Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Значение благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начале XIX вв.

Работа №56189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
423
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв 14
1.1. Екатерина II и её вклад в изменение положение татарской культуры .14
1.2. Роль просвещения в формировании светского характера татарской
культуры 21
Глава II. Место благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.1. Традиционное и обновленное понимание благотворительности в
татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.2. Роль татарского купечества в поддержании и развитии
благотворительности 35
Глава III. Направления благотворительной деятельности татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв 41
3.1. Строительство и благоустройство мечетей г.Казани во второй
половине XVIII - начале XIX вв 41
3.2. Поддержка медресе как культурно - образовательных центров во
второй половине XVIII - начале XIX вв 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложение

Постановка проблемы. Актуальность. Стремление к благотворительности и милосердию является одним из показателей духовного и нравственного состояния общества. В настоящее время значение феномена благотворительности доказывает наличие различных благотворительных организаций и рост их популярности среди всего населения. Немаловажную роль играла благотворительность, как русская, так и татарская в становлении многовековой истории и культуры г. Казани. Так, только в Казани на сегодняшний день зарегистрировано 43 благотворительные организации. Благотворительность сегодня является ещё и важным экономико-политическим фактором, получившим законодательную базу (например, Федеральный закон РФ №135 от 12 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), прочную финансовую составляющую, оформившуюся в ходе «Благотворительной революции» конца XX в., социальных мероприятий (так, 2007 г. - год благотворительности в РФ, в мае 2017 г. завершилась ежегодная акция “Весенняя неделя добра”, проводятся благотворительные концерты “Пой, танцуй, твори добро” с 2016 г.) и многое другое. О значительной роли благотворительности в истории жизни города свидетельствует открытие в 2006 г. памятника известному татарскому благотворителю Асгату Галимзянову. Памятник стал своеобразным символом татарской
благотворительности.
На современном этапе исследованию феномена благотворительности уделяется огромное внимание. Дальнейшее развитие и распространение благотворительности во все сферы жизни требует знаний об истоках ее формирования, как культурного и общественного феномена.
Благотворительность всегда играла важную роль в истории казанских татар. Ко второй половине восемнадцатого столетия относится зарождение большинства татарских купеческих династий г. Казани , которые составили основу её делового мира и сохраняли важное место в экономической и общественной жизни вплоть до 1917 г. Из татарских купеческих династий Казани выдвинулись наиболее уважаемые благотворители и общественные деятели, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и другие. История Казани второй половины XVIII - начала XIX вв. неразрывно связана с заботой татарских купцов и промышленников о развитии культуры, просвещении народа и улучшении облика города. На наш взгляд, интересно рассмотреть благотворительную деятельность татарского купечества г. Казани, так как многие татарские купцы имели прекрасное образование , и это стимулировало их желание принести «свет культуры» в среду своего народа. Благотворительная деятельность казанских татарских купцов повлияла на духовное развитие татарского народа и изменила внешний облик Казани. Особенное значение в настоящее время в культуре Республики Татарстан приобретает вторая половина XVIII в., которую принято считать началом рождения благотворительной деятельности татарских купеческих династий.
Степень изученности. На сегодняшний день изучению истории купеческих династий, их торгово-промышленной деятельности, а также благотворительной и общественной деятельности уделяется значительное внимание. В дореволюционное время большинство историков, за исключением Ш. Марджани и Н.Я. Агафонова , названной проблемой не интересовались. Шигабутдин Марджани в своей книге «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» - «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» уделяет внимание татарской элите г. Казани. Его труд является первым научным исследованием по истории татарского народа, и состоит из двух книг, первая из которых была издана в 1885 и 1895 гг. вторая книга - в 1890 г. В исследовании Ш. Марджани представлена информация о построенных на средства татарских купцов - благотворителей г. Казани мечетях. Николай Яковлевич Агафонов в круг своих исследований по благотворительной деятельности татарского купечества включил лишь открытие в Казани братьями Юнусовыми первого мусульманского детского приюта (1844 г.), а в основном занимался исследованием генеалогии русских купцов и городских голов из купеческого сословия.
Одной из первых работ советского периода, которая затронула историю татарского купечества, было сочинение Г. Губайдуллина «Из прошлого татар» (1925 г.) . В его исследовании достаточно сжато, представлена роль татарского купечества в складывании татарской нации, но все же Газиз Губайдуллин отмечает, что с начала XIX в. татарская буржуазия г. Казани начинает вкладывать свои финансовые средства в открытие медресе и типографий. Но с 1920-х г. наступает значительный перерыв в изучении деятельности татарских купцов, который продолжается до середины 1970-х г. Это обусловлено тем, что в советский период купечество оставалось буржуазной темой, и важнее было изучение роли татар в октябрьской революции. Первая монография, посвященная татарской буржуазии, принадлежит Х.Х. Хасанову «Формирование татарской буржуазной нации» (1977 г.) .
Со второй половины 1990-х гг. растет интерес к благотворительной деятельности казанского татарского купечества. На современном этапе изучению благотворительности татарских купцов Казани посвящены многие диссертационные и монографические исследования. Так, например, значительный вклад в изучение данной проблемы внесли исследователи:
Н.И. Таиров , Ф.Ф. Нигамедзинов и Р.Р. Салихов . Их труды посвящены формированию татарской буржуазии и развитию благотворительности в среде татарского купечества в XIX - начале XX вв. Также следует отметить работы Л.М. Свердловой , в которых представлены биографии многих русских и татарских купеческих династий г. Казани. В изучение проблемы общественного призрения детей в XIX - начале XX вв. огромный вклад внесла работа Г.Э. Рафиковой , её исследование посвящено открытию в Казани первого мусульманского детского приюта.
Хронологические рамки. Данная работа охватывает период со второй половины XVIII - начало XIX в. Нижняя граница исследования имеет вполне конкретную дату 26 - 29 мая 1767 г. - год приезда в Казань императрицы Екатерины II, которая изменила положение татарского народа, вывела традиционную исламскую благотворительность в сферу публичную. Верхняя граница исследования - до момента активного участия Татарской Ратуши в городских благотворительных проектах.
Предмет и объект. Предметом исследования выступает деятельность татарских купцов - благотворителей во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Объектом исследования является благотворительность в татарской культуре как историко-культурный феномен.
Характеристика источников и литературы. Весь комплекс использованных источников можно разделить на четыре группы:
1. Памятники культовой архитектуры, которые были построены на средства татарских купцов - благотворителей. Это дошедшие до наших дней мечети в Старо - Татарской слободе: мечеть им. Ш. Марджани (1767 - 1770 гг., построена на средства прихожан), Апанаевская мечеть (1768 - 1769 гг., на средства купца Якупа Султангалеева), Галеевская мечеть (1798 г., на средства купца Мусы Мамяша), Голубая мечеть (1815 - 1819 гг., построена на средства купца Ахмета Исхакова), Сеннобазарная мечеть (1849 г., построена братьями Юнусовыми, на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым) и мечети Ново - Татарской слободы: мечеть «Белая» (1801г., построена на средства купца Габдерахима Валитова) и мечеть «Иске - Таш» (1802 г., построена на средства купца Г абдуллы Абудулсалямовича Утямышева). Источники такого типа дают полное представление о татарской культовой архитектуре, построенной благодаря благотворительной деятельности татарских купцов второй половины XVIII - начала XIX вв., и формируют культурный облик данных районов г. Казани.
2. Опубликованные письменные источники, в которых можно найти свидетельства благотворительной работе татарских купцов Казани. Таковым является документ «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения», который опубликован в сборнике документов и материалов «У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.)» Национального архива Республики Татарстан, в этом сборнике также представлен полный список мечетей, построенных на средства татарских купцов. Сборники документов и материалов «История Казани в документах и материалах. XIX в. Управление, бюджет, хозяйство» и «Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах. XIX в.» представляют комплекс документов и материалов, где можно найти свидетельства о разрешении или об отказе татарским купцам на строительство мечетей, и данные об их общественной деятельности. За рассматриваемый в данном дипломном исследовании период необходимо назвать следующие опубликованные архивные материалы: «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10», «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г. июля 29», «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26», «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12». Количество архивных материалов второй половины XVIII - первой трети XIX вв. ограничено, поскольку татарская благотворительность только начинает институционально оформляться.
3. Третья группа источников - это законы и указы Екатерины II, которые опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», опубликованном в 1830 г. и составленном под руководством М. М. Сперанского. Важное значение для данной работы имеют законы, которые характеризуют политику Екатерины Великой по отношению к казанским татарам: «эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении
архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам» 1773 г., «Об учреждении Оренбургского
магометанского духовного собрания» 1788 г., и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» или «Жалованная грамота городам» 1785 г.
4. Источников четвертой группы составляют литературные произведения татарских просветителей данного периода. Нельзя обойти вниманием стихи поэта - суфиста Мавли Колыя , жившего в конце XVII- начале XVIII вв. Получившие массовое распространение во второй половине XVIII в., они отражали общественную и культурную жизнь казанского края. Деятельность первых татарских ученых представлена книгой Абун-н-Наср Курсави «Наставление людей на путь истины» (начало XIX в.), которая впервые опубликована на татарском языке в 1903 г., и в которой изложены его основные идеи по религиозному реформаторству. Также «Азбука Татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 г.) Сагита Хальфина, которая свидетельствует о включении татарского языка в образовательную сферу края. Немаловажное значение по изучению духовной культуре татарского народа обозначенного нами периода играют стихотворения Г. Утыз-Имяни , которые посвящены нравственному воспитанию праведного татарина.
В использованной литературе можно выделить несколько групп по проблемам, которые в них рассматриваются:
1. Научные труды и исследования, в которых отражается общественная и социокультурная жизнь г. Казани во второй половине XVIII - начале XIX вв. Также в данных публикациях можно найти свидетельства о территориальных границах татарских слобод и местоположении многих, имеющих для нас значение, архитектурных памятников. Это работы А.И. Алиева «Казань давно минувших лет» (2010 г.), и «Старая Казань и её окрестности» (2014 г.), также исследование Л.И. Девятых «Казань. Забытое и незнаемое» (2002 г).
2. Вторую группу использованной литературы составляют труды по истории казанского купечества. Работы, в которых отражены истоки его формирования, торговые связи с другими регионами империи и соседними государствами: Л.М. Свердлова «Купеческая Казань: дела и люди» (1998 г.), «Казанское купечество: социально-экономический портрет (конец XVIII - н. XIX вв.)» (2011 г.), двухтомная работа И.А. Фаттахова «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (2001 г.), книга Л.И. Девятых «Из истории казанского купечества» (2004 г.).
3. Огромное значение в раскрытии данной исследовательской проблемы имеют публикации, в которых отражается благотворительная работа татарских купцов г. Казани. Таковыми являются работы: Байбулатова Л. «Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.) (2008 г.); Рафикова Г.Э. «У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар - мусульман) (2009 г.)»; Свердлова Л.М. «О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв.» (2008 г.).
4. В четвертую группу использованной литературы входят исследования по татарской культуре данного периода: Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» (2005 г.), публикации Ибнеевой Г.В. «Путешествие Екатерины II: опыт «освоения» императорского пространства» (2006 г.) и «Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья: опыт формирования имперской политики» (2010 г.). Также значение имеет по просвещению татарского народа исследование Хабутдинова А.Ю. «Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов» (2006 г.). Исследование Н. Халита «Татарская мечеть и её архитектура» (2012 г.), где представлены проекты и стилевые направления татарских мечетей, даны материалы по мечетям г. Казани.
5. Также при написании работы использовалась научно - справочная литература, публикации из энциклопедий: Мазгаров А.М. «Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия» (2013 г.); Хасанов М.Х. «Татарский энциклопедический словарь» (1998 г.); Глухов - Ногайбек М. «Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии». (2002 г.).
6. Интернет - источники - это, в первую очередь, сайт журнала «Эхо веков»также сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан (http: //kitaphane.tatarstan.ru).
Методология. Данная работа требует использования ряда культурологических методов. В первую очередь, был использован описательный метод для рассмотрения феномена благотворительности в татарской культуре и характеристики направлений благотворительной деятельности татарских купцов г. Казани. Второй не менее важный метод - биографический метод, с помощью которого были рассмотрены некоторые внесшие вклад в благотворительность татарские купеческие фамилии. Также были использованы историко-генетический метод, чтобы понять, когда возник феномен благотворительности в татарской культуре, как он развивался; и сравнительно - сопоставительный метод для выявления общих и различных характеристик в благотворительной деятельности татарского и русского купечества.
Цель и задачи. Цель настоящей работы состоит в определении роли татарского купечества в развитии национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв. Данная цель требует решения нескольких задач:
1. Представить историю деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
2. Рассмотреть специфику татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
3. Определить основные направления благотворительной деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
4. Оценить вклад татарских купцов - благотворителей в развитие национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв.
Обоснование структуры работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка, использованных источников и литературы. Первая глава: Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв., в ней рассматривается изменение положения татарского народа в период правления Екатерины II, и формирование светского характера татарской культуры. Вторая глава: Место
благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв., где внимание уделяется возникновению феномена благотворительности в среде татарского народа, и вкладу татарского купечества в развитие благотворительной деятельности в обозначенный период. Третья глава: Направления благотворительной деятельности
татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв., в этой главе рассматривается вопрос о вкладе татарских купцов второй половины XVIII - начале XIX вв. в строительство мечетей и поддержку медресе как центров развития традиционного религиозного и зарождения светского образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Возрождение татарской культуры началось в годы правления императрицы Екатерины II, её преобразования внесли значительный вклад в укрепление позиций татарского народа.
Закон от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» превратил ислам в Среднем Поволжье из религии, гонимой в «терпимую». Путешествие Екатерины II в Казань и ее личное разрешение на строительство двух каменных мечетей на территории Старо - Татарской слободы - Первой Соборной и Апанаевской мечетей - стало началом восстановления социокультурного положения татарского населения г. Казани.
Новые общественно - социальные веяния, которые были порождены реформами императрицы Екатерины II, повлияли на формирование первых татарских реформаторов - богословов. В конце XVIII в. появляются такие значимые фигуры в татарской общественной жизни, как Абу - н - Наср Курсави и Габдерахим Утыз - Имяни. Первые татарские ученые стремились преобразовать общественный уклад жизни татарского народа, и тем самым помочь ему утвердиться в г. Казани. Однако их деятельность связана не только с реформами, которые должны были помочь стать более открытой новым идеям татарской общине, но и также с развитием татарской литературы в конце XVIII - начале XIX вв. В приходах Первой Соборной и Апанаевской мечетей были открыты и первые медресе в конце XVIII в. Разрешение на открытие мусульманских учебных заведений сыграло важнейшую роль в становлении просветительских идей многих татарских ученых обозначенного периода, и конечно же, в просвещении татарского народа.
Формирование татарской буржуазии происходило благодаря преобразованиям Екатерины II, когда во второй половине XVIII в. татарское население Среднего Поволжья получает право записываться в гильдейское купечество и торговать по всей империи. Благодаря праву записываться в гильдейское купечество среди татарского народа г. Казани появляются наиболее уважаемые купеческие династии, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и мн. др., которые внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры.
В татарской культурной традиции всегда существовала благотворительная практика, которая реализовывалась в рамках ислама (предписываемые формы благотворительной деятельности: закят, садака, вакф). В том числе, начало строительства казанских мечетей во второй половине XVIII - начале XIX вв. стало логическим продолжением благотворительной традиции татарского народа, но впервые основными донорами выступили татарские купцы. Постепенно татарское купечество начинает включаться в российскую систему благотворительности (пожертвования в пользу города, создание благотворительных фондов).
Благодаря благотворительной деятельности татарского купечества г. Казани формируется облик Старо- и Ново-татарских слобод, что связано со строительством пяти каменных мечетей в первой четверти XIX в.; происходит распространение светского компонента в системе религиозного образования в татарской культуре посредством открытия при мечетях медресе. Открытие и финансирование религиозных учебных заведений, начало книгопечатания на татарском языке на средства татарского купечества стимулировали увеличение грамотности в среде татарского народа.
Все эти действия явились началом активного участия татарской купеческой благотворительности в развитии и поддержке различных сфер культуры г. Казани.



1. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XIX. №13.996. СПб., 1830. С.774 - 775.
2. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XXII. №16.710. СПб., 1830. С.1107.
3. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XXII. №16.187. СПб., 1830. С.358 - 384.
4. «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения» - У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.). Сб. документов и материалов. Дмитриева А.М. (составитель), Кабинет Министров РТ, Главное архивное управление. Казань: Гасыр, 2002. С.8 - 13.
5. «Список мечетей г. Казани, построенных на средства благотворителей». У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.). Сб. документов и материалов. Дмитриева А.М. (составитель), Кабинет Министров РТ, Главное архивное управление. Казань: Гасыр, 2002. С.198 - 199.
6. «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26» - История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство. / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2011. С.170 - 171.
7. «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12» - История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство. / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2011. С.181 - 182.
8. «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10» - Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах 19в. Кн.2. Казань: Татарское кн. из-во, 2001. С.426 - 427.
9. «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г., июля 29» - Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах 19в. Кн.2. Казань: Татарское кн. из-во, 2001. С.427.
10. Курсави А. Наставление людей на путь истины (ал - Иршад ли -л 'ибад) - Пер. с араб. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 304с.
11. Хальфин С. Азбука татарского языка. М: изд-во МГУ; изд-во КГТУ, 1996. 60с.
12. Утыз Имэни Г. Мэрсияи Габденнасыйр вэлэде Габдерэхим. http://kitaphane.tatarstan.ru/teb.htm?page=7&pub id=26815 (Дата обращения:
12.06.2017) .
13. Утыз Имяни Г. Как стать благовоспитанным? http://www.liveinternet.ru/users/ehimiya/post315502283/ (Дата обращения:
12.06.2017) .
14. Колый М. Мудрые Изречения. http://kitap.net.ru/kolyi.php (Дата обращения: 12.06.2017).
15. Колый М. Хикметы. http://lib.liim.ru/creations/m-002/m-002-01 .html (Дата обращения: 12.06.1017).
1.2. Визуальные источники
1. «Апанаевская» мечеть (1768 - 1769 гг.). Казань, ул. К. Насыри, 27.
2. «Галеевская» мечеть (1798 г.). Казань, ул. Г. Тукая, 40.
3. «Голубая» мечеть (1815 - 1819 гг.). Казань, ул. С. Садыковой, 8.
4. Мечеть «аль-Марджани» (1767 - 1770 гг.). Казань, ул. К. Насыри, 17.
5. Мечеть «Белая» (1801 г.). Казань, ул. Кызыл Татарстан, 20.
6. «Сеннобазарная» мечеть (1849 г.). Казань, ул. Кирова, 74/15.
7. Мечеть «Иске - Таш» (1802 г.). Казань, ул. М. Г афури, 34а.

1. Азаматов Д.Д. О первой попытки реформирования Оренбургского магометанского духовного собрания // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тезисы и доклады международной, научно - практической конференции 2 - 3 октября 1997г. Казань: Заман, 1998. С.155 - 157.
2. Алиев И.А. Казань давно минувших лет. Казань: ПИК «Идел - Пресс»,
2010. 432с.
3. Алиев И.А. Старая Казань и её окрестности. Казань: Татмедиа, ПИК «Идел - Пресс», 2014. 376с.
4. Байбулатова Л. Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.). // Материалы итоговой конференции Института истории им. Ш. Марджани АН РТ за 2006 год по отделу средневековой истории / Отв. ред. и состав. И.К. Загидулин. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. С.26 - 37.
5. Бикбулатов Р., Мустафин Р. Казань и её слободы. Казань: Заман, 2016. 208с.
6. Г арипов Н.К. Айлы Казан. Альманах - путеводитель по мечетям города Казани. Казань: Иман, 2013. 48с.
7. Девятых Л.И. Из истории казанского купечества. Казань: Титул, 2004. 144с.
8. Девятых Л.И. Казань. Забытое и незнаемое. Казань: Титул, 2002. 400с.
9. Ермолаев И.П. Расцвет Казанской гимназии при Екатерине II (1765 - 1774) // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия». Казань, 2010. С.255 - 268.
10. Загидуллин И.К. Новый источник по истории татарских мечетей Казани середины XVIII в. // Казань в средние века и раннее новое время.
Материалы Всероссийской научной конференции. // Отв. ред. Ф.Ш. Хузин, И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С.199 - 208.
11. Загидуллин И. Из истории строительства Сеннобазарной мечети в Казани // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Сборник статей. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С.315 - 339.
12. Загидуллин И.К. Социальные аспекты организации институтов мусульманского конфессионального образования в Казани в первой половине XIX в. // Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. - Вып.4 / Отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. Казань: Изд-во «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2010. С.85 - 94.
13. Загидуллин И.К. Превращение ислама в «терпимую» религию в России
в период правления Екатерины II // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного
взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С.103 - 109.
14. Ибнеева Г.В. Путешествия Екатерины II: Опыт «освоения» имперского пространства. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова - Ленина, 2006. 254с.
15. Ибнеева Г.В. Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья6 опыт формирования имперской политики // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд- во «Фэн» АН РТ, 2010. С.3 - 13.
16. Измайлов Б.И. Деятельность Сиротского суда при Казанской Ратуше // Благотворительность в России: исторический опыт, проблемы возрождения традиций и перспективы развития. Материалы международной научно - практической конференции (Казань, 2 апреля 2007г.) / сост. Р.Р. Хуснутдинов, Р.Р. Салихов. Казань, «Милли китап», 2008. С.85 - 89.
17. Измайлов Б.И. Казанская ратуша и предпринимательская элита Татарских слобод в конце XVIII - начале XIX вв. // Облик российской провинции: исторические и современные социокультурные проблемы: V Международные Стахеевские чтения: Материалы научной конференции. Елабуга, 2012. С.88 - 93.
18. Махмутова А.Х. Восстановление и развитие системы образования татар - мусульман во второй половине XVIII - первой половине XX вв. // Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. - Вып. 4 / Отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. Казань: «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2012. С. 125 - 141.
19. Махмутова А.Х. Возрождение и развитие системы образования татар - мусульман в Волго - Уральском регионе в конце XVIII - начале XX вв. // Научный Татарстан, 2011. С.173 - 193.
20. Миннуллин З.С. Проблемы вакфа: история и современность // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тезисы и доклады международной, научно - практической конференции 2 - 3 октября 1997г. Казань: Заман, 1998. С.175 - 178.
21. Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в законодательной политике Екатерины II // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С.60 - 70.
22. Рафикова Г.Э. У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар-мусульман // Источники существования исламских институтов в Российской империи. Сборник статей. / Сост. и отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С.212 - 219.
23. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические мечети Казани. Казань: Татар. кн. изд - во, 2005. 191с.
24. Свердлова Л.М. Казанское купечество: социально-экономический портрет (кон. XVIII - нач. XIX вв.). Казань: Татарское кн. изд - во, 2011. 319с.
25. Свердлова Л.М. Купеческая Казань: дела и люди. Казань: Матбугат йорты, 1998. 168 с.
26. Свердлова Л.М. О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Благотворительность в России: исторический опыт, проблемы возрождения традиций и перспективы развития. Материалы международной научно - практической конференции (Казань, 2 апреля 2007г.) / сост. Р.Р. Хуснутдинов, Р.Р. Салихов. Казань, «Милли китап», 2008.
С.90 - 97.
27. Фаттахов И.А. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т1. Казань: Яналиф, 2001. 285с.
28. Фаттахов И.А. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т2. Казань: Яналиф, 2001. 269с.
29. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс: переложение на современный русский язык А.Г. Хорошавиной; науч. ред. и предисл. И.И. Бикеева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2015. 108с.
30. Хабутдинов А.Ю. Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов // Казань в средние века и раннее новое время. Материалы Всероссийской научной конференции. // Отв. ред. Ф.Ш. Хузин, И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С.208 - 219.
31. Халитов Н.Х. Татарская мечеть и её архитектура: историко
архитектурное исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 224с. : ил.
Ш.Литература справочного и энциклопедического характера
1. Апанаевская мечеть // М.С. Глухов - Ногайбек. Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии. Казань: «Основа», 2002. С.31.
2. М.Х. Хасанов. Татарский энциклопедический словарь // Апанаевская мечеть // Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. С.36.
3. Галеевская мечеть // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С. 199.
4. М.Х. Хасанов. Татарский энциклопедический словарь // Голубая мечеть // Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. С.151.
5. «Иске Таш» // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С.321.
6. Марджани мечеть // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г. С.Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С.468 - 469.
ГУ.Интернет-ресурсы
1. Журнал «Эхо веков»
http: //www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg: /
2. Сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан http: //kitaphane.tatarstan.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ