Влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (Сочинский Государственный Университет)
|
Объект работы - ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Есть много приложений.
Также есть доклад .
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций в психологии 6
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психологии 6
1.2. Классификация ценностных ориентаций 11
1.3. Ценностные ориентации как фактор влияния на межличностные отношения сотрудников организации 17
Глава 2. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений 23
2.1. Понятие отношений 23
2.2. Межличностные отношения в коллективе 27
2.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностных отношений 32
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста») 37
3.1. Организация проведения исследования 37
3.2. Анализ результатов исследования 42
3.3. Рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации 46
Заключение 54
Приложение 1 63
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 7 72
Приложение 8 74
Есть много приложений.
Также есть доклад .
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций в психологии 6
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психологии 6
1.2. Классификация ценностных ориентаций 11
1.3. Ценностные ориентации как фактор влияния на межличностные отношения сотрудников организации 17
Глава 2. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений 23
2.1. Понятие отношений 23
2.2. Межличностные отношения в коллективе 27
2.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностных отношений 32
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста») 37
3.1. Организация проведения исследования 37
3.2. Анализ результатов исследования 42
3.3. Рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации 46
Заключение 54
Приложение 1 63
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 7 72
Приложение 8 74
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире все большую роль играют человеческие ресурсы, рациональное использование которых оказывает значимое влияние на производительность и успех организации. Однако без внутреннего настроя сотрудников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня лояльности и заинтересованности персонала в конечных результатах работы обеспечение данного условия практически невозможно. Для поддержания трудовой активности персонала на высоком уровне необходима заинтересованность каждого сотрудника в исполнении своих обязанностей вне зависимости от его положения в организационной иерархии. Более того, на него должны действовать определенные побуждающие силы как изнутри, так и внешне.
Внутренними содержательными регуляторами поведения человека являются ценностные ориентации. В последнее время проблема их изучения и анализа того влияния, которое ценности оказывают на поведение человека, привлекает все большее внимание, обусловленное интересом общества к социальным и культурным вопросам.
Известно, что ценностные ориентации – это осознанные взаимосвязанные смысловые ориентиры, которые являются отражением в человеческом сознании его понимания мира, общечеловеческой культуры. Они служат критериями выбора целей и стандартов поведения, выступают основаниями оценок, которыми человек руководствуется в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности. В системе ценностных ориентаций отображаются идеалы человека, что в конечном итоге оказывает влияние на формирование и развитие его взаимоотношений с коллегами и руководством.
При этом только четкое понимание того, что движет человеком, что эффективнее всего пробуждает его трудовую активность, какие мотивы и стимулы являются основой его поступков, позволяет разработать действенную систему методов управления трудовыми процессами.
Вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявить влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»).
Задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций как фактора влияния на межличностные отношения сотрудников организации.
провести эмпирическое исследование по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»;
разработать рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации.
Объект исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Предмет исследования: влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии взаимосвязи между ценностными ориентациями и характером межличностных отношений у медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Теоретическую основу исследования составляют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.Ю. Галиченко, Е.М. Дубовской, С.О. Елишева, И.В. Легостаева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., которые занимались изучением понятий «ценность» и «ценностные ориентации» в психологии и социологии, а также работы В.Н. Куницыной, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и других авторов, затрагивавших различные проблемные стороны межличностных отношений.
Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, а также тестирование и статистическая обработка полученных данных.
Методики исследования:
тест Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций»;
методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Оценка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента.
Научная новизна исследования: в ходе работы впервые проведено исследование на базе ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», результаты которого позволили обосновать особенности влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках практической работы по совершенствованию межличностных отношений медицинского персонала среднего звена в подобных организациях.
База исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Внутренними содержательными регуляторами поведения человека являются ценностные ориентации. В последнее время проблема их изучения и анализа того влияния, которое ценности оказывают на поведение человека, привлекает все большее внимание, обусловленное интересом общества к социальным и культурным вопросам.
Известно, что ценностные ориентации – это осознанные взаимосвязанные смысловые ориентиры, которые являются отражением в человеческом сознании его понимания мира, общечеловеческой культуры. Они служат критериями выбора целей и стандартов поведения, выступают основаниями оценок, которыми человек руководствуется в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности. В системе ценностных ориентаций отображаются идеалы человека, что в конечном итоге оказывает влияние на формирование и развитие его взаимоотношений с коллегами и руководством.
При этом только четкое понимание того, что движет человеком, что эффективнее всего пробуждает его трудовую активность, какие мотивы и стимулы являются основой его поступков, позволяет разработать действенную систему методов управления трудовыми процессами.
Вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявить влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»).
Задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций как фактора влияния на межличностные отношения сотрудников организации.
провести эмпирическое исследование по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»;
разработать рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации.
Объект исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Предмет исследования: влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии взаимосвязи между ценностными ориентациями и характером межличностных отношений у медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Теоретическую основу исследования составляют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.Ю. Галиченко, Е.М. Дубовской, С.О. Елишева, И.В. Легостаева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., которые занимались изучением понятий «ценность» и «ценностные ориентации» в психологии и социологии, а также работы В.Н. Куницыной, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и других авторов, затрагивавших различные проблемные стороны межличностных отношений.
Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, а также тестирование и статистическая обработка полученных данных.
Методики исследования:
тест Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций»;
методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Оценка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента.
Научная новизна исследования: в ходе работы впервые проведено исследование на базе ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», результаты которого позволили обосновать особенности влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках практической работы по совершенствованию межличностных отношений медицинского персонала среднего звена в подобных организациях.
База исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Раскрыв теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций как фактора влияния на межличностные отношения сотрудников организации, нами сделан вывод о том, что ценностная система представляет собой многомерное динамическое пространство и пространство это не линейно. Более того, в жизни современного общества именно ценностные ориентации фактически управляют поведением человека, представляя собой широкую систему отношений личности к миру, ближнему, человечеству, различным объективным и субъективным явлениям и процессам. Они выражают отношение к совокупности этих объектов действительности, регулируют общий подход к содержанию человеческой деятельности и формам поведения личности, разворачивающийся в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях, способствующий целеполаганию человека, раскрывающийся через оценки, решения, избираемые линии поведения и представляющие значимые элементы внутренней структуры личности.
В научной литературе существуют различные типологии ценностей. Одной из самых известных является классификация М. Рокича. Автор выделяет два типа ценностей: 1) терминальные ценности, или ценности-цели, отражают конечную цель индивидуального существования человека, стоящую того, чтобы к ней стремиться. Следовательно, терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо; 2) инструментальные ценности, или ценности-средства, формируют предпочтительный образ действий личности в большинстве жизненных ситуаций ситуации.
В свою очередь, межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Динамичный характер межличностных отношений в организации актуализирует проблему развития общекорпоративных ценностных ориентаций. С позиции ценностного подхода к анализу межличностных отношений субъектов социального взаимодействия существенными характеристиками здесь является содержание ценностей и норм, определяющих позицию, ориентацию того или иного участника взаимодействия, которая придает этому взаимодействию конкретный и определенный смысл. В случае доминирования утилитарной, прагматической ориентации одного из участников социального взаимодействия другой участник (партнер) выступает для него по преимуществу объектом воздействия, а само взаимодействие – ресурсом, используемым для достижения личных, утилитарных прагматических целей. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как объектно-ресурсную. В случае же, когда доминирующей, преобладающей является нравственная ориентация, другой участник взаимодействия воспринимается и оценивается не как объект воздействия для достижения своих личных прагматических целей, но как равный себе субъект, имеющий свои, отличные от собственных потребности, цели и интересы, которые следует уважать и учитывать при взаимодействии с ним. Само же взаимодействие рассматривается при этом не как один из ресурсов достижения личной выгоды, пользы от него, а как самостоятельная ценность, заключающаяся в формировании, поддержании и развитии благоприятных для обоих партнеров взаимоотношений. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как субъектно-ценностную.
Механизм формирования ценностных ориентаций внутри организации в данном случае можно представить в упрощенном виде, как реализацию последовательных этапов:
4) формирование ценностей организации;
5) разработка мероприятий по усвоению ценностей сотрудниками;
6) формирование ценностных ориентаций сотрудников.
В рамках этого механизма формирование ценностных ориентаций представляется в виде перехода от транслируемых обществом ценностей к сформированным на их основе ценностным ориентациям социальной группы, то есть трудового коллектива организации, и каждого его субъекта.
В результате проведенного эмпирического исследования по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», нами отмечено, что испытуемые, во внутриценностном аппарате которых превалируют ценности «наличие хороших и верных друзей», «развитие», «продуктивная жизнь», «эффективность в делах», «рациональность» и «самоконтроль» достоверно чаще обладают высоким уровнем коммуникативных и организационных способностей, обеспечивающих формирование и развитие позитивных межличностных отношений в трудовом коллективе.
По результатам эмпирического исследования нами разработаны следующие рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»:
широкое внедрение социально-психологических методов управления, которые применяются с целью повышения социальной активности сотрудников;
формирование системы корпоративных ценностей и их развитие в рамках организационной культуры;
психологическая коррекция межличностных отношений в трудовом коллективе, развитие коммуникативных и организаторских умений сотрудников с использованием командных испытаний в виде группо-динамических тренингов, командного коучинга, или командообразования в режиме реального времени, специализирванных игровых технологий и тренингов, направленных на оптимизацию внутри- и межгрупповых отношений, согласование командных и личных целей и ценностей.
В научной литературе существуют различные типологии ценностей. Одной из самых известных является классификация М. Рокича. Автор выделяет два типа ценностей: 1) терминальные ценности, или ценности-цели, отражают конечную цель индивидуального существования человека, стоящую того, чтобы к ней стремиться. Следовательно, терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо; 2) инструментальные ценности, или ценности-средства, формируют предпочтительный образ действий личности в большинстве жизненных ситуаций ситуации.
В свою очередь, межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Динамичный характер межличностных отношений в организации актуализирует проблему развития общекорпоративных ценностных ориентаций. С позиции ценностного подхода к анализу межличностных отношений субъектов социального взаимодействия существенными характеристиками здесь является содержание ценностей и норм, определяющих позицию, ориентацию того или иного участника взаимодействия, которая придает этому взаимодействию конкретный и определенный смысл. В случае доминирования утилитарной, прагматической ориентации одного из участников социального взаимодействия другой участник (партнер) выступает для него по преимуществу объектом воздействия, а само взаимодействие – ресурсом, используемым для достижения личных, утилитарных прагматических целей. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как объектно-ресурсную. В случае же, когда доминирующей, преобладающей является нравственная ориентация, другой участник взаимодействия воспринимается и оценивается не как объект воздействия для достижения своих личных прагматических целей, но как равный себе субъект, имеющий свои, отличные от собственных потребности, цели и интересы, которые следует уважать и учитывать при взаимодействии с ним. Само же взаимодействие рассматривается при этом не как один из ресурсов достижения личной выгоды, пользы от него, а как самостоятельная ценность, заключающаяся в формировании, поддержании и развитии благоприятных для обоих партнеров взаимоотношений. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как субъектно-ценностную.
Механизм формирования ценностных ориентаций внутри организации в данном случае можно представить в упрощенном виде, как реализацию последовательных этапов:
4) формирование ценностей организации;
5) разработка мероприятий по усвоению ценностей сотрудниками;
6) формирование ценностных ориентаций сотрудников.
В рамках этого механизма формирование ценностных ориентаций представляется в виде перехода от транслируемых обществом ценностей к сформированным на их основе ценностным ориентациям социальной группы, то есть трудового коллектива организации, и каждого его субъекта.
В результате проведенного эмпирического исследования по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», нами отмечено, что испытуемые, во внутриценностном аппарате которых превалируют ценности «наличие хороших и верных друзей», «развитие», «продуктивная жизнь», «эффективность в делах», «рациональность» и «самоконтроль» достоверно чаще обладают высоким уровнем коммуникативных и организационных способностей, обеспечивающих формирование и развитие позитивных межличностных отношений в трудовом коллективе.
По результатам эмпирического исследования нами разработаны следующие рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»:
широкое внедрение социально-психологических методов управления, которые применяются с целью повышения социальной активности сотрудников;
формирование системы корпоративных ценностей и их развитие в рамках организационной культуры;
психологическая коррекция межличностных отношений в трудовом коллективе, развитие коммуникативных и организаторских умений сотрудников с использованием командных испытаний в виде группо-динамических тренингов, командного коучинга, или командообразования в режиме реального времени, специализирванных игровых технологий и тренингов, направленных на оптимизацию внутри- и межгрупповых отношений, согласование командных и личных целей и ценностей.



