана с его переходом от одной формы жизнедеятельности к другой, и этот этап, по мнению ряда психологов, можно отнести к критическому периоду развития человеческой личности. С началом школьной жизни ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника. В результате смены социальных отношений у ребенка возникают значительные трудности. Дезорганизующим влиянием на учебную деятельность обладают частые или интенсивные тревожные состояния ребенка, свидетельствующие о замедлении или нарушении процесса школьной адаптации. Это обуславливает придание особой важности проблеме изучения природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников, которая вызвана вхождением детей в новую для них социальную ситуацию развития и освоением нового вида деятельности – учения.
С учетом сказанного в рамках настоящего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли 50 учащихся третьих-четвертых классов МОУ «Зеленополянская СОШ» в возрасте 9-10 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Целью опытно-экспериментальной работы стало определение гендерных различий уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о гендерных различиях младших школьников в уровне тревожности.
Основной диагностической методикой был выбран опросник Е.Е. Малковой (Ромицыной) «методика многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ).
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что большинство школьников вне зависимости от пола имеют средний уровень тревожности. Минимальный показатель имеют ученики с низким и крайне высоким уровнем тревожности, что можно оценить положительно. В то же время удалось установить наличие гендерных различий в формировании тревожности у младших школьников. Так, девочки демонстрируют более высокий уровень общей тревожности, чем мальчики, которые, в свою очередь, отличаются более тревожным поведением в отношениях со сверстниками. Девочки же намного чаще испытывают тревогу в ситуациях сторонней оценки и в учебном процессе.
Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили разработать программу коррекции повышенного и крайне высокого уровня тревожности младших школьников с использованием целого ряда игр и тренингов.
Кроме того, были сформулированы общие психолого-педагогические рекомендации по воспитанию личности каждого ребенка и формированию благоприятных межличностных отношений в детском коллективе.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект: Алма Матер, 2015. – 702 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Москва: Прайм- Еврознак, 2014. – 320 с.
3. Бильгильдеева, Т. Здравствуй, цветочный город! / Т.Бильгильдеева // Школьный психолог. – 2006. – № 1. – С. 28-32.
4. Блажена, Н.В. Нивелирование школьной тревожности средствами арттерапии / Н.В. Блажена, О.В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов / сост. О.В. Лозгачева / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2015 – С. 7-10.
5. Блинова, Н.Г. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей / Н.Г. Блинова, [и др.] // Валеология. – 2014. – № 4. – С. 7-13.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер,2014. – 398 с.
7. Бочева, Н.А. Ситуативная тревожность как один из факторов адаптации первоклассников к школе/ Н.А. Бочева // Вестник МГОУ. Психологические науки. – 2013. – № 3. – С. 87-90.
8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2014. –368 с.
9. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2009. – № 5. – С. 46-52.
10. Груздева, Е.В. Изучение влияния гендерных различий на успешность обучения детей младшего школьного возраста / Е.В. Груздева / Материалы восьмой международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/20183.pdf, автоматизированный. – Загл. с экрана.
11. Дергоусова, М.О.Особенности взаимоотношений первоклассника со взрослыми в период адаптации к школьному обучению / М.О. Дергоусова // Студенческий научный форум 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. – М.: РАЕ, 2015. – С. 89-113.
12. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. – М.: академия, 2015. – 448 с.
13. Корытова, Г.С. Фактор семьи в генезе школьной дезадаптации подростков: монография / Г.С. Корытова. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. – 188с.
14. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Наука, 1988. – 80 с.
15. Лихачева, В.Д. Тревожность в дошкольном и младшем школьном возрасте / В.Д. Лихачева // Психолог в школе. – 2014. – № 1. – С. 12-16.
16. Лютова, Е. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: учебное пособие / Е. Лютова, Г. Монина. – М.: Изд-во: «Речь, Сфера» , 2015. – 437 с.
17. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2014. – 928 с.
18. Малкова (Ромицына), Е.Е. Психодиагностическая методика многомерной оценки детской тревожности: пособие для врачей и психологов / Е.Е. Малкова (Ромицына). – СПб., 2007. – 34 с.
19. Немов, Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 400 с.
20. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720, автоматизированный. – Загл. с экрана.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическаяприрода и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 278 с.
22. Рудомазина, В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / В.М. Рудомазина // Психологическая наука и образование. – 2016. – Том 8. – № 1. – C. 76-85.
23. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М.Семаго. – СПб.: Речь, 2015.–386 с.
24. Смирнов, С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии» / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119-121.
25. Яковлева, О.В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков/ О.В. Яковлева // Альманах современной науки и образования. –Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (54). – C. 133-135.