Конфликты в малых группах. Причины и их способы преодоления (Общая психология, РАНХ и ГС)
|
Введение 3
1 Теоретические основы изучения характера и типов конфликтов в малых группах 5
1.1 Подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе 5
1.2 Функции конфликтов в малой группе 9
1.3 Типы конфликтов в малых группах, способы преодоление конфликтов 15
2 Программа эмпирического исследования особенностей конфликтов в малых группах 20
2.1 Проблема исследования и операционализация основных понятий 20
2.2 Методы и методики исследования 22
Заключение 26
Библиографический список 27
1 Теоретические основы изучения характера и типов конфликтов в малых группах 5
1.1 Подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе 5
1.2 Функции конфликтов в малой группе 9
1.3 Типы конфликтов в малых группах, способы преодоление конфликтов 15
2 Программа эмпирического исследования особенностей конфликтов в малых группах 20
2.1 Проблема исследования и операционализация основных понятий 20
2.2 Методы и методики исследования 22
Заключение 26
Библиографический список 27
Актуальность исследования определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследования целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях и обусловила наше обращение к этой проблеме.
Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов в малых группах. Конфликт между личностью и группой – это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой. Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Объект исследования – конфликты.
Предмет исследования – конфликты в малых группах.
Цель исследования – изучить особенности конфликтов в малых группах.
Гипотеза исследования: конфликт в малой группе оказывает влияние на качество межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе.
2. Определить основные функции конфликтов.
3. Охарактеризовать типы конфликтов в малых группах, способы преодоления конфликтов.
4. Разработать эмпирическое исследование по определению особенностей конфликтов в малой группе.
Методы исследования: научно-теоретический анализ. Применение этого метода позволило определить методологическую основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования. Основными методами явились такие, как метод структурного анализа, синтез и обобщение, эмпирический метод.
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «конфликт» раскрыта в научных трудах А.В. Дмитриева, И.Г. Малкиной-Пых, З. Фрейда, Н.Г. Яковлевой и др. Функции конфликта проанализированы в исследованиях В.А. Холмогова, Т. Шибутани, В.А. Ядова и др. Типы конфликтов описаны в работах Н.С. Ефимовой, Н.И. Леонова и др. Способы преодоления конфликтов представлены в исследованиях Н.В. Витт, И.А. Фурманова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов в малых группах. Конфликт между личностью и группой – это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой. Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Объект исследования – конфликты.
Предмет исследования – конфликты в малых группах.
Цель исследования – изучить особенности конфликтов в малых группах.
Гипотеза исследования: конфликт в малой группе оказывает влияние на качество межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе.
2. Определить основные функции конфликтов.
3. Охарактеризовать типы конфликтов в малых группах, способы преодоления конфликтов.
4. Разработать эмпирическое исследование по определению особенностей конфликтов в малой группе.
Методы исследования: научно-теоретический анализ. Применение этого метода позволило определить методологическую основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования. Основными методами явились такие, как метод структурного анализа, синтез и обобщение, эмпирический метод.
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «конфликт» раскрыта в научных трудах А.В. Дмитриева, И.Г. Малкиной-Пых, З. Фрейда, Н.Г. Яковлевой и др. Функции конфликта проанализированы в исследованиях В.А. Холмогова, Т. Шибутани, В.А. Ядова и др. Типы конфликтов описаны в работах Н.С. Ефимовой, Н.И. Леонова и др. Способы преодоления конфликтов представлены в исследованиях Н.В. Витт, И.А. Фурманова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как конфликты в малых группах оказывает влияние на качество межличностных отношений между членами группы.
Конфликт – это взаимное отрицательное состояние людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей; отрицательная реакция на поступок человека, определенная линия его поведения в сложившихся в данный момент жизненных обстоятельствах.
Возникновению конфликтов могут способствовать и барьеры общения (барьер характера, барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия (речи и установки), барьер техники и навыков общения, барьер незнания). В современной конфликтологии сформировались различные подходы к анализу конфликтов: ситуационный, личностный, онтологический и др.
В ситуации межличностного конфликта, нужно соблюдать несколько условий, таких как открытость общения, нахождения точек соприкосновения, желание исчерпать конфликтную ситуацию, создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Без желания хотя бы в выполнении одного из аспектов перечисленного малая группа начинает разрушаться под эгидой навалившихся проблем, недопонимания и в расхождении интересов.
Конфликты неизбежны и неотвратимы, поэтому должны рассматриваться как естественные аспекты человеческой жизни. Конфликт должен восприниматься как одна из форм нормального взаимодействия между людьми. При этом, конфликт обязательно должен привести к разрушению, а, наоборот, в процессе разрешения конфликта люди вырабатывают новые принципы взаимодействия, способные сохранить и поддержать отношения.
Другими словами, основная ценность конфликтов заключается в том, что они предотвращают «окостенение» существующей системы, открывают дорогу нового, являются стимулом к изменениям, выводят отношения на качественно новый уровень. В тоже время в конфликте, всегда присутствует риск разрушения отношений, который связан с неспособностью справиться и преодолеть кризис в отношениях. Отсутствие ссор не всегда свидетельствует о благоприятной семейной атмосфере и наоборот их наличие нельзя однозначно трактовать, что в отношениях членов семьи существуют серьёзные проблемы. Несмотря на то, что конфликты приводят к ухудшению отношений на определённое время, тем не менее, конфликты позволяют и укрепить семейные отношения в долгосрочной перспективе.
В зависимости от степени разрешенности конфликта, адекватности выбранных способов его разрешения и мотивации членов малой группы, можно выделить созидательную (конструктивную) и разрешительную (деструктивную) функции конфликта, что позволяет выработать комплексный подход к оценке каждого конкретного проявления конфликта.
С целью определения особенностей конфликтов в малой группе была разработана программа эмпирического исследования. Межличностные конфликты и противоречия в малой группе представляют собой многомерные конструкты, которые включают несколько типов на уровне группы и неформальных подгрупп. Выбранные для эмпирического исследования «Опросник типов межличностного конфликта в группе» и «Опросник типов межличностных противоречий в группе (ОТМПГ) в целом обладают надежностью и валидностью по всем рассмотренным показателям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Конфликт – это взаимное отрицательное состояние людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей; отрицательная реакция на поступок человека, определенная линия его поведения в сложившихся в данный момент жизненных обстоятельствах.
Возникновению конфликтов могут способствовать и барьеры общения (барьер характера, барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия (речи и установки), барьер техники и навыков общения, барьер незнания). В современной конфликтологии сформировались различные подходы к анализу конфликтов: ситуационный, личностный, онтологический и др.
В ситуации межличностного конфликта, нужно соблюдать несколько условий, таких как открытость общения, нахождения точек соприкосновения, желание исчерпать конфликтную ситуацию, создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Без желания хотя бы в выполнении одного из аспектов перечисленного малая группа начинает разрушаться под эгидой навалившихся проблем, недопонимания и в расхождении интересов.
Конфликты неизбежны и неотвратимы, поэтому должны рассматриваться как естественные аспекты человеческой жизни. Конфликт должен восприниматься как одна из форм нормального взаимодействия между людьми. При этом, конфликт обязательно должен привести к разрушению, а, наоборот, в процессе разрешения конфликта люди вырабатывают новые принципы взаимодействия, способные сохранить и поддержать отношения.
Другими словами, основная ценность конфликтов заключается в том, что они предотвращают «окостенение» существующей системы, открывают дорогу нового, являются стимулом к изменениям, выводят отношения на качественно новый уровень. В тоже время в конфликте, всегда присутствует риск разрушения отношений, который связан с неспособностью справиться и преодолеть кризис в отношениях. Отсутствие ссор не всегда свидетельствует о благоприятной семейной атмосфере и наоборот их наличие нельзя однозначно трактовать, что в отношениях членов семьи существуют серьёзные проблемы. Несмотря на то, что конфликты приводят к ухудшению отношений на определённое время, тем не менее, конфликты позволяют и укрепить семейные отношения в долгосрочной перспективе.
В зависимости от степени разрешенности конфликта, адекватности выбранных способов его разрешения и мотивации членов малой группы, можно выделить созидательную (конструктивную) и разрешительную (деструктивную) функции конфликта, что позволяет выработать комплексный подход к оценке каждого конкретного проявления конфликта.
С целью определения особенностей конфликтов в малой группе была разработана программа эмпирического исследования. Межличностные конфликты и противоречия в малой группе представляют собой многомерные конструкты, которые включают несколько типов на уровне группы и неформальных подгрупп. Выбранные для эмпирического исследования «Опросник типов межличностного конфликта в группе» и «Опросник типов межличностных противоречий в группе (ОТМПГ) в целом обладают надежностью и валидностью по всем рассмотренным показателям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



