Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В 9-10 КЛАССАХ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №56227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общая характеристика современных педагогических технологий 7
1.1. Современные педагогические технологии в учебном процессе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся ранне юношеского
возраста 21
Глава II. Педагогические технологии при обучении географии в старших классах 29
2.1. Деловые игры на уроках географии 29
2.2. Применение приёмов технологии критического мышления на уроках
географии 51
2.3. Элементы Сингапурской системы обучения 69
Заключение 86
Список использованной литературы 90
Приложение 94

Актуальность исследования. Интенсивное развитие современного общества требует повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением целей и результатов образования.
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, предусматривающей обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.
Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы, обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит, не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Среди разных активных способов, которые применяются в учебной практике, выделяют деловую игру, потому что она активизирует мыслительную деятельность подростков. В условиях демократизации и гуманизации современной школы, необходима перестройка стиля взаимоотношений и общения в системах «учитель - ученик» - «ученик, учитель». Поэтому важная задача подобрать способы и формы организации учебной деятельности, которые лучше соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Деловые игры в этом случае дополняют традиционные формы и содействуют активизации учебного процесса, удачному введению в практику педагогики партнерства и делают его более интересным, а в сочетании с традиционным подходом способствуют успешному усвоению знаний.
Поэтому главная задача учителя - сформировать у учащихся способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенс-твованию, к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развивать у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Современная жизнь предъявляет нам свои требования: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать и моделировать ее. То есть современный человек должен мыслить критически. Для формирования этого типа мышления и была создана новая педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Именно в детстве формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения и преобразования знаний. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывают современные педагогика и психология.
Одной из самых перспективных и результативных на сегодняшний день является Сингапурская система обучения, направленная на развитие критического мышления, саморазвития и самосовершенствования школьников. Таким образом, современные педагогические технологии направлены на развития творческого мышления, умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: современные педагогические технологии в обучении географии.
Цель работы: На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы выявить особенности применения на уроках географии современных педагогических технологий.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику педагогических технологий (понятие, структура, уровни, методические требования, результаты применения, преимущества использования);
- на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности учащихся ранее юношеского возраста;
- рассмотреть игровые технологии при обучении географии в старших классах;
- раскрыть особенности технологии критического мышления;
- проанализировать методические аспекты сингапурской системы обучения.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- наблюдение;
- беседы
- обобщение педагогического опыта;
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержит 107 страницы текста, рис.- 8, таблиц - 9, схем - 3, приложении - 1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В XXI веке наблюдается постоянно растущий поток информации во всех областях человеческой жизни. Как результат, в различных социально-профессиональных сферах происходит осознание того, что у современного человека, специалиста наблюдается отставание в информационном потоке и невозможность своевременного получения и применения необходимой информации. В обществе формируется идея о том, что современное образование должно не только передавать знания, вырабатывать умения, но и развивать способности к самоопределению, готовить выпускников школ к самостоятельным действиям, научить ответственно относиться к жизни, выстраивать профессиональные и личностные перспективные траектории своей жизни.
Вышеназванные преобразования приводят к тому, что школьник се-годня, становится субъектом процесса обучения, а педагог становится не столько транслятором знаний, сколько организатором процесса активного взаимодействия, создателем открытого образовательного пространства, спо-собным обеспечить творческий рост каждого ученика.
Способность преподавателя раскрыть внутренние резервы учащегося, может помочь будущему выпускнику оценить свои способности и возмож-ности, правильно определить свое место в жизни и открыть для себя пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Одним из важных путей повышения эффективности процесса подго¬товки будущих педагогов, на наш взгляд, является разработка его техноло¬гических основ. Технологизация процесса обучения — это направление в педагогической науке, цель которого конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование различных педагогических процессов, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков учащихся. В основе педагогической технологизации лежит идея полной управляемости процессом обучения, проектирования и воспроизводимости образователь¬ного цикла, направленного на подготовку учащихся к самостоятельной дея-тельности. Особую роль в этих процессах играют умение и готовность педа-гога к коррекции педагогических взаимодействий на основе технологизации педагогического процесса и проектирования взаимодействий с обучаю-щимися.
Таким образом, современные педагогические технологии - это органи-зованное целенаправленное педагогическое влияние, воздействие на учебный процесс. Это сложная многогранная система, направленная, прежде всего, на повышение качества образования, на получение результата и повышение культуры молодого поколения.
2. Современные педагогические технологии необходимы в процессе обучения и воспитания учащихся раннего юношеского возраста. Юношеский возраст, это временной промежуток жизненного пути человека между под-ростковым возрастом и взрослостью. Учебная деятельность юношеского возраста характеризуется развитием познавательных процессов, логических форм мышления, овладением способами организации памяти, внимания. Опосредованность, осознанность и произвольность являются основными по-казателями развития познавательных процессов, развивается творческое воображение, креативное мышление.
3. Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативной, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Одной из наиболее эффективных форм подготовки спе¬циалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна ещё с древнейших времён как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно¬познавательной деятельности школьников.
Обострение противоречий между обществом и природой, возникно-вение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным по-зитивным действиям.
Деловые гры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересо¬ванность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений. Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки школьников позволяет
имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.
Деловая игра «Строительство атомной электростанции в Камском поляне Татарская АЭС» предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов и прин - цип коллективной ответственности за качество природной среды.
Деловая игра «Трудовые ресурсы» рассматривает факторы, определяющие качества, которыми должны обладать работающие люди.
4. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к поз-навательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и ком - муникации. Происходит это потому, что обучающиеся часто испытывают
затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого - недос¬таточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического. Одним из решений этой проблемы является применение на уроках технологии развития критического мышления. В процессе работы с её применением, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он все активнее использует их в
самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты применения технологии учителями позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе, развивает критическое мышление. Уроки географии в наибольшей степени, чем другие предметы, способствуют формированию, развитию у учащихся критического мышления и развивает географическое мышление детей.
5. П
рименение Сингапурской системы обучения помогает рас-крыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а
учитель - помощник, наставник. Новые методические приёмы развивают
личность каждого ученика, заставляет его думать, проявлять свои
возможности, позволяет изменять видение материала, повышает его
эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье
организма. Предлагаемая современная методическая Сингапурская система
обучения многогранна, так как включает элементы кооперативного обучения
Спенсера Кагана, требования международного стандарта образования, IT-
технологии, современные представления об учителе 21 века. Система
направлена на саморазвитие и самосовершенствование обучаемых. Все
многочисленные структуры этой системы работают прежде всего, на коллектив, в котором каждый учащийся принимает самое активное, живое
участие, что обеспечивает высокое качество образовательного процесса.


1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Алишев Т. Б., А.Х. Гильмутдинов Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня 2010.
3. Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2004.
4. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной
географии: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1995.
5. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов - М., 1997. 177с.
6. Беспалько В.П. «О возможности системного подхода в педагогике [Текст]/ В.П. Беспалько// Педагогика.-1990.-№7.-С.7-13.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
8. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе-Волгоград: Учитель, 2004.-139 с.
9. Борисенкова И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текс]/И.А.Борисенкова//Педагогические науки ООО Изд-во «Спутник+». - 2006.- №2.- С.119-128.
10. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1986.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997. 313с.
12. Грудзинская Е.Ю., В.В. Марико. Мастерская активного обучения ч 1.- Н.Новгород, 2006.-79 с.
13. Дорн В. и Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии М., «Педагогика», 1970. -238 с.
14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология/ 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
16. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс Дельта»2003.
17. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. - 2000-№2. - С. 67-71.
18. Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избранные педагогические
сочинения/Я.А. Коменский. - М.: Уч. пед. издат., 1955.
19. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.
20. Клустер Д. Что такое критическое мышление? /Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001, №4, С.36-40.
21. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1996. - 321с.
23. Личко Е. А. Подростковая психиатрия. - Л.: Наука, 1979. -296с.
24. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики /Педагогика. 1997. №6.
25. Лысова, Н.В. Проектная деятельность в обучении географии // География в школе. - 2005 №2. - С56. 38 - 43.
26. Макаренко А.С. «Воспитание в советской школе». - М.: Просвещение, 1966.
27. Монахов, В.М., Бахусова, Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. - М. - Тольятти: ВУиТ, 2004.
28. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, 2009.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Педагогическое общество России. -М. - 2001.- 442с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.
Педагогическое общество России. - М. - 1998. -187с.
31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/под общей ред. B.C. Кукушина.-М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - С.336.
32. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А. Стеценко. - Растов н/Д: Феникс, 2014. - 253, [1] с.
33. Петровский А.В. «Возрастная и педагогическая психология», Учебник для студентов пед. ин-т -2-е изд., испр. и доп. - М., Просвещение, 1979 - 288 с.
34. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. -М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
35. Практическая психология образования/пор ред. И.В. Дубровиной - М., 1997, - 374с.
36. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности. М., 1994 -203с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 1998. -256 с.
38. Стародубцев В.А. Технология критического мышления в естественно - научном образовании. - Томск: Дельтаплан, 2002.
39. Солонько А.В. Современный урок географии ч. 4. Методические разработки уроков. Деловые игры. 9 класс. - М.: Школьная Пресса, 2004.
40. "Computer technology in the Geography classroom Quality teaching and learning" Tiani Page Geography teacher, Avondale School, NSW Beverly Christian Lecturer, Faculty of Education, Avondale College, NSW
41. Cooperative Learning* Richard M. Felder, and Rebecca Brent 1Department of Chemical Engineering, N.C. State University, Raleigh, NC 27695-7905 2Education Designs, Inc., Cary, NC 27518.
42. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
43. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий/ Педагогика. Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
44. Шаймарданов Р.Х., Хузиахметов А.М. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педвузов всех специальностей. - Казань: РИЦ «Школа», 2004.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.-205с.
Интернет ресурсы.
46. http://office.microsoft.com/ru-ru/novice/HA010265950.aspx
47. http: //en. wikipedia. org/wiki/Prezi
48. http: //www.kaganonline.com/index.php
49. http://ininfo.mggu-sh.ru/data/resources/collaborative- learning/book/coopstr.htm
50. http: //www. utdanacenter. org/mathtoolkit/support/grouping. php

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ