ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Цели, задачи и функции бизнес-плана 10
1.2 Методики и основные этапы составления бизнес-плана 11
1.3 Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом 22
2 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ МИНИ-КОФЕЙНИ «КОФЕМАНИЯ»
2.1 Резюме бизнес-плана 27
2.2 Обоснование идеи бизнес-плана и описание отрасли 29
2.3 Организационный план 32
2.3.1 Подробное описание сути проекта 32
2.3.2 Планирование проекта 36
2.3.3 Определение источника и условий финансирования проекта 40
2.4 Маркетинговый план 42
2.4.1 Обоснование цены продукта проекта 42
2.4.2 Анализ конкурентов 44
2.4.3 Анализ покупателей 47
2.4.4 Продвижение услуг 50
2.5 Производственный план 54
2.5.1 Описание технологии производства продукции 54
2.5.2 Обоснование потребности в основных средствах 56
2.5.3 Обоснование потребности в оборотных средствах 57
2.5.4 План операционных затрат 59
2.6 Финансовый план 60
2.6.1 Отчет о финансовых результатах 60
2.6.2 Формирование отчета о движении денежных средств 61
2.6.3 Обоснование экономической эффективности 63
2.7 Анализ рисков 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИОЖЕНИЕ А. Стратегический анализ
В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения.
Планирование - это сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов.
Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов.
Предприниматель не сможет добиться стабильного успеха, если не будет четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах, и возможностях.
Кофейня - гастрономическое заведение, место для встреч и общения, где подают напитки и десертные блюда, в основном кофе, также торты мороженое, чай черный и зеленый. В некоторых кофейнях можно купить зерна понравившегося сорта.
Кофейня - это весьма популярное место для отдыха и проведения деловых бесед в столичных мегаполисах. Все больше таких уютных заведений, где, можно не спеша выпить чашечку кофе, появляется и в менее крупных городах страны. Они сравнительно недавно вошли в нашу жизнь, а, кажется, что они были всегда. Представить современный мегаполис без этих уютных, по-домашнему тихих и гостеприимных заведений практически невозможно.
По статистике более 50 % населения крупных российских городов посещают кофейни минимум один раз в неделю. Именно поэтому тема моей выпускной квалификационной работы - открытие мини-кофейни «Кофемания».
Целью работы является разработка бизнес - плана организации.
Для достижения цели проекта необходимо решить ряд поставленных задач:
- дать характеристику объекта исследования;
- составить организационный план проекта;
- составить маркетинговый план;
- составить производственный план;
- составить финансовый план;
- определить ожидаемые финансовые результаты проекта;
- проанализировать риски проекта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографии.
В первой главе работы изучены теоретические аспекты составления бизнес- плана: рассмотрены цели, задачи и функции бизнес-плана; изучены методики составления и основные этапы бизнес-плана; рассмотрено бизнес-планирование в России и в зарубежной практике.
Во второй главе работы представлен бизнес-план: написано резюме проекта, составлен организационный, маркетинговый, производственный и финансовый план; проведен анализ рисков и расчет оценки безубыточности проекта.
Актуальность данной работы заключается в оценке дальнейших перспектив воплощения в реальность данного проекта с точки зрения будущей профессиональной деятельности.
В результате данной работы была оценена инвестиционная привлекательность открытия мини-кофейни «Кофемания», предлагающая свежий ароматный кофе и вкусные кондитерские изделия в виде тортов.
В первой главе работы был проанализирован рынок кофеен в России и Челябинске, выявлены основные тенденции рынка. У рынка кофеен различного формата большой потенциал роста и большие возможности для активности и развития, поэтому наша кофейня планирует развиваться на этом рынке. Особое внимание будет уделяться качеству предоставляемых услуг, выбору надежных поставщиков, а также разработке собственного бренда и имиджа организации, его узнаваемости на рынке Челябинска наравне с конкурентами.
Во второй главе представлена разработка бизнес-плана проекта. В первую очередь, был составлен организационный план проекта: суть проекта, календарный график проекта, а также определена потребность в финансировании с учетом единовременных затрат и затрат на приращение оборотного капитала.
В плане производства изложена потребность в основных средствах, причем была проведена группировка с учетом сроков амортизации. Потребность в оборотных средствах была рассчитана по каждому виду продукции. Условно - постоянные и условно-переменные затраты проекта рассчитаны в плане операционных затрат.
В плане маркетинга была обоснована цена реализации продукции с учетом себестоимости услуг и среднерыночных цен. В плане маркетинга мы определили потенциально-возможных клиентов. Затем сформировали прогнозный план продаж на три года с учетом инфляции и роста рынка.
В финансовом плане проекта была оценена экономическая эффективность проекта. Были рассчитаны интегральные показатели проекта. Также были составлены отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств. С помощью форм отчетности была рассчитана чистая прибыль проекта, а также не было выявлено кассовых разрывов, что говорит о достаточности денежных средств на каждом этапе реализации проекта. Анализ безубыточности проекта был выполнен по видам продукции в натуральном выражении и денежном выражении.
Организацию планируется зарегистрировать в форме ИП без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель: Бочкарев Анатолий Александрович. Численность работников: 5 человек.
Целью проекта является открытие мини-кофейни в формате уютного заведения, где, можно не спеша выпить чашечку вкусного кофе и угоститься кондитерскими изделиями, а также предполагается кофе на вынос/кофе с собой.
В течение последних пяти лет бизнес кофеен в России бурно развивался и как прогнозируется, будет успешно расти не менее 5 лет, как в крупных, так и в небольших городах. Такой прогноз сделал президент Центра кофейного мастерства Олег Ермак. В 2015 году на рынке кофеен г. Челябинск действовало 76 заведений. За последние три года открылось, и продолжили работать 56 кофеен. По итогу в 2018 году на рынке кофеен в г. Челябинск представлено 132 заведения. В денежном выражении объем рынка кофеен в Челябинске составляет 126,7 млн. руб. Активно продвигаются в социальных сетях и пользуются большим спросом мини-кофейни, совмещенные с кондитерскими, предлагающие гостям кофе и выпечку.
Данный проект предполагает открытие мини-кофейни в городе Челябинск.
Целями проекта являются:
- адаптация и ремонт помещения под мини-кофейню;
- закупка необходимого оборудования;
- начало деятельности салона;
- продвижение проекта в социальных сетях и на других информационных ресурсах;
- получение стабильно высокого дохода.
Необходимые инвестиции: 892 500 рублей. Финансирование проекта планируется за счет привлечения кредитных ресурсов. В качестве кредитора рассматривается Банк ВТБ. Заемные средства - 892 500 руб.
Анализ рисков проекта. Непредвиденные риски: пожары, кражи, стихийные бедствия. Покрываются страховым полисом компании.
Коммерческие риски: нереалистичный анализ конкурентной среды, работа с неблагонадежными партнерами и недостаточно квалифицированным персоналом. Минимизируются благодаря работе опытных специалистов компании и тщательному учету всех возможных факторов на рынке.
Технологический риск: неполадки в работе оборудования.
Экономические риски: недостижение запланированных результатов из-за возможного роста конкуренции или снижения доходов населения
Финансирование проекта осуществляется за счет инвестиционного кредита на 3 года под 12,5 % годовых по программе малого бизнеса.
Интегральные показатели экономической эффективности проекта за три года:
- NPV (чистая приведенная стоимость) равна 1 155 047 рублей;
- PI (индекс доходности) равен 3,29;
- простой срок окупаемости проекта: 345 дней.
Объем безубыточности проекта в денежном выражении составил 2 801 252 рубля при запасе финансовой прочности 23 %.
Положительные финансовые показатели, их анализ, анализ рынка в целом показал нам, что открытие мини-кофейни «Кофемания», является экономически целесообразным решением.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, все задачи решены.
1 Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса: учебное пособие / Р. Абрамс. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 486 с.
2 Бекирова, О.Н. Особенности бизнес планирования для малого
предпринимательства / О.Н. Бекирова, М.С. Агафонова, А. Плетнева // Международный студенческий научный вестник, 2015. - № 4-2. - С. 213-214.
3 Бергаль, Е.В. Риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере / Е.В. Бергаль, В.А. Никоненко. // Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях, 2018 - № 11. - с. 92.
4 Берл, Г. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: пособик / Г. Берл. - М.: Дело ЛТД, 2015. - 187 с.
5 Брайен, Р. Руководство по составлению бизнес-планов / Р. Брайен, Д. Борнстайн. - М.: Издательство: Альпина Паблишер, 2015. - 264 с.
6 Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях
общественного питания: учебник для студентов / А.Т. Васюкова,
Т.Р. Любецкая. - М.: Дашков и К°, 2015. - 416 с.
7 Габа, Н.Д. Контроль качества продукции и услуг общественного питания: учебное пособие / Н.Д. Габа, Т.В. Жаркова. - М.: Академия, 2017. - 256 с.
8 Горелов, Д.В. Организационно-экономические аспекты обеспечения качества бизнес-планирования на промышленных предприятиях: монография / Д.В. Горелов. - М.: Дашков и К., 2014. - 144 с.
9 Грицук, Р.Н. Особенности бизнес-планирования на российских предприятиях // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона. - 2015. - С. 240-243.
10 Дегтярева, Ю.В. Особенности методики принятия решений в условиях неопределенности и риска // Вестник Донецкого государственного университета управления, 2016. - № 3. - С. 166-171.
11 Джейсон, Ф. Бизнес без предрассудков: учебник / Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 208 с.
12 Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / П. Дженстер. - М.: Издательский дом «Вильям», 2017. - 368 с.
13 Домаревцкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В. А. Домаревцкий. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
14 Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 432 с.
15 Дэвид, Б. Руководство по составлению бизнес-плана / Б. Дэвид. - М.: Финпресс, 2015. - 256 с.
16 Здобнов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Для предприятий общественного питания: учебник / А.И. Здобнов, В. А. Цыганенко. - Киев: Арий, 2013. - 680 с.
17 Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление
развитием: учебное пособие / Какаева Е.А., Дуненкова Е.Н. - М.: Дело АНХ, 2015. - 176 с.
18 Кремин, А.Е. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов: проблемы и тенденции / Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин // Проблемы развития территории, 2018. - № 2 (94). - С. 7-18.
19 Лукьянова, В.В. Экономический риск: учебное пособие / В.В. Лукьянова, Т.В. Головач. - М.: Академвидав, 2017. - 462 с.
20 Меркулов, П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста / П.А. Меркулов // Среднерусский вестник общественных наук, 2017. - № 3. - С. 42-52.
21 Орлова, П.И. Бизнес-планирование: учебник. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 с.
22 Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, Ив Пинье. - М.: Альпина, 2015. - 288 с.
23 Попов, В.М. Бизнес-планирование: учебник для студентов экономических специальностей / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 816 с.
24 Розин, М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес: учебное пособие для студентов ВУЗов / М. Розин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 346 с.
25 Роль бизнес-плана в системе планирования деятельности предприятий. URL: http://www.goodstudents.ru/business-plan-samples/1268-role-biznes-plana.html(дата обращения: 14.05.2019).
26 Савченко, Д.Д. Разработка конкурентной стратегии предприятия на основе анализа его деятельности / Д.Д. Савченко, М.С. Пантелеева // Экономика и юриспруденция, 2015. - № 8. - С. 7-13.
27 Сегаев, И.Н. Бизнес-планирование инвестиционного проекта: учебное пособие / И.Н. Сегаев. - Пенза: ПГУАС, 2017. - 116 с.
28 Соловьева, С.В. Построение эффективной системы планирования, или как увязать стратегическое планирование, бизнес - планирование и бюджетирование / С.В. Соловьева. М.: Инфра, 2016. - С. 209-211.
29 Шегда, А. В. Риски в предпринимательстве: оценка и управление: учебное пособие / А. В. Шегда, М.В. Голованенко. - М.: Знание, 2016. - С. 15-69.