Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конфликты в малых группах. Причины и их способы преодоления (Общая психология, РАНХ и ГС)

Работа №56384

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы изучения характера и типов конфликтов в малых группах 5
1.1 Подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе 5
1.2 Функции конфликтов в малой группе 9
1.3 Типы конфликтов в малых группах, способы преодоление конфликтов 15
2 Программа эмпирического исследования особенностей конфликтов в малых группах 20
2.1 Проблема исследования и операционализация основных понятий 20
2.2 Методы и методики исследования 22
Заключение 26
Библиографический список 27


Актуальность исследования определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследования целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях и обусловила наше обращение к этой проблеме.
Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов в малых группах. Конфликт между личностью и группой – это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой. Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Объект исследования – конфликты.
Предмет исследования – конфликты в малых группах.
Цель исследования – изучить особенности конфликтов в малых группах.
Гипотеза исследования: конфликт в малой группе оказывает влияние на качество межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «конфликт» в психологической литературе.
2. Определить основные функции конфликтов.
3. Охарактеризовать типы конфликтов в малых группах, способы преодоления конфликтов.
4. Разработать эмпирическое исследование по определению особенностей конфликтов в малой группе.
Методы исследования: научно-теоретический анализ. Применение этого метода позволило определить методологическую основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования. Основными методами явились такие, как метод структурного анализа, синтез и обобщение, эмпирический метод.
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «конфликт» раскрыта в научных трудах А.В. Дмитриева, И.Г. Малкиной-Пых, З. Фрейда, Н.Г. Яковлевой и др. Функции конфликта проанализированы в исследованиях В.А. Холмогова, Т. Шибутани, В.А. Ядова и др. Типы конфликтов описаны в работах Н.С. Ефимовой, Н.И. Леонова и др. Способы преодоления конфликтов представлены в исследованиях Н.В. Витт, И.А. Фурманова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как конфликты в малых группах оказывает влияние на качество межличностных отношений между членами группы.
Конфликт – это взаимное отрицательное состояние людей, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей; отрицательная реакция на поступок человека, определенная линия его поведения в сложившихся в данный момент жизненных обстоятельствах.
Возникновению конфликтов могут способствовать и барьеры общения (барьер характера, барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия (речи и установки), барьер техники и навыков общения, барьер незнания). В современной конфликтологии сформировались различные подходы к анализу конфликтов: ситуационный, личностный, онтологический и др.
В ситуации межличностного конфликта, нужно соблюдать несколько условий, таких как открытость общения, нахождения точек соприкосновения, желание исчерпать конфликтную ситуацию, создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Без желания хотя бы в выполнении одного из аспектов перечисленного малая группа начинает разрушаться под эгидой навалившихся проблем, недопонимания и в расхождении интересов.
Конфликты неизбежны и неотвратимы, поэтому должны рассматриваться как естественные аспекты человеческой жизни. Конфликт должен восприниматься как одна из форм нормального взаимодействия между людьми. При этом, конфликт обязательно должен привести к разрушению, а, наоборот, в процессе разрешения конфликта люди вырабатывают новые принципы взаимодействия, способные сохранить и поддержать отношения.
Другими словами, основная ценность конфликтов заключается в том, что они предотвращают «окостенение» существующей системы, открывают дорогу нового, являются стимулом к изменениям, выводят отношения на качественно новый уровень. В тоже время в конфликте, всегда присутствует риск разрушения отношений, который связан с неспособностью справиться и преодолеть кризис в отношениях. Отсутствие ссор не всегда свидетельствует о благоприятной семейной атмосфере и наоборот их наличие нельзя однозначно трактовать, что в отношениях членов семьи существуют серьёзные проблемы. Несмотря на то, что конфликты приводят к ухудшению отношений на определённое время, тем не менее, конфликты позволяют и укрепить семейные отношения в долгосрочной перспективе.
В зависимости от степени разрешенности конфликта, адекватности выбранных способов его разрешения и мотивации членов малой группы, можно выделить созидательную (конструктивную) и разрешительную (деструктивную) функции конфликта, что позволяет выработать комплексный подход к оценке каждого конкретного проявления конфликта.
С целью определения особенностей конфликтов в малой группе была разработана программа эмпирического исследования. Межличностные конфликты и противоречия в малой группе представляют собой многомерные конструкты, которые включают несколько типов на уровне группы и неформальных подгрупп. Выбранные для эмпирического исследования «Опросник типов межличностного конфликта в группе» и «Опросник типов межличностных противоречий в группе (ОТМПГ) в целом обладают надежностью и валидностью по всем рассмотренным показателям.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Москва: Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. В. Андриенко. – Москва: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
3. Антипина, Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп / Г. С. Антипина // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 81-85.
4. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность: метод указания / М. В. Башкин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 72 с.
5. Боричевский, В. О. От эталона к референтности / В. О. Боричевский // Мир психологии. – 2017. – № 2. – С. 74-77.
6. Гулевич, О. А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 452 c.
7. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 95-107.
8. Денисова, Ю. В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю. В. Денисова, Е. Т. Имашева. – Москва: Омега-Л, 2011. – 172 c.
9. Дмитриев, А. В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. – Москва: Гардарики, 2013. – 320 с.
10. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
11. Ефимова, Н. С. Социальная психология: Учебник для СПО / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 442 c.
12. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 357 с.
13. Леонов, Н. И. Конфликтология. Учебное пособие / Н. И. Леонов. – Москва: Инфра-М, 2010. – 192 с
14. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – Москва: Академия, 2012. – 402 с.
15. Малкина-Пых, И. Г. Конфликтология / И. Г. Малкина-Пых. – Н.Новгород: ООО Цветной бульвар», 2015. – 741 с.
16. Москвин, В. А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования / В. А. Москвин // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 41-44.
17. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Москва: Академия. 2012. – 745 с.
18. Психология конструктивной конфликтности личности: монография / под ред. проф. А. В. Карпова, проф. М. М. Кашапова. – Ярославль: Индиго, 2013. – 336 с.
19. Холмогоров, В. А. Ядро коллектива и методы его изучения / В. А. Холмогоров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 4. – С. 112-115.
20. Фурманов, И. А. Социально-психологические проблемы поведения / И. А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2012. – 91 с.
21. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 458 с.
22. Щедрина, Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Мир психологии. – 2015. –№2. – С. 52-55.
23. Фрейд, З. Психотерапия / З. Фрейд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 247 с.
24. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – Москва: Академия, 2014. – 284 с.
25. Яковлева, Н. Г. Социальная психология. Курс лекций / Н. Г. Яковлева. – Томск: ТГУ, 2013. – 426 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ