Введение
Глава I. Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв 14
1.1. Екатерина II и её вклад в изменение положение татарской культуры .14
1.2. Роль просвещения в формировании светского характера татарской
культуры 21
Глава II. Место благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.1. Традиционное и обновленное понимание благотворительности в
татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв 28
2.2. Роль татарского купечества в поддержании и развитии
благотворительности 35
Глава III. Направления благотворительной деятельности татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв 41
3.1. Строительство и благоустройство мечетей г.Казани во второй
половине XVIII - начале XIX вв 41
3.2. Поддержка медресе как культурно - образовательных центров во
второй половине XVIII - начале XIX вв 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложение
Постановка проблемы. Актуальность. Стремление к благотворительности и милосердию является одним из показателей духовного и нравственного состояния общества. В настоящее время значение феномена благотворительности доказывает наличие различных благотворительных организаций и рост их популярности среди всего населения. Немаловажную роль играла благотворительность, как русская, так и татарская в становлении многовековой истории и культуры г. Казани. Так, только в Казани на сегодняшний день зарегистрировано 43 благотворительные организации. Благотворительность сегодня является ещё и важным экономико-политическим фактором, получившим законодательную базу (например, Федеральный закон РФ №135 от 12 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), прочную финансовую составляющую, оформившуюся в ходе «Благотворительной революции» конца XX в., социальных мероприятий (так, 2007 г. - год благотворительности в РФ, в мае 2017 г. завершилась ежегодная акция “Весенняя неделя добра”, проводятся благотворительные концерты “Пой, танцуй, твори добро” с 2016 г.) и многое другое. О значительной роли благотворительности в истории жизни города свидетельствует открытие в 2006 г. памятника известному татарскому благотворителю Асгату Галимзянову. Памятник стал своеобразным символом татарской
благотворительности.
На современном этапе исследованию феномена благотворительности уделяется огромное внимание. Дальнейшее развитие и распространение благотворительности во все сферы жизни требует знаний об истоках ее формирования, как культурного и общественного феномена.
Благотворительность всегда играла важную роль в истории казанских татар. Ко второй половине восемнадцатого столетия относится зарождение большинства татарских купеческих династий г. Казани , которые составили основу её делового мира и сохраняли важное место в экономической и общественной жизни вплоть до 1917 г. Из татарских купеческих династий Казани выдвинулись наиболее уважаемые благотворители и общественные деятели, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и другие. История Казани второй половины XVIII - начала XIX вв. неразрывно связана с заботой татарских купцов и промышленников о развитии культуры, просвещении народа и улучшении облика города. На наш взгляд, интересно рассмотреть благотворительную деятельность татарского купечества г. Казани, так как многие татарские купцы имели прекрасное образование , и это стимулировало их желание принести «свет культуры» в среду своего народа. Благотворительная деятельность казанских татарских купцов повлияла на духовное развитие татарского народа и изменила внешний облик Казани. Особенное значение в настоящее время в культуре Республики Татарстан приобретает вторая половина XVIII в., которую принято считать началом рождения благотворительной деятельности татарских купеческих династий.
Степень изученности. На сегодняшний день изучению истории купеческих династий, их торгово-промышленной деятельности, а также благотворительной и общественной деятельности уделяется значительное внимание. В дореволюционное время большинство историков, за исключением Ш. Марджани и Н.Я. Агафонова , названной проблемой не интересовались. Шигабутдин Марджани в своей книге «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» - «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара» уделяет внимание татарской элите г. Казани. Его труд является первым научным исследованием по истории татарского народа, и состоит из двух книг, первая из которых была издана в 1885 и 1895 гг. вторая книга - в 1890 г. В исследовании Ш. Марджани представлена информация о построенных на средства татарских купцов - благотворителей г. Казани мечетях. Николай Яковлевич Агафонов в круг своих исследований по благотворительной деятельности татарского купечества включил лишь открытие в Казани братьями Юнусовыми первого мусульманского детского приюта (1844 г.), а в основном занимался исследованием генеалогии русских купцов и городских голов из купеческого сословия.
Одной из первых работ советского периода, которая затронула историю татарского купечества, было сочинение Г. Губайдуллина «Из прошлого татар» (1925 г.) . В его исследовании достаточно сжато, представлена роль татарского купечества в складывании татарской нации, но все же Газиз Губайдуллин отмечает, что с начала XIX в. татарская буржуазия г. Казани начинает вкладывать свои финансовые средства в открытие медресе и типографий. Но с 1920-х г. наступает значительный перерыв в изучении деятельности татарских купцов, который продолжается до середины 1970-х г. Это обусловлено тем, что в советский период купечество оставалось буржуазной темой, и важнее было изучение роли татар в октябрьской революции. Первая монография, посвященная татарской буржуазии, принадлежит Х.Х. Хасанову «Формирование татарской буржуазной нации» (1977 г.) .
Со второй половины 1990-х гг. растет интерес к благотворительной деятельности казанского татарского купечества. На современном этапе изучению благотворительности татарских купцов Казани посвящены многие диссертационные и монографические исследования. Так, например, значительный вклад в изучение данной проблемы внесли исследователи:
Н.И. Таиров , Ф.Ф. Нигамедзинов и Р.Р. Салихов . Их труды посвящены формированию татарской буржуазии и развитию благотворительности в среде татарского купечества в XIX - начале XX вв. Также следует отметить работы Л.М. Свердловой , в которых представлены биографии многих русских и татарских купеческих династий г. Казани. В изучение проблемы общественного призрения детей в XIX - начале XX вв. огромный вклад внесла работа Г.Э. Рафиковой , её исследование посвящено открытию в Казани первого мусульманского детского приюта.
Хронологические рамки. Данная работа охватывает период со второй половины XVIII - начало XIX в. Нижняя граница исследования имеет вполне конкретную дату 26 - 29 мая 1767 г. - год приезда в Казань императрицы Екатерины II, которая изменила положение татарского народа, вывела традиционную исламскую благотворительность в сферу публичную. Верхняя граница исследования - до момента активного участия Татарской Ратуши в городских благотворительных проектах.
Предмет и объект. Предметом исследования выступает деятельность татарских купцов - благотворителей во второй половине XVIII - начале XIX вв.
Объектом исследования является благотворительность в татарской культуре как историко-культурный феномен.
Характеристика источников и литературы. Весь комплекс использованных источников можно разделить на четыре группы:
1. Памятники культовой архитектуры, которые были построены на средства татарских купцов - благотворителей. Это дошедшие до наших дней мечети в Старо - Татарской слободе: мечеть им. Ш. Марджани (1767 - 1770 гг., построена на средства прихожан), Апанаевская мечеть (1768 - 1769 гг., на средства купца Якупа Султангалеева), Галеевская мечеть (1798 г., на средства купца Мусы Мамяша), Голубая мечеть (1815 - 1819 гг., построена на средства купца Ахмета Исхакова), Сеннобазарная мечеть (1849 г., построена братьями Юнусовыми, на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым) и мечети Ново - Татарской слободы: мечеть «Белая» (1801г., построена на средства купца Габдерахима Валитова) и мечеть «Иске - Таш» (1802 г., построена на средства купца Г абдуллы Абудулсалямовича Утямышева). Источники такого типа дают полное представление о татарской культовой архитектуре, построенной благодаря благотворительной деятельности татарских купцов второй половины XVIII - начала XIX вв., и формируют культурный облик данных районов г. Казани.
2. Опубликованные письменные источники, в которых можно найти свидетельства благотворительной работе татарских купцов Казани. Таковым является документ «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения», который опубликован в сборнике документов и материалов «У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.)» Национального архива Республики Татарстан, в этом сборнике также представлен полный список мечетей, построенных на средства татарских купцов. Сборники документов и материалов «История Казани в документах и материалах. XIX в. Управление, бюджет, хозяйство» и «Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах. XIX в.» представляют комплекс документов и материалов, где можно найти свидетельства о разрешении или об отказе татарским купцам на строительство мечетей, и данные об их общественной деятельности. За рассматриваемый в данном дипломном исследовании период необходимо назвать следующие опубликованные архивные материалы: «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10», «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г. июля 29», «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26», «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12». Количество архивных материалов второй половины XVIII - первой трети XIX вв. ограничено, поскольку татарская благотворительность только начинает институционально оформляться.
3. Третья группа источников - это законы и указы Екатерины II, которые опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», опубликованном в 1830 г. и составленном под руководством М. М. Сперанского. Важное значение для данной работы имеют законы, которые характеризуют политику Екатерины Великой по отношению к казанским татарам: «эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении
архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам» 1773 г., «Об учреждении Оренбургского
магометанского духовного собрания» 1788 г., и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» или «Жалованная грамота городам» 1785 г.
4. Источников четвертой группы составляют литературные произведения татарских просветителей данного периода. Нельзя обойти вниманием стихи поэта - суфиста Мавли Колыя , жившего в конце XVII- начале XVIII вв. Получившие массовое распространение во второй половине XVIII в., они отражали общественную и культурную жизнь казанского края. Деятельность первых татарских ученых представлена книгой Абун-н-Наср Курсави «Наставление людей на путь истины» (начало XIX в.), которая впервые опубликована на татарском языке в 1903 г., и в которой изложены его основные идеи по религиозному реформаторству. Также «Азбука Татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 г.) Сагита Хальфина, которая свидетельствует о включении татарского языка в образовательную сферу края. Немаловажное значение по изучению духовной культуре татарского народа обозначенного нами периода играют стихотворения Г. Утыз-Имяни , которые посвящены нравственному воспитанию праведного татарина.
В использованной литературе можно выделить несколько групп по проблемам, которые в них рассматриваются:
1. Научные труды и исследования, в которых отражается общественная и социокультурная жизнь г. Казани во второй половине XVIII - начале XIX вв. Также в данных публикациях можно найти свидетельства о территориальных границах татарских слобод и местоположении многих, имеющих для нас значение, архитектурных памятников. Это работы А.И. Алиева «Казань давно минувших лет» (2010 г.), и «Старая Казань и её окрестности» (2014 г.), также исследование Л.И. Девятых «Казань. Забытое и незнаемое» (2002 г).
2. Вторую группу использованной литературы составляют труды по истории казанского купечества. Работы, в которых отражены истоки его формирования, торговые связи с другими регионами империи и соседними государствами: Л.М. Свердлова «Купеческая Казань: дела и люди» (1998 г.), «Казанское купечество: социально-экономический портрет (конец XVIII - н. XIX вв.)» (2011 г.), двухтомная работа И.А. Фаттахова «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (2001 г.), книга Л.И. Девятых «Из истории казанского купечества» (2004 г.).
3. Огромное значение в раскрытии данной исследовательской проблемы имеют публикации, в которых отражается благотворительная работа татарских купцов г. Казани. Таковыми являются работы: Байбулатова Л. «Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.) (2008 г.); Рафикова Г.Э. «У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар - мусульман) (2009 г.)»; Свердлова Л.М. «О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв.» (2008 г.).
4. В четвертую группу использованной литературы входят исследования по татарской культуре данного периода: Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. «Исторические мечети Казани» (2005 г.), публикации Ибнеевой Г.В. «Путешествие Екатерины II: опыт «освоения» императорского пространства» (2006 г.) и «Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья: опыт формирования имперской политики» (2010 г.). Также значение имеет по просвещению татарского народа исследование Хабутдинова А.Ю. «Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов» (2006 г.). Исследование Н. Халита «Татарская мечеть и её архитектура» (2012 г.), где представлены проекты и стилевые направления татарских мечетей, даны материалы по мечетям г. Казани.
5. Также при написании работы использовалась научно - справочная литература, публикации из энциклопедий: Мазгаров А.М. «Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия» (2013 г.); Хасанов М.Х. «Татарский энциклопедический словарь» (1998 г.); Глухов - Ногайбек М. «Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии». (2002 г.).
6. Интернет - источники - это, в первую очередь, сайт журнала «Эхо веков»также сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан (http: //kitaphane.tatarstan.ru).
Методология. Данная работа требует использования ряда культурологических методов. В первую очередь, был использован описательный метод для рассмотрения феномена благотворительности в татарской культуре и характеристики направлений благотворительной деятельности татарских купцов г. Казани. Второй не менее важный метод - биографический метод, с помощью которого были рассмотрены некоторые внесшие вклад в благотворительность татарские купеческие фамилии. Также были использованы историко-генетический метод, чтобы понять, когда возник феномен благотворительности в татарской культуре, как он развивался; и сравнительно - сопоставительный метод для выявления общих и различных характеристик в благотворительной деятельности татарского и русского купечества.
Цель и задачи. Цель настоящей работы состоит в определении роли татарского купечества в развитии национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв. Данная цель требует решения нескольких задач:
1. Представить историю деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
2. Рассмотреть специфику татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
3. Определить основные направления благотворительной деятельности татарского купечества второй половины XVIII - начала XIX вв.
4. Оценить вклад татарских купцов - благотворителей в развитие национальной культуры второй половины XVIII - начала XIX вв.
Обоснование структуры работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка, использованных источников и литературы. Первая глава: Специфика развития татарской культуры во второй половине XVIII - начале XIX вв., в ней рассматривается изменение положения татарского народа в период правления Екатерины II, и формирование светского характера татарской культуры. Вторая глава: Место
благотворительности в татарской культуре второй половины XVIII - начала XIX вв., где внимание уделяется возникновению феномена благотворительности в среде татарского народа, и вкладу татарского купечества в развитие благотворительной деятельности в обозначенный период. Третья глава: Направления благотворительной деятельности
татарского купечества во второй половине XVIII - начале XIX вв., в этой главе рассматривается вопрос о вкладе татарских купцов второй половины XVIII - начале XIX вв. в строительство мечетей и поддержку медресе как центров развития традиционного религиозного и зарождения светского образования.
Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Возрождение татарской культуры началось в годы правления императрицы Екатерины II, её преобразования внесли значительный вклад в укрепление позиций татарского народа.
Закон от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий» превратил ислам в Среднем Поволжье из религии, гонимой в «терпимую». Путешествие Екатерины II в Казань и ее личное разрешение на строительство двух каменных мечетей на территории Старо - Татарской слободы - Первой Соборной и Апанаевской мечетей - стало началом восстановления социокультурного положения татарского населения г. Казани.
Новые общественно - социальные веяния, которые были порождены реформами императрицы Екатерины II, повлияли на формирование первых татарских реформаторов - богословов. В конце XVIII в. появляются такие значимые фигуры в татарской общественной жизни, как Абу - н - Наср Курсави и Габдерахим Утыз - Имяни. Первые татарские ученые стремились преобразовать общественный уклад жизни татарского народа, и тем самым помочь ему утвердиться в г. Казани. Однако их деятельность связана не только с реформами, которые должны были помочь стать более открытой новым идеям татарской общине, но и также с развитием татарской литературы в конце XVIII - начале XIX вв. В приходах Первой Соборной и Апанаевской мечетей были открыты и первые медресе в конце XVIII в. Разрешение на открытие мусульманских учебных заведений сыграло важнейшую роль в становлении просветительских идей многих татарских ученых обозначенного периода, и конечно же, в просвещении татарского народа.
Формирование татарской буржуазии происходило благодаря преобразованиям Екатерины II, когда во второй половине XVIII в. татарское население Среднего Поволжья получает право записываться в гильдейское купечество и торговать по всей империи. Благодаря праву записываться в гильдейское купечество среди татарского народа г. Казани появляются наиболее уважаемые купеческие династии, такие как Апанаевы, Юнусовы, Замановы - Аитовы и мн. др., которые внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры.
В татарской культурной традиции всегда существовала благотворительная практика, которая реализовывалась в рамках ислама (предписываемые формы благотворительной деятельности: закят, садака, вакф). В том числе, начало строительства казанских мечетей во второй половине XVIII - начале XIX вв. стало логическим продолжением благотворительной традиции татарского народа, но впервые основными донорами выступили татарские купцы. Постепенно татарское купечество начинает включаться в российскую систему благотворительности (пожертвования в пользу города, создание благотворительных фондов).
Благодаря благотворительной деятельности татарского купечества г. Казани формируется облик Старо- и Ново-татарских слобод, что связано со строительством пяти каменных мечетей в первой четверти XIX в.; происходит распространение светского компонента в системе религиозного образования в татарской культуре посредством открытия при мечетях медресе. Открытие и финансирование религиозных учебных заведений, начало книгопечатания на татарском языке на средства татарского купечества стимулировали увеличение грамотности в среде татарского народа.
Все эти действия явились началом активного участия татарской купеческой благотворительности в развитии и поддержке различных сфер культуры г. Казани.
1. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XIX. №13.996. СПб., 1830. С.774 - 775.
2. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XXII. №16.710. СПб., 1830. С.1107.
3. ПСЗРИ. Собр. 1-е. T.XXII. №16.187. СПб., 1830. С.358 - 384.
4. «1775 г., ноября 7. - Из «Учреждения для управления губерний» - о создании приказов общественного призрения» - У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.). Сб. документов и материалов. Дмитриева А.М. (составитель), Кабинет Министров РТ, Главное архивное управление. Казань: Гасыр, 2002. С.8 - 13.
5. «Список мечетей г. Казани, построенных на средства благотворителей». У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XIX вв.). Сб. документов и материалов. Дмитриева А.М. (составитель), Кабинет Министров РТ, Главное архивное управление. Казань: Гасыр, 2002. С.198 - 199.
6. «О распределении денег, поступивших с купеческих капиталов. 1810 г., января 26» - История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство. / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2011. С.170 - 171.
7. «Уведомление из Казанской татарской ратуши о пожертвованиях в пользу Приказа общественного призрения. 1820 г., ноября 12» - История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство. / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2011. С.181 - 182.
8. «Прошение купчихи Китаевой о постройке мечети. 1816 г., августа 10» - Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах 19в. Кн.2. Казань: Татарское кн. из-во, 2001. С.426 - 427.
9. «Сообщение Казанской духовной консистории о запрете постройки мечети. 1816 г., июля 29» - Население, конфессии, благотворительность. История Казани в документах и материалах 19в. Кн.2. Казань: Татарское кн. из-во, 2001. С.427.
10. Курсави А. Наставление людей на путь истины (ал - Иршад ли -л 'ибад) - Пер. с араб. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 304с.
11. Хальфин С. Азбука татарского языка. М: изд-во МГУ; изд-во КГТУ, 1996. 60с.
12. Утыз Имэни Г. Мэрсияи Габденнасыйр вэлэде Габдерэхим. http://kitaphane.tatarstan.ru/teb.htm?page=7&pub id=26815 (Дата обращения:
12.06.2017) .
13. Утыз Имяни Г. Как стать благовоспитанным? http://www.liveinternet.ru/users/ehimiya/post315502283/ (Дата обращения:
12.06.2017) .
14. Колый М. Мудрые Изречения. http://kitap.net.ru/kolyi.php (Дата обращения: 12.06.2017).
15. Колый М. Хикметы. http://lib.liim.ru/creations/m-002/m-002-01 .html (Дата обращения: 12.06.1017).
1.2. Визуальные источники
1. «Апанаевская» мечеть (1768 - 1769 гг.). Казань, ул. К. Насыри, 27.
2. «Галеевская» мечеть (1798 г.). Казань, ул. Г. Тукая, 40.
3. «Голубая» мечеть (1815 - 1819 гг.). Казань, ул. С. Садыковой, 8.
4. Мечеть «аль-Марджани» (1767 - 1770 гг.). Казань, ул. К. Насыри, 17.
5. Мечеть «Белая» (1801 г.). Казань, ул. Кызыл Татарстан, 20.
6. «Сеннобазарная» мечеть (1849 г.). Казань, ул. Кирова, 74/15.
7. Мечеть «Иске - Таш» (1802 г.). Казань, ул. М. Г афури, 34а.
1. Азаматов Д.Д. О первой попытки реформирования Оренбургского магометанского духовного собрания // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тезисы и доклады международной, научно - практической конференции 2 - 3 октября 1997г. Казань: Заман, 1998. С.155 - 157.
2. Алиев И.А. Казань давно минувших лет. Казань: ПИК «Идел - Пресс»,
2010. 432с.
3. Алиев И.А. Старая Казань и её окрестности. Казань: Татмедиа, ПИК «Идел - Пресс», 2014. 376с.
4. Байбулатова Л. Богатство обязывает... (Из истории благотворительных организаций и учреждений Казани в XIX в.). // Материалы итоговой конференции Института истории им. Ш. Марджани АН РТ за 2006 год по отделу средневековой истории / Отв. ред. и состав. И.К. Загидулин. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. С.26 - 37.
5. Бикбулатов Р., Мустафин Р. Казань и её слободы. Казань: Заман, 2016. 208с.
6. Г арипов Н.К. Айлы Казан. Альманах - путеводитель по мечетям города Казани. Казань: Иман, 2013. 48с.
7. Девятых Л.И. Из истории казанского купечества. Казань: Титул, 2004. 144с.
8. Девятых Л.И. Казань. Забытое и незнаемое. Казань: Титул, 2002. 400с.
9. Ермолаев И.П. Расцвет Казанской гимназии при Екатерине II (1765 - 1774) // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия». Казань, 2010. С.255 - 268.
10. Загидуллин И.К. Новый источник по истории татарских мечетей Казани середины XVIII в. // Казань в средние века и раннее новое время.
Материалы Всероссийской научной конференции. // Отв. ред. Ф.Ш. Хузин, И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С.199 - 208.
11. Загидуллин И. Из истории строительства Сеннобазарной мечети в Казани // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Сборник статей. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С.315 - 339.
12. Загидуллин И.К. Социальные аспекты организации институтов мусульманского конфессионального образования в Казани в первой половине XIX в. // Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. - Вып.4 / Отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. Казань: Изд-во «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2010. С.85 - 94.
13. Загидуллин И.К. Превращение ислама в «терпимую» религию в России
в период правления Екатерины II // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного
взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С.103 - 109.
14. Ибнеева Г.В. Путешествия Екатерины II: Опыт «освоения» имперского пространства. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова - Ленина, 2006. 254с.
15. Ибнеева Г.В. Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья6 опыт формирования имперской политики // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд- во «Фэн» АН РТ, 2010. С.3 - 13.
16. Измайлов Б.И. Деятельность Сиротского суда при Казанской Ратуше // Благотворительность в России: исторический опыт, проблемы возрождения традиций и перспективы развития. Материалы международной научно - практической конференции (Казань, 2 апреля 2007г.) / сост. Р.Р. Хуснутдинов, Р.Р. Салихов. Казань, «Милли китап», 2008. С.85 - 89.
17. Измайлов Б.И. Казанская ратуша и предпринимательская элита Татарских слобод в конце XVIII - начале XIX вв. // Облик российской провинции: исторические и современные социокультурные проблемы: V Международные Стахеевские чтения: Материалы научной конференции. Елабуга, 2012. С.88 - 93.
18. Махмутова А.Х. Восстановление и развитие системы образования татар - мусульман во второй половине XVIII - первой половине XX вв. // Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. - Вып. 4 / Отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. Казань: «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2012. С. 125 - 141.
19. Махмутова А.Х. Возрождение и развитие системы образования татар - мусульман в Волго - Уральском регионе в конце XVIII - начале XX вв. // Научный Татарстан, 2011. С.173 - 193.
20. Миннуллин З.С. Проблемы вакфа: история и современность // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тезисы и доклады международной, научно - практической конференции 2 - 3 октября 1997г. Казань: Заман, 1998. С.175 - 178.
21. Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в законодательной политике Екатерины II // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно - практической конференции: «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25 - 26 сентября 2009г.). Казань, Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С.60 - 70.
22. Рафикова Г.Э. У истоков благотворительности (мотивация благотворительной деятельности татар-мусульман // Источники существования исламских институтов в Российской империи. Сборник статей. / Сост. и отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С.212 - 219.
23. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические мечети Казани. Казань: Татар. кн. изд - во, 2005. 191с.
24. Свердлова Л.М. Казанское купечество: социально-экономический портрет (кон. XVIII - нач. XIX вв.). Казань: Татарское кн. изд - во, 2011. 319с.
25. Свердлова Л.М. Купеческая Казань: дела и люди. Казань: Матбугат йорты, 1998. 168 с.
26. Свердлова Л.М. О некоторых особенностях мусульманской благотворительности в условиях православного государства в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Благотворительность в России: исторический опыт, проблемы возрождения традиций и перспективы развития. Материалы международной научно - практической конференции (Казань, 2 апреля 2007г.) / сост. Р.Р. Хуснутдинов, Р.Р. Салихов. Казань, «Милли китап», 2008.
С.90 - 97.
27. Фаттахов И.А. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т1. Казань: Яналиф, 2001. 285с.
28. Фаттахов И.А. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т2. Казань: Яналиф, 2001. 269с.
29. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс: переложение на современный русский язык А.Г. Хорошавиной; науч. ред. и предисл. И.И. Бикеева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2015. 108с.
30. Хабутдинов А.Ю. Мусульманское образование Казани и Заказанья в XVIII - XIX вв.: период до образовательной реформы джадидов // Казань в средние века и раннее новое время. Материалы Всероссийской научной конференции. // Отв. ред. Ф.Ш. Хузин, И.К. Загидуллин. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С.208 - 219.
31. Халитов Н.Х. Татарская мечеть и её архитектура: историко
архитектурное исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 224с. : ил.
Ш.Литература справочного и энциклопедического характера
1. Апанаевская мечеть // М.С. Глухов - Ногайбек. Казанский ретро - лексикон. Первый опыт родословно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии. Казань: «Основа», 2002. С.31.
2. М.Х. Хасанов. Татарский энциклопедический словарь // Апанаевская мечеть // Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. С.36.
3. Галеевская мечеть // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С. 199.
4. М.Х. Хасанов. Татарский энциклопедический словарь // Голубая мечеть // Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. С.151.
5. «Иске Таш» // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С.321.
6. Марджани мечеть // Татарстан: Иллюстрированная энциклопедия / Гл. ред. А.М. Мазгаров, ответ. ред. Г. С.Сабирзянов. Казань: ГУ «Институт Татарской энциклопедии АН РТ», 2013. С.468 - 469.
ГУ.Интернет-ресурсы
1. Журнал «Эхо веков»
http: //www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg: /
2. Сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан http: //kitaphane.tatarstan.ru/