ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО¬
МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА 8
1.1. Определение понятия методического сопровождения
образовательного процесса 8
1.2. Понятие и сущность методического сопровождения образовательного
процесса 10
1.3. ИКТ, используемые в образовательном процессе 12
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО
ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ 19
2.1. Внедрение современных технологий в образовательный процесс на
уроках физики 19
2.2. Виды и требования к методическим пособиям. Инструкция по
созданию пособия 21
2.3. Создание методического пособия по физике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Уже никем не оспаривается тот факт, что человечество вступило в новую эпоху своего развития — информационную. В этих условиях навыки и умения работы с большими массивами информации и освоение инструментария этой работы, приобретают ведущее значение среди других навыков и умений, традиционно прививавшихся в процессе обучения. Не менее актуальна и подготовка педагогов, способных активно использовать в своей профессиональной деятельности современные информационные технологии, передавая свой опыт последующим поколениям. Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Изучение технических дисциплин требует широкого применения разнообразных современных форм и средств. Развитие новых информационных технологий в образовании, стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и так далее.
Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию, т.е. быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся.
Для этого недостаточно наличия в системе только учителя и учебника, отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
На сегодняшний день в области образования больше всего является актуальным создание и внедрение электронных научно-методических ресурсов по различным дисциплинам. Достоинствами таких [ресурсов, являются: во-первых. их мобильность. во-вторых. доступность связи с развитием компьютерных сетей. в-третьих. адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны. создание электронных научно-методических [ресурсов способствует также решению и такой проблемы. как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров. подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того. осуществляется контроль знаний - тестирование.
Предмет исследования: содержание. формы и методы
методического сопровождения образовательного процесса в средней школе.
Цель исследования: на основе выявленных учебно-методических ресурсов разработать методическое пособие по физике для учеников 10-11 класса. позволяющий самостоятельно готовиться к различным видам промежуточного и текущего контроля знаний.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятия «образовательный процесс».
«сопровождение». «методическое сопровождение».
3. Изучить требования и инструкцию по созданию методических пособий.
4. Разработать методическое пособие по физике для учеников 10-11 класса.
Научная новизна исследования: методическое пособие
одновременно включает в себя обобщенное краткое содержание по физике средней школы базового уровня. разработаный банк заданий. а также различные формы контроля знаний.
Практическая значимость исследования: разработанное
методическое пособие может быть рекомендован учащимся средней школы, училищ и техникумов для повышения качества знаний и самостоятельной подготовки к различным видам проверочных работ.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение.
Структура дипломной работы: работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, библиографии.
В ходе выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и описать возможности научно-методического сопровождения образовательного процесса в школе, в разработке и апробации методического пособия по физике для учащихся 10-11 класса.
Для реализации поставленной цели мною были реализованы задачи исследования:
• Изучены научные подходы к пониманию сопровождения
образовательного процесса;
• Описаны ИКТ, используемые в образовательном процессе в
средней школе;
• Выявлены возможности методического сопровождения
образовательного процесса;
• Изучены виды, требования и инструкция по созданию методического пособия;
• Разработано методическое пособие по физике для учащихся 10¬11 класса.
Таким образом:
На современном этапе развития образования именно методические пособия, используемые в сопровождении образовательного процесса, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы.
Главной целью внедрения методических пособий в образовательный процесс является появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Созданное нами методическое пособие обладает следующими
преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных,
43
нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями, позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, также позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: учеб. пособие/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
2. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) [Текст]: автореф. дис. пед. наук / Е. И. Казакова. - СПб., 2004. - 32 с.
3. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст]: учеб. / Д.Н. Ушаков, А. И. Левин. - Москва: Аделант, 2014 г. - 800 с.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
5. Битянова, М. Р. Методическая работа в школе[Текст]: учеб. пособие/ М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2002. - 296 с.
6. Михайлова, Н.Н. Сопровождение учебного процесса; его значение для повышения качества образования / Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе [Текст]: Материалы Всероссийской научной конференции «Г ерценовские чтения». - СПб., 2002. - С. 161-163.
7. Бережнова JI.H. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков: Сборник научных трудов. СПб., 2001.
8. Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек- тивн. моногр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 480с.
10. Саадуев М.С. О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] М.С. Саадуев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, апрель 2011г.) Т II. - Пермь: Меркурий. 2013. - с. 129-132.
11. Ангеловски, К. Учителя и инновации [Текст]: Кн. Для учителя / К. Ангеловски. -М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
12. Гусева, А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе [Текст]: учеб. пособие / А.И. Гусева - М. 2006. - 207 с.
13. Крук, Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.В. Крук - Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/digital-manual, свободный . - Загл. с экрана.
14. Информатизация общего среднего образования [Текст]: Научно¬методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
15. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения [Текст]/Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева / Информатика и образование. - 2000. - № 5. - С.45.
16. Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных образовательных программ среднего и образования / [Текст]: сост. В.В. Майр. - Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ, 2012. - 88
17. Хижняк, Е.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Е.А. Хижняк - Режим доступа: http://iteach.stup.ac.ru/node/21, свободный. - Загл. с экрана.
18. Архипова, А. И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: Авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1998.
19. Долгих Е.Н. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса на уроках физики: реализация требований ФГОС [Электронный ресурс]/ Е.Н. Долгих - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/met2-2014Dolg.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
20. Разработка методического пособия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //mgutunn.ru/work/453963/Razrabotka- dizaj na- metodicheskogo-posobiya, свободный. - Загл. с экрана.
21. Методическое пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/8533.html, свободный. - Загл. с экрана.
22. Пасюта, С.В. Разработка методического пособия по решению задач [Электронный ресурс]/ С.В. Пасюта - Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=57870, свободный. - Загл. с экрана.