КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВА КАК СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Коллектив, этапы формирования, признаки и функции 7
1.2. Характеристика детей подросткового возраста 16
1.3. Особенности взаимоотношений детей подросткового возраста в
коллективе 21
ВЫВОДЫ 27
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА
ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВА КАК СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Коллектив, этапы формирования, признаки и функции 7
1.2. Характеристика детей подросткового возраста 16
1.3. Особенности взаимоотношений детей подросткового возраста в
коллективе 21
ВЫВОДЫ 27
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА
ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в школе активно реализуется идея личностно ориентированной педагогики, и одновременно, так же активно, остро нарастает проблема формирования детского коллектива. Наличие современных средств связи, и владение информационными технологиями для виртуального общения, или общения на расстоянии, делает идею совместной жизнедеятельности детей актуальной и в современной педагогике. На рынке труда, умение работать в коллективе является одним из востребованных качеств личности.
Человек с малых лет должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество, так как он существо социальное.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания [29]. Осмысливая важность этого факта, рассмотрим два положения, которые очень важны для успешного воспитания и развития подростка в коллективе.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и несёт в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный коллектив и умело использовать его как средство для разностороннего развития личности. В «здоровом» коллективе можно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
В подростковом возрасте возникает потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его психологическое благополучие. Система личных отношений наиболее эмоционально насыщена, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками переживаются очень остро и болезненно [18].
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования учителей, родителей.
У ребенка, вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований и отношений, при которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает «переоценка ценностей», складывается новая система морально-этических требований. Становление нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности подростка. В коллективе подростков могут наблюдаться непостоянство, переменчивость отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира подростка. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть нужным, «не последним» среди них, иметь значимость для друзей, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Г армоничное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками . Коллектив может стать эффективным средством для воспитания детей в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить воспитательные возможности
коллектива детей в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: воспитательные возможности коллектива детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Выявить воспитательные возможности коллектива.
3. Провести опытно-экспериментальную работу.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: процесс социального становления подростков протекает более успешно в коллективе, где созданы благоприятные условия развития групповых отношений.
Теоретическая значимость посвящена анализу коллектива, этапы его формирования, признаки и функции. Также проанализированы характеристика детей подросткового возраста и особенности их взаимоотношений в коллективе.
Практическая значимость: материал по проблемам подростков в области взаимоотношений со сверстниками может быть использован учителями, психологами, социальными работниками для выбора адекватных путей помощи подросткам в преодолении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
Человек с малых лет должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество, так как он существо социальное.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания [29]. Осмысливая важность этого факта, рассмотрим два положения, которые очень важны для успешного воспитания и развития подростка в коллективе.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и несёт в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный коллектив и умело использовать его как средство для разностороннего развития личности. В «здоровом» коллективе можно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
В подростковом возрасте возникает потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его психологическое благополучие. Система личных отношений наиболее эмоционально насыщена, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками переживаются очень остро и болезненно [18].
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования учителей, родителей.
У ребенка, вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований и отношений, при которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает «переоценка ценностей», складывается новая система морально-этических требований. Становление нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности подростка. В коллективе подростков могут наблюдаться непостоянство, переменчивость отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира подростка. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть нужным, «не последним» среди них, иметь значимость для друзей, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Г армоничное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками . Коллектив может стать эффективным средством для воспитания детей в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить воспитательные возможности
коллектива детей в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: воспитательные возможности коллектива детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Выявить воспитательные возможности коллектива.
3. Провести опытно-экспериментальную работу.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: процесс социального становления подростков протекает более успешно в коллективе, где созданы благоприятные условия развития групповых отношений.
Теоретическая значимость посвящена анализу коллектива, этапы его формирования, признаки и функции. Также проанализированы характеристика детей подросткового возраста и особенности их взаимоотношений в коллективе.
Практическая значимость: материал по проблемам подростков в области взаимоотношений со сверстниками может быть использован учителями, психологами, социальными работниками для выбора адекватных путей помощи подросткам в преодолении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других. Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой — раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности.
Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе.
Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «МЫ» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными, и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).
В опытно - экспериментальной части данной выпускной квалификационной работы были использованы: опросник межличностных отношений (ОМО), программа «эффективное общение», анкетирование.
При первичном исследование детей по ОМО, были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых, потребность включения не направлена на установление связей между людьми в малых группах;
• подросток может принимать контроль над собой, и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый;
• дети могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения.
В целом, тренинговые занятия прошли успешно. Дети сразу включились в работу. Была небольшая проблема с дисциплиной детей, особенно на первом и втором занятии. В классе очень много лидеров и каждый из них пытается переманить класс на свою сторону. На фоне этого и происходят конфликты в классе. Остальные дети, которые не являются лидерами, находятся в замешательстве, т.к. многие из них не хотят портить отношения с одноклассниками, принимая чью-либо сторону.
На протяжении занятий дети смогли найти компромисс, в своих действиях и решениях. Но получалось это не сразу, с большим трудом и не во всех заданных ситуациях.
На проведенной рефлексии по окончанию занятий. Дети стали высказывать свои мнения и предположения своего поведения и отношения к одноклассникам. Каждый высказался о том, как, не прибегая к грубости и оскорблениям по отношению к другому человеку, можно достичь своей цели, и найти общий язык.
При вторичном исследовании детей по ОМО были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых потребность включения
направлена на установление связей между людьми в малых группах, имеет сильную потребность быть принятым
остальными и принадлежать к ним;
• большая часть испытуемых может принимать контроль над собой и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый, но с большой осторожностью.
Отражается потребность в зависимости и колебания при принятии решений, могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения. Но при этом требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения.
Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе.
Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «МЫ» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными, и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).
В опытно - экспериментальной части данной выпускной квалификационной работы были использованы: опросник межличностных отношений (ОМО), программа «эффективное общение», анкетирование.
При первичном исследование детей по ОМО, были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых, потребность включения не направлена на установление связей между людьми в малых группах;
• подросток может принимать контроль над собой, и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый;
• дети могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения.
В целом, тренинговые занятия прошли успешно. Дети сразу включились в работу. Была небольшая проблема с дисциплиной детей, особенно на первом и втором занятии. В классе очень много лидеров и каждый из них пытается переманить класс на свою сторону. На фоне этого и происходят конфликты в классе. Остальные дети, которые не являются лидерами, находятся в замешательстве, т.к. многие из них не хотят портить отношения с одноклассниками, принимая чью-либо сторону.
На протяжении занятий дети смогли найти компромисс, в своих действиях и решениях. Но получалось это не сразу, с большим трудом и не во всех заданных ситуациях.
На проведенной рефлексии по окончанию занятий. Дети стали высказывать свои мнения и предположения своего поведения и отношения к одноклассникам. Каждый высказался о том, как, не прибегая к грубости и оскорблениям по отношению к другому человеку, можно достичь своей цели, и найти общий язык.
При вторичном исследовании детей по ОМО были получены такие результаты:
• у большинства испытуемых потребность включения
направлена на установление связей между людьми в малых группах, имеет сильную потребность быть принятым
остальными и принадлежать к ним;
• большая часть испытуемых может принимать контроль над собой и брать ответственность на себя, не зависимо, в какую группу относиться испытуемый, но с большой осторожностью.
Отражается потребность в зависимости и колебания при принятии решений, могут устанавливать близкие отношения, но очень осторожно при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения. Но при этом требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения.
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Коллектив как средство развития личности старших подростков (Красноуфимский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика самовольных уходов детей подросткового возраста
средствами социально-психологического тренинга
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Методика «Взаимное дополнение» с применением ИКТ как средство развития коммуникативных умений подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Семейное воспитание как фактор формирования нравственной основы личности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство развития умений диалогической речи обучающихся на среднем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019



