ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА
1.1 Феномен конфликта в психологии 7
1.1.1 Конфликт, структура и виды конфликта 10
1.1.2 Понятие и сущность конфликтности 13
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста.. ..20
1.2 Специфика конфликтности в младшем школьном возрасте 23
Выводы по главе 1 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА
1.1 Феномен конфликта в психологии 7
1.1.1 Конфликт, структура и виды конфликта 10
1.1.2 Понятие и сущность конфликтности 13
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста.. ..20
1.2 Специфика конфликтности в младшем школьном возрасте 23
Выводы по главе 1 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Понятие «конфликт» является одним из самых употребляемых в психологической науке. В процессе развития и становления человека конфликтами охвачены многие сферы его жизни: социальные коммуникации в больших и малых группах, межличностное взаимодействие с окружающими, субъективная реальность внутреннего мира, личные ситуативные предпосылки и др. Кроме того, в течение жизни каждый человек сталкивается со сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.
Как содержательно заметил американский психолог Б. Вул «Жизнь - это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их» [9].
Обзор психологической литературы показал, что проблематика конфликта долгое время привлекает пристальное внимание многих ученых. Так, в своем подавляющем большинстве российские исследователи проблем конфликта (Гусаева К.Г., Чайкина Т.В., Сорокина А.И., Алексеева А.Н., Гришина Н.В. и др.), основное внимание уделяли изучению конфликтного поведения в группе, изучению причин и разрешения конфликта, рассматривали разнообразие конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов, субъективное восприятие и оценку
участниками конфликта его характера, особенностей зарождения, протекания и разрешения конфликта.
Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется социальной и практической значимостью вопросов коррекции и профилактики конфликтности в младшем школьном возрасте, решения задач формирования здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью профилактики и коррекции ранних форм девиации у младших школьников. Кроме того, актуальность темы «Психологические особенности конфликтности младших школьников» повышается в соответствии с тем, что в настоящее время в 3
педагогическом процессе большое внимание придается формированию и значению таких качеств учащихся, которые в большей степени связаны с его обучением в школе. В этой связи забытой остается духовная сторона образовательного процесса, воспитание в детях доброжелательного отношения к окружающим, формирование у них бесконфликтного отношения к миру. В свою очередь, ФГОС начального общего образования выдвигает свои требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций. А также одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является готовность ученика конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [48].
Кроме того, психологическая категория конфликтности представляет собой сложный феномен, состоящий из большого числа элементов, проявляющихся на разных уровнях взаимодействия. В литературных источниках конфликтность - это комплексный показатель психологических особенностей, который определяется действием таких факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов - условиями жизни, успешностью в определенной деятельности, условиями среды и социального окружения, общего уровня культуры [31,34,37,42,43]. Поэтому из ряда комплексного показателя конфликтности, в эмпирической части исследования в качестве психологических особенностей
конфликтности младших школьников были рассмотрены успешность- неуспешность учащихся в учебной деятельности, личностная конфликтность, личностно-типологические особенности регуляции деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы стало исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников.
В качестве объекта исследования выступили младшие школьники.
Предметом исследования явились психологические особенности конфликтности младших школьников.
В соответствии с замыслом, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить феноменологию конфликта в психологической литературе;
2. Рассмотреть специфику конфликта в младшем школьном возрасте;
3. Организовать исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников:
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешные и неуспешные в учебной деятельности младшие школьники имеют различные психологические особенности конфликтности.
При реализации цели и задач исследования были использованы методы:
• теоретические: обзор и обобщение теоретических данных;
• эмпирические: анализ школьного электронного журнала (для
определения учебной успешности/неуспешности оценивался средний балл успеваемости младших школьников); психодиагностический метод с использованием методики Беловой В.В. «Личностная конфликтность» и личностного опросника «Лвтономность-зависимость» Прыгина Г.С.;
• метод математической статистики (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка диагностируемых показателей осуществлялась с помощью программы Excel.
Эмпирической базой исследования выступили МБОУ СОШ № 29 и МБОУ СОШ № 31 г.Нижнекамск. Эмпирическая выборочная совокупность состояла из 61 учащихся 4 классов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы студентами при составлении конспектов семинарских и практических занятий; в педагогической работе специалистов образовательных клубов и центров; результаты исследования могут быть учтены педагогами школ, родителями детей младшего школьного возраста, а также для всех людей, интересующихся возрастной и педагогической психологией.
Как содержательно заметил американский психолог Б. Вул «Жизнь - это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их» [9].
Обзор психологической литературы показал, что проблематика конфликта долгое время привлекает пристальное внимание многих ученых. Так, в своем подавляющем большинстве российские исследователи проблем конфликта (Гусаева К.Г., Чайкина Т.В., Сорокина А.И., Алексеева А.Н., Гришина Н.В. и др.), основное внимание уделяли изучению конфликтного поведения в группе, изучению причин и разрешения конфликта, рассматривали разнообразие конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов, субъективное восприятие и оценку
участниками конфликта его характера, особенностей зарождения, протекания и разрешения конфликта.
Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется социальной и практической значимостью вопросов коррекции и профилактики конфликтности в младшем школьном возрасте, решения задач формирования здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью профилактики и коррекции ранних форм девиации у младших школьников. Кроме того, актуальность темы «Психологические особенности конфликтности младших школьников» повышается в соответствии с тем, что в настоящее время в 3
педагогическом процессе большое внимание придается формированию и значению таких качеств учащихся, которые в большей степени связаны с его обучением в школе. В этой связи забытой остается духовная сторона образовательного процесса, воспитание в детях доброжелательного отношения к окружающим, формирование у них бесконфликтного отношения к миру. В свою очередь, ФГОС начального общего образования выдвигает свои требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций. А также одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является готовность ученика конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [48].
Кроме того, психологическая категория конфликтности представляет собой сложный феномен, состоящий из большого числа элементов, проявляющихся на разных уровнях взаимодействия. В литературных источниках конфликтность - это комплексный показатель психологических особенностей, который определяется действием таких факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов - условиями жизни, успешностью в определенной деятельности, условиями среды и социального окружения, общего уровня культуры [31,34,37,42,43]. Поэтому из ряда комплексного показателя конфликтности, в эмпирической части исследования в качестве психологических особенностей
конфликтности младших школьников были рассмотрены успешность- неуспешность учащихся в учебной деятельности, личностная конфликтность, личностно-типологические особенности регуляции деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы стало исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников.
В качестве объекта исследования выступили младшие школьники.
Предметом исследования явились психологические особенности конфликтности младших школьников.
В соответствии с замыслом, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить феноменологию конфликта в психологической литературе;
2. Рассмотреть специфику конфликта в младшем школьном возрасте;
3. Организовать исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников:
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешные и неуспешные в учебной деятельности младшие школьники имеют различные психологические особенности конфликтности.
При реализации цели и задач исследования были использованы методы:
• теоретические: обзор и обобщение теоретических данных;
• эмпирические: анализ школьного электронного журнала (для
определения учебной успешности/неуспешности оценивался средний балл успеваемости младших школьников); психодиагностический метод с использованием методики Беловой В.В. «Личностная конфликтность» и личностного опросника «Лвтономность-зависимость» Прыгина Г.С.;
• метод математической статистики (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка диагностируемых показателей осуществлялась с помощью программы Excel.
Эмпирической базой исследования выступили МБОУ СОШ № 29 и МБОУ СОШ № 31 г.Нижнекамск. Эмпирическая выборочная совокупность состояла из 61 учащихся 4 классов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы студентами при составлении конспектов семинарских и практических занятий; в педагогической работе специалистов образовательных клубов и центров; результаты исследования могут быть учтены педагогами школ, родителями детей младшего школьного возраста, а также для всех людей, интересующихся возрастной и педагогической психологией.
В настоящее время одним из часто употребляемым термином в психологии является «конфликт». Российские ученые Гришина Н.В., Сорокина А.И., Чайкина Т.В., Алексеева А.Н., занимающиеся проблематикой конфликта, уделяют большое внимание конфликтному поведению в группе, изучают причины и разрешение конфликтов, рассматривают восприятие и оценку конфликта его участниками, исследуют структуру и виды конфликта.
Было выявлено, что термины конфликт и конфликтность имеют собственную специфику. В целом, конфликт рассматривается как несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе и собственной идентичности. Конфликтность отождествляется с чертой характера и повышенной готовностью к вступлению в конфликт.
Проведя анализ феноменологии конфликта школьного образования в психологической литературе, мы выявили, что выделяются две основные функции конфликтов: деструктивная или разрушительная и конструктивная или созидательная. Деструктивная функции порождаются чаще всего субъективными причинами к каким относятся: неправильные действия учителя, а также психологическая несовместимость членов школьного класса. Конструктивная функция позволяет сторонам лучше понять друг друга, способствует росту у человека чувства ответственности, осознанию им собственной значимости, создаёт условия для переоценки отношений, моральных качеств людей, которые не замечались прежде.
Обзорный анализ литературы показал недостаточное количество исследований, посвященных конфликтности детей в младшем школьном возрасте. Это связано со сложившимся мнением ученых о том, что конфликты и конфликтность в силу психологических новообразований свойственна детям подросткового возраста. Единого мнения о конфликтах и конфликтности в младшем школьном возрасте нет единого мнения в научной литературе. Проанализировав литературные источники, мы выявили, что конфликтность представляет собой набор психологических особенностей, который определяется действием таких факторов, как темперамент, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также включает ряд социальных факторов - условия жизни, успешность в определенной деятельности, условия среды и социального окружения, общий уровень культуры.
Целью стало исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников. Объектом выступили 61 учащийся 4 класоов МБОУ СОШ № 29 и МБОУ СОШ № 31 г. Нижнекамск. В силу многогранности и широты комплексного показателя конфликтности, в эмпирической части исследования предмет ислледования был конкретизирован и за психологические особенности конфликтности младших школьников были рассмотрены успешность-неуспешность учащихся в учебной деятельности, личностная конфликтность, личностно¬типологические особенности регуляции деятельности.
Для определения учебной успешности оценивался средний балл успеваемости школьников. Личностная конфликтность и ее тип изучался с помощью методики Дермановой И.Б. «Личностная конфликтность». Личностно-типологические особенности регуляции деятельности младших школьников определялся по опроснику Прыгина Г.С. «Aвтономность- зависимость личности». Для подтверждения достоверности гипотезы исследования о том, что успешные и неуспешные в учебной деятельности младшие школьники имеют различные психологические особенности конфликтности, был применен метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
В результате проведенного исследования было выявлено, что 41 % учеников являются «неуспешными» в учебной деятельности, а 59 %
учащихся проявляют учебную «успешность».
Общая выраженность личностной конфликтности младших школьников показала, что учащиеся младшего школьного возраста конфликтны и имеют склонность к конфликтам. У них были выявлены предпочтительные типы личностной конфликтности. Больше всего обидчивых (30 %) и неуступчивых (26 %) детей. Есть дети подозрительные (16 %) и вспыльчивые (13 %). Меньше всего детей бескомпромиссных (8 %), мстительных (3 %) и проявляющих нетерпимость к мнению других (2 %).
По типу субъектной регуляции, больше всего детей младшего школьного возраста не имеют четкого представления о своем будущем, не склонны познавать себя, недостаточно оценивают свою роль и свое место в социальной среде («зависимый тип, 52 %). Меньше половины (35 %) детей являются «смешанными» в поведении и не всегда, а только в некоторых ситуациях имеют четкое представление о своем будущем и при выполнении деятельности могут опираться на собственные знания, суждения, личные качества. Наименьшее количество детей являются «автономными» (13 %), стремящиеся познавать себя, оценивать свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направлять, контролировать и корректировать собственное поведение.
Выявлены достоверные различия в том, что «неуступчивость» как личностная конфликтность свойственна «успешным» младшим школьникам и им же присуще обладание зрелым анализом, умение регулировать собственное поведение, способность оказать самоподдержку («смешанный» тип субъектной регуляции).
В отличие от них, неуспешные в обучении дети обидчивы и готовы обижаться постоянно, по поводу и без него и выделяются зависимым типом регуляции деятельности. Они недооценивают собственную роль и свое место в социальном окружении, испытывают трудности контролировать и корректировать свое поведение.
Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, замысел исследования реализован, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
Было выявлено, что термины конфликт и конфликтность имеют собственную специфику. В целом, конфликт рассматривается как несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе и собственной идентичности. Конфликтность отождествляется с чертой характера и повышенной готовностью к вступлению в конфликт.
Проведя анализ феноменологии конфликта школьного образования в психологической литературе, мы выявили, что выделяются две основные функции конфликтов: деструктивная или разрушительная и конструктивная или созидательная. Деструктивная функции порождаются чаще всего субъективными причинами к каким относятся: неправильные действия учителя, а также психологическая несовместимость членов школьного класса. Конструктивная функция позволяет сторонам лучше понять друг друга, способствует росту у человека чувства ответственности, осознанию им собственной значимости, создаёт условия для переоценки отношений, моральных качеств людей, которые не замечались прежде.
Обзорный анализ литературы показал недостаточное количество исследований, посвященных конфликтности детей в младшем школьном возрасте. Это связано со сложившимся мнением ученых о том, что конфликты и конфликтность в силу психологических новообразований свойственна детям подросткового возраста. Единого мнения о конфликтах и конфликтности в младшем школьном возрасте нет единого мнения в научной литературе. Проанализировав литературные источники, мы выявили, что конфликтность представляет собой набор психологических особенностей, который определяется действием таких факторов, как темперамент, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также включает ряд социальных факторов - условия жизни, успешность в определенной деятельности, условия среды и социального окружения, общий уровень культуры.
Целью стало исследование психологических особенностей конфликтности младших школьников. Объектом выступили 61 учащийся 4 класоов МБОУ СОШ № 29 и МБОУ СОШ № 31 г. Нижнекамск. В силу многогранности и широты комплексного показателя конфликтности, в эмпирической части исследования предмет ислледования был конкретизирован и за психологические особенности конфликтности младших школьников были рассмотрены успешность-неуспешность учащихся в учебной деятельности, личностная конфликтность, личностно¬типологические особенности регуляции деятельности.
Для определения учебной успешности оценивался средний балл успеваемости школьников. Личностная конфликтность и ее тип изучался с помощью методики Дермановой И.Б. «Личностная конфликтность». Личностно-типологические особенности регуляции деятельности младших школьников определялся по опроснику Прыгина Г.С. «Aвтономность- зависимость личности». Для подтверждения достоверности гипотезы исследования о том, что успешные и неуспешные в учебной деятельности младшие школьники имеют различные психологические особенности конфликтности, был применен метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
В результате проведенного исследования было выявлено, что 41 % учеников являются «неуспешными» в учебной деятельности, а 59 %
учащихся проявляют учебную «успешность».
Общая выраженность личностной конфликтности младших школьников показала, что учащиеся младшего школьного возраста конфликтны и имеют склонность к конфликтам. У них были выявлены предпочтительные типы личностной конфликтности. Больше всего обидчивых (30 %) и неуступчивых (26 %) детей. Есть дети подозрительные (16 %) и вспыльчивые (13 %). Меньше всего детей бескомпромиссных (8 %), мстительных (3 %) и проявляющих нетерпимость к мнению других (2 %).
По типу субъектной регуляции, больше всего детей младшего школьного возраста не имеют четкого представления о своем будущем, не склонны познавать себя, недостаточно оценивают свою роль и свое место в социальной среде («зависимый тип, 52 %). Меньше половины (35 %) детей являются «смешанными» в поведении и не всегда, а только в некоторых ситуациях имеют четкое представление о своем будущем и при выполнении деятельности могут опираться на собственные знания, суждения, личные качества. Наименьшее количество детей являются «автономными» (13 %), стремящиеся познавать себя, оценивать свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направлять, контролировать и корректировать собственное поведение.
Выявлены достоверные различия в том, что «неуступчивость» как личностная конфликтность свойственна «успешным» младшим школьникам и им же присуще обладание зрелым анализом, умение регулировать собственное поведение, способность оказать самоподдержку («смешанный» тип субъектной регуляции).
В отличие от них, неуспешные в обучении дети обидчивы и готовы обижаться постоянно, по поводу и без него и выделяются зависимым типом регуляции деятельности. Они недооценивают собственную роль и свое место в социальном окружении, испытывают трудности контролировать и корректировать свое поведение.
Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, замысел исследования реализован, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.



