Введение...................................................................................................................3
1. Формирование государственной библиотечной политики.............................5
а) Определение государственной библиотечной политики................................5
б) Эволюция государственной библиотечной политики.....................................8
в) Цели и задачи библиотечной политики, её дифференциация......................10
г) Правовое обеспечение государственной библиотечной политики..............11
д) Приоритеты государственной библиотечной политики.…..........................13
е) Характеристика федеральных программ, как средства реализации библиотечной политики........................................................................................17
2 Региональная библиотечная политика.............................................................21
а) Определение региональной библиотечной политики....................................21
б) Цели и задачи региональной библиотечной политики..................................22
в) Пояснить принцип «единство в многообразии» (Карташов)........................23
г) Правовое поле библиотечной политики в регионах......................................24
д) Определить приоритеты региональной государственной библиотечной политики.................................................................................................................28
3. Формирование общественного управления библиотечным делом..............30
Заключение.............................................................................................................32
Список используемой литературы.......................................................................34
Цели, задачи, основные направления приоритеты и инструменты государственной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как социальную систему: вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразования в стране.
Для решения сложнейших проблем, стоящих перед нашей страной, обществу, как никогда прежде, нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная и оперативно получаемая информация. Потребность в этом для подавляющего большинства населения может быть удовлетворена только через библиотеки. Они остались единственными учреждениями, предоставляющими доступ к знаниям и информации бесплатно. При низком уровне материального благополучия большинства населения это особенно важно. К тому же в условиях значительного сокращения сети других учреждений культуры, особенно в малых городах и на селе, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей, занимающихся просветительством, духовным воспитанием.
Предпосылками модернизации библиотечного дела и государственной библиотечной политики являются:
1) Ориентация европейских государств, в том числе – России, на «новую экономику», стержнем которой является культурное богатство нации, постоянное наращивание и максимальное использование ее интеллектуального потенциала.
2) Необходимость формирования гражданского общества и наступление эры информационного общества, постепенно трансформирующегося в общество знаний.
1. Формирование государственной библиотечной политики
а) Определение государственной библиотечной политики
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Современного уровня интеллектуального и культурного развития возможно достичь только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. Культурная среда - это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения.
В связи с этим формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.
Следующие задачи, безусловно, являются приоритетными при реализации государственной культурной политики и могут быть решены только путем укрепления и развития культурной среды в Российской Федерации:
- развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
- сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
- воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества;
- поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)», «Культура России (2001 - 2005 годы)» и «Культура России (2006 - 2011 годы)» удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
Библиотечное дело сегодня активно развивается. Современное Российское государство и общество вырабатывают политику благоприятного развития гуманитарной сферы жизни, создают возможности для роста культурной составляющей. Традиционными стали мероприятия, посвященные актуальным вопросам развития не только культурной деятельности, но и ее составляющих, в т.ч. библиотечного дела. Развитие библиотечного дела является сегодня насущным вопросом культурной сферы российского общества.
В настоящее время библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, примерно 130 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению всех министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений. Библиотеки могут быть самостоятельными юридическими лицами или входить в структуру других юридических лиц. Могут быть общедоступными или специализированными, рассчитанными на определенные категории пользователей (в зависимости от возраста, интересов, рода занятий и других особенностей). Библиотеки очень различаются по составу, количеству и качеству имеющихся в них ресурсов и предоставляемых ими услуг. Последняя перепись библиотек всех систем и ведомств была осуществлена в середине 80-х гг. прошлого века.
Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации, к ней относятся, в т.ч.: 67 тыс. школьных и более 3 тыс. библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3,5 тыс. научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1,5 тыс. библиотек. Библиотеками располагают также федеральные Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, другие ведомства, а также религиозные конфессии.
Общедоступных библиотек всех систем и ведомств насчитывается 49,5 тыс., из них 47,0 тыс. относится к ведению муниципальных образований.
Еще в 2007 году Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации уделил беспрецедентное внимание библиотекам. В рамках реализации Послания Правительство Российской Федерации поручило создать Президентскую библиотеку и внести предложения по расширению действующей Федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России» в части развития библиотек.
В ноябре 2006 г. создан Общественный комитет содействия развитию библиотек. Российским книжным союзом и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям разработана Национальная программа поддержки и развития чтения.
б) Эволюция государственной библиотечной политики
Библиотечная система России складывалась с ХVIII столетия. С 1724 года при Академии наук существует научная библиотека (ныне Библиотека Российской Академии наук), с 1795 г. в Санкт-Петербурге – Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека). В 30-40-е гг. XIX в. появились публичные библиотеки в губернских и уездных городах России, что было закреплено специальным правительственным циркуляром. К концу XIX в. в стране действовали тысячи библиотек разных типов.
После 1917 г. в результате национализации существовавших и создания новых библиотек впервые в мировой истории возникла государственная библиотечная сеть. Практически все библиотеки были включены в систему политического просвещения масс. С конца 1920-х гг. советское государство вело целенаправленную политику по формированию и развитию системы библиотек, и к 70-м годам ХХ века была сформирована многоведомственная, многоуровневая библиотечная система, в целом отвечающая потребностям государства и основным запросам населения. Ответственность между библиотеками за обслуживание разных категорий населения и сбор разных видов документов и документов, относящихся к разным отраслям знания, была разделена.
Социально-политические и экономические изменения в стране, происходящие с середины 1980-х гг., поставили библиотеки в принципиально новые условия. Изменился вектор развития общества, политическое устройство, система государственного управления, экономического уклада, содержание образования. Целые пласты информации и знаний, накопившиеся в библиотеках за десятилетия, перестали быть востребованными. Изменились издательский рынок и информационные потребности общества. Начали формироваться основы информационного общества, базирующиеся на принципиально новых технологиях, которые изменяют и технологии библиотек. С развитием рынка персональных компьютеров и телекоммуникаций в стране создается новая информационная инфраструктура, и библиотеки должны в нее органично вписаться, стать ее существенной составляющей.
Таким образом, в истории государственной политики в области библиотечного дела традиционно выделяют следующие этапы развития:
I этап — ХVIII в. - 1917 г. (который делится на два периода: первый связан с частной инициативой открытия библиотек; второй — конец 1880-е гг.— 1917 г. библиотеки начали открываться по инициативе буржуазно-демократической интеллигенции, городских и земских органов самоуправления, просветительских обществ, призванных заботиться о культурно-просветительной деятельности);
II этап — 1917 г. — начало 1990-х гг. С начала XX в. библиотечная политика была направлена не только на развитие культурно-просветительной функции библиотек, но и идеологической, как важнейшего инструмента управления общественным настроением;
III этап - начало 1990-х гг. - XXI в.
Сегодня важнейшие задачи как российских, так и зарубежных библиотек все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к знаниям и информации, а библиотекаря нередко называют навигатором в океане информации, удваивающейся каждые пять лет. Огромные массивы информации сегодня существуют только в электронном виде. Мировой и российский опыт свидетельствует: в эпоху электронных коммуникаций библиотекарь становится не только хранителем книг, знатоком литературного процесса и читательских потребностей, но также и специалистом в области новых цифровых технологий, навигатором в ресурсах Интернет, проводником информационной культуры и универсального научного знания, менеджером и маркетологом в информационно-библиотечной сфере, активным субъектом книгоиздательского и книготоргового рынка.
Вошедшая в третье тысячелетие библиотека должна быть не только книгохранилищем, но и своеобразным «электронным архивом». Использование компьютерных коммуникаций для обслуживания читателей давно стало нормой в библиотеках развитых и большинства развивающихся стран, а отсутствие такого сервиса вызывает недоумение.
в) Цели и задачи библиотечной политики, её дифференциация
Целью государственной политики России в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый и полный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
К задачам библиотечной политики относятся:
- формирование книжного фонда отечественных и зарубежных документов, имеющих культурную, научную и художественную ценность;
- внедрение новых технологий в библиотечное обслуживание, удовлетворение информационных запросов пользователей;
- формирование информационной культуры, устойчивого интереса к чтению, отечественной истории и культуре.
Круг задач, стоящих перед библиотеками и решаемых ими постоянно расширяется. В условиях реформирования России и бурного развития глобального информационного пространства библиотеки играют весомую роль в социокультурной адаптации населения, вносят важный вклад в сохранение информационной и культурной целостности нашей огромной страны, в обеспечение единства ее регионов и центра, в развитие демократии и местного самоуправления, в становление гражданского общества.
Совершенствование деятельности библиотек и библиотечного обслуживания должно осуществляться по многим направлениям. Назому лишь некоторые:
- развитие информационных технологий в библиотеках, дальнейшая поддержка общероссийской компьютерной сети «Либнет», переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн-центров, создание сводного каталога библиотек России, создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек;
- формирование и реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов, обеспечение нормативного режима их хранения, реставрации и консервации;
- создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ;
- организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников, организация библиотечного фонда Российской Федерации, обеспечение безопасности библиотек и библиотечных фондов;
- организация работы библиотек с социально значимой информацией, обеспечения доступа к ней различных категорий и групп населения, а также информационная поддержка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии; развитие партнерства, современных моделей и технологий управления библиотеками.
г) Правовое обеспечение государственной библиотечной политики
Е. И. Кузьмин в своей статье приводит полную иерархическую схему нормативно-правовых актов, которые могут определять деятельность библиотек:
- федеральные законы, кодексы Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты федеральных министерств, ведомств, комитетов;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- правовые акты органов местного самоуправления;
- внутренние акты библиотек [11].
Главным среди принятых правовых нормативных актов является Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», который является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.
д) Приоритеты государственной библиотечной политики
Анализ проблем развития библиотечного дела в России в контексте общемировых закономерностей развития этой сферы и осуществляемых в стране реформ позволяет сформулировать основные направления государственной библиотечной политики:
1, Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований и корреляцией с правовой сферой смежных отраслей.
Приоритеты:
• подготовка новых редакций федеральных законов «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов»;
• разработка и утверждение «Положения о библиотечном фонде Российской Федерации»;
• совершенствование существующих профессиональных стандартов и разработка новых, направленных на повышение качества деятельности и услуг библиотек (в том числе на базе стандартов серии ИСО 9000), гармонизация отечественных и зарубежных стандартов, международной и отечественной статистики;
• мониторинг и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы по приоритетным направлениям государственной библиотечной политики.
2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе корпоративных.
Приоритеты:
• Развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ». Создание сводного электронного каталога библиотек России.
• Создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Формирование качественного русскоязычного сегмента Интернет на основе оцифровки библиотечных фондов.
• Внедрение корпоративных и других автоматизированных систем и технологий библиотек, обеспечивающих формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей как в стационарном режиме, так и в удаленном доступе с целью преодоления цифрового неравенства граждан в доступе к информации. Развитие и поддержка лингвистического обеспечения информационно-библиотечных технологий (форматов, правил каталогизации, классификаций, авторитетных данных).
• Развитие возможностей доступа российских библиотек к зарубежным и национальным информационным ресурсам, поддержка взаимного информационного обмена между библиотеками России и зарубежных стран
3. Обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России в интересах нынешнего и будущих поколений.
Реализация этого направления должна осуществляться в рамках второго этапа Национальной программы сохранения библиотечных фондов.
Приоритеты:
• Обеспечение нормативного режима хранения и использования, реставрации и консервации библиотечных фондов.
• Развитие системы центров консервации библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях, укрепление материально-технической базы сохранения библиотечных фондов.
• Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации, развитие регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ.
• Создание и развитие Общероссийского свода книжных памятников как единого распределенного банка данных о книжных памятниках Российской Федерации. всех уровней, создание электронных изданий книжных памятников.
• Совершенствование системы учета библиотечных фондов.
• Обеспечение безопасности библиотечных фондов и библиотек как учреждений с массовым пребыванием людей.
4. Организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации.
5. Организация обеспечения доступа населения к социально значимой информации, особенно в малых городах и сельской местности, преодоление информационного неравенства граждан России
Приоритетным на этом направлении будет дальнейшее развитие сетей и сетевого взаимодействия центров правовой, деловой, экологической, муниципальной, потребительской и другой социально значимой информации на базе общедоступных библиотек.
6. Создание условий для обеспечения прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание.
7. Содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии. Поддержка и развитие профессиональных коммуникаций, газет, журналов, расширение партнерства, социального участия, совершенствование моделей и технологий управления всей отраслью и отдельными библиотеками, в т. ч. на основе менеджмента качества, иных форм и способов профессиональной деятельности.
8. Содействие развитию системы дополнительного профессионального библиотечного образования с целью адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и все время усложняющимся требованиям общества.
Приоритеты:
• Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела.
• Организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования.
• Поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования.
9. Развитие программ поддержки чтения, формирование информационной культуры личности.
10. Усиление присутствия библиотек России в мировом информационном пространстве.
Это направление должно реализовываться путём поощрения двухстороннего и многостороннего международного библиотечного сотрудничества, участия российских библиотек в международных библиотечных, культурных и информационных проектах.
Приоритеты:
• участие российских специалистов в деятельности рабочих групп международных организаций ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, Совета Европы и других, а также в организуемых ими международных форумах и стажировках;
- организация и проведение крупномасштабных международных книжных выставок, конференций, направленных на формирование позитивного восприятия России в мире.
11. Создание условий для укрепления и развития материально-технической базы библиотек и библиотечного дела.
Приоритетным должно стать выделение целевого финансирования на строительство и реконструкцию библиотечных зданий, что даст возможность не только должным образом сохранять фонды, но и обеспечивать комфортные условия читателям и пользователям библиотек для получения современных библиотечно-информационных услуг.
е) Характеристика федеральных программ, как средства реализации библиотечной политики
На сегодня федеральные целевые программы являются основным действующим программно-целевым инструментом осуществления государственной социально-экономической политики, предусматривающим достижение целей и приоритетных направлений развития страны.
На протяжении последних лет активно осуществляются реформы, направленные на совершенствование федеративных отношений, повышение эффективности государственного управления, в части модернизации программно-целевого метода управления, внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат, предусматривающего переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов».
Для большинства федеральных целевых программ установлены целевые индикаторы и показатели реализации, введена ежеквартальная отчетность государственных заказчиков программ.
Расширена сфера применения и повышено качество программно-целевых методов за счет модернизации методологии разработки и реализации федеральных целевых программ и подготовки механизма использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ.
Оптимизирована структура федеральных целевых программ и подпрограмм, многие программы сокращены, что в итоге позволило сконцентрировать выделяемые средства на решении приоритетных задач.
В настоящее время реализация федеральных целевых программ направлена в основном на развитие производственной и социальной инфраструктуры, активизацию инструментов стимулирования инвестиционной и инновационной активности, поддержку субъектов Российской Федерации, обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 гг.), утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 предусматривает реализацию наиболее важных и эффективных проектов и мероприятий по разработке и реализации художественных продуктов в области театрального, музыкального, изобразительного, циркового, современного искусства и кино, а также совершенствование системы подготовки кадров, владеющих новыми технологиями в сфере современного искусства. Намечены более активные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий, по строительству, укреплению материально-технической базы и другим направлениям, а также увеличены объемы реставрационных работ на объектах культурного наследия в различных субъектах Российской Федерации. Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки. Отбор проектов и мероприятий, отвечающих направлениям Программы, исполнителей указанных проектов, а также объектов культурного наследия производится в установленном порядке на основе открытых конкурсных процедур.
Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" характеризуется следующими принципиальными особенностями:
- системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом взаимосвязи с другими решениями органов государственной власти, направленными на развитие культурного потенциала России;
- ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;
- применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей;
- отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов.
Принятие и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения диктуются острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.
Концепция реализации Национальной программы поддержки и развития чтения подразумевает разработку на её основе соответствующих региональных программ, учитывающих местную специфику, также как и программ заинтересованных общественных организаций (таких, как Российский книжный союз, Российская библиотечная ассоциация, союзы писателей, журналистов, ассоциации вузов и других), которые должны и могут внести свой неповторимый вклад в решение крупной общенациональной задачи исходя из собственных возможностей и собственного видения.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны.
В целях дальнейшего развития библиотечной системы России на базе информационно-коммуникационных технологий Отдел библиотек и архивов Министерства культуры РФ, Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина при участии ведущих специалистов страны в области информатизации библиотек разработали «Основные направления развития общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 годы».
Указанный документ призван:
- показать обществу роль и место библиотек в развитии информационного общества в Российской Федерации, направленные на устранение информационного неравенства и повышение качества жизни граждан России;
- сформулировать государственную политику информатизации библиотек на 2011-2020 годы, реализация которой позволит решить все задачи, постав-ленные перед библиотечной системой в стратегических и программных доку-ментах построения информационного общества в России;
- определить принципы и подходы к реализации политики информатизации библиотек на основе Сети ЛИБНЕТ;
- стимулировать разработку стратегий и программ информатизации библиотек на региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
2 Региональная библиотечная политика
а) Определение региональной библиотечной политики
Практика последних лет свидетельствуют о том, что значимость государственного управления библиотечным делом усиливается.
В последнее время приобрели чрезвычайное значение проблемы развития регионов Российской Федерации, поскольку существенно изменились политические условия, ведущие к усилению их самостоятельности, реформируется их экономика, расширяются функции территориального управления. В этих условиях складываются новые подходы к совершенствованию библиотечной системы, формированию регионального правового поля библиотечного дела, появляются исследования по различным направлениям деятельности библиотек. Важная роль в этом процессе отводится региональной библиотечной политике, формирование которой происходит в новых исторических условиях, связанных, с одной стороны, с восстановлением федерального принципа организации Российского государства, с другой - серьезными недостатками в самом библиотечном деле России
Определение региональной библиотечной политики даёт Н.С. Карташов в научно-практическом пособии «Региональное библиотековедение»: «Региональная библиотечная политика — это разрабатываемая и осуществляемая органами власти разного уровня система мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого, сбалансированного ресурсного и социального потенциала территориальной библиотечной системы при позитивной динамике параметров уровня и качества обслуживания населения».
На уровне субъектов РФ управлением библиотечным делом занимаются управления, департаменты культуры.
В современных условиях в формировании региональной библиотечной политики наряду с органами исполнительной власти участвуют и Центральные библиотеки субъектов РФ.
б) Цели и задачи региональной библиотечной политики
Сегодня в субъектах РФ с помощью правовых механизмов не только регламентируется деятельность библиотек по обслуживанию населения, но и успешно реализуются перспективные планы развития библиотечной отрасли, проводится региональная библиотечная политика, хотя до недавнего времени сам этот термин понимался неоднозначно.
Сегодня под «региональной библиотечной политикой» понимается разрабатываемая и осуществляемая органами власти разного уровня система мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития библиотечного потенциала территории и повышении качества библиотечного обслуживания населения.
С момента своего становления региональное библиотечное законодательство стало надежным инструментом, с помощью которого начинает активно формироваться региональная библиотечная политика. В отличие от документов, принимаемых профессиональным сообществом, но не имеющих юридической силы (всевозможных концепций, руководств, рекомендаций и т.д.) бесспорным преимуществом регионального Закона является обязательность и неукоснительность его исполнения, что делает Закон действенными и эффективными.
Именно на уровне региона целесообразно решать библиотечные проблемы, специфичные для субъекта РФ, закрепляя результат в законе.
в) Пояснить принцип «единство в многообразии»
Руководствуясь мнением Карташова Н.С., организация библиотечного дела должна обеспечить не только территориальную доступность библиотек для населения, но и возможность размещения их как взаимосвязанной, целостной системы. Размещение есть единый процесс планомерной территориальной организации библиотечной сети. Оно не может быть узковедомственным делом. Задача размещения библиотек решается исходя из интересов целого, всей библиотечной сети территории. Но это одна сторона комплексного характера размещения библиотек. Другую его сторону, имеющую важное социальное значение, составляет система размещения библиотек в органической связи с уже сложившимися и развивающимися жилыми и промышленными районами, которые они призваны обслуживать. Однако в практике организации библиотечной сети есть недостатки двоякого рода: с одной стороны, нарушение рациональных соотношений и связей при размещении библиотек разных ведомств и организаций, что приводит к параллелизму и дублированию в организации библиотечного обслуживания и, следовательно, нерациональной затрате ресурсов; с другой стороны, наблюдаются диспропорции в развитии жилых районов и библиотечной сети, выражающиеся в чрезмерной концентрации библиотек в центральных районах города и удаленности их от быстро растущих городских окраин.
Актуальной задачей при размещении библиотек и библиотечных ресурсов является выравнивание уровней библиотечного обслуживания населения. Эта проблема в наши дни имеет свои особенности. Если на предшествующих этапах принцип выравнивания означал обеспечение более ускоренных и максимально высоких темпов развития в ранее отсталых районах страны при всемерной помощи более развитых районов, то в современных условиях выравнивание должно происходить не за счет развития библиотечного дела какого-либо района, а на базе всестороннего развития библиотечного дела всех регионов страны.
г) Правовое поле библиотечной политики в регионах
Роль и значение регионального библиотечного законодательства в жизни библиотечного сообщества России неуклонно растут. Сегодня в субъектах РФ с помощью правовых механизмов не только регламентируется деятельность библиотек по обслуживанию населения, но и успешно реализуются перспективные планы развития библиотечной отрасли, проводится региональная библиотечная политика, хотя до недавнего времени сам этот термин понимался неоднозначно.
Понятие «региональная библиотечная политика» прочно вошло в профессиональную лексику лишь в 90-х гг. XX-го века. До этого официально понятие «региональная библиотечная политика» в государственных документах, как правило, не употреблялось, а заменялось термином «размещение библиотечных ресурсов». Позднее, в конце 1970-х гг. в принимаемых официальных документах и научных публикациях поднимались проблемы комплексного развития библиотечного дела регионов, которые трактовались в общегосударственном контексте.
Ситуация резко изменилась после распада СССР и коренной реорганизации государственного управления, когда понятие «региональная библиотечная политика» начало обретать новый смысл, что было обусловлено рядом причин. Среди них наиболее важными являются резкое сокращение государственной собственности и ликвидация централизованной системы управления, что сделало невозможным планомерное размещение и развитие библиотечных ресурсов, и реформа российского законодательства, в результате которой резко увеличились полномочия субъектов РФ, которые стали полноправными субъектами региональной библиотечной политики.
Изменившаяся социально-экономическая ситуация получила отражение в формировавшемся в тот период библиотечном законодательстве. Свою лепту в переосмысление термина «региональная библиотечная политика» внесли Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994 г.) и первые региональные законы о библиотечном деле, принимаемые параллельно с ним, которые включали статьи о государственной политике в области библиотечного дела. Согласно правовым нормам этих законов библиотечная политика должна была реализовываться на федеральном, региональном и местном уровнях, каждому из которых соответствовал свой круг полномочий по развитию библиотечного дела. Новая библиотечная стратегия требовала разделения ответственности за состояние библиотечной отрасли между региональными и федеральными властями.
В новой ситуации под «региональной библиотечной политикой» понимается разрабатываемая и осуществляемая органами власти разного уровня система мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития библиотечного потенциала территории и повышении качества библиотечного обслуживания населения.
С момента своего становления библиотечное законодательство стало надежным инструментом, с помощью которого начинает активно формироваться региональная библиотечная политика. В отличие от документов, принимаемых профессиональным сообществом, но не имеющих юридической силы (всевозможных концепций, руководств, рекомендаций и т.д.) бесспорным преимуществом законодательных и иных нормативно-правовых актов является обязательность и неукоснительность их исполнения, что делает их действенными и эффективными.
Сегодня никто не станет оспоривать тот факт, что субъекты Российской Федерации различаются по уровню социально-экономического, демографического, историко-культурного развития, что значительно влияет на структуру библиотечной сети, библиотечные ресурсы, темпы их роста, характер информационных потребностей, эффективность библиотечного обслуживания населения. В связи с этим именно на уровне субъекта Федерации целесообразно решать библиотечные проблемы, специфичные для данного региона, закрепляя результат в нормативно-правовых документах. Объектом региональной библиотечной политики становится вся библиотечная система, функционирующая на данной территории, отношения и связи между ее компонентами.
На современном этапе можно констатировать тот факт, что преобладающее большинство субъектов РФ уже к 2000 году сформировали региональное правовое пространство библиотечной отрасли.
Каждый Закон субъекта РФ, регулирующий отношения в сфере организации библиотечного дела, отражает с той или иной степенью детализации вопросы региональной библиотечной политики. Многие их них включают статьи о полномочиях региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Традиционно в правовых нормах зафиксирована их обязанность разрабатывать, реализовывать и контролировать исполнение целевых программ, содействовать взаимодействию библиотек, разрабатывать стандарты и нормативы на своей территории, не противоречащие государственным; содействовать научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела и др. Однако Законы субъектов РФ, вступившие в силу за последние 3 года, уделяют больше внимания правовому закреплению вопросов региональной политики, более глубоко раскрывают их смысл, нежели законы принятые ранее. Так, в тексты Законов включаются целые разделы и главы с названием – «Региональная политика в области библиотечного дела».
Закон Рязанской области от 21.07.1999 «О библиотечном деле» является правовой базой организации, развития и сохранения сети библиотек области, формирования библиотечных фондов, организации библиотечного обслуживания пользователей.
Закон Владимирской области от 13.05.1999 «О библиотечном деле» определяет основы политики области в деле библиотечного обслуживания населения, устанавливает права и обязанности граждан, а также органов государственной власти и местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует общие вопросы организации и деятельности библиотек, правовые отношения и экономические основы библиотечного дела.
С конца 1990-х гг. при поддержке Министерства культуры РФ в субъектах Российской Федерации начинают появляться региональные и целевые программы развития библиотечного дела, которые (и что представляется весьма важным) принимаются в форме региональных законов, постановлений областных советов депутатов, распоряжений Правительства и т.д.
Разработка программ в форме нормативно-правового акта становится необходимым элементом стратегического управления социокультурными процессами в регионе, так как без придания им юридического статуса, невозможно практическое решение актуальных проблем, стоящих перед обществом в области культуры.
Процесс «активного культурного программирования» в регионах России способствовал тому, что многие российские библиотеки в настоящее время располагают развёрнутыми региональными программами развития библиотечного дела. Значение подобных программ заключается в том, что они позволяют аккумулировать общественные интересы региона в библиотечной сфере. Такие программы носят, как правило, долгосрочный характер, включают в себя определение проблемных ситуаций, образ желаемого будущего и временные (хронологические) рамки его достижения.
Таким образом, региональные программы развития библиотечного дела, на правовой основе комплексно решающие проблемы библиотечного обслуживания населения, становятся мощным средством реализации библиотечной политики на уровне региона и новой ступенью в развитии регионального библиотечного законодательства.
Долгосрочная целевая программа «Культура Рязанской области на 2010 – 2014 годы» призвана обеспечить сохранность и безопасность библиотечных фондов.
Областная целевая программа «Библиотеки Новосибирской области» представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела в области.
Целью программы является оптимизация и развитие библиотечного дела, совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания населения области.
д) Определить приоритеты региональной государственной библиотечной политики
21 ноября 2013 г. В.В. Путин принял участие в Российском литературном собрании, проходящем в Российском университете дружбы народов. Отметив падение интереса к книге, к чтению в России Президент РФ высказал мнение, что прививать вкус к чтению, к хорошей литературе нужно с ранних лет. Он сообщил, что «для поддержки современных авторов учреждена премия Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Она начнёт вручаться с 2014 года, который, объявлен Годом культуры и будет включать в себя целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. В частности, одной из инициатив станет придание государственного статуса национальной программе поддержки чтения.
В качестве приоритетных были выбраны следующие направления региональной государственной политики в области библиотечного дела:
1. Включить в критерии оценки эффективности работы губернаторов в сфере культуры наличие необходимого количества книжных магазинов, как одного из основных параметров развития культуры в городе или селе.
2. Ориентируясь на опыт многих европейских стран, ввести практику открытия и поддержания муниципальных книжных магазинов в городах. Это работающий и отлаженный в Европе механизм, мог бы существенно помочь развитию розничной книжной торговли в России.
3. Увеличить целевое финансирование на комплектование библиотек различной ведомственной принадлежности не только в рамках текущего финансирования по ФЦП «Культура России», но и на паритетных началах с местными бюджетами. Оценивать деятельность руководителей субъектов Федерации и муниципальных образований с учетом обновляемости книжных фондов подведомственных им библиотек.
3. Формирование общественного управления библиотечным делом
Сравнительно-историческое исследование сложного социального явления - библиотечных ассоциаций - показывает, что их развитие было детерминировано историческим, социальным, политическим и экономическим развитием общества. Библиотечные объединения находились и находятся в экономической, социально-политической и духовно-информационном взаимодействии с другими социальными системами. Эволюция деятельности национальных библиотечных ассоциаций неразрывно связана, предопределяет и в свою очередь предопределяется развитием и эволюцией библиотечной профессии и факторами, определяющими и существование.
На сегодняшний день в библиотечной сфере России насчитывается несколько десятков профессиональных организаций общероссийского, регионального и местного значения. Это организации самых разных типов и видов, созданные на добровольных началах и по региональному, и по ведомственному признаку. Российская библиотечная ассоциация (РБА) отличается от всех других объединений тем, что интегрирует профессиональное библиотечное сообщество на федеральном уровне.
Не подлежит сомнению тот факт, что РБА оказывает существенное влияние на развитие библиотечного дела.
Создание РБА в 1994 г. стало ответом на возникшую в библиотечном профессиональном сообществе потребность в объединении и координации усилий ради сохранения и развития библиотечного дела в стране. За период существования РБА многое изменилось как во внешних условиях существования библиотечной сферы, так и в самой библиотечной сфере. РБА как профессиональная организация также претерпела существенную эволюцию. Сегодня РБА — это саморегулирующееся, добровольное, профессиональное объединение федерального значения с устойчивой тенденцией к росту и с расширением круга социальных партнеров.
Проблема единства библиотечного дела на современном этапе заключается в существовании объективных факторов, которые по логике вещей должны усугублять процесс разобщения библиотек и библиотечных учреждений. К традиционной межведомственной разобщенности теперь добавилась межуровневая, обусловленная жестким закреплением обязанностей по содержанию библиотек и, соответственно, по управлению ими за определенными уровнями власти: федеральным, региональным, муниципальным. Это, в свою очередь, ведет к нарастанию неравномерности развития библиотек, к разрыву в качестве библиотечного обслуживания, который способны обеспечить библиотеки страны, столь сильно различающиеся по своим финансовым и прочим возможностям библиотеки. Однако, несмотря на потенциальную опасность разобщения, в реальности оно не происходит, оно сдерживается организованными усилиями самого профессионального сообщества, прежде всего в лице РБА.
Можно выделить следующие библиотечные общества и ассоциации:
1) Русская школьная библиотечная ассоциация;
2) Сообщество библиотек имени А.С. Пушкина Нижегородской области;
3) Псковская библиотечная ассоциация;
4) Омская городская общественная организация школьных библиотекарей;
5) Совет директоров муниципальных библиотек Свердловской области;
6) Ассоциация библиотек имени А.С. Пушкина.
Заключение
Увеличение средств, выделяемых на библиотеки и библиотечное дело, сможет ускорить процесс модернизации библиотек и расширить его. Имеющиеся сегодня ресурсы позволяют модернизировать лишь федеральные библиотеки, в той или иной степени содействовать модернизации региональных и едва приступить к стимулированию модернизации муниципальных и сельских, создавая образцы для них.
Следует подчеркнуть особо, что финансовые вложения в библиотеки экономически высокоэффективны: однократное вложение средств обеспечивает многократное их использование в течение длительного времени большим количеством людей. Эти вложения высокоэффективны и в социальном плане, поскольку помогают, как минимум, шестидесяти миллионам людей, являющихся пользователями библиотек, решать их проблемы.
Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных.
Важно понять, что новой России без новых библиотек не будет.
В области развития системы информационно-библиотечного обслуживания населения перед Россией стоят примерно те же задачи, что и перед библиотеками наиболее развитых зарубежных стран двадцать-тридцать лет назад. Между тем, в известной степени, российские библиотеки находятся в лучшем положении, поскольку за это время научно-технический прогресс и человеческая мысль не стояли на месте, открылись новые возможности, позволяющие решать более сложные проблемы. Эти возможности нельзя упускать, ибо отставание в модернизации этой области грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сферы, но и страны в целом.
Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, реализуемой Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.
1. Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры [Текст]: материалы Всерос. совещ. рук. фед. и рег. б-к [30 нояб. – 2 дек. 2004, Москва] / МК и массовых коммуникаций; РГБ, РНБ; сост. Л.Л. Тихонова. – М.: Пашков дом, 2005. – 223 с.
2. Бойкова, О.Ф. Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Ф. Бойкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 480 с.
3. Бойкова, О.Ф. Правовое регулирование деятельности муниципальных библиотек [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Ф. Бойкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 288 с.
4. Карташов, Н.С. Территориальное библиотечное управление [Текст] / Н.С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 12. – С. 5-26.
5. Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки [Текст]: тем. сб. избр. работ. – М.: Изд-во «ФАИР», 2007. – 384 с. (Гл. III, С. 191-242).
6. Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учеб. для вузов / М.Н. Колесникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 256 с. – (Серия «Библиотекарь и время. ХХI век». Вып. № 101).
7. О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства культуры и массовой политики Российской Федерации [Текст] // Библиотековедение. – 2005. – № 5. – С. 8-19.
8. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин; отв. ред. серии О.Р. Бородин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 169 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»: в 100 вып. Вып. 95).
9. Региональная библиотечная политика в условиях административной реформы [Текст]: сб. материалов Всерос. образоват. семинара для директоров
универсал. науч. б-к (21 марта – 1 апреля 2005 г., Москва) / Роскультура, АПРИКТ; науч. ред. Ю.А. Гриханов. – М., 2005. – 216 с.
10. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учебник / И.М. Суслова, В.К. Клюев; под общ. ред. И.М. Сусловой; МГУКИ. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.
11. Уколов, В.Ф. Теория управления [Текст]: учеб. для вузов / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – 3-е изд., доп. – М.: Изд-во «Экономика», 2007. – 704 с.