Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями (Дошкольная педагогика и психология, Алтайский Государственный педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №89» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Цель исследования: выявить уровень владения словарем, обозначающим профессии взрослых.
Можно заменить объект исследования (детский сад) на нужный и работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы исследования формирования словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с профессиями 6
1.1 Развитие словаря в онтогенезе 6
1.2 Развитие словаря детей в процессе ознакомления с профессиями 11
1.3 Методика формирования словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с профессиями 15
Глава 2 Экспериментальное исследование словаря детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Хорошая речь является основным условием всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь детей, тем им проще выражать собственные мысли, тем обширнее их возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, тем интенсивнее идет их психическое развитие. По этой причине является важной забота о своевременном речевом развитии детей, о ее чистоте и правильности, заключающаяся в предупреждении и коррекции разнообразных дефектов, которые представляют собой любые отклонения от общепринятых языковых норм.
Важную роль в общей системе работы по развитию речи играет обогащение словаря, его закрепление и активизация, поскольку совершенствование речевого общения не может осуществляться без расширения словарного запаса детей. Данной проблемой занимались такие исследователи, как Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина, которые считали, что познавательное развитие, развитие понятийного мышления не может осуществляться без овладения новыми словами. По мнению Е.Ф. Архиповой, обогащение словарного запаса у дошкольников является одной из основных задач воспитания. Уточнение и увеличение запаса слов имеет огромное значение для развития логического мышления, так как чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.
Проблема знакомства дошкольников с миров взрослых, включая ознакомление с профессиями и трудом людей, на протяжении длительного времени была предметом изучения большого числа исследователей, таких как И.Д. Власова, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковская, В.В. Кондратова, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка, с выбором путей и методов обогащения словаря, используя знакомство с профессиями людей.
Но, несмотря на то, что вопрос формирования словаря детей старшего дошкольного возраста является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными средства его развития, связанные с применением методов ознакомления детей с профессиями взрослых. По этой причине определена и проблема исследования: какую информацию о профессиях можно предлагать детям старшего дошкольного возраста для наиболее эффективного формирования их словаря?
Объект исследования: словарь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями взрослых.
Цель исследования: изучение путей и методов развития словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью ознакомления с профессиями.
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие словаря в онтогенезе;
- проанализировать особенности формирования словаря детей в процессе знакомства с профессиями;
- рассмотреть методику развития словаря с помощью ознакомления детей с профессиями;
- осуществить диагностику уровня владения словарем у детей старшего дошкольного возраста, обозначающим профессии взрослых;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями будет способствовать развитию словаря при следующих условиях: систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях; организация непосредственного познания окружающего; постепенное усложнение содержания программы словарной работы; единство развития словаря с развитием познавательных процессов; формирование положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых.
Методологической основой восприятия окружающей действительности являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы, предметов материальной культуры, явлений социальной жизни, в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей в трудах Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой, Н.А. Стародубовой, Т.А. Марковой; положения, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, М.Р. Львова, Ф.А. Сохина об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с использованием анкетирования.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
1. Предварительный - сбор, анализ и обобщение информации по рассматриваемой проблеме, разработка анкеты, составление экспериментальной группы детей.
2. Основной - проведение диагностики с использованием разработанной анкеты.
3. Анализ результатов исследования и составление рекомендаций.
Курсовая работа объемом 34 страницы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 2 таблицы, 1 рисунок и 30 источников информации.
Словарный запас является наилучшим вариантом реализации речевой деятельности в ходе решения задач речевого общения. Неполноценная речевая деятельность отрицательно воздействует на все области личности ребенка: тормозится формирование его познавательной деятельности, уменьшается эффективность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, у детей возникают трудности в освоении мыслительных операций, нарушаются все виды коммуникации и межличностного взаимодействия, значительно задерживается развитие игровой деятельности, которая, как и в норме, играет главную роль в общем психическом развитии. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления не может осуществляться без овладения новыми словами.
Увеличение словарного запаса у дошкольников является одной из основных воспитательных задач. Уточнение и расширение запаса слов имеет огромное значение для развития логического мышления, поскольку чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. По этой причине развитие словаря необходимо осуществлять не только с целью наиболее полной коррекции нарушений речи, но и с целью подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе.
В процессе развития психических процессов, таких как мышление, восприятие, представления, память, увеличения числа контактов с окружающей действительностью, роста сенсорного опыта ребенка, качественных перемен в его деятельности развивается и словарь ребенка, как в количественном, так и в качественном отношении. Слова в лексиконе не являются отдельными единицами, а соединяются между собой посредством различных смысловых связей, создавая сложную систему семантических полей. По этой причине актуальным считается вопрос о формировании лексико-семантической системы в онтогенезе. В процессе развития мышления и речи ребенка, его лексика не только становится богаче, но и систематизируется, упорядочивается. Происходит как бы группировка слов в семантические поля, при которой идет распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. В ядро семантического поля входят наиболее употребляемые слова, которые имеют выраженные семантические признаки.
Знакомство с окружающим, в частности, с профессиями взрослых, представляет собой одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста. В процессе занятий по ознакомлению с профессиями у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Основным методом развития словаря в процессе знакомства с профессиями является игра, поскольку она представляет собой ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Она представляет собой неотъемлемое средство знакомства детей с профессиями взрослых.
Для выявления уровня владения словарем детей старшего дошкольного возраста, обозначающим профессии взрослых, был проведен констатирующий эксперимент. Для его осуществления была разработана анкета, которая позволила оценить с разных сторон, насколько хорошо каждый ребенок владеет словарем, обозначающим профессии взрослых людей, а именно, способен ли он точно и правильно определить названия профессий и орудий труда, перечислить трудовые действия соответствующей профессии, назвать профессии родителей, имеет ли представления о структуре той или иной профессии, осознает ли значимость профессии.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста в обследованной группе обладают недостаточным уровнем владения словарем, обозначающим професссии. Они дают неточный ответ, не выделяют отдельные детали процесса, называют не все орудия труда, опускают отдельные трудовые действия и значимость результата, часто используют помощь взрослого, не всегда характеризуют труд взрослых, опираясь на описание значимости труда, инструментов, трудовых действий; опускают некоторые действия при изложении последовательности организации труда.
Результаты исследования подтвердили необходимость проведения серьезной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словаря в процессе ознакомления с профессиями, а именно систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях; организации непосредственного познания окружающего; постепенное усложнение содержания программы словарной работы; единство развития словаря с развитием познавательных процессов; формирование положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых.
Результаты исследования могут представлять интерес для педагогов и родителей. Для педагогов - возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы формирования у детей словаря, обозначающего профессии. Для родителей - возможностью использования полученного в исследовании материала для собственного просвещения по этой теме, для углубления знаний о своем ребенке, его словарном запасе и о трудовом воспитании.
1. Белова, Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста [Текст] / Е.С. Белова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №1. - С. 136-141.
2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 35-38.
3. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие [Текст] / Т.М. Бондаренко. - М.: Метода, 2014. - 208 с.
4. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
5. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 136 с.
6. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №1. - С. 56-63.
7. Волокитина, А.Ю. Проект «Играя – познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника [Текст] / А.Ю. Волокитина, В.Ю. Шишкина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 252-253.
8. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - №13. - С. 60-68.
9. Година, Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности: методическое пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 2012. - 301 с.
10. Голубь, М.С. Анализ наследия педагогов исследователей в теорию развития речи дошкольников [Текст] / М.С. Голубь // Концепт. – 2016. – №10. – С. 66–70.
11. Запрудина, М.В. Становление лексической системности у дошкольников с нормой речевого развития и особенности формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М.В. Запрудина, В.В. Якушева // Символ науки. - 2017. – №3. - С. 99-102.
12. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - №5. - С. 112-116.
13. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: методическое пособие [Текст] / В.П. Кондрашов. - Балашов: «Николаев», 2012. - 125 с.
14. Кудайбергенова, М.Б. Методы развития речи у дошкольников [Текст] / М.Б. Кудайбергенова, А.А. Умиралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - C. 24-29.
15. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
16. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие и дидактические материалы [Текст] / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 48 с.
17. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С. 23-27.
18. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека [Текст] / И.Г. Маланчук // Сибирский психологический журнал. - 2013. - №3. - С. 76-80.
19. Наумова, Н.В. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС [Текст] / Н.В. Наумова, О.Г. Григорьева, О.Г. Шарахова // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2016. - №2. - С. 65-71.
20. Нейман, О.В. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Нейман, Я.А. Шаяхметова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 109-111.
21. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе: проблемы моделирования [Текст] / А.А. Петрова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 112-117.
22. Равковская, Е.А. Разными традициями, профессиями славится русская изба! [Текст] / Е.А. Равковская, О.А. Украенко // Образование. Карьера. Общество. - 2016. - №2. - С. 55-57.
23. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2013. - №12. - С. 5-13.
25. Хохрякова, А.А. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых [Текст] / А.А. Хохрякова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. - С. 45-49.
26. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. - №2. - С. 60-67.
27. Черкова, Н.Н. В мире профессий: методическое пособие [Текст] / Н.Н. Черкова. - М.: Наука, 2012. - 132 с.
28. Шатрова, С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром [Текст] / С.А. Шатрова, С.А. Слизова // Концепт. - 2014. - №12. - С. 71-75.
29. Шестакова, Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников [Текст] / Н.В. Шестакова // Концепт. – 2016. – №3. – С. 66–70.
30. Юрченко, Е.В. Инновационные формы речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Текст] / Е.В. Юрченко, О.И. Баталина // Эксперимент и инновации. - 2015. – №4. - С. 27-30.