ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 7
1.1 Сущность, направления и институциональные основы
экологической политики региона 8
1.2 Методические подходы к оценке эффективности реализации
экологической политики в регионе 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Анализ состояния окружающей среды и определение основных
экологических проблем региона 27
2.2 Оценка эффективности экологической политики Челябинской
области 45
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЧЕЛБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 65
3.1 Направления совершенствования экологической политики
Челябинской области 65
3.2 Проектные мероприятия, направленные на совершенствование
экологической политики региона 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
Актуальность темы исследования определена тем, что усиление антропогенного давления на природную среду и научно-технические достижения неминуемо приводят к усилению экологической ситуации. В данной ситуации общество истощает запасы природных ресурсов, загрязняет природную среду, утрачивает естественную связь между человеком и природой, ухудшается физическое здоровье людей, усиливается экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, пространство для жизни. Охрана окружающей среды является одной из актуальных проблем современности.
Охрана природы это социальная проблема. Об опасностях, которые грозят окружающей среде мы слышим постоянно. До сих пор многие из нас считают неизбежным порождением цивилизации и считают, что общество сможет преодолеть возникающие экологические проблемы.
Тем не менее негативное воздействие человека на окружающую среду принимает угрожающие масштабы. В «40 субъектах РФ более 54 % городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Так указывается в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Величина сточных вод, которые сбрасываются в поверхностные водные объекты не очищенными или недостаточно очищенными, остается высокой. Повсеместно сохранена тенденция к ухудшению состояния почвы и земель. Усиленно формируются процессы, которые ведут к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к исключению из хозяйственного оборота. Опустыниванием на площади более 100 млн. га охвачено 27 субъектов РФ. Возрастает число отходов, которые не используются во вторичный хозяйственный оборот и направляются на размещение, при этом условия хранения и захоронения отходов не отвечают требованиям экологической безопасности.
В Российской Федерации реализовывается эффективная политика в сфере обеспечивания экологической безопасности, которая направлена на устранение последствий нанесенного вреда окружающей среде, на сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря и предупреждение деградации земель и почв. Разрабатываются и реализовываются правовые, социально-экономические механизмы, которые ориентированы на охрану окружающей среды в целях удовлетворения интересов общества и реализации прав каждого человека на удобную окружающую среду.
В каждом отдельном регионе состояние окружающей среды имеет различия. В связи с разной степенью освоения её территорий, экологическое состояние определяется набором детерминирующих факторов, поэтому и решение данной проблемы должно быть индивидуальным в каждом регионе.
Объектом исследования является экологическая политика в регионе.
Предметом исследования выступают государственное регулирование в сфере экологической политики.
Существенный вклад в развитие экологического права внесены С.А. Боголюбовым, М.Н. Бринчуком и O.JI. Дубовиком. Обширную известность получили труды Б.В. Ерофеева, в них автором были предприняты попытки изучать глобальные планетарные и Российские проблемы, которые могут привести к экологическому кризису.
Обстоятельный вклад в изучение проблем экологических прав, механизма реализации норм экологического права и экологических функций государства внесены О.С. Колбасовым, В.В. Петровым, Т.В. Бурмистровой, М.И. Васильевой, Э.Н. Желваковым, JI.O. Красавчиковой и др.
Изысканиями в природно-охранной деятельности государства занимались О.А. Очирова, А.А. Очиров, Ф.Г. Мышко, А.Ф. Порядин и др.
Анализ литературы по теме дипломного исследования, таким образом, показал, что, экологическая политика России как фактор общенациональной безопасности не стала объектом системного политологического исследования.
Несмотря на изобилие исследований которые были посвящены экологии, экологической безопасности в структуре национальной безопасности и такой проблеме устойчивого развития как новые экологические «вызовы» и формирующиеся новые проблемы, требующие скорейшего политического решения. Исчерпывающее изучение данных проблем не проводилось.
Именно в связи со всем выше сказанным тема исследования является актуальной.
Цель исследования совершенствования экологической политики Челябинской области.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность, направления и институциональные основы экологической политики региона;
2) Определить методические подходы к оценке эффективности реализации экологической политики в регионе;
3) Провести анализ состояния окружающей среды и определение основных экологических проблем региона;
4) Дать оценку эффективности экологической политики Челябинской области;
5) Разработать направления совершенствования экологической политики Челябинской области;
6) Рассчитать экономический эффект от проектных мероприятий, направленных на совершенствование экологической политики региона.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения, которыми представлены основными подходами, выработанными наукой и являющимися актуальными при изучении проблем связанных с обеспечением экологической политики на региональном уровне. В процессе изучения установленной проблемы были применены различные методы, выбор которых был обусловлен поставленными задачами.
Научная новизна исследования заключается в проведении анализа экологической политики региона (на примере Челябинской области) через изучение обеспечения общенациональной безопасности. Теоретическая значимость проведенного исследования обусловливается отдельной новизной проблемы и заключается в расширении теоретических основ исследования экологической политики регионов.
Практическая значимость данного исследования обеспечения экологической политики на региональном уровне определяется возможностями применения ее фактического и концептуального материала в политической и научно- преподавательской деятельности.
Челябинская область является очень развитым регионом, которая характеризуется промышленными предприятиями, влияющими на окружающую среду. Экологическая проблема требует огромных сил для ее решения. Ежегодно в Челябинской области вырабатывается около 90 млн. тонн мусора и это количество постоянно растет. В нашей области существует множество экологических проблем, начиная с загрязнения рек и озер и заканчивая вредными выбросами. Это связано с высокой концентрацией промышленных предприятий с низкоэффективными технологическими процессами. Челябинск занимает главные строчки рейтинга в списке наиболее загрязненных городов. Например, на каждого жителя нашей страны выпадает примерно 370 кг вредных веществ в год, а в Челябинской области этот показатель может достигать до 2000 кг. Активное влияние на загрязнение оказывают предприятия горнодобывающей, цветной и черной металлургии, а так же животноводческой и др. отраслей.
При сборе и анализе материалов были взяты для сравнения два противоположных a рейтинге региона: Челябинская область и Краснодарский край.
Главная задача экологии заключается в том, чтобы не мешать экономике, а обеспечить ее здоровое развитие. Необходимо осуществлять процесс развития предприятий с учетом экологических требований. Для того, чтобы повысить заинтересованность предприятий в переработке своих отходов, необходимо изменение законодательной базы, применение льгот для предприятий, осуществляющих вторичную переработку своих отходов или применяющих в своей деятельности материалы и технологии, уменьшающие негативное воздействие на экологию.
Проведя анализ экологической обстановки в Челябинской области мы пришли к следующему выводу.
По итогам проведенного исследования можно выделить ряд проблем:
1) Значительная концентрация промышленных предприятий с неэффективными технологическими процессами создают напряжённую экологическую обстановку в районах Челябинской области. Данное положение увеличивается повсеместным употреблением энерго и ресурсоемких технологий, высокой степенью моральной и физической изношенности основных производственных фондов, недостатком эффективных очистных установок и изъянами в эксплуатации имеющегося в наличии очистного оборудования.
2) В области наблюдается неэффективная очистка большой массы выбросов предприятий. Что создает сложную экологическую ситуацию в промышленных городах Челябинской области. На данный момент по размеру выбросов от стационарных источников Челябинская область занимает 3 место в России. Основной вклад в выбросы от вредных веществ в атмосферу от стационарных источников привносят Челябинские заводы металлургии и энергетики. Наибольшие объемы выбросов производят: Аргаяшская ТЭЦ, Магнитогорский металлургический комбинат, Троицкая ГРЭС, Челябинский металлургический комбинат, Уфалейский никелевый комбинат.
3) Отмечается не простая радиоэкологическая обстановка на территории Челябинской области, которая складывалась в период становления и развития крупных ядерных объектов индустрии. Это поставило вопрос о реабилитации территории пострадавшей в результате становления атомной отрасли России.
4) Территория Южного Урала постоянно подвержена значительному уровню техногенного воздействия. В большей части городов и районов отмечено превышение норм ПДК по загрязняющим веществам в атмосфере и водных объектах. Накоплено высокое количество промышленных и бытовых отходов в большинстве городов в последнее время.
5) В Челябинской области отмечено воздействие и влияние многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха на количество общей заболеваемости населения. Ядовитые вещества, которые присутствуют в выбросах предприятий, являются биологически активными и влияют на состояние здоровья, повышая в 2-3 раза уровень общей заболеваемости и уровень общей смертности.
6) Результативность экологической политики Челябинской области носит сомнительный характер.
Состояние окружающей среды Челябинской области определяется спецификой ее развития, характерной для многих старопромышленных регионов России:
1. Высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;
2. Долговременным и непрерывным негативным воздействием на природные комплексы, вызвавшим резкое сокращение природно-ресурсного потенциала, а в некоторых случаях - их деградацию;
3. Использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо - и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды [9, c. 2].
В связи с этим серьезные экологические риски возникают, прежде всего, в следующих сферах: обращение с промышленными отходами; охрана атмосферного воздуха; охрана недр и водных объектов.
К основным направлениям совершенствования экологической политики Челябинской области относятся:
- совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды;
- снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий;
- сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;
- разработка и совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;
- обеспечение экологической безопасности населения;
- стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;
- широкое распространение экологических знаний, создание системы
экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского.
Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере обращения с отходами. С 2016 года в Челябинской области этот показатель увеличился на 583%. В рамках данного направления совершенствования экологической политики Челябинской области было предложено создание производства вторичного сырья в количестве 1200 тонн в год.
Целью настоящего проекта является создание комплекса по переработке отходов производства и потребления, основанном на инновационных технологиях, что позволит исключить вывоз мусора на полигоны, получить максимальный выход продукции в виде стандартного вторсырья в цепи рециклинга, перевести переработку мусора из затратной в доходную статью бюджета. Проект также направлен на экономическое и экологическое оздоровление территорий.
Ниже приводятся итоговые показатели эффективности инвестиций предлагаемого проекта.
Чистый дисконтированный доход (NPV) - 9305400 руб.
Индекс доходности (PI) - 2,4
Внутренняя норма доходности (IRR) - 27,2 %
Период окупаемости проекта, рассчитанный дисконтным методом (PBP) - 8 месяцев.
Социальная эффективность проекта:
4) Снижение загрязнения окружающей среды и улучшит практические характеристики дорожного покрытия.
5) Улучшение состояния здоровья населения
6) Создание новых рабочих мест
Экономическая эффективность:
3) Привлечение частных инвестиций
4) Увеличение поступлений в бюджет
Вывод: данный проект окупится за 8 месяцев, соответственно данный проект эффективен.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российская газета, 1993, 25 декабря. Дата обращения 23.03.2019.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489. Дата обращения 23.03.2019.
3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс], утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. Дата обращения
23.03.2019.
4. Об Экологической доктрине Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 36, ст. 3510. Дата обращения 25.09.2018.
5. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 17, ст. 2546. Дата обращения 23.03.2019.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ: принят Государственной Думой 2 июля 2014 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30 (часть I), ст. 4220. Дата обращения 23.03.2019.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ: принят Государственной Думой 23 декабря 2014 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1 (часть I), ст. 11. Дата обращения 23.03.2019.
8. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ: принят Государственной Думой 26 июля 2018 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (часть II), ст. 5135. Дата обращения 23.03.2019.
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 20, ст. 2817. Дата обращения 23.03.2019.
10. Перечень государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 47, ст. 6166. Дата обращения 23.03.2019.
11. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (часть III), ст. 2171. Дата обращения 23.03.2019.
12. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: принят Государственной Думой 20 июня 2014 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 июня 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 26 (часть I), ст. 3378. Дата обращения 23.03.2019.
13. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 № 1142 «О
мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2019).
14. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2019).
15. Приказ Минфина России от 26 июля 2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения
27.03.2019) .
16. Приказ Росстата от 28 февраля 2013 № 81 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации»» / СПС КонсультантПлюс (дата обращения 02.04.2019).
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 03.04.2019).
18. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2017.- 556 с.
19. Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 343 с.
20. Акулов А.О. Эффект декаплинга в индустриальном регионе (на примере Кировской области)// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 013. — 4(28) — С.177-185.
21. Бакуменко Л.П., Коротков П.А. Интегральная оценка качества и степени экологической устойчивости окружающей среды региона (на примере Республики Марий Эл) // Прикладная эконометрика. - 2008. — №1(9) — С.73- 92.
22. Бейдина Т.Е. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения//Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — №6. - С. 168-172.
23. Белик И.С., Никулина Н.Л. Методические подходы к оценке экологической безопасности региона // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». Екатеринбург. 2006. — № 1 (78) — С. 100-106.
24. Валитова Л.А., Тамбовцев В.Л. Приоритеты региональной политики в России: эмпирический анализ — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.recep.ru/files/documents/poHcy_priorities_ru.pdf (дата обращения:
02.04.2019) .
Васильева Е.Г. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика // Власть. — 2018. — № 12. — С. 29-34.
26. Воронина А.Г. Разработка системы показателей оценки эффективности региональной политики (экологический аспект) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4824. Дата публикации: 2016-12-02. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4824/ (дата обращения:
05.04.2019) .
27. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление / В.Г. Игнатов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 480 с.
28. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, 2014. - 738 с.
29. Какарека Э.В. Промышленная экология: Учебное пособие / М.Г. Ясовеев, Э.В. Какарека; Под ред. М.Г. Ясовеев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2017. - 292 с.
30. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2007.- 575с.
31. Ксенофонтов Б.С. Промышленная экология: Уч. пос. / Б.С. Ксенофонтов, Г.П. Павлихин, Е.Н. Симакова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 208 с.
32. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 351 с.
33. Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования//Регион: экономика и социология. - 2011. — №3 — С. 39-87.
34. Мурзин А.Д., Мурзина С.М. Анализ практики реализации региональных экологических программ в России и за рубежом // Экономика и экология территориальных образований — 2017. — №2 (1) — С. 124-133.
35. Никитина Ю.А. Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли (международный опыт и российская практика): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. эк. наук: 08.00.14 — М., 2012 — 30 с.
36. Остроумов А. И., Остроумова О.Ф. Региональная политика в современной России: состояние и тенденции развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. — №12 (62) часть 3, — С. 119-123.
37. Рубанов И.Н., Тикунов В.С. Методика оценки экологического состояния окружающей среды регионов России// Проблемы региональной экологии. - 2007. — №3 — С. 20-28.
38. Тронин А.А., Горный В.И., Крицук С.Г., Латыпов И.Ш. Ночная светимость земной поверхности как количественный показатель антропогенной нагрузки на экосистемы// Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. — 2014. — Т. 11. № 1 — С. 237-244.
39. Черкасова, М.В. Млекопитающие / М.В. Черкасова. - М.: Лесная промышленность, 2014. - 665 с.
40. Чистоткин, М.К. Природные богатства нам и потомкам / М.К. Чистоткин. - М.: Свердловск: Средне-Уральское, 2013. - 271 с.
41. Шапошников, Л.К. Вопросы охраны природы / Л.К. Шапошников. - М.: Просвещение, 2017. - 174 с.
42. Эйхлер, В. Яды в нашей пище / В. Эйхлер. - М.: Мир, 2008. - 202 с.
43. Эйхлер, В. Яды в нашей пище / В. Эйхлер. - М.: Мир, 2017. - 189 с.
44. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды. - М.: МНЭПУ, 2014. - 344 с.
45. Экология в России на рубеже XXI века. Наземные экосистемы / ред. И. Шилов. - М.: Научный мир, 2015. - 428 с.
46. Яшалова Н.Н. Анализ проявления эффекта декаплинга в экологоэкономической деятельности региона// Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — 39 (366) — С. 54-61.
47. Яновский В. В. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление" / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 200 с.
48. Яновский В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 200 с.