Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №56438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВА КАК СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Коллектив, этапы формирования, признаки и функции 7
1.2. Характеристика детей подросткового возраста 16
1.3. Особенности взаимоотношений детей подросткового возраста в
коллективе 21
ВЫВОДЫ 27
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА
ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время в школе активно реализуется идея личностно ориентированной педагогики, и одновременно, так же активно, остро нарастает проблема формирования детского коллектива. Наличие современных средств связи, и владение информационными технологиями для виртуального общения, или общения на расстоянии, делает идею совместной жизнедеятельности детей актуальной и в современной педагогике. На рынке труда, умение работать в коллективе является одним из востребованных качеств личности.
Человек с малых лет должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество, так как он существо социальное.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания [29]. Осмысливая важность этого факта, рассмотрим два положения, которые очень важны для успешного воспитания и развития подростка в коллективе.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и несёт в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный коллектив и умело использовать его как средство для разностороннего развития личности. В «здоровом» коллективе можно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
В подростковом возрасте возникает потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его психологическое благополучие. Система личных отношений наиболее эмоционально насыщена, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками переживаются очень остро и болезненно [18].
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования учителей, родителей.
У ребенка, вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований и отношений, при которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает «переоценка ценностей», складывается новая система морально-этических требований. Становление нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности подростка. В коллективе подростков могут наблюдаться непостоянство, переменчивость отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира подростка. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть нужным, «не последним» среди них, иметь значимость для друзей, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Г армоничное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками . Коллектив может стать эффективным средством для воспитания детей в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить воспитательные возможности
коллектива детей в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: воспитательные возможности коллектива детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Выявить воспитательные возможности коллектива.
3. Провести опытно-экспериментальную работу.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: процесс социального становления подростков протекает более успешно в коллективе, где созданы благоприятные условия развития групповых отношений.
Теоретическая значимость посвящена анализу коллектива, этапы его формирования, признаки и функции. Также проанализированы характеристика детей подросткового возраста и особенности их взаимоотношений в коллективе.
Практическая значимость: материал по проблемам подростков в области взаимоотношений со сверстниками может быть использован учителями, психологами, социальными работниками для выбора адекватных путей помощи подросткам в преодолении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других. Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой — раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности.
Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе.
Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «МЫ» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными, и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).
В опытно - экспериментальной части данной выпускной квалификационной работы были использованы: опросник межличностных отношений (ОМО), программа «эффективное общение», анкетирование.
При первичном исследование детей по ОМО, были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых, потребность включения не направлена на установление связей между людьми в малых группах;
• подросток может принимать контроль над собой, и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый;
• дети могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения.
В целом, тренинговые занятия прошли успешно. Дети сразу включились в работу. Была небольшая проблема с дисциплиной детей, особенно на первом и втором занятии. В классе очень много лидеров и каждый из них пытается переманить класс на свою сторону. На фоне этого и происходят конфликты в классе. Остальные дети, которые не являются лидерами, находятся в замешательстве, т.к. многие из них не хотят портить отношения с одноклассниками, принимая чью-либо сторону.
На протяжении занятий дети смогли найти компромисс, в своих действиях и решениях. Но получалось это не сразу, с большим трудом и не во всех заданных ситуациях.
На проведенной рефлексии по окончанию занятий. Дети стали высказывать свои мнения и предположения своего поведения и отношения к одноклассникам. Каждый высказался о том, как, не прибегая к грубости и оскорблениям по отношению к другому человеку, можно достичь своей цели, и найти общий язык.
При вторичном исследовании детей по ОМО были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых потребность включения
направлена на установление связей между людьми в малых группах, имеет сильную потребность быть принятым
остальными и принадлежать к ним;
• большая часть испытуемых может принимать контроль над собой и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый, но с большой осторожностью.
Отражается потребность в зависимости и колебания при принятии решений, могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения. Но при этом требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1997.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология «Академический проект». - М: Проспект, 2000.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие 2-е издание перераб. СПб: Изд-во Михайлова В.А. 1998.
4. Андреева Г.М., Функции общения // Психологический журнал. - 2002 - №3. - С.55-56.
5. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луйс, 1980.-125с.
6. Арямов Я.А. Особенности поведения современного подростка. «Педология» том 2, 1988.
7. Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. - М: Лист, 1992.- 57с.
8. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М: Мысль, 1987.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М: 1979. - Т.2.
10. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивации и система ценностей // Вопросы психологии. — 2012. — № 3. — С. 3-11.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. - М., - 1967. - 65с.
12. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе.
- М: Психология современного подростка, 1987. -24с.
13. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М: Просвещение, 1984.- 115с.
14. Гриценко Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке:
теория и практика. URL:
http://psyjournals.ru/education21/issue/54674_full.shtml портал
психологических изданий.
15. Дальто Ф. На стороне подростка. СПб: М, 1997. - 76с.
16. Драгунова Т.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте. Всесоюзный съезд общества психологов СССР. - М: 1968. - С.85
17. Драгунова Т.В., Д.Б.Эльконин Некоторые психологические
особенности личности подростка. - М: Советская педагогика, 1965.
18. Дрокова С.В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков, живущих в семье и в детском доме : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Комсомольск-на-Амуре, 2003 156 с. РГБ ОД, 61:04-19/468
19.Знаков В.В. Оценка общения. // Вопросы психологии. - 2002. - №3 - С.125.
20. Каломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 87с.
21. Ковалев А.Г. Возрастная психология. - М: Наука, 2000. - 94с.
22. Коджаспирова Г.М. К57 Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова.
— М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
23. Коллектив как объект и субъект воспитания. Общая педагогика
Источник: URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-
pedagogika/26314-kollektiv-kak-obekt-i-subekt-vospitaniya.html
24. Коллектив как средство воспитания Общая педагогика Источник:
URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaj a-pedagogika/26508-
kollektiv-kak-sredstvo-vospitaniya.html
25. Кон И.С. Психология ранней юности. - М: Аст-Пресс, 1989. - 231с.
26. Кордуэлл М. Психология А-Я словарь-справочник. - М: Гранд, 1999.
- С.137.
27. Ломов Б.Ф. Общение: понятия, формы // Психологический журнал. 2002.- №6 - С.26-27.
28. Лосев А.Ф. История античной философии. - М: Мысль, 1989. - 65с.
29. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., - 1972. -
75с.
30. Маринина Е. Подросток в «стае». - М: Москва, 1994. - 96с.
31. Махов Ф.С. Подросток в свободное время. - Л: Лениздат, 1982. - 39с.
32. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. - М., - 1996. - 73с.
33. Польская О.Я. Психолого-педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива. - М., - 1972. - 203с.
34. Проблемы психологии современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., - 1982. - 56с.
35. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., - 1987. - 113с.
36. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., - 1987. - 53с.
37. Пулканен Л Становление образа жизни с детского до юношеского возраста / Психология личности и образ жизни. - М: Наука, 1987.
38. Развитие личности ребенка / Перевод с анг. / под ред.
А.М.Фонарева. - М: Прогресс, 1987. - 91с.
39. Рамшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - 1994. - 87с.
40. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М: Педагогика, 1983.
41. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М., - 1995. - 28с.
42. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального
образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - 415 с.
43. Русо Ж.Ж. Подростковый период // Психологический журнал. - 2005. - №9 - С. 34.
44. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. - М: Международная педагогическая академия, 1994. - 97с.
45. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. - М., - 1926. - 53 с.
46. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. -М., - 1975. - 52с.
47. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии. - 2005 - №1. - С. 34-36.
48. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972. - 61с.
49. Ференц Гати, Дюла Гайер, Оттоне Хавали, Алис Хермани Подросток. Проблемы воспитания детей в семье. - М: Прогресс, 1982. - 65с.
50. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося в ученическом коллективе. - М., - 1988. - 98с.
51. Фромм Э. Искусство любить. - Санкт-Петербург: Азбука, 2001. - С.256
52. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., - 1997. - 24с.
53. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993. - 116с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ