Оценка ущерба правообладателя от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности в электронной коммерции (на примере ООО «Адидас»)
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ОЦЕНКИ УЩЕРБА
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
1.1 Характеристика объектов интеллектуальной собственности 9
1.2 Контрафактная продукция в электронной коммерции как угроза
экономической безопасности правообладателя
1.3 Нормативно - правовая база экспертизы по определению ущерба от
неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ООО «АДИДАС»
2.1 Краткая характеристика ООО «Адидас» 36
2.2 Анализ рынка спортивных товаров в 2014 - 2018 гг. в РФ 39
2.3 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности 45
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЩЕРБА ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1 Установление факта неправомерного использования товарных знаков
ООО «Адидас» в электронной коммерции
3.2 Исследование по определению ущерба от неправомерного
использования товарных знаков на примере кроссовок и толстовок 76 ООО «Адидас»
3.3 Оценка влияния результатов экспертизы на уровень экономической
безопасности ООО «Адидас»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Адидас» 102
Приложение Б. Альбом иллюстраций 106
Актуальность темы. Постоянный рост реализации контрафактной продукции в электронной коммерции оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности правообладателя и на экономику страны в целом. Каждый день правообладатели получают огромные ущербы, недополучая прибыль и теряя репутацию бренда. Кроме того, появление на рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью и угрожает жизни потребителей. Чаще всего объектами контрафакта являются лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, одежда, обувь, сумки и т.д. Совсем искоренить контрафактную продукцию пока не удается, но снизить масштабы возможно. Правообладатели должны защищать свой бренд и отстаивать свою репутацию. Выбор способа защиты исключительного права на товарный знак зависит от конкретной ситуации, но наиболее универсальным и действенным является обращение в правоохранительные органы или в суд с заявлением о привлечении к ответственности предпринимателей, торгующих контрафактом.
Цель исследования: рассчитать ущерб правообладателя от неправомерного использования интеллектуальной собственности (товарного знака) в электронной коммерции и оценить влияние экспертизы на уровень экономической безопасности на примере ООО «Адидас».
Задачи исследования: проанализировать теоретические аспекты нормативно - правовой базы экспертизы и принципы, достоинства и недостатки электронной коммерции потребительских товаров; исследовать проблему реализации контрафактной продукции через интернет - магазины и другие средства электронной коммерции; провести исследование признаков контрафактной продукции на примере популярных категорий товаров фирмы «Адидас»; рассчитать ущерб, причиненный правообладателю от реализации контрафактной продукции через интернет - магазин на примере ООО «Адидас».
Объект исследования - ООО «Адидас»
Предмет исследования - взаимоотношения между правообладателем и нарушителем исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Работа включает в себя три раздела. В первом разделе описываются теоретические аспекты экспертизы оценки ущерба правообладателя от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности в электронной коммерции, а также преимущества и недостатки интернет - сделок.
Во втором разделе описывается краткая характеристика объекта исследования, проводится анализ рынка спортивных товаров за 2014 - 2016 гг. Также производится анализ финансового хозяйственной деятельности ООО «Адидас» и определяется ее уровень экономической безопасности.
В третьем разделе определяется ущерб от неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности на примере товарного знака в рамках экспертизы и проводится оценка влияния результатов экспертизы на уровень экономической безопасности ООО «Адидас»
В заключении приводятся результаты работы и выводы по ним. Даются рекомендации по возможным путям разрешения конфликтов интересов правообладателей и нарушителей исключительных прав.
В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы были изучены теоретические аспекты экспертизы оценки ущерба правообладателя от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности в электронной коммерции. Проанализированы достоинства и недостатки интернет - сделок, и их влияние на средства индивидуализации. Что касается именно товарных знаков, следует особо отметить, что они являются объектами интеллектуальной собственности и их использование третьими лицами без разрешения правообладателя категорически запрещено. При использовании чужого товарного знака и невозможности улаживания конфликта в досудебном порядке правообладатель имеет возможность обратиться в суд. Суд может вынести решение, как о прекращении нарушения, так и о взыскании причиненных убытков.
Во втором разделе приводится описание ООО «Адидас», анализ финансово - хозяйственной деятельности и анализ уровня экономической безопасности. Состояние ООО «Адидас» характеризуется как нестабильное и неэффективное. Наблюдаются следующие угрозы экономической безопасности: угроза
неустойчивого развития предприятия, угроза утраты финансовой неустойчивости предприятия и угроза снижения эффективности предприятия.
Далее установили факт неправомерного использования товарных знаков ООО «Адидас» в электронной коммерции и в рамках экспертизы определили ущерб от неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности на примере товарного знака. Ущерб правообладателя от контрафактной продукции, на которой размещены обозначения сходные до степени смешения с товарным знаком «ADIDAS» в категории «Кроссовки» составил 313 339 рублей., в категории «Толстовки» составил 133 287 рублей с данного интернет магазина. Проведение экспертизы на признаки контрафактности, позволяет сделать обращение правообладателя с соответствующим заявлением в правоохранительные органы или в суд. Таким образом решаются задачи по защите прав потребителя, эффективная борьба с контрафактным товаром и как следствие улучшение уровня экономической безопасности правообладателя и страны.
Подводя итог, можно сказать, что защита товарных знаков играет большую роль в экономике России. Использование данных знаков приносит стабильный доход участникам экономической деятельности и обеспечивает развитие компаниям, поэтому необходимо уделять особое внимание защите их прав и законных интересов путем контроля за использованием товарных знаков.