Тренинг развития коммуникативной компетентности для студентов - психологов начальных курсов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ
1.1. Общие понятия коммуникативной компетентности 6
1.2. Роль и место развития коммуникативной компетентности в профессиональной
подготовке студентов по направлению подготовки 030300
«Психология» 12
1.3. Принципы построения тренинга развития коммуникативной компетентности
студентов - психологов 18
Выводы 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Общая характеристика личностных особенностей и сравнение уровня развития коммуникативных навыков студентов - психологов начальных курсов до проведения
тренинга 24
2.3. Сравнительный анализ динамики общего уровня коммуникативной компетентности
до и после тренинга в экспериментальной группе 37
2.4. Сравнительный анализ динамики изменений коммуникативных навыков после
проведения в экспериментальной и контрольной группах 46
2.5. Анализ изменения значений по коммуникативной способности студентов, посетивших и не посетивших курс тренингов по повышению коммуникативной
компетентности по G - критерию 53
Выводы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ
1.1. Общие понятия коммуникативной компетентности 6
1.2. Роль и место развития коммуникативной компетентности в профессиональной
подготовке студентов по направлению подготовки 030300
«Психология» 12
1.3. Принципы построения тренинга развития коммуникативной компетентности
студентов - психологов 18
Выводы 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Общая характеристика личностных особенностей и сравнение уровня развития коммуникативных навыков студентов - психологов начальных курсов до проведения
тренинга 24
2.3. Сравнительный анализ динамики общего уровня коммуникативной компетентности
до и после тренинга в экспериментальной группе 37
2.4. Сравнительный анализ динамики изменений коммуникативных навыков после
проведения в экспериментальной и контрольной группах 46
2.5. Анализ изменения значений по коммуникативной способности студентов, посетивших и не посетивших курс тренингов по повышению коммуникативной
компетентности по G - критерию 53
Выводы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования:
Коммуникативная компетентность является основополагающей
характеристикой профессиональной деятельности психолога. Так как в своей профессиональной деятельности психолог выступает как активный субъект общения: он должен уметь общаться с различными людьми, уметь "устанавливать контакт" с другим человеком, расположить его к себе, создать условия для откровенной беседы, раскрыть, успокоить, дружески поддержать, дать квалифицированный совет (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001). Ввиду того, что психолог на своем примере показывает, демонстрирует другим как нужно правильно общаться и на него ориентируются другие - на психологе лежит дополнительная ответственность. В связи с чем он должен, во первых, развивать в себе навык коммуникативной компетентности, во вторых, поддерживать его на высоком уровне, а также постоянно повышать уровень своей компетентности в сфере коммуникации путем обучения, практики.
Одним из эффективных, высокотехнологичных и быстрообучаемых методов по развитию коммуникативных способностей считается тренинг. В настоящее время широко применяются на практике и довольно полно описаны в литературе различные тренинговые программы, так или иначе связанные с развитием способности к профессиональному психологическому взаимодействию. Так, как эффективный метод для развития коммуникативных навыков рекомендуются: различные программы социально - психологического тренинга, направленные на развитие умений и навыков в общении, ориентированные на формирование установок, которые необходимы для успешной коммуникации в любой сфере жизни (В.В.Бочаров, Э.Б.Карпова, 2007).
Для психологов, ввиду того, что коммуникативная компетентность входит в перечень профессиональных важных качеств в их деятельности, необходимо включение и специальных тренинговых программ, которые будут направлены на всестороннее развитие навыка профессионального взаимодействия (Л.И.Вассерман, 2010). К таким программам можно соотнести: перцептивно-ориентированный тренинг, предполагающий расширение знаний о себе, более полное восприятие и понимание себя и других участников группы; тренинг развития личности, осуществляющий задачи коррекции и развития системы отношений личности.
Однако тренинг, разработанный для психологов, в концепции нашей дипломной работы, представляет собой еще большую уникальность, ввиду того, что в рамках нашего тренинга решаются сразу две основных задачи:
1) освоение и совершенствование навыков профессионального общения и
2) развитие личностных качеств, необходимых для профессиональной психологической деятельности психолога. Развитие данных способностей очень важно на ранних этапах профессионального становления личности
На сегодняшний день существует множество работ по теме развития коммуникативных навыков, но отсутствуют обобщенные, однозначные и теоретически обоснованные представления по проблеме методов и инструментариев по развитию коммуникативных способностей студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». Не разработанность вопроса определения методов и техник, тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков, подходящих психологов, находящихся на ранних этапах профессионального становления, определило проблему нашего исследования.
Цель исследования: разработать авторскую методику по развитию
коммуникативных навыков для будущих психологов.
Объект исследования - коммуникативная компетентность.
Предмет исследования - тренинг развития коммуникативной компетентности для студентов - психологов начальных курсов.
Гипотеза исследования: степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблемы наличия методов и инструментариев по повышению уровня коммуникативной компетентности студентов - психологов.
2. Изучить общую характеристику личностных особенностей и уровень развития коммуникативных навыков студентов начальных курсов.
3. Провести экспериментальное исследование и сравнительный анализ полученных данных. Диагностировать уровень коммуникативной активности и психологических качеств личности студентов - будущих психологов.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической основой работы явились принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это представления: о системном подходе к процессу получения эмпирического знания, согласно которому психическое, как целое, должно рассматриваться в единстве процессов, состояний и свойств (Б.Ф.Ломов); о необходимости при интерпретации результатов опираться на данные не только количественного, но и структурного анализов (Б.Г.Ананьев и др.).
Теоретическая база исследования построена с учетом общеметодологических принципов детерминизма, системности, развития (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); основных положений субъектно -деятельностного подхода к исследованию личности человека (С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская).
Методы исследования включали в себя: теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы математической обработки данных (методы описательной статистики, средние значения, количественное и процентное соотношение и g - критерий знаков).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что все полученные результаты помогут внести вклад в понимание особенности построения тренинга для психологов, направленного на раскрытие коммуникативных способностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной работы в практической деятельности специалистов, работающих в области ведения тренингов, а также полученные результаты могут быть использованы в лекционном материале таких дисциплин как психология консультирования и методологии практической психологии. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для разработки тренинговых занятий для будущих психологов, а также в программе курсов по развитию коммуникативных навыков.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 50 студентов - бакалавров I года обучения (направление: «Психология») Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
Коммуникативная компетентность является основополагающей
характеристикой профессиональной деятельности психолога. Так как в своей профессиональной деятельности психолог выступает как активный субъект общения: он должен уметь общаться с различными людьми, уметь "устанавливать контакт" с другим человеком, расположить его к себе, создать условия для откровенной беседы, раскрыть, успокоить, дружески поддержать, дать квалифицированный совет (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001). Ввиду того, что психолог на своем примере показывает, демонстрирует другим как нужно правильно общаться и на него ориентируются другие - на психологе лежит дополнительная ответственность. В связи с чем он должен, во первых, развивать в себе навык коммуникативной компетентности, во вторых, поддерживать его на высоком уровне, а также постоянно повышать уровень своей компетентности в сфере коммуникации путем обучения, практики.
Одним из эффективных, высокотехнологичных и быстрообучаемых методов по развитию коммуникативных способностей считается тренинг. В настоящее время широко применяются на практике и довольно полно описаны в литературе различные тренинговые программы, так или иначе связанные с развитием способности к профессиональному психологическому взаимодействию. Так, как эффективный метод для развития коммуникативных навыков рекомендуются: различные программы социально - психологического тренинга, направленные на развитие умений и навыков в общении, ориентированные на формирование установок, которые необходимы для успешной коммуникации в любой сфере жизни (В.В.Бочаров, Э.Б.Карпова, 2007).
Для психологов, ввиду того, что коммуникативная компетентность входит в перечень профессиональных важных качеств в их деятельности, необходимо включение и специальных тренинговых программ, которые будут направлены на всестороннее развитие навыка профессионального взаимодействия (Л.И.Вассерман, 2010). К таким программам можно соотнести: перцептивно-ориентированный тренинг, предполагающий расширение знаний о себе, более полное восприятие и понимание себя и других участников группы; тренинг развития личности, осуществляющий задачи коррекции и развития системы отношений личности.
Однако тренинг, разработанный для психологов, в концепции нашей дипломной работы, представляет собой еще большую уникальность, ввиду того, что в рамках нашего тренинга решаются сразу две основных задачи:
1) освоение и совершенствование навыков профессионального общения и
2) развитие личностных качеств, необходимых для профессиональной психологической деятельности психолога. Развитие данных способностей очень важно на ранних этапах профессионального становления личности
На сегодняшний день существует множество работ по теме развития коммуникативных навыков, но отсутствуют обобщенные, однозначные и теоретически обоснованные представления по проблеме методов и инструментариев по развитию коммуникативных способностей студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». Не разработанность вопроса определения методов и техник, тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков, подходящих психологов, находящихся на ранних этапах профессионального становления, определило проблему нашего исследования.
Цель исследования: разработать авторскую методику по развитию
коммуникативных навыков для будущих психологов.
Объект исследования - коммуникативная компетентность.
Предмет исследования - тренинг развития коммуникативной компетентности для студентов - психологов начальных курсов.
Гипотеза исследования: степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблемы наличия методов и инструментариев по повышению уровня коммуникативной компетентности студентов - психологов.
2. Изучить общую характеристику личностных особенностей и уровень развития коммуникативных навыков студентов начальных курсов.
3. Провести экспериментальное исследование и сравнительный анализ полученных данных. Диагностировать уровень коммуникативной активности и психологических качеств личности студентов - будущих психологов.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической основой работы явились принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это представления: о системном подходе к процессу получения эмпирического знания, согласно которому психическое, как целое, должно рассматриваться в единстве процессов, состояний и свойств (Б.Ф.Ломов); о необходимости при интерпретации результатов опираться на данные не только количественного, но и структурного анализов (Б.Г.Ананьев и др.).
Теоретическая база исследования построена с учетом общеметодологических принципов детерминизма, системности, развития (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); основных положений субъектно -деятельностного подхода к исследованию личности человека (С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова - Славская).
Методы исследования включали в себя: теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы математической обработки данных (методы описательной статистики, средние значения, количественное и процентное соотношение и g - критерий знаков).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что все полученные результаты помогут внести вклад в понимание особенности построения тренинга для психологов, направленного на раскрытие коммуникативных способностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной работы в практической деятельности специалистов, работающих в области ведения тренингов, а также полученные результаты могут быть использованы в лекционном материале таких дисциплин как психология консультирования и методологии практической психологии. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для разработки тренинговых занятий для будущих психологов, а также в программе курсов по развитию коммуникативных навыков.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 50 студентов - бакалавров I года обучения (направление: «Психология») Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
На сегодняшний день существует множество работ по теме развития коммуникативных навыков, но отсутствуют обобщенные, однозначные и теоретически обоснованные представления по проблеме методов и инструментариев по развитию коммуникативных способностей студентов младших курсов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». Не разработанность вопроса определения методов и техник, тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков, подходящих психологов, находящихся на ранних этапах профессионального становления, определило проблему нашего исследования.
Целью нашей работы было составление авторской методики по развитию коммуникативных навыков для будущих психологов.
Мы предположили, что степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп, достоверно отличаются по ряду характеристик. Согласно ряду проведенных до тренинга тестов, можно утверждать, что в экспериментальной и контрольной группе наблюдались значительные различия.
2. Благодаря оценке уровня общительности было выявлено положительное влияние тренинга на респондентов экспериментальной группы: у 16% опрошенных были выявлены улучшения в рамках группового общения и групповой коммуникации, реакции на новые контакты и навыки общения вне комфортных для респондентов условий. Также у 16% респондентов наблюдались улучшения в навыках анализа и восприятия поступающей от собеседника информации («умение слушать»), снижение желания респондентов заострять внимание на манере разговора, а не на поступающей в рамках разговора информации, поиске скрытого
смысла сказанного.
3. Сильную положительную динамику показали улучшения в реакции респондентов из экспериментальной группы на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умения при обращении с просьбой (как от самого респондента, так и к нему), умения, позволяющие вступать в контакт по своему желанию или по чужой инициативе. Высокие показатели изменений в рамках анализа данных навыков свидетельствуют о том, что даже у тех, кто входил в категории «весьма общительных» или «людей с нормальной коммуникацией» согласно данным предыдущих методик, то есть в категории, у которых коммуникативная компетентность развита на хорошем или отличном уровне, смогли в разной степени улучшить свои коммуникативные навыки.
4. Сравнение результатов респондентов экспериментальной и контрольной группы также подтвердили эффективность проведенного тренинга. Данные анализа показали увеличение уровня общительности в группе №1, увеличение респондентов, использующих навыки в рамках компетентной модели поведений, что сократило разницу в оценки коммуникативных навыков и уровня общения между группами. Хотя в группе №1 остается достаточное количество респондентов, применяющих агрессивную или зависимые модели поведения, это лишь свидетельствует о невозможности за короткий промежуток времени значительно улучшить навыки и умения респондентов. Ведь навыки и умения, это не просто полученные знания, а знания, закрепляемые в процессе определенного времени на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный тренинг являлся полезным для всех категорий респондентов, вне зависимости от развития их коммуникативных компетентностей.
Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы: необходимо расширить и углубить исследование по заявленной теме (дополнение предмета исследования путем расширение выборки, включение дополнительных диагностических средств и методов для детального исследования выявленных признаков и т.д.).
Целью нашей работы было составление авторской методики по развитию коммуникативных навыков для будущих психологов.
Мы предположили, что степень развития коммуникативной компетентности значительно выше у тех обучающихся, кто прошел специальный курс тренингов.
В результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. По итогам проведенного исследования можно констатировать, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп, достоверно отличаются по ряду характеристик. Согласно ряду проведенных до тренинга тестов, можно утверждать, что в экспериментальной и контрольной группе наблюдались значительные различия.
2. Благодаря оценке уровня общительности было выявлено положительное влияние тренинга на респондентов экспериментальной группы: у 16% опрошенных были выявлены улучшения в рамках группового общения и групповой коммуникации, реакции на новые контакты и навыки общения вне комфортных для респондентов условий. Также у 16% респондентов наблюдались улучшения в навыках анализа и восприятия поступающей от собеседника информации («умение слушать»), снижение желания респондентов заострять внимание на манере разговора, а не на поступающей в рамках разговора информации, поиске скрытого
смысла сказанного.
3. Сильную положительную динамику показали улучшения в реакции респондентов из экспериментальной группы на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умения при обращении с просьбой (как от самого респондента, так и к нему), умения, позволяющие вступать в контакт по своему желанию или по чужой инициативе. Высокие показатели изменений в рамках анализа данных навыков свидетельствуют о том, что даже у тех, кто входил в категории «весьма общительных» или «людей с нормальной коммуникацией» согласно данным предыдущих методик, то есть в категории, у которых коммуникативная компетентность развита на хорошем или отличном уровне, смогли в разной степени улучшить свои коммуникативные навыки.
4. Сравнение результатов респондентов экспериментальной и контрольной группы также подтвердили эффективность проведенного тренинга. Данные анализа показали увеличение уровня общительности в группе №1, увеличение респондентов, использующих навыки в рамках компетентной модели поведений, что сократило разницу в оценки коммуникативных навыков и уровня общения между группами. Хотя в группе №1 остается достаточное количество респондентов, применяющих агрессивную или зависимые модели поведения, это лишь свидетельствует о невозможности за короткий промежуток времени значительно улучшить навыки и умения респондентов. Ведь навыки и умения, это не просто полученные знания, а знания, закрепляемые в процессе определенного времени на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный тренинг являлся полезным для всех категорий респондентов, вне зависимости от развития их коммуникативных компетентностей.
Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы: необходимо расширить и углубить исследование по заявленной теме (дополнение предмета исследования путем расширение выборки, включение дополнительных диагностических средств и методов для детального исследования выявленных признаков и т.д.).
Подобные работы
- Развитие коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами учебной практики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14900 р. Год сдачи: 2013 - Театральным кружок «Маска» как средство развития коммуникативном компетентности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО
ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



