ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы разработки бизнес-плана 10
1.1.1 Цели и задачи бизнес-плана в современных условиях 11
1.1.2 Роль бизнес-плана в современном бизнесе 12
1.1.3 Структура бизнес-плана 14
1.2 Анализ эффективности проекта 24
1.3 Анализ рынка 28
2 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОЕКТА
2.1 Резюме проекта 34
2.2 Организационный план 34
2.2.1 Подробное описание сути проекта 34
2.2.2 Планирование проекта 39
2.2.3 Определение источника и условий финансирования проекта 43
2.3 План производства 45
2.3.1 Описание технологии производства продукции 45
2.3.2 Обоснование потребности в основных средствах 46
2.3.3 Обоснование потребности в оборотных средствах 49
2.3.4 План операционных затрат 50
2.4 План маркетинга 52
2.4.1 Обоснование цены продукта проекта 52
2.4.2 Анализ конкурентов 54
2.4.3 Анализ покупателей 57
2.5 Финансовый план 61
2.5.1 Отчет о финансовых результатах 61
2.5.2 Формирование отчета о движении денежных средств 62
2.5.3 Обоснование экономической эффективности 64
2.6 Анализ рисков проекта 66
2.6.1 Оценка безубыточности проекта 71
2.6.2 Анализ чувствительности проекта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Стратегический анализ 82
Ежедневным занятием каждого человека является покупка, приготовление и поглощение еды, в то время как рацион требует новых разнообразных вкусовых ощущений. На сегодняшний день кулинария превратилась в новый вид досуга, совмещающий несколько полезных моментов - общение, обучение и вкусный ужин. У потребителей появляется устойчивое желание не просто купить, попробовать блюдо и получить удовольствие, а понять, как оно приготовлено и, возможно, попытаться повторить дома этот шедевр.
В наши дни полезно и модно посещать различные курсы и мастер-классы - компьютерные, языковые, а в последнее время стали пользоваться популярностью кулинарные школы и студии.
Кулинарная студия - это специально оборудованная кухня-студия, где шеф- повара проводят мастер-классы для всех желающих. В студии можно получить полезные навыки, завести новые знакомства и просто вкусно поесть.
Помимо этого, сейчас в мире наблюдается ситуация с развитием и пропагандой здорового образа жизни. Люди все больше стремятся питаться только полезной пищей, убирая фаст-фуд из своей жизни. Следовательно, данная сфера услуг будет все больше набирать популярность. В России такой вид бизнеса пока что является новым, развивающимся, в то время как на Западе кулинарные школы и студии уже давно предоставляют свои услуги и с каждым годом набирают новых поклонников.
Бизнес-план является одной из самых важных составляющих внутрифирменного планирования. Этот план дает характеристику процесса, как функционирует предприятие, показывает, как руководители будут достигать поставленные задачи. Разработанный бизнес-план нового предприятия может помочь в привлечении необходимого капитала, оценке перспектив организации бизнеса и его экономической эффективности и целесообразности.
Исходя из вышеизложенного, вытекает цель написания выпускной квалификационной работы - оценить инвестиционную привлекательность рассматриваемого рынка и разработать бизнес-план открытия кулинарной студии в г. Челябинск. В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ бизнес-планирования;
2. Анализ рынка кулинарных услуг;
3. Проведение анализа основных конкурентов и разработка плана маркетинга;
4. Разработка организационного и производственного планов;
5. Разработка финансового плана и оценка рисков проекта;
6. Анализ эффективности проекта, а также его безубыточности и чувствительности.
Работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы бизнес-планирования: цели, задачи и роль бизнес-плана в современном бизнесе, структура его основных разделов, а также проведен анализ рынка кулинарных услуг.
Во втором разделе описана разработка бизнес-плана открытия кулинарной студии: разработаны план маркетинга, организационный, производственный и финансовый планы, оценены экономическая эффективность и возможные риски проекта.
После составления бизнес-плана предприниматель получает пошаговую инструкцию к созданию и развитию нового бизнеса.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ рынка кулинарных услуг, который показал, что кулинарный бизнес в России достаточно новое направление, которое развивается и уже успешно набирает своих поклонников, так как люди все больше стремятся к приготовлению полезной и вкусной пищи. Этому свидетельствует повышение уровня жизни, увеличение доходов населения, а также стремление к здоровому образу жизни.
Количество кулинарных школ и студий в г. Челябинск значительно отличается от того же количества в городах федерального значения, а значит данная сфера является востребованной в нашем городе. Анализ конкурентов показал, что на рынке кулинарных услуг присутствует лишь пять конкурентов в городе. При проведении SWOT-анализа, мы выявили, что наша кулинарная студия будет обладать некоторыми преимуществами перед конкурентами. Потенциальными клиентами являются женщины от 20 до 40 лет со средним доходом и выше, проживающие в г. Челябинск. А также клиентами могут быть мужчины, дети и различные организации. Кулинарная студия «Изюм» будет располагаться в центральном районе города Челябинска по адресу ул. Академика Сахарова, 11. Форма организации - индивидуальный предприниматель. В качестве системы налогообложения применяется УСН.
Предполагается, что студия предоставит широкий спектр услуг: это стандартные и тематические мастер-классы для взрослых и детей, индивидуальные мастер-классы и проведение праздников и корпоративов.
В организационном плане отражена потребность в персонале. Так, для эффективной работы кулинарной студии потребуются: директор (ИП), 2 администратора, 2 шеф-повара и уборщица. Требуемая сумма инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана - 1 112 000 руб. Финансирование проекта осуществляется за счет инвестиционного кредита на 3 года под 14% годовых по программе малого бизнеса в ВТБ 24.
Все показатели экономической эффективности соблюдены, а это означает, что проект является экономически эффективным и финансово реализуемым. (NPV = 1 626 975 руб., PI = 2,5, IRR=64%, срок окупаемости - 17 месяцев).
Анализ чувствительности показал, что при снижении выручки на 10%, все показатели эффективности снижаются почти в 2 раза. Следовательно, наиболее существенный риск для проекта - коммерческий риск, который связан с такими факторами как снижение посещаемости студии и платежеспособного спроса потребителей.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы были решены в полном объеме:
1. Изучены теоретические основы бизнес-планирования;
2. Проанализированы основные тенденции рынка кулинарных услуг;
3. Проведен анализ конкурентов и потенциальных потребителей;
4. Разработана стратегия и план маркетинга для новой кулинарной студии;
5. Разработан организационный план работы бизнеса;
6. Рассчитаны необходимые инвестиции и выбрана схема финансирования;
7. Разработан финансовый план проекта;
8. Оценена экономическая эффективность и финансовая реализуемость проекта;
9. Проведен анализ чувствительности и оценены возможные риски проекта.
После написания бизнес-плана можно сделать вывод, что реализация бизнес идеи по открытию кулинарной студии на горизонте планирования 2019-2020 гг. будет иметь успех.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации
2 Налоговый кодекс Российской Федерации
3 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н
4 Ковалев, В.В. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.
5 Торосян, Е.К. Бизнес-планирование: учебное пособие / Е.К. Торосян. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 90 с.
6 Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов: учебное пособие / Р. Брейли, С. Майерс, Ф. Аллен. - М.: «Вильямс», 2017. - 576 с.
7 Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг / Ф. Котлер, К. Келлер. - Санкт-Петербург: Изд-во: «Питер», 2018. - 448с.
8 Богомолова, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. - 250 с.
9 Баев, Л.А. Основы анализа инвестиционных проектов: учебное пособие / Л.А. Баев.- Челябинск:ЮУрГУ, 2017. -286 с.
10 Темиргалиева, С.А. Методика анализа затрат на производстве и себестоимости продукции / С.А. Темиргалиева // Молодой ученый. - 2016. - № 30. - С. 278
11 Бромвич, М. Анализ экономической эффективности капиталовложений / М. Бромвич. - М.: ИНФРА, 1996. - 426 с.
12 Ефимова, О.П. Экономика общественного питания / О.П. Ефимова. - Минск: «Новое издание», 2000. - 304с.
13 Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н.И. Кабушкин. -
Москва: КноРус, 2013. - 413с.
14 Кузнецова, Е.Ю. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Е.Ю. Кузнецова. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016. - 136с.
15 Басовский, Л.Е. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Л.Е. Басовский. - Москва: Изд-во «ИНФРА-М», 2013. - 256с.
16 Сатаев, А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие / А.М. Сатаев- М.: Юриспруденция, 2013. — 128 с.
17 Егорова, О.В. Лекционный материал по дисциплине «Бизнес- планирование»
18 Федеральная служба государственной статистики -http://www.gks.ru (дата обращения: 02.04.2019)
19 Центральный Банк Российской Федерации - http://www.cbr.ru/ (дата
обращения: 17.04.2019)
20 ВТБ 24 - https://www.vtb.ru(дата обращения: 20.04.2019)