ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие сущность, виды и принципы управления
конкурентоспособностью 8
1.2 Методика анализа и оценки комплексного показателя
конкурентоспособности организации 12
1.3 Методика анализа и оценки комплексного показателя
конкурентоспособности организации 14
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИП КОРОТАЕВ В.А. «ЕВРОСТИЛЬ» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Евростиль».. 24
2.2 Анализ конкурентоспособности «Евростиль» 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИП КОРОТАЕВ В.А.
«ЕВРОСТИЛЬ» 42
3.1 Стратегическое планирование усиления конкурентных
позиций «Евростиль» 42
3.2 Тактика повышения конкурентоспособности «Евростиль» 52
3.3 Оценка эффективности рекомендации по повышению
конкурентоспособности «Евростиль» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Достижение оптимально устойчивого положения и дальнейшего роста производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии является одним из важнейших условий перспективного восстановления и обновления экономики России. Причем в условиях становления и развития рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только лишь конкурентного.
Изучение конкурентоспособности предприятия представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств. Но, к сожалению, в современном лексиконе российских предпринимателей термин «конкурентоспособность», используется достаточно редко, также, как и системное и профессиональное изучение его проблематики. Именно поэтому исследования в области конкурентоспособности предприятия, поиск путей ее повышения приобретают большую актуальность.
Важную роль среди ключевых отраслей, во многом определяющих решение задач развития всей экономики России в целом, занимает строительный комплекс, который характеризуется динамичностью и нестабильностью конкурентной среды. В связи с чем востребован рынок конструкций ПВХ, эта сфера вынуждена осуществлять постоянную оценку своего конкурентного статуса, отражающего рентабельность их функционирования на конкретном рынке, что лишний раз обуславливает необходимость изучения данной экономической категории. Ведь ее исследование позволяет выявить отличительные свойства и ресурсы субъекта рыночных отношений, исследовать его потенциал, скорректировать при необходимости цели деятельности, оптимизировать настоящую и будущую стратегии, а также максимально удовлетворить индивидуальные запросы потребителей в услугах предприятия. К тому же, стоит отметить, оконный рынок в настоящее время является особенно прибыльной деятельностью, в связи с чем, удержание конкурентных позиций для предприятий данной сферы является довольно сложным и в то же время актуальным, а значит, возникающие здесь проблемы и трудности носят злободневный характер.
Объектом исследования является производственная компания -ИП Коротаев В.А. «Евростиль» (г. Челябинск). А предметом изучения будут выступать методики анализа и оценки конкурентоспособности организации.
Цель работы заключается в комплексном исследовании методов, приемов и способов оценки конкурентоспособности предприятия и особенностей их практического применения.
Задачи выпускной квалификационной работы.
1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности.
2. Проанализировать основные методы, используемые для определения комплексного показателя конкурентоспособности.
3. Проанализировать основные методы, используемые для определения комплексного показателя конкурентоспособности.
4. Выявить особенности обеспечения конкурентоспособности предприятия в сфере производства и продажи конструкций ПВХ.
5. Дать организационно-экономическую характеристику компании - «Евростиль» (г. Челябинск).
6. Проанализировать конкурентоспособность исследуемого предприятия, а также методы, применяемые им для ее управления.
7. Выполнить стратегическое планирование усиления конкурентных позиций «Евростиль».
8. Предложить тактику повышения конкурентоспособности «Евростиль».
9. Провести вычисления и сделать прогноз выручки предприятия, после проведения определённых мероприятий.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, а также нормативные документы «Евростиль», материалы периодической печати и научно-практических документов.
Результаты выпускной квалификационной работы, в частности разработанные рекомендации по оптимизации путей повышения конкурентоспособности, могут быть использованы при управлении предприятием ИП Коротаев В.А. «Евростиль».
Конкурентоспособность - это способность предприятия выделить свои преимущества и сделать их уникальными.
Конкурентоспособность обусловливает достижение качественно нового уровня развития производительных сил, отвечающих требованиям современности, что предполагает формирование нового технологического уклада в развитии средств производства, достижение иного качества трудовых ресурсов, становление новой модели менеджмента.
Проблемы повышения конкурентоспособности связаны с адекватной методологией управления, которая должна обеспечивать единство используемых механизмов системы управления на всех этапах жизненного цикла организации.
Производство конструкций ПВХ - это сложный производственный процесс, в котором принимают участие большое количество различных партнеров: проектно-изыскательские, научно-исследовательские, производственные и монтажные организации, заводы-изготовители основного технологического оборудования, поставщики производственно-монтажного оборудования и материалов, банки и другие субъекты экономики, чей капитал, тем или иным образом участвует в производстве конструкций.
Кооперирование связей в производственном процессе осуществляется как в сфере поставок и услуг, так и в области производства, т. е. непосредственно на объекте путем разделения единого технологического процесса на составные взаимосвязанные элементы, реализация которых производится различными исполнителями-субподрядчиками. Это требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Большое число организаций, сложность взаимосвязей требуют четкой организации и координации работы всех участников производственного процесса.
В ходе исследования, проведенного в рамках данной работы, стало очевидно, что эффективным инструментом выявления конкурентных преимуществ, разработки, реализации и изменения конкурентоспособной стратегии оконной организации выступает стратегический конкурентный анализ. Он предполагает анализ факторов внешней среды и анализ ресурсов и конкурентных возможностей самой компании, что позволяет повысить эффективность существующей стратегии, выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании, конкурентоспособность по ценам и издержкам, устойчивость позиций по сравнению с конкурентами.
«Евростиль», оценка конкурентоспособности которого производилась в рамках данной работы, является одной из ведущих компаний Челябинска и Челябинской области производства конструкций из ПВХ-профиля. Анализ деятельности данной организации позволяет сделать вывод о ее финансово-устойчивом положении и прочной конкурентной позиции на занимаемом рынке. При этом важным направлением совершенствования конкурентоспособности здесь должна стать разработка четко определенной стратегии компании.
Основной задачей стратегического планирования является формирование конкурентных преимуществ «Евростиль» на основе миссии и целей деятельности организации, учитывающих внешние и внутренние факторы среды. Необходимым методом управления конкурентоспособностью должен стать синтез всех стратегических направлений. В работе рекомендовано применение маркетинговых методов, направленных на поддержание конкурентоспособности.
В соответствии с предложенными стратегиями была выбрана следующая оптимальная маркетинговая стратегия развития исследуемой организации: стратегия интернет - коммуникаций, в которую входит:
- графический рекламный блок (баннер). Затраты составят 48 000 руб.;
- контекстная реклама в Яндекс. Затраты составят 33 950 руб.
На основании проведенных расчетов, можно сделать вывод, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как данные затраты увеличили товарооборот на 5 764 450 руб.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина - М.: Юнити-Дана, 2014. - 539 с.
2. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: учебник / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Иванова -
М.: Юнити, 2015. - 563 с.
3. Янковский, К.П. Управленческий учет: учебник / К.П. Янковский, И.Ф. Музсарь. - СПб: Питер, 2015. - 128 с.
4. Титов, В.В. Моделирование финансово-экономической деятельности и развития
корпорации: уч. метод. пособие / В.В. Титов - Новосибирск, 2014. - 146 с.
5. Акофф, Р.А. Акофф о менеджменте / Р.А. Акофф - М.: ИНФРА-М, 2015. -326 с.
6. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика /
Е.С. Стоянова - М.: Перспектива, 2015. - 415 с.
7. Производственный менеджмент: сборник научных трудов / под ред.
В.В. Титова, В.Д. Марковой - Новосибирск: проблемы и решения, 2014. - 420 с.
8. Международные стандарты финансовой отчётности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. М.А. Вахрушиной. - М.: ОМЕГА-Л, 2015. - 568с.
9. Зайцев, Д.Н. Организация производства импортозамещающей продукции как
направление экономического развития региона / Д.Н. Зайцев // Экономикс. -
2015. - № 7. - С. 8 - 12.
10. Дынникова, О.Л., Экономическая безопасность: перспективы и анализ / О.Л. Дынникова, К.Д. Сосунов // Эксперт. - 2014. - № 45 (351) - С. 21-23.
11. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 237с.
12. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. Учебное пособие / О.Д. Андреева. - М.: Издательская группа Инфра.М - Норма, 1997.
13. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде/ В.А. Баринов/ Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 6.
14. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом. Учебное пособие /Т.А. Бурцаева - М.: Экономист, 2010.
15. Всероссийский центр изучения общественного мнения. - http://wciom.ru/
16. Геппорт, Т. Связи с клиентами - концепция и результаты нового эмпирического исследования / Т. Геппорт // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №6. - С. 73-80.
17. Г оршенин, В.Ю. Стратегия маркетинга как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий / В.Ю. Горшенин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №17. - СПб., 2012.
18. Гребнев, Е.Т., Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Д.Т. Новиков, А.Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 3.
19. Головин, И. Карта конкуренции / И.Головин // Практический маркетинг. -2011. - № 5.
20. Дихтль, Е., Практический маркетинг: учеб. пособие / уер. с нем.; уод ред. И.С. Минко. - М.: Высш. шк., 1996. - 255 с.
21. Дмитриев, М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов /М.Н. Дмитриев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011Жемчугов А. Окна по-русски // Недвижимость/ Твой дом. - №7. - 2011.
22. Исследование рынка ПВХ-окон. - http://www.okna.bz
23. Кияшко, С. На рынке проросли деревянные рамы / С.Кияшко // Деловой Петербург. - №153. - 2012.
24. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер // Экспресс-курс. - СПб: Питер, 2012.
25. Кретов, И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие / И.И. Кретов - М.: Экономистъ, 2010.
26. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц - М.: Юрайт-М, 2001.
27. Матанцев, А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А.Н. Матанцев - М.: Экономистъ, 2010.
28. Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга / Е.А. Михайлова - М.: Юрист, 2002.
29. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление фирмой: учебник /
Н.К. Моисеева - М.: Финансы и статистика, 2001.
30. Московский международный институт эконометрики информатики финансов и права. - http://www.mifp.ru/