Введение 3
Глава 1 Проблема отцов и детей в произведениях В. Г. Распутина 5
1.1. Нравственная проблематика в произведениях В. Г. Распутина 5
1.2. Проблема отцов и детей в творчестве В.Г. Распутина 9
Выводы по главе 1 20
Глава 2 Изучение повестей и рассказов В.Г. Распутина на уроках литературы 22
2.1. Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок» 22
2.2 Конспект урока литературы в 11 классе по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» 31
Выводы по главе 2 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Формирование духовных основ личности должно происходить ежедневно и ежечасно на протяжении многих лет жизни, в том числе и в школьной жизни учащихся, урочной и внеурочной. Во многом этому способствует приобщение детей к духовному наследию прошлого, отраженному в творчестве современных писателей.
В художественном осмыслении всех человеческих дел и поступков русская литература на всем пространстве своего становления и развития черпала истоки в духовной силе и красоте русского народа. Валентин Григорьевич Распутин — один из крупнейших представителей современной традиционалистской прозы.
Идея возрождения русской духовности побуждала В. Г. Распутина обратиться к художественному исследованию проблемы отцов и детей. Именно в восстановлении связи между поколениями писатель видел залог здорового развития общества. Изучение произведений В.Г. Распутина в школе имеет большое воспитательное и эстетическое значение. Таким образом, тема исследования является, безусловно, актуальной.
Объектом исследования явление художественный мир произведений В. Г. Распутина.
Предмет исследования – проблема отцов и детей в рассказах и повестях В. Г. Распутина.
Цель исследования – описать освещение проблемы отцов и детей в рассказах и повестях В.Г. Распутина.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Осветить нравственную проблематику в произведениях В.Г. Распутина.
2. Проанализировать освещение проблемы отцов и детей в произведениях В.Г. Распутина 1970-2000 гг.
3. Разработать конспекты уроков литературы по произведениям В.Г. Распутина в средней общеобразовательной школе.
Материалом исследования послужили произведения В. Г. Распутина: «Прощание с Матерой», «Изба», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту же землю», «Последний срок», «Женский разговор».
Творчество В.Г. Распутина достаточно хорошо изучено в отечественном литературоведении. За последние десятилетия появились многочисленные исследования о писателе как общего, так и частного характера. Большое значение имеют исследования И. Панкеева, Л. Вуколова, С. Семеновой, В. Курбатова, Н. Тендитник, Н. Котенко, В. Шапошникова. Творчество В. Распутина исследовалось отечественными литературоведами в совокупности идейно-философских, духовно-нравственных, композиционно-стилевых особенностей. Исследователи обращали внимание на близость мировоззрения В. Распутина мировоззрению писателей-«деревенщиков». Однако в отечественной и зарубежной науке очень мало работ, в которых рассматривается такой аспект творчества писателя, как проблема «отцов и детей» в рассказах В. Распутина, и отсутствуют исследования, где она изучается целостно и системно.
Основными методами, используемыми в настоящем исследовании, являются описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию, а также психологический метод литературоведения.
Структура курсовой работы носит традиционный характер, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов.
Творчество В.Г. Распутина всегда освещала актуальные проблемы современной писателю России. Многие события, произошедшие с русской глубинкой нашли свое отражение на страницах повестей и рассказов писателя.
В раннем творчестве писатель поднимает вопросы разложения традиционного быта русской деревни, проблемы разрушения природы, но главными все-таки являлись проблемы нравственности. Носителями русской духовности, традиций воспитания, жертвенной любви в произведениях В.Г. Распутина часто становятся старухи — представители поколения отцов.
С самых ранних произведений писатель озабочен проблемой отцов и детей, связи поколений, исторической памятью. Конфликт отцов и детей в рассказах и повестях Распутина сглажен. Старшее поколение жалеет поколение детей, понимает и свою ответственность за исковерканные жизни молодых.
Примерами тому служат Дарья и Анна из «Прощания с Матерой» и повести «Последний срок». На их фоне поколение детей изображено оторванным от Дома, не имеющим твердого основания в жизни. Поколения отцов и детей часто разделены и топосами: старики остаются в деревне, молодые живут в городе.
В более поздних произведениях писателя конфликт отцов и детей обостряется. Матери становятся на защиту своих детей, на защиту своих традиций, родовой памяти. Герои старшего поколения занимают более активную позицию. В сюжетах рассказов появляется поколение внуков, на которое автор возлагает большие надежды. Не сломили обстоятельства Аксинью из рассказа «Изба», наставляет советом свою внучку Вику Наталья в «Женском разговоре», младший Иван из «Дочь Ивана, мать Ивана» едет в деревню рубить храм.
В возвращении к традиционной нравственности, многовековым устоям русской жизни видит решение проблемы отцов и детей В. Г. Распутин.
В современной школе на уроках по произведениям Распутина учителю следует значительное внимание уделять анализу поступков и чувств героев. Поскольку в рассказах и повестях писателя конфликт отцов и детей часто протекает скрыто, как например, в повести «Последний срок», рассказе «Женский разговор», учащимся может быть сложно понять отношения героев как конфликтные, ведь герои не ведут себя агрессивно.
Большое значение, по нашему мнению, имеет самостоятельная работа учащихся с текстом произведения. В предложенных нами конспектах уроков литературы для 11 класса по произведениям В.Г. Распутина предусмотрен анализ текста учащимися в различных формах групповой и индивидуальной работы: беседа по вопросам, монологической высказывание, работа в группах и т. д. Знания, полученные самостоятельно, легче воспроизводятся учащимися. Поднимаемые в произведениях нравственные проблемы не оставят старшеклассников равнодушными, а значит, будет реализован их воспитательный потенциал.
1. Аникин А. А. Тема «отцов и детей» в русской классике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/37134.php.ELEMENT_ID=37134&PAGEN_1=2 (Дата обращения 25.02.0218)
2. Бедрикова М.Л. Концепт «душа» в поздней прозе и публицистике В. Распутина [Текст]// LIBRI MAGISTRI. - 2015 - №1 - С. 174-183.
3. Васильева Ю. О. Концепция человека в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» [Текст]// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. - №1-2. - С.183-188.
4. Иванова В. Я. Сотериологическая сущность концепта радость в повести Валентина Распутина Последний срок [Текст]// Вестник ИГЛУ. 2010.- №3 (11). - С.101-107.
5. Калинина И.П. Дочь Ивана против матери Ивана? [Текст] // Вестник ТГУ. 2008. - №9. - С.170-174
6. Каминский П. П. Проблема разрыва связи поколений в публицистике B. Распутина (1990-2000) [Текст]// Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2008. - №9. - С.187-199
7. Ковтун Н.В. Трансформация погребального обряда в поздних рассказах В. Распутина [Текст] // Вестник кемеровского государственного университета 2015. - № 2-4 (62) - С. 144-151.
8. Королева С. Ю. Образ праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (К вопросу о художественном воплощении народной религиозности)[Текст]// Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009 - №1 — С. 79-89
9. Костанян Н.Н. Основание должно оставаться основанием (по рассказу В.Г. Распутина «Изба») [Текст]// Образование в современной школе. 2012 - №11 — С. 15-21.
10. Кузнецова Е. Н. Влияние ономапоэтики на формирование художественных образов в повести В. Г. Распутина «Последний срок» [Текст]// Вектор науки ТГУ. 2014. - №3. - С.176-180
11. Кузнецова О. В. Духовно-нравственная проблематика позднего художественного творчества В. Г. Распутина (к 70-летию писателя) [Текст]// Вестник ТГУ. 2007. - №4. - С.138-141
12. Меринов В. Ю., Карпенко И. И. Тема экологии в творчестве В. Г. Распутина [Текст] // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. - №27 (170). - С.85-92.
13. Распутин В. В ту же землю. Рассказ [Текст] // В.Г. Распутин. В ту же землю. Повесть, рассказы. М.: Вагриус, 2001. - 402 c.
14. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно. Рассказ [Текст]// Распутин В. Уроки французского. Избранная проза и публицистика. М.: Жизнь и мысль, 2004. - 512 с.
15. Распутин В.Г. Повести и рассказы. – М., 2005. – 595 с.
16. Распутин В.Г. Прощание с Матерой // В.Г. Распутин Уроки французского. Избранная проза и публицистика. М.: Жизнь и мысль, 2004. - 512 с.
17. Смирнова Н. Н. Концепция праведничества в повести В. Г. Распутина «Последний срок» [Текст]// Вестник ТГПУ. 2010. - №8. - С.122-126.
18. Степанова В.А. Тема цивилизационных преображений в прозе В. Распутина [Текст] //Вестник омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017 -№ 2 (15) . - С. 86-90.
19. Урбан-Подолян А. Языковой образ смерти в повести Валентина Распутина «Последний срок» [Текст] // Вестник науки Сибири. 2013. - №2 (8). - С.189-198.