Значение благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начале XIX вв.
|
Введение
Глава I. Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв 14
1.1. Екатерина II и её вклад в изменение положение татарской культуры .14
1.2. Роль просвещения в формировании светского характера татарской
культуры 21
Глава II. Место благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.1. Традиционное и обновленное понимание благотворительности в
татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.2. Роль татарского купечества в поддержании и развитии
благотворительности 35
Глава III. Направления благотворительной деятельности татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв 41
3.1. Строительство и благоустройство мечетей г.Казани во второй
половине XVIII - начале XIX вв 41
3.2. Поддержка медресе как культурно - образовательных центров во
второй половине XVIII - начале XIX вв 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложение
Глава I. Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв 14
1.1. Екатерина II и её вклад в изменение положение татарской культуры .14
1.2. Роль просвещения в формировании светского характера татарской
культуры 21
Глава II. Место благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.1. Традиционное и обновленное понимание благотворительности в
татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.2. Роль татарского купечества в поддержании и развитии
благотворительности 35
Глава III. Направления благотворительной деятельности татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв 41
3.1. Строительство и благоустройство мечетей г.Казани во второй
половине XVIII - начале XIX вв 41
3.2. Поддержка медресе как культурно - образовательных центров во
второй половине XVIII - начале XIX вв 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложение
Постановка проблемы. Актуальность. Стремление к благотворительности и милосердию является одним из показателей духовного и нравственного состояния общества. В настоящее время значение феномена благотворительности доказывает наличие различных благотворительных организаций и рост их популярности среди всего населения. Немаловажную роль играла благотворительность, как русская, так и татарская в становлении многовековой истории и культуры г. Казани. Так, только в Казани на сегодняшний день зарегистрировано 43 благотворительные организации. Благотворительность сегодня является ещё и важным экономико-политическим фактором, получившим законодательную базу (например, Федеральный закон РФ №135 от 12 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), прочную финансовую составляющую, оформившуюся в ходе «Благотворительной революции» конца XX в., социальных мероприятий (так, 2007 г. - год благотворительности в РФ, в мае 2017 г. завершилась ежегодная акция “Весенняя неделя добра”, проводятся благотворительные концерты “Пой, танцуй, твори добро” с 2016 г.) и многое другое. О значительной роли благотворительности в истории жизни города свидетельствует открытие в 2006 г. памятника известному татарскому благотворителю Асгату Галимзянову. Памятник стал своеобразным символом татарской
благотворительности.
На современном этапе исследованию феномена благотворительности уделяется огромное внимание. Дальнейшее развитие и распространение благотворительности во все сферы жизни требует знаний об истоках ее формирования, как культурного и общественного феномена.
Благотворительность всегда играла важную роль в истории казанских татар. Ко второй половине восемнадцатого столетия относится зарождение большинства татарских купеческих династий г. Казани , которые составили основу её делового мира и сохраняли важное место в экономической и общественной жизни вплоть до 1917 г. Из татарских купеческих династий Казани выдвинулись наиболее уважаемые благотворители и общественные деятели, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и другие. История Казани второй половины XVIII - начала XIX вв. неразрывно связана с заботой татарских купцов и промышленников о развитии культуры, просвещении народа и улучшении облика города. На наш взгляд, интересно рассмотреть благотворительную деятельность татарского купечества г. Казани, так как многие татарские купцы имели прекрасное образование , и это стимулировало их желание принести «свет культуры» в среду своего народа. Благотворительная деятельность казанских татарских купцов повлияла на духовное развитие татарского народа и изменила внешний облик Казани. Особенное значение в настоящее время в культуре Республики Татарстан приобретает вторая половина XVIII в., которую принято считать началом рождения благотворительной деятельности татарских купеческих династий.
Степень изученности. На сегодняшний день изучению истории купеческих династий, их торгово-промышленной деятельности, а также благотворительной и общественной деятельности уделяется значительное внимание. В дореволюционное время большинство историков, за исключением Ш. Марджани и Н.Я. Агафонова , названной проблемой не интересовались. Шигабутдин Марджани в своей книге «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» - «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» уделяет внимание татарской элите г. Казани. Его труд является первым научным исследованием по истории татарского народа, и состоит из двух книг, первая из которых была издана в 1885 и 1895 гг. вторая книга - в 1890 г. В исследовании Ш. Марджани представлена информация о построенных на средства татарских купцов - благотворителей г. Казани мечетях. Николай Яковлевич Агафонов в круг своих исследований по благотворительной деятельности татарского купечества включил лишь открытие в Казани братьями Юнусовыми первого мусульманского детского приюта (1844 г.), а в основном занимался исследованием генеалогии русских купцов и городских голов из купеческого сословия.
Одной из первых работ советского периода, которая затронула историю татарского купечества, было сочинение Г. Губайдуллина «Из прошлого татар» (1925 г.) . В его исследовании достаточно сжато, представлена роль татарского купечества в складывании татарской нации, но все же Газиз Губайдуллин отмечает, что с начала XIX в. татарская буржуазия г. Казани начинает вкладывать свои финансовые средства в открытие медресе и типографий. Но с 1920-х г. наступает значительный перерыв в изучении деятельности татарских купцов, который продолжается до середины 1970-х г. Это обусловлено тем, что в советский период купечество оставалось буржуазной темой, и важнее было изучение роли татар в октябрьской революции. Первая монография, посвященная татарской буржуазии, принадлежит Х.Х. Хасанову «Формирование татарской буржуазной нации» (1977 г.) .
Со второй половины 1990-х гг. растет интерес к благотворительной деятельности казанского татарского купечества. На современном этапе изучению благотворительности татарских купцов Казани посвящены многие диссертационные и монографические исследования. Так, например, значительный вклад в изучение данной проблемы внесли исследователи:
Н.И. Таиров , Ф.Ф. Нигамедзинов и Р.Р. Салихов . Их труды посвящены формированию татарской буржуазии и развитию благотворительности в среде татарского купечества в XIX - начале XX вв. Также следует отметить работы Л.М. Свердловой , в которых представлены биографии многих русских и татарских купеческих династий г. Казани. В изучение проблемы общественного призрения детей в XIX - начале XX вв. огромный вклад внесла работа Г.Э. Рафиковой , её исследование посвящено открытию в Казани первого мусульманского детского приюта.
Хронологические рамки. Данная работа охватывает период со второй половины XVIII - начало XIX в. Нижняя граница исследования имеет вполне конкретную дату 26 - 29 мая 1767 г. - год приезда в Казань императрицы Екатерины II, которая изменила положение татарского народа, вывела традиционную исламскую благотворительность в сферу публичную. Верхняя граница исследования - до момента активного участия Татарской Ратуши в городских благотворительных проектах.
Предмет и объект. Предметом исследования выступает деятельность татарских купцов - благотворителей во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Объектом исследования является благотворительность в татарской культуре как историко-культурный феномен.
Характеристика источников и литературы. Весь комплекс использованных источников можно разделить на четыре группы:
1. Памятники культовой архитектуры, которые были построены на средства татарских купцов - благотворителей. Это дошедшие до наших дней мечети в Старо - Татарской слободе: мечеть им. Ш. Марджани (1767 - 1770 гг., построена на средства прихожан), Апанаевская мечеть (1768 - 1769 гг., на средства купца Якупа Султангалеева), Галеевская мечеть (1798 г., на средства купца Мусы Мамяша), Голубая мечеть (1815 - 1819 гг., построена на средства купца Ахмета Исхакова), Сеннобазарная мечеть (1849 г., построена братьями Юнусовыми, на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым) и мечети Ново - Татарской слободы: мечеть «Белая» (1801г., построена на средства купца Габдерахима Валитова) и мечеть «Иске - Таш» (1802 г., построена на средства купца Г абдуллы Абудулсалямовича Утямышева). Источники такого типа дают полное представление о татарской культовой архитектуре, построенной благодаря благотворительной деятельности татарских купцов второй половины XVIII - начала XIX вв., и формируют культурный облик данных районов г. Казани.
2. Опубликованные письменные источники, в которых можно найти свидетельства благотворительной работе татарских купцов Казани. Таковым является документ «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения», который опубликован в сборнике документов и материалов «У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.)» Национального архива Республики Татарстан, в этом сборнике также представлен полный список мечетей, построенных на средства татарских купцов. Сборники документов и материалов «История Казани в документах и материалах. XIX в. Управление, бюджет, хозяйство» и «Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах. XIX в.» представляют комплекс документов и материалов, где можно найти свидетельства о разрешении или об отказе татарским купцам на строительство мечетей, и данные об их общественной деятельности. За рассматриваемый в данном дипломном исследовании период необходимо назвать следующие опубликованные архивные материалы: «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10», «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г. июля 29», «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26», «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12». Количество архивных материалов второй половины XVIII - первой трети XIX вв. ограничено, поскольку татарская благотворительность только начинает институционально оформляться.
3. Третья группа источников - это законы и указы Екатерины II, которые опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», опубликованном в 1830 г. и составленном под руководством М. М. Сперанского. Важное значение для данной работы имеют законы, которые характеризуют политику Екатерины Великой по отношению к казанским татарам: «эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении
архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам» 1773 г., «Об учреждении Оренбургского
магометанского духовного собрания» 1788 г., и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» или «Жалованная грамота городам» 1785 г.
4. Источников четвертой группы составляют литературные произведения татарских просветителей данного периода. Нельзя обойти вниманием стихи поэта - суфиста Мавли Колыя , жившего в конце XVII- начале XVIII вв. Получившие массовое распространение во второй половине XVIII в., они отражали общественную и культурную жизнь казанского края. Деятельность первых татарских ученых представлена книгой Абун-н-Наср Курсави «Наставление людей на путь истины» (начало XIX в.), которая впервые опубликована на татарском языке в 1903 г., и в которой изложены его основные идеи по религиозному реформаторству. Также «Азбука Татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 г.) Сагита Хальфина, которая свидетельствует о включении татарского языка в образовательную сферу края. Немаловажное значение по изучению духовной культуре татарского народа обозначенного нами периода играют стихотворения Г. Утыз-Имяни , которые посвящены нравственному воспитанию праведного татарина.
В использованной литературе можно выделить несколько групп по проблемам, которые в них рассматриваются:
1. Научные труды и исследования, в которых отражается общественная и социокультурная жизнь г. Казани во второй половине XVIII - начале XIX вв. Также в данных публикациях можно найти свидетельства о территориальных границах татарских слобод и местоположении многих, имеющих для нас значение, архитектурных памятников. Это работы А.И. Алиева «Казань давно минувших лет» (2010 г.), и «Старая Казань и её окрестности» (2014 г.), также исследование Л.И. Девятых «Казань. Забытое и незнаемое» (2002 г).
2. Вторую группу использованной литературы составляют труды по истории казанского купечества. Работы, в которых отражены истоки его формирования, торговые связи с другими регионами империи и соседними государствами: Л.М. Свердлова «Купеческая Казань: дела и люди» (1998 г.), «Казанское купечество: социально-экономический портрет (конец XVIII - н. XIX вв.)» (2011 г.), двухтомная работа И.А. Фаттахова «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (2001 г.), книга Л.И. Девятых «Из истории казанского купечества» (2004 г.).
3. Огромное значение в раскрытии данной исследовательской проблемы имеют публикации, в которых отражается благотворительная работа татарских купцов г. Казани. Таковыми являются работы: Байбулатова Л. «Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.) (2008 г.); Рафикова Г.Э. «У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар - мусульман) (2009 г.)»; Свердлова Л.М. «О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв.» (2008 г.).
4. В четвертую группу использованной литературы входят исследования по татарской культуре данного периода: Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» (2005 г.), публикации Ибнеевой Г.В. «Путешествие Екатерины II: опыт «освоения» императорского пространства» (2006 г.) и «Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья: опыт формирования имперской политики» (2010 г.). Также значение имеет по просвещению татарского народа исследование Хабутдинова А.Ю. «Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов» (2006 г.). Исследование Н. Халита «Татарская мечеть и её архитектура» (2012 г.), где представлены проекты и стилевые направления татарских мечетей, даны материалы по мечетям г. Казани.
5. Также при написании работы использовалась научно - справочная литература, публикации из энциклопедий: Мазгаров А.М. «Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия» (2013 г.); Хасанов М.Х. «Татарский энциклопедический словарь» (1998 г.); Глухов - Ногайбек М. «Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии». (2002 г.).
6. Интернет - источники - это, в первую очередь, сайт журнала «Эхо веков»также сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан (http: //kitaphane.tatarstan.ru).
Методология. Данная работа требует использования ряда культурологических методов. В первую очередь, был использован описательный метод для рассмотрения феномена благотворительности в татарской культуре и характеристики направлений благотворительной деятельности татарских купцов г. Казани. Второй не менее важный метод - биографический метод, с помощью которого были рассмотрены некоторые внесшие вклад в благотворительность татарские купеческие фамилии. Также были использованы историко-генетический метод, чтобы понять, когда возник феномен благотворительности в татарской культуре, как он развивался; и сравнительно - сопоставительный метод для выявления общих и различных характеристик в благотворительной деятельности татарского и русского купечества.
Цель и задачи. Цель настоящей работы состоит в определении роли татарского купечества в развитии национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв. Данная цель требует решения нескольких задач:
1. Представить историю деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
2. Рассмотреть специфику татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
3. Определить основные направления благотворительной деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
4. Оценить вклад татарских купцов - благотворителей в развитие национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв.
Обоснование структуры работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка, использованных источников и литературы. Первая глава: Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв., в ней рассматривается изменение положения татарского народа в период правления Екатерины II, и формирование светского характера татарской культуры. Вторая глава: Место
благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв., где внимание уделяется возникновению феномена благотворительности в среде татарского народа, и вкладу татарского купечества в развитие благотворительной деятельности в обозначенный период. Третья глава: Направления благотворительной деятельности
татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв., в этой главе рассматривается вопрос о вкладе татарских купцов второй половины XVIII - начале XIX вв. в строительство мечетей и поддержку медресе как центров развития традиционного религиозного и зарождения светского образования.
благотворительности.
На современном этапе исследованию феномена благотворительности уделяется огромное внимание. Дальнейшее развитие и распространение благотворительности во все сферы жизни требует знаний об истоках ее формирования, как культурного и общественного феномена.
Благотворительность всегда играла важную роль в истории казанских татар. Ко второй половине восемнадцатого столетия относится зарождение большинства татарских купеческих династий г. Казани , которые составили основу её делового мира и сохраняли важное место в экономической и общественной жизни вплоть до 1917 г. Из татарских купеческих династий Казани выдвинулись наиболее уважаемые благотворители и общественные деятели, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и другие. История Казани второй половины XVIII - начала XIX вв. неразрывно связана с заботой татарских купцов и промышленников о развитии культуры, просвещении народа и улучшении облика города. На наш взгляд, интересно рассмотреть благотворительную деятельность татарского купечества г. Казани, так как многие татарские купцы имели прекрасное образование , и это стимулировало их желание принести «свет культуры» в среду своего народа. Благотворительная деятельность казанских татарских купцов повлияла на духовное развитие татарского народа и изменила внешний облик Казани. Особенное значение в настоящее время в культуре Республики Татарстан приобретает вторая половина XVIII в., которую принято считать началом рождения благотворительной деятельности татарских купеческих династий.
Степень изученности. На сегодняшний день изучению истории купеческих династий, их торгово-промышленной деятельности, а также благотворительной и общественной деятельности уделяется значительное внимание. В дореволюционное время большинство историков, за исключением Ш. Марджани и Н.Я. Агафонова , названной проблемой не интересовались. Шигабутдин Марджани в своей книге «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» - «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» уделяет внимание татарской элите г. Казани. Его труд является первым научным исследованием по истории татарского народа, и состоит из двух книг, первая из которых была издана в 1885 и 1895 гг. вторая книга - в 1890 г. В исследовании Ш. Марджани представлена информация о построенных на средства татарских купцов - благотворителей г. Казани мечетях. Николай Яковлевич Агафонов в круг своих исследований по благотворительной деятельности татарского купечества включил лишь открытие в Казани братьями Юнусовыми первого мусульманского детского приюта (1844 г.), а в основном занимался исследованием генеалогии русских купцов и городских голов из купеческого сословия.
Одной из первых работ советского периода, которая затронула историю татарского купечества, было сочинение Г. Губайдуллина «Из прошлого татар» (1925 г.) . В его исследовании достаточно сжато, представлена роль татарского купечества в складывании татарской нации, но все же Газиз Губайдуллин отмечает, что с начала XIX в. татарская буржуазия г. Казани начинает вкладывать свои финансовые средства в открытие медресе и типографий. Но с 1920-х г. наступает значительный перерыв в изучении деятельности татарских купцов, который продолжается до середины 1970-х г. Это обусловлено тем, что в советский период купечество оставалось буржуазной темой, и важнее было изучение роли татар в октябрьской революции. Первая монография, посвященная татарской буржуазии, принадлежит Х.Х. Хасанову «Формирование татарской буржуазной нации» (1977 г.) .
Со второй половины 1990-х гг. растет интерес к благотворительной деятельности казанского татарского купечества. На современном этапе изучению благотворительности татарских купцов Казани посвящены многие диссертационные и монографические исследования. Так, например, значительный вклад в изучение данной проблемы внесли исследователи:
Н.И. Таиров , Ф.Ф. Нигамедзинов и Р.Р. Салихов . Их труды посвящены формированию татарской буржуазии и развитию благотворительности в среде татарского купечества в XIX - начале XX вв. Также следует отметить работы Л.М. Свердловой , в которых представлены биографии многих русских и татарских купеческих династий г. Казани. В изучение проблемы общественного призрения детей в XIX - начале XX вв. огромный вклад внесла работа Г.Э. Рафиковой , её исследование посвящено открытию в Казани первого мусульманского детского приюта.
Хронологические рамки. Данная работа охватывает период со второй половины XVIII - начало XIX в. Нижняя граница исследования имеет вполне конкретную дату 26 - 29 мая 1767 г. - год приезда в Казань императрицы Екатерины II, которая изменила положение татарского народа, вывела традиционную исламскую благотворительность в сферу публичную. Верхняя граница исследования - до момента активного участия Татарской Ратуши в городских благотворительных проектах.
Предмет и объект. Предметом исследования выступает деятельность татарских купцов - благотворителей во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Объектом исследования является благотворительность в татарской культуре как историко-культурный феномен.
Характеристика источников и литературы. Весь комплекс использованных источников можно разделить на четыре группы:
1. Памятники культовой архитектуры, которые были построены на средства татарских купцов - благотворителей. Это дошедшие до наших дней мечети в Старо - Татарской слободе: мечеть им. Ш. Марджани (1767 - 1770 гг., построена на средства прихожан), Апанаевская мечеть (1768 - 1769 гг., на средства купца Якупа Султангалеева), Галеевская мечеть (1798 г., на средства купца Мусы Мамяша), Голубая мечеть (1815 - 1819 гг., построена на средства купца Ахмета Исхакова), Сеннобазарная мечеть (1849 г., построена братьями Юнусовыми, на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым) и мечети Ново - Татарской слободы: мечеть «Белая» (1801г., построена на средства купца Габдерахима Валитова) и мечеть «Иске - Таш» (1802 г., построена на средства купца Г абдуллы Абудулсалямовича Утямышева). Источники такого типа дают полное представление о татарской культовой архитектуре, построенной благодаря благотворительной деятельности татарских купцов второй половины XVIII - начала XIX вв., и формируют культурный облик данных районов г. Казани.
2. Опубликованные письменные источники, в которых можно найти свидетельства благотворительной работе татарских купцов Казани. Таковым является документ «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения», который опубликован в сборнике документов и материалов «У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.)» Национального архива Республики Татарстан, в этом сборнике также представлен полный список мечетей, построенных на средства татарских купцов. Сборники документов и материалов «История Казани в документах и материалах. XIX в. Управление, бюджет, хозяйство» и «Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах. XIX в.» представляют комплекс документов и материалов, где можно найти свидетельства о разрешении или об отказе татарским купцам на строительство мечетей, и данные об их общественной деятельности. За рассматриваемый в данном дипломном исследовании период необходимо назвать следующие опубликованные архивные материалы: «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10», «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г. июля 29», «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26», «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12». Количество архивных материалов второй половины XVIII - первой трети XIX вв. ограничено, поскольку татарская благотворительность только начинает институционально оформляться.
3. Третья группа источников - это законы и указы Екатерины II, которые опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», опубликованном в 1830 г. и составленном под руководством М. М. Сперанского. Важное значение для данной работы имеют законы, которые характеризуют политику Екатерины Великой по отношению к казанским татарам: «эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении
архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам» 1773 г., «Об учреждении Оренбургского
магометанского духовного собрания» 1788 г., и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» или «Жалованная грамота городам» 1785 г.
4. Источников четвертой группы составляют литературные произведения татарских просветителей данного периода. Нельзя обойти вниманием стихи поэта - суфиста Мавли Колыя , жившего в конце XVII- начале XVIII вв. Получившие массовое распространение во второй половине XVIII в., они отражали общественную и культурную жизнь казанского края. Деятельность первых татарских ученых представлена книгой Абун-н-Наср Курсави «Наставление людей на путь истины» (начало XIX в.), которая впервые опубликована на татарском языке в 1903 г., и в которой изложены его основные идеи по религиозному реформаторству. Также «Азбука Татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 г.) Сагита Хальфина, которая свидетельствует о включении татарского языка в образовательную сферу края. Немаловажное значение по изучению духовной культуре татарского народа обозначенного нами периода играют стихотворения Г. Утыз-Имяни , которые посвящены нравственному воспитанию праведного татарина.
В использованной литературе можно выделить несколько групп по проблемам, которые в них рассматриваются:
1. Научные труды и исследования, в которых отражается общественная и социокультурная жизнь г. Казани во второй половине XVIII - начале XIX вв. Также в данных публикациях можно найти свидетельства о территориальных границах татарских слобод и местоположении многих, имеющих для нас значение, архитектурных памятников. Это работы А.И. Алиева «Казань давно минувших лет» (2010 г.), и «Старая Казань и её окрестности» (2014 г.), также исследование Л.И. Девятых «Казань. Забытое и незнаемое» (2002 г).
2. Вторую группу использованной литературы составляют труды по истории казанского купечества. Работы, в которых отражены истоки его формирования, торговые связи с другими регионами империи и соседними государствами: Л.М. Свердлова «Купеческая Казань: дела и люди» (1998 г.), «Казанское купечество: социально-экономический портрет (конец XVIII - н. XIX вв.)» (2011 г.), двухтомная работа И.А. Фаттахова «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (2001 г.), книга Л.И. Девятых «Из истории казанского купечества» (2004 г.).
3. Огромное значение в раскрытии данной исследовательской проблемы имеют публикации, в которых отражается благотворительная работа татарских купцов г. Казани. Таковыми являются работы: Байбулатова Л. «Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.) (2008 г.); Рафикова Г.Э. «У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар - мусульман) (2009 г.)»; Свердлова Л.М. «О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв.» (2008 г.).
4. В четвертую группу использованной литературы входят исследования по татарской культуре данного периода: Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» (2005 г.), публикации Ибнеевой Г.В. «Путешествие Екатерины II: опыт «освоения» императорского пространства» (2006 г.) и «Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья: опыт формирования имперской политики» (2010 г.). Также значение имеет по просвещению татарского народа исследование Хабутдинова А.Ю. «Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов» (2006 г.). Исследование Н. Халита «Татарская мечеть и её архитектура» (2012 г.), где представлены проекты и стилевые направления татарских мечетей, даны материалы по мечетям г. Казани.
5. Также при написании работы использовалась научно - справочная литература, публикации из энциклопедий: Мазгаров А.М. «Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия» (2013 г.); Хасанов М.Х. «Татарский энциклопедический словарь» (1998 г.); Глухов - Ногайбек М. «Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии». (2002 г.).
6. Интернет - источники - это, в первую очередь, сайт журнала «Эхо веков»также сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан (http: //kitaphane.tatarstan.ru).
Методология. Данная работа требует использования ряда культурологических методов. В первую очередь, был использован описательный метод для рассмотрения феномена благотворительности в татарской культуре и характеристики направлений благотворительной деятельности татарских купцов г. Казани. Второй не менее важный метод - биографический метод, с помощью которого были рассмотрены некоторые внесшие вклад в благотворительность татарские купеческие фамилии. Также были использованы историко-генетический метод, чтобы понять, когда возник феномен благотворительности в татарской культуре, как он развивался; и сравнительно - сопоставительный метод для выявления общих и различных характеристик в благотворительной деятельности татарского и русского купечества.
Цель и задачи. Цель настоящей работы состоит в определении роли татарского купечества в развитии национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв. Данная цель требует решения нескольких задач:
1. Представить историю деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
2. Рассмотреть специфику татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
3. Определить основные направления благотворительной деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
4. Оценить вклад татарских купцов - благотворителей в развитие национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв.
Обоснование структуры работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка, использованных источников и литературы. Первая глава: Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв., в ней рассматривается изменение положения татарского народа в период правления Екатерины II, и формирование светского характера татарской культуры. Вторая глава: Место
благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв., где внимание уделяется возникновению феномена благотворительности в среде татарского народа, и вкладу татарского купечества в развитие благотворительной деятельности в обозначенный период. Третья глава: Направления благотворительной деятельности
татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв., в этой главе рассматривается вопрос о вкладе татарских купцов второй половины XVIII - начале XIX вв. в строительство мечетей и поддержку медресе как центров развития традиционного религиозного и зарождения светского образования.
Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Возрождение татарской культуры началось в годы правления императрицы Екатерины II, её преобразования внесли значительный вклад в укрепление позиций татарского народа.
Закон от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» превратил ислам в Среднем Поволжье из религии, гонимой в «терпимую». Путешествие Екатерины II в Казань и ее личное разрешение на строительство двух каменных мечетей на территории Старо - Татарской слободы - Первой Соборной и Апанаевской мечетей - стало началом восстановления социокультурного положения татарского населения г. Казани.
Новые общественно - социальные веяния, которые были порождены реформами императрицы Екатерины II, повлияли на формирование первых татарских реформаторов - богословов. В конце XVIII в. появляются такие значимые фигуры в татарской общественной жизни, как Абу - н - Наср Курсави и Габдерахим Утыз - Имяни. Первые татарские ученые стремились преобразовать общественный уклад жизни татарского народа, и тем самым помочь ему утвердиться в г. Казани. Однако их деятельность связана не только с реформами, которые должны были помочь стать более открытой новым идеям татарской общине, но и также с развитием татарской литературы в конце XVIII - начале XIX вв. В приходах Первой Соборной и Апанаевской мечетей были открыты и первые медресе в конце XVIII в. Разрешение на открытие мусульманских учебных заведений сыграло важнейшую роль в становлении просветительских идей многих татарских ученых обозначенного периода, и конечно же, в просвещении татарского народа.
Формирование татарской буржуазии происходило благодаря преобразованиям Екатерины II, когда во второй половине XVIII в. татарское население Среднего Поволжья получает право записываться в гильдейское купечество и торговать по всей империи. Благодаря праву записываться в гильдейское купечество среди татарского народа г. Казани появляются наиболее уважаемые купеческие династии, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и мн. др., которые внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры.
В татарской культурной традиции всегда существовала благотворительная практика, которая реализовывалась в рамках ислама (предписываемые формы благотворительной деятельности: закят, садака, вакф). В том числе, начало строительства казанских мечетей во второй половине XVIII - начале XIX вв. стало логическим продолжением благотворительной традиции татарского народа, но впервые основными донорами выступили татарские купцы. Постепенно татарское купечество начинает включаться в российскую систему благотворительности (пожертвования в пользу города, создание благотворительных фондов).
Благодаря благотворительной деятельности татарского купечества г. Казани формируется облик Старо- и Ново-татарских слобод, что связано со строительством пяти каменных мечетей в первой четверти XIX в.; происходит распространение светского компонента в системе религиозного образования в татарской культуре посредством открытия при мечетях медресе. Открытие и финансирование религиозных учебных заведений, начало книгопечатания на татарском языке на средства татарского купечества стимулировали увеличение грамотности в среде татарского народа.
Все эти действия явились началом активного участия татарской купеческой благотворительности в развитии и поддержке различных сфер культуры г. Казани.
Возрождение татарской культуры началось в годы правления императрицы Екатерины II, её преобразования внесли значительный вклад в укрепление позиций татарского народа.
Закон от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» превратил ислам в Среднем Поволжье из религии, гонимой в «терпимую». Путешествие Екатерины II в Казань и ее личное разрешение на строительство двух каменных мечетей на территории Старо - Татарской слободы - Первой Соборной и Апанаевской мечетей - стало началом восстановления социокультурного положения татарского населения г. Казани.
Новые общественно - социальные веяния, которые были порождены реформами императрицы Екатерины II, повлияли на формирование первых татарских реформаторов - богословов. В конце XVIII в. появляются такие значимые фигуры в татарской общественной жизни, как Абу - н - Наср Курсави и Габдерахим Утыз - Имяни. Первые татарские ученые стремились преобразовать общественный уклад жизни татарского народа, и тем самым помочь ему утвердиться в г. Казани. Однако их деятельность связана не только с реформами, которые должны были помочь стать более открытой новым идеям татарской общине, но и также с развитием татарской литературы в конце XVIII - начале XIX вв. В приходах Первой Соборной и Апанаевской мечетей были открыты и первые медресе в конце XVIII в. Разрешение на открытие мусульманских учебных заведений сыграло важнейшую роль в становлении просветительских идей многих татарских ученых обозначенного периода, и конечно же, в просвещении татарского народа.
Формирование татарской буржуазии происходило благодаря преобразованиям Екатерины II, когда во второй половине XVIII в. татарское население Среднего Поволжья получает право записываться в гильдейское купечество и торговать по всей империи. Благодаря праву записываться в гильдейское купечество среди татарского народа г. Казани появляются наиболее уважаемые купеческие династии, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и мн. др., которые внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры.
В татарской культурной традиции всегда существовала благотворительная практика, которая реализовывалась в рамках ислама (предписываемые формы благотворительной деятельности: закят, садака, вакф). В том числе, начало строительства казанских мечетей во второй половине XVIII - начале XIX вв. стало логическим продолжением благотворительной традиции татарского народа, но впервые основными донорами выступили татарские купцы. Постепенно татарское купечество начинает включаться в российскую систему благотворительности (пожертвования в пользу города, создание благотворительных фондов).
Благодаря благотворительной деятельности татарского купечества г. Казани формируется облик Старо- и Ново-татарских слобод, что связано со строительством пяти каменных мечетей в первой четверти XIX в.; происходит распространение светского компонента в системе религиозного образования в татарской культуре посредством открытия при мечетях медресе. Открытие и финансирование религиозных учебных заведений, начало книгопечатания на татарском языке на средства татарского купечества стимулировали увеличение грамотности в среде татарского народа.
Все эти действия явились началом активного участия татарской купеческой благотворительности в развитии и поддержке различных сфер культуры г. Казани.
Подобные работы
- МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ» В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Повседневная жизнь семьи Боратынских в Казани в конце XIX - начале
XX вв.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛА ПОКРОВКА
ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017



