ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и функции социальной защиты 10
1.2 Особенности организации социальной защиты в муниципальном
образовании 16
1.3 Зарубежный опыт формирования и реализации государственной
политики социальной защиты населения 23
1.4 Алгоритм оценки реализации государственной политики социальной
защиты населения на муниципальном уровне 35
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (на примере г. Верхняя Салда)
2.1 Организация социальной защиты населения в Верхнесалдинском
городском округе 41
2.2 Анализ реализации социальной защиты населения в Верхнесалдинском
городском округе 48
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Основные направления реализации государственной политики
социальной защиты населения в муниципальном образовании 60
3.2 Оценка реализации предлагаемых мер 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность темы. Проведение социальной политики, направленной на обеспечение жизнедеятельности человека, реализации и становления его умственного и профессионального потенциала, считается в реальное время одной из главных функций государства.
В период резких изменений политической, финансовой, социокультурной ситуации в Российской Федерации случились важные существенные изменения всех слоев населения государства. Демократизация и рыночная экономика сыграли значительную роль в становлении социальной политики современной России. Население осуждает направление и эффективность проводимых реформ. На начальном этапе реформирования социальные вопросы были отодвинуты на второй план, итогом стало катастрофическое падение жизненного уровня населения.
Не смотря на предпринятые в последние годы меры по совершенствованию государственной социальной политики, приведшие к определенному повышению уровня жизни граждан, основная масса людей взволнованы теми процессами, которые продолжают происходить в социальной сфере. Ряд уже осуществленных или находящихся в процессе реализации реформ вызывают неблагоприятную реакцию и негативно воздействуют на уровне доверия россиян к политической власти. Особое беспокойство связано с невысокой эффективностью института социальной защиты населения от рисков, порождаемых рыночной экономикой, что стало заметным в условиях мирового кризиса.
Модернизация государства невыполнима без предоставления всем гражданам Российской Федерации адекватных возможностей развития и обеспечения равных условий жизнедеятельности. Особое значение имеют усилия государства, предпринимаемые для гарантирования социальной защиты всем гражданам, однако их эффективность находится в зависимости от степени научной обоснованности принимаемых в этой сфере решений.
Объектом исследования данной работы является социальная защита населения.
Предметом исследования является реализация государственной политики социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию реализации государственной политики социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и функции социальной защиты населения;
2) выявить особенности организации социальной защиты населения;
3) проанализировать эффективность реализации социальной защиты населения в муниципальном образовании;
4) разработать рекомендации по совершенствованию организации социальной защиты населения Верхнесалдинского городского округа.
Разработанные рекомендации по совершенствованию организации социальной защиты населения Верхнесалдинского городского округа могут послужить для более эффективного управления.
По результатам исследования теоретических основ деятельности органов власти в сфере социальной защиты населения были сделаны следующие выводы:
1) Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д.
2) Система социальной защиты является основой социальной политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантированное социальное обеспечение в случае нетрудоспособности для воспитания детей и в иных случаях.
3) Деятельность органов власти в сфере социальной защиты населения базируется на нормативно-правовой основе, включающей Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, региональное законодательство. Объём мер социальной защиты в большей степени зависит от регионального законодательства, т.е. от нормативных и правовых актов, принятых на региональном уровне, разработка которых осуществляется в соответствии с создавшимися экономическими и социальными условиями жизни населения региона.
4) Государственное регулирование социальной защиты населения осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральным исполнительным органом власти, осуществляющим управление социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, управление системой социального страхования осуществляют государственные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральная служба по труду и занятости).
5) В регионах управление социальной защитой населения осуществляют исполнительные органы власти субъекта федерации, например, в Свердловской области управление осуществляет Министерство социальной защиты Свердловской области, а также подведомственные организации - территориальные органы социальной защиты населения в городах.
6) В настоящее время вся работа, касающаяся социальной защиты населения, возложена исключительно на федеральные и региональные органы власти для недопущения ущемления прав социально незащищенных слоев населения и во избежание дополнительной нагрузки на местные бюджеты, однако, нельзя полностью исключить роль местного самоуправления в вопросах социальной поддержки населения за счет средств местного бюджета.
7) На основе анализа опыта зарубежных стран установлено, что процесс формирования системы социальной защиты населения, нужно проводить опираясь на социокультурные традиции, как это сделано в США (либеральная модель), Германии (корпоративная модель), Швеции (социал-демократическая модель), учитывая как свою имеющуюся специфику, так и определенные универсальные тенденции, которые присущи современным государствам имеющие развитую систему государственной политики в области социальной защиты населения.
8) Выявление проблем социальной защиты населения в г. Верхняя Салда осуществлялось на основе анализа деятельности Администрации города, отдела социальной сферы по обеспечению социальной защиты населения.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 06.02.19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №442 (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997г. №134 (ред. от 01.04.2019)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
5. О Министерстве труда и социальной защиты: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. №610 (ред. от 31.01.19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
6. Кипинган, Н.С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве / Вестник Кемеровского государственного университет - 2010. - №1. С.142-147.
7. Лебедзевич, Я.В. Система социальной защиты: эволюция и взаимосвязь категорий / Финансы и кредит. - 2014. - №23 (599) - с. 48-55.
8. Маяцкая, И.Н. Экономические основы социальной работы: учебное пособие/ И.Н. Маяцкая. - Москва: Изд-во «Дашков и К», 2018. - 264 с.
9. Савченко, И.А. Модель социальной политики современной России / Инновационная наука. - 2016. -№3.С. 192-195.
10. Тяпкина, Е.Ю. Система социальной защиты населения в современной России / Nauka-rastudent.ru. - 2017. -№ 02 (038) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/38/4060/
11. Шимановская К.А., Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации: сб. науч. ст. - Москва: 2016. - С. 46-52.
12. Минтруд России: официальный сайт [Электронный ресурс]. -
Министерство труда и социальной защиты населения РФ, 2012-2019. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ /, свободный.
13. Сайт Администрации города Верхняя Салда - http://v-salda.ru/