Административный надзор (Бурятский Государственный Университет)
|
Введение 3
Глава 1. Характеристика административного надзора 6
1.1. Понятие и правовое регулирование административного надзора 6
1.2. Принципы и виды административного надзора 16
Глава 2. Административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 24
2.1. Сущность административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 24
2.2. Проблемы административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 29
2.3. Особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре 37
Заключение 47
Список использованных источников 51
Глава 1. Характеристика административного надзора 6
1.1. Понятие и правовое регулирование административного надзора 6
1.2. Принципы и виды административного надзора 16
Глава 2. Административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 24
2.1. Сущность административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 24
2.2. Проблемы административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы 29
2.3. Особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре 37
Заключение 47
Список использованных источников 51
Каждый год из российских исправительных учреждений освобождаются сотни тысяч бывших осужденных. Значительная часть которых снова совершает преступные деяния. Увеличение рецидивной преступности вызвало необходимость разработки и принятия закона, закрепляющего эффективный механизм надзора, который направлен на предупреждение совершения лицами, которые освобождаются из мест лишения свободы, новых преступных деяний, а также других правонарушений.
Результатом споров, которые длились много лет, стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре), вступившем в силу с 1 июля 2011 года.
Важно отметить, что ранее административный надзор как предупредительная мера регулировался отдельными нормативно-правовыми актами. Изначально действовало Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, в дальнейшем в ИТК РСФСР 1970 г. появилась специальная глава 20 «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Принятая в 1993 году Конституция РФ установила, что свободы и права гражданина и человека могут быть ограничены федеральным законом исключительно в той мере, в какой это необходимо, тем не менее, рассматриваемое Положение об административном надзоре 1966 года являлось приказом МВД СССР, который не имел статуса Федерального закона, в связи с чем нормы действующего положения противоречили Конституции РФ.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью анализа современного законодательства об административном надзоре за лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в связи с появлением новых видов преступлений, ростом организованной преступности, профессиональной рецидивной преступности, так как административный надзор по собственному правовому назначению является действенным средством борьбы с ней.
Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, которые возникают в связи с установлением и осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предмет исследования составляют нормы современного отечественного административного, уголовного, уголовно-исполнительного права; отдельные нормы, имеющие иную отраслевую принадлежность; результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, материалы судебной практики.
Целью работы является анализ административного надзора за лицами, как средства профилактики рецидивной преступности и осуществления данного направления деятельности сотрудниками органов внутренних дел.
Для достижения данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
– рассмотреть понятие и правовое регулирование административного надзора;
– исследовать принципы и виды административного надзора и установить его межотраслевые связи и отличия;
– выявить сущность административного надзора, за лицами отбывшими наказание;
– охарактеризовать проблемы административного надзора, за лицами отбывшими наказание;
– рассмотреть особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре.
Теоретическую основу составили работы следующих специалистов: Бондаренко А.С., Громова В.Г., Н.В., Лаптева С.А., Мартынова А.В., Никитина А.Д., Ольховика Н.В., Пропостина А.А., Понятовской Т.Г., Темниковой Н.В., Фильченко А.П.
Нормативная база исследования включает: Конституцию РФ, актуальное уголовное, уголовно-исполнительное законодательство, Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ, Законы РФ, в частности: Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно- исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ, «О полиции» от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ; постановления Правительства РФ; Приказ МВД РФ от 6 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и др.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых в сфере уголовного, уголовно-исполнительного, административного права, криминологии, социологии и иных научных отраслей. Были проанализированы материалы научных и научно-практических конференций, научные статьи, которые опубликованы в периодической печати, посвященные проблемам административного надзора.
В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Результатом споров, которые длились много лет, стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре), вступившем в силу с 1 июля 2011 года.
Важно отметить, что ранее административный надзор как предупредительная мера регулировался отдельными нормативно-правовыми актами. Изначально действовало Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, в дальнейшем в ИТК РСФСР 1970 г. появилась специальная глава 20 «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Принятая в 1993 году Конституция РФ установила, что свободы и права гражданина и человека могут быть ограничены федеральным законом исключительно в той мере, в какой это необходимо, тем не менее, рассматриваемое Положение об административном надзоре 1966 года являлось приказом МВД СССР, который не имел статуса Федерального закона, в связи с чем нормы действующего положения противоречили Конституции РФ.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью анализа современного законодательства об административном надзоре за лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в связи с появлением новых видов преступлений, ростом организованной преступности, профессиональной рецидивной преступности, так как административный надзор по собственному правовому назначению является действенным средством борьбы с ней.
Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, которые возникают в связи с установлением и осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предмет исследования составляют нормы современного отечественного административного, уголовного, уголовно-исполнительного права; отдельные нормы, имеющие иную отраслевую принадлежность; результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, материалы судебной практики.
Целью работы является анализ административного надзора за лицами, как средства профилактики рецидивной преступности и осуществления данного направления деятельности сотрудниками органов внутренних дел.
Для достижения данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
– рассмотреть понятие и правовое регулирование административного надзора;
– исследовать принципы и виды административного надзора и установить его межотраслевые связи и отличия;
– выявить сущность административного надзора, за лицами отбывшими наказание;
– охарактеризовать проблемы административного надзора, за лицами отбывшими наказание;
– рассмотреть особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре.
Теоретическую основу составили работы следующих специалистов: Бондаренко А.С., Громова В.Г., Н.В., Лаптева С.А., Мартынова А.В., Никитина А.Д., Ольховика Н.В., Пропостина А.А., Понятовской Т.Г., Темниковой Н.В., Фильченко А.П.
Нормативная база исследования включает: Конституцию РФ, актуальное уголовное, уголовно-исполнительное законодательство, Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ, Законы РФ, в частности: Федеральные законы РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно- исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ; «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ, «О полиции» от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ; постановления Правительства РФ; Приказ МВД РФ от 6 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и др.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых в сфере уголовного, уголовно-исполнительного, административного права, криминологии, социологии и иных научных отраслей. Были проанализированы материалы научных и научно-практических конференций, научные статьи, которые опубликованы в периодической печати, посвященные проблемам административного надзора.
В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Исторический опыт осуществления административного надзора свидетельствует о его положительном воздействии на профилактику преступлений и правонарушений и является действенным средством, обеспечивающим постпенитециарный контроль за поведением лиц, которые освобождены от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Являясь правовым институтом, административный надзор, в целом наделен комплексным характером, а значит, регулирование этой группы отношений исключительно при помощи метода административного предписания в полной мере на способно обеспечить охрану интересов и прав субъектов. Тем не менее, непосредственная связь административного надзора с институтами Общей части уголовного права определяется установлением обязательного условия для реализации административного надзора, в качестве которого является течение срока судимости, потому как, исключительно в пределах данного срока возможен этот надзор.
В содержание административного надзора входят временные ограничения прав поднадзорных лиц, а именно: а) обязанности поднадзорного лица; б) административные ограничения; в) сроки административного надзора; г) последствия нарушения административных обязанностей либо ограничений поднадзорного лица. Тем не менее, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту пребывания либо жительства для регистрации представляет собой обязанность, а не ограничение, которая обеспечивает осуществление надзора.
Список административных ограничений является закрытым. Законодательное установление перечня правовых ограничений позволяет суду дифференцированно, принимая во внимание личностные особенности поднадзорного использовать соответствующие меры. В статье 11 Закона об административном надзоре определенны обязанности поднадзорного лица, каждая из которых обеспечивает: а) осведомленность надзорного органа о месте фактического пребывания, работы и жительства поднадзорного лица; б) возможность регулярного общения надзорного органа с поднадзорным лицом для контроля за выполнением им административных ограничений, которые становил суд и исполнения обязанностей, которые предусмотрены законодательством.
Последствиями нарушения административных обязанностей либо ограничений лицом, которое состоит под административным надзором, являются определенные уголовным и законодательством об административных правонарушениях меры юридической ответственности. Тем не менее, санкции за уклонение от административного надзора либо неоднократного невыполнения определенных судом в соответствии с федеральным законом ограничений либо, ограничений, которые определенны ч.1. и ч. 2. ст. 314.1. УК РФ являются слишком мягкими и нуждаются в более строгом наказании в виде лишения свободы.
Криминализация нарушения правил административного надзора осуществлена по качественному критерию – по направленности умысла лица, которая законодателем толкуется, в качестве признака, достаточного для придания административному правонарушению общественно опасного характера. Сроки административного надзора, их приостановление и исчисление устанавливают временный характер административного надзора, он определяется в пределах течения срока погашения судимости, и его окончание не должно выходить за момент погашения судимости.
В комплексе мер организационно-правовой регламентации осуществления административного надзора значимым является процесс достижения его целей, а именно предупреждение совершения новых преступных деяний. Предупреждение повторных преступных деяний, совершаемых поднадзорными, является индикатором результативности практики его осуществления.
При этом на практике возникают следующие проблемы правоприменения нововведений закрепленных в КАС РФ.
1.Так, сниженные сроки рассмотрения и принятия административного искового заявления влекут трудности извещения поднадзорного лица, его доставления в случае нахождения его под стражей, а также отложения процесса, при обязательном десятидневном рассмотрении. Существует проблема должного извещения и доставления лица, которое отбывает наказание не в следственном изоляторе.
2. В качестве позитивных моментов следует отметить наделение суда полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, и введения мер процессуального принуждения, которые перечислены в главе 11 КАС РФ, в особенности такой меры как привод.
3. В главе 29 КАС РФ не имеется оснований для возврата административного искового заявления, в случае не выполнения требований к его составлению, которые предусмотрены ст. 270 КАС РФ. Важно отметить, что в подобном случае не подлежат применению общие требования для отказа в принятия заявления либо оставления его без движения, потому как в первом случае, основания которые перечислены в ст. 128, 129 КАС РФ, не распространяются на эту категорию дел, а во втором случае оставить без движения исковое заявление не позволят десятидневные сжатые сроки рассмотрения дела.
4. Еще одной трудностью является то, что в главе 29 КАС РФ не имеется нормы, которая бы закрепляла перечень решений, которые могут быть приняты по итогам рассмотрения административного дела. В статье 273 КАС РФ установлены только правила принятия решения, его содержание, и сведения, которые должно содержать судебное решение по административному делу об административном надзоре, что, безусловно является не достаточным. Представляется необходимым закрепить именно норму, которой бы устанавливалось, какое решение может быть принято по административному исковому заявлению об административном надзоре (отказано, удовлетворено, прекращено, оставлено без рассмотрения), потому как общие нормы к этой категории дела, принимая во внимание, личность административных ответчиков (осужденных), не применимы.
Учитывая, что правовая природа административного надзора сочетает в себе природу уголовного процесса и права, уголовно- исполнительного и административного права, считаем, что в отдельных случаях применение уголовно – процессуального права, решило бы возникшие трудности при установлении административного надзора.
Следовательно, наличие ряда правовых и организационных проблем в реализации функции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования этого института.
Таким образом, следует признать, что применение уголовно-правовых норм при рассмотрении административных дел об административном надзоре имеет место, однако подобное правоприменение характеризуется значительными особенностями по сравнению с применением судами норм цивилистического либо административного блока.
Являясь правовым институтом, административный надзор, в целом наделен комплексным характером, а значит, регулирование этой группы отношений исключительно при помощи метода административного предписания в полной мере на способно обеспечить охрану интересов и прав субъектов. Тем не менее, непосредственная связь административного надзора с институтами Общей части уголовного права определяется установлением обязательного условия для реализации административного надзора, в качестве которого является течение срока судимости, потому как, исключительно в пределах данного срока возможен этот надзор.
В содержание административного надзора входят временные ограничения прав поднадзорных лиц, а именно: а) обязанности поднадзорного лица; б) административные ограничения; в) сроки административного надзора; г) последствия нарушения административных обязанностей либо ограничений поднадзорного лица. Тем не менее, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту пребывания либо жительства для регистрации представляет собой обязанность, а не ограничение, которая обеспечивает осуществление надзора.
Список административных ограничений является закрытым. Законодательное установление перечня правовых ограничений позволяет суду дифференцированно, принимая во внимание личностные особенности поднадзорного использовать соответствующие меры. В статье 11 Закона об административном надзоре определенны обязанности поднадзорного лица, каждая из которых обеспечивает: а) осведомленность надзорного органа о месте фактического пребывания, работы и жительства поднадзорного лица; б) возможность регулярного общения надзорного органа с поднадзорным лицом для контроля за выполнением им административных ограничений, которые становил суд и исполнения обязанностей, которые предусмотрены законодательством.
Последствиями нарушения административных обязанностей либо ограничений лицом, которое состоит под административным надзором, являются определенные уголовным и законодательством об административных правонарушениях меры юридической ответственности. Тем не менее, санкции за уклонение от административного надзора либо неоднократного невыполнения определенных судом в соответствии с федеральным законом ограничений либо, ограничений, которые определенны ч.1. и ч. 2. ст. 314.1. УК РФ являются слишком мягкими и нуждаются в более строгом наказании в виде лишения свободы.
Криминализация нарушения правил административного надзора осуществлена по качественному критерию – по направленности умысла лица, которая законодателем толкуется, в качестве признака, достаточного для придания административному правонарушению общественно опасного характера. Сроки административного надзора, их приостановление и исчисление устанавливают временный характер административного надзора, он определяется в пределах течения срока погашения судимости, и его окончание не должно выходить за момент погашения судимости.
В комплексе мер организационно-правовой регламентации осуществления административного надзора значимым является процесс достижения его целей, а именно предупреждение совершения новых преступных деяний. Предупреждение повторных преступных деяний, совершаемых поднадзорными, является индикатором результативности практики его осуществления.
При этом на практике возникают следующие проблемы правоприменения нововведений закрепленных в КАС РФ.
1.Так, сниженные сроки рассмотрения и принятия административного искового заявления влекут трудности извещения поднадзорного лица, его доставления в случае нахождения его под стражей, а также отложения процесса, при обязательном десятидневном рассмотрении. Существует проблема должного извещения и доставления лица, которое отбывает наказание не в следственном изоляторе.
2. В качестве позитивных моментов следует отметить наделение суда полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, и введения мер процессуального принуждения, которые перечислены в главе 11 КАС РФ, в особенности такой меры как привод.
3. В главе 29 КАС РФ не имеется оснований для возврата административного искового заявления, в случае не выполнения требований к его составлению, которые предусмотрены ст. 270 КАС РФ. Важно отметить, что в подобном случае не подлежат применению общие требования для отказа в принятия заявления либо оставления его без движения, потому как в первом случае, основания которые перечислены в ст. 128, 129 КАС РФ, не распространяются на эту категорию дел, а во втором случае оставить без движения исковое заявление не позволят десятидневные сжатые сроки рассмотрения дела.
4. Еще одной трудностью является то, что в главе 29 КАС РФ не имеется нормы, которая бы закрепляла перечень решений, которые могут быть приняты по итогам рассмотрения административного дела. В статье 273 КАС РФ установлены только правила принятия решения, его содержание, и сведения, которые должно содержать судебное решение по административному делу об административном надзоре, что, безусловно является не достаточным. Представляется необходимым закрепить именно норму, которой бы устанавливалось, какое решение может быть принято по административному исковому заявлению об административном надзоре (отказано, удовлетворено, прекращено, оставлено без рассмотрения), потому как общие нормы к этой категории дела, принимая во внимание, личность административных ответчиков (осужденных), не применимы.
Учитывая, что правовая природа административного надзора сочетает в себе природу уголовного процесса и права, уголовно- исполнительного и административного права, считаем, что в отдельных случаях применение уголовно – процессуального права, решило бы возникшие трудности при установлении административного надзора.
Следовательно, наличие ряда правовых и организационных проблем в реализации функции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования этого института.
Таким образом, следует признать, что применение уголовно-правовых норм при рассмотрении административных дел об административном надзоре имеет место, однако подобное правоприменение характеризуется значительными особенностями по сравнению с применением судами норм цивилистического либо административного блока.
Подобные работы
- Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Органы исполнительной власти субъектов РФ как субъекты административного права (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации (Тульский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде (Бурятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Административно-территориальное управление Сибирью (XIX- иачало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Государственные закупки в функционировании и
развитии региональной экономической системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



