Введение 3
Глава 1 Проблема отцов и детей в произведениях В. Г. Распутина 5
1.1. Нравственная проблематика в произведениях В. Г. Распутина 5
1.2. Проблема отцов и детей в творчестве В.Г. Распутина 9
Выводы по главе 1 20
Глава 2 Изучение повестей и рассказов В.Г. Распутина на уроках литературы 22
2.1. Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок» 22
2.2 Конспект урока литературы в 11 классе по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» 31
Выводы по главе 2 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Формирование духовных основ личности должно происходить ежедневно и ежечасно на протяжении многих лет жизни, в том числе и в школьной жизни учащихся, урочной и внеурочной. Во многом этому способствует приобщение детей к духовному наследию прошлого, отраженному в творчестве современных писателей.
В художественном осмыслении всех человеческих дел и поступков русская литература на всем пространстве своего становления и развития черпала истоки в духовной силе и красоте русского народа. Валентин Григорьевич Распутин — один из крупнейших представителей современной традиционалистской прозы.
Идея возрождения русской духовности побуждала В. Г. Распутина обратиться к художественному исследованию проблемы отцов и детей. Именно в восстановлении связи между поколениями писатель видел залог здорового развития общества. Изучение произведений В.Г. Распутина в школе имеет большое воспитательное и эстетическое значение. Таким образом, тема исследования является, безусловно, актуальной.
Объектом исследования явление художественный мир произведений В. Г. Распутина.
Предмет исследования – проблема отцов и детей в рассказах и повестях В. Г. Распутина.
Цель исследования – описать освещение проблемы отцов и детей в рассказах и повестях В.Г. Распутина.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Осветить нравственную проблематику в произведениях В.Г. Распутина.
2. Проанализировать освещение проблемы отцов и детей в произведениях В.Г. Распутина 1970-2000 гг.
3. Разработать конспекты уроков литературы по произведениям В.Г. Распутина в средней общеобразовательной школе.
Материалом исследования послужили произведения В. Г. Распутина: «Прощание с Матерой», «Изба», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту же землю», «Последний срок», «Женский разговор».
Творчество В.Г. Распутина достаточно хорошо изучено в отечественном литературоведении. За последние десятилетия появились многочисленные исследования о писателе как общего, так и частного характера. Большое значение имеют исследования И. Панкеева, Л. Вуколова, С. Семеновой, В. Курбатова, Н. Тендитник, Н. Котенко, В. Шапошникова. Творчество В. Распутина исследовалось отечественными литературоведами в совокупности идейно-философских, духовно-нравственных, композиционно-стилевых особенностей. Исследователи обращали внимание на близость мировоззрения В. Распутина мировоззрению писателей-«деревенщиков». Однако в отечественной и зарубежной науке очень мало работ, в которых рассматривается такой аспект творчества писателя, как проблема «отцов и детей» в рассказах В. Распутина, и отсутствуют исследования, где она изучается целостно и системно.
Основными методами, используемыми в настоящем исследовании, являются описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию, а также психологический метод литературоведения.
Структура курсовой работы носит традиционный характер, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов.
Творчество В.Г. Распутина всегда освещала актуальные проблемы современной писателю России. Многие события, произошедшие с русской глубинкой нашли свое отражение на страницах повестей и рассказов писателя.
В раннем творчестве писатель поднимает вопросы разложения традиционного быта русской деревни, проблемы разрушения природы, но главными все-таки являлись проблемы нравственности. Носителями русской духовности, традиций воспитания, жертвенной любви в произведениях В.Г. Распутина часто становятся старухи — представители поколения отцов.
С самых ранних произведений писатель озабочен проблемой отцов и детей, связи поколений, исторической памятью. Конфликт отцов и детей в рассказах и повестях Распутина сглажен. Старшее поколение жалеет поколение детей, понимает и свою ответственность за исковерканные жизни молодых.
Примерами тому служат Дарья и Анна из «Прощания с Матерой» и повести «Последний срок». На их фоне поколение детей изображено оторванным от Дома, не имеющим твердого основания в жизни. Поколения отцов и детей часто разделены и топосами: старики остаются в деревне, молодые живут в городе.
В более поздних произведениях писателя конфликт отцов и детей обостряется. Матери становятся на защиту своих детей, на защиту своих традиций, родовой памяти. Герои старшего поколения занимают более активную позицию. В сюжетах рассказов появляется поколение внуков, на которое автор возлагает большие надежды. Не сломили обстоятельства Аксинью из рассказа «Изба», наставляет советом свою внучку Вику Наталья в «Женском разговоре», младший Иван из «Дочь Ивана, мать Ивана» едет в деревню рубить храм.
В возвращении к традиционной нравственности, многовековым устоям русской жизни видит решение проблемы отцов и детей В. Г. Распутин.
В современной школе на уроках по произведениям Распутина учителю следует значительное внимание уделять анализу поступков и чувств героев. Поскольку в рассказах и повестях писателя конфликт отцов и детей часто протекает скрыто, как например, в повести «Последний срок», рассказе «Женский разговор», учащимся может быть сложно понять отношения героев как конфликтные, ведь герои не ведут себя агрессивно.
Большое значение, по нашему мнению, имеет самостоятельная работа учащихся с текстом произведения. В предложенных нами конспектах уроков литературы для 11 класса по произведениям В.Г. Распутина предусмотрен анализ текста учащимися в различных формах групповой и индивидуальной работы: беседа по вопросам, монологической высказывание, работа в группах и т. д. Знания, полученные самостоятельно, легче воспроизводятся учащимися. Поднимаемые в произведениях нравственные проблемы не оставят старшеклассников равнодушными, а значит, будет реализован их воспитательный потенциал.